Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 322

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если т Z А — г, то можно также

писать

л

О

Sin r ° =

— ,

 

с

Эти записи имеют смысл, поскольку отношение а]с определено, если мы знаем Z А или г.

Аналогично, отношение Ь/с

называется косинусом Z А, и мы

пишем

 

cos Z . A - —,

или cosг° = —,

с

с

Отношение alb называется тангенсом Z А, что записывается так:

 

tg Z A = j ,

или tg r° = ~ .

Итак,

 

 

 

 

sin Z А =

sinr° = —,

 

 

с

 

 

L

 

 

cos Z A = cos r° = —,

 

t g Z A =

tgr° = | .

 

Для некоторых углов и некоторых

чисел

г тригонометрические

отношения

легко

подсчитать.

Пусть,

например,

г — 45.

Так как тригонометрические от­

ношения от размеров треугольника не зависят, то мы можем взять любой прямоугольный Д АВС с углом в 45° при вершине А. Этот треугольник будет

равнобедренным,

причем а = 6.

Если мы

примем,

что

a — b= 1,

то

по

теореме

Пифагора

с = 1/2,

как это показано на

рисунке.

Теперь мы имеем

 

 

 

* .

ц

-

j г - 0

й

 

1

1^"2

 

sin,/ ^4 = sin45

с

у

2

2

 

 

 

 

cos Z A = cos 4 5 °= — = - ^ - = ^^-,

 

 

 

 

с

у

2

2

 

tg Z A = t g 4 5 ° = f = 1 = 1 .

В

В

(Вопрос. Изменились ли бы тригонометрические отношения, если бы мы взяли а = 6= 3? Почему да или почему нет?)

Случай г = 30 почти столь же прост.

380


Из теоремы 9.27 мы знаем, что а = ~ . Так как размеры тре­

угольника роли не играют, мы можем, как показано на рисунке, считать, что с= 2 и й = 1 . Тогда по теореме Пифагора Ь2 = с2 а2= = 4 —1=3. Мы можем теперь выписать значения:

( П р е д о с т е р е жение . В выражениях sinг°, cos/-°, tgr° мы пользуемся знаком 0 градуса. Мы это делаем по той причине, что позднее вы будете пользоваться другой единицей измерения углов, называемой радианом. Чтобы знать, чему равен синус данного числа, надо знать, в каких единицах измеряется угол.)

Задачи к § 7

1.Даны прямоугольные треугольники с указанными на рисунке длинами сто­ рон. Найдите следующие тригонометрические отношения:

a)sin Z A;

e)sin z N ;

i)cos z P ,‘

b)cos Z А\ f)cos Z D; j)cos z N ;

с) tg z

A;

d) sin

Z D ;

g) tg z

Я ;

h) tg

Z P ‘,

k) tg z

£>;

1) sin

z E .

2. Даны треугольники

с пометками.

Найдите

следующие тригонометрические

отношения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

cos Z

G;

b)

sin

Z

Я ;

с)

tg

Z

Т;

d)

sin

Z

W\

e)

cos Z

Д ;

Ü

tg

z

G;

g)

sin

z

X\

h)

cos Z

Y.

381


3. Гипотенуза A B прямоугольного А А В С

имеет длину 25 см.

4

a) Какую длину имеет катет В С , если

sin А A = -jr?

b) Чему равен tg Z А , выраженный в десятичной дроби, если cos Z /4 = 0,60?

c) Какую длину имеют катеты А С и В С , ёсли tg Z Л = 3 у ?

4. В Л GKM имеем СУМ =

3 0 , G/C = 50

и cos z G = 0,80. Найдите высоту, про­

веденную из вершины

М, и площадь

А GKM .

5.

В трапеции A BC D сторона

DC\\AB, AD = 20 и В С = 26. Чему равна высота

 

трапеции

и

чему

равен

sin Z В , если

sin Z Л = 0 ,5 ?

 

6.

Найдите

sin 60°, cos 60°-

и tg 60°.

 

 

 

 

 

7.

Покажите,

что sin 30? =

cos 60°,

 

 

 

 

 

 

8.

Как

связаны

tg 60° и tg 30°?

 

 

 

 

 

 

9.

В

А

PQR имеем sin Z Р — ~ Ѵ

2

и cos Z Q = ^ - V 3 . Найдите m Z R-

10.

В

А A B C

имеем

tg Z A =

1^3

и tg z С =

1^3/3. Найдите m L B .

11.

В A G H K

имеем

tg Z

// =

2 cos Z G = l .

Найдите m z K .

12. Диагональ BD параллелограмма A BC D перпен­

 

 

дикулярна стороне A B .

Чему

равна S Q .4BCD,

 

 

 

если

А В = Ъ и tg Z Л =

1?

 

 

 

 

 

 

 

13.

Докажите следующую

теорему:

 

 

 

 

 

 

 

Синус

 

ост рого

угла

равен

косинусу его до­

 

 

 

полнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Докажите следующую теорему:

 

 

 

 

 

 

 

П роизведение т ангенса ост рого

угла

н а

т ан­

 

 

 

генс его дополнения равно 1.

 

 

 

 

 

 

15+. Покажите,

что tg Z Л =

sin Z Л

для

любого

острого

z Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

cos Z Л

 

 

 

 

 

16+ . Покажите,

что (sin Z

Л)2+ (cos Z Л)а= 1

для

любого

острого Z Л.

17+ . Покажите, что площадь равностороннего треугольника со стороной длины 1

равна (sin 60°) (cos 609).

 

Конкурсная задача

 

Докажите следующую

теорему:

Д ан А А В С с острым

Z Л. Тогда а2 = й2 -f- с2— 2bc cos Z Л.

382


§ 8. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ТАБЛИЦ

В предыдущем параграфе мы вычислили синус, косинус и тан­ генс углов в 30°, 45° и 60°. Они были выражены через ~\f2 и

]/3 . Разложения в десятичную дробь (с тремя верными десятич­ ными знаками) этих чисел и чисел, им обратных, имеют вид:

V 2 — 1,414; Л -* = Ц - = 0,707;

1/3 = 1,732; . p L = ^ = 0,577.

Поэтому

 

Sin 30° =

 

 

0,500,

 

C

опо

S

] / 3

1,732

п о с г

30O =

 

0,866,

 

t g з о ° =

 

 

= 0 ,5 7 7 .

Подобным же образом можно подсчитать тригонометрические отно­ шения для углов в 45° и в 60°. Так мы получаем следующую таб­ лицу:

Угол

Синус

Косинус

Тангенс

30

0,500

0,866

0,577

45

. 0,707

0,707

1,000

60

0,866

0,500

1,732

Это —все

тригонометрические

отношения,

которые мы

пока

умеем

вычислять. С помощью более сложных методов можно вы­

числить

синус,

косинус

и тангенс л юб о г о

угла с какой-угодно

точностью. (Фактически

такие таблицы составляли еще древние

греки, которые использовали эти таблицы

в астрономии.) На

стр. 411

вы

найдете таблицу значений тригонометрических

отно­

шений

для

углов,

мера

которых

составляет

целое число граду­

сов. В этой

таблице

значения приведены с точностью до трех де­

сятичных знаков, что вполне достаточно для наших целей.

 

Такие

таблицы

имеют много важных приложений. Допустим,

например,

что землемер хочет определить расстояние между двумя

точками,

лежащими

на

противоположных сторонах пруда. Изме­

рить расстояние

ВС непосредственно он не может. Но он

может

измерить

расстояние

AB

и меру угла г. Предположим, он нашел,

что AB = 305 м и г = 32,

 

 

 

 

383


Так как

В

sin г°

ВС A B

то

ВС = AB sin r°.

Землемер смотрит в таблицу и на­ ходит, что sin 32° = 0,530. Поэтому

ВС = 305 0,530= 161,65 м.

Землемеры, которым приходится решать такого рода задачи, решают их описанном методом.

Эти таблицы можно применять и для других типов косвенных измерений. Один способ, позволяющий измерить высоту флагштока, не влезая на него, состоит в том, чтобы отмерить какое-либо рас­ стояние, скажем 30 м, от основания флагштока, а затем измерить

угол, обозначенный

на рисунке

буквой А. На нашем рисунке

отрезок

ВС изображает флагшток,

а т /_ А = 22.

 

 

Так

как

 

 

 

д

 

+о 22° = —

 

 

 

то

 

 

 

 

 

ВС = АС tg 22° = 30

-0,404= 12,12

м.

30

м

 

 

 

 

Заметим, что в такого рода задачах мы всегда можем быть уверены, что арифметические действия, которые потребуется про­ извести, будут очень простыми. От основания флагштока мы можем отмерить какое угодно расстояние, и таким образом выбрать точку А, для которой расстояние АС будет равно целому числу метров.

Задачи к § 8

'

1. Пользуясь таблицей тригонометрических отношений, запишите следующие числа в виде десятичных дробей:

а) sin 129: е) sin 50°; О tg 32;

b)

cos 359;

c)

tg 20°;

d)

cos 66°;

f)

cos 40°;

g)

tg 822;

h)

sin 3a;

j)

cos 602.

 

 

 

 

Найдите т Z А , если дано, что

а)

sin

 

Z

А == 0,309;

с)

t g z

 

л =

0,306;

е)

tg

Z

А =

2,904;

g)

sin

 

д

А == 0,454;

і)

tg L

A — 8,144:

b)cos L А = 0,208;

d)cös Z А = 0,961;

f)sin Z А == 0,961;

h)cos Z А = 0,731;

j)tg Z А = 0,554.

384