Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 328

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.

Для каких из следующих теорем о подобии нет аналогичных теорем о кон­

 

груэнтности: С У С ,

ССС,

У У У ,

У У 7

 

3.

Докажите следующую теорему:

 

 

 

 

Л ю бы е две соответствующие м едианы подобных т реугольников относятся

 

как

соответствующие стороны.

 

 

4.

Дан

рисунок,

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А Е

Б Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е С

ED

'

 

 

 

 

Докажите: 1°. Л А Е В ~

А CED .

 

 

 

 

 

2о.

A B II DC.

 

 

 

 

5.

Докажите, что если два равнобедренных тре­

 

 

угольника

имеют конгруэнтные

углы при

 

 

вершине,

то они подобны.

 

 

0

6. Могут ли

два

треугольника быть подобны,

 

 

если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a) два угла

одного

из

них

имеют меры 60

 

 

и 70, а два угла

другого

имеют меры 50

 

 

и 80;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B) два угла одного

из них имеют меры 45

 

 

и 75,

а два

угла

другого

имеют меры 45

 

и60;

c)один из них имеет угол с мерой 40 и две

 

стороны

длины

5, а

другой

имеет

угол

 

 

с мерой 70 и две стороны длины 8;

 

о

d)

один из

них

имеет

стороны длины

5, 6

 

и 9, а другой— периметр 8 420

000?

 

 

7. Докажите, что PQ ||A B

(рис. второй снизу).

 

8. На

рисунке

х,

у

и

г — длины

отрезков

 

М В, Ш и MC.

 

 

 

 

 

 

a)Какой должна быть длина отрезка M D, чтобы треугольники были подобны?

B ) Если г = 2х, то будет ли т /_ D — Ъп Z А?

л71


9. На этом рисунке А ADC ~ Д P S R , CD

и R S — медианы. Докажите, что Л А ВС ~

~Л PQR.

10.Три прямые, имеющие общую точку Р,

пересекают

параллельные плоскости

Е

 

и F

соответственно

в

точках

R

и К.,

S

Н

и М, Т и Н.

Докажите,

что

А Н М К ~

 

~

А

T S R , если Д Р =

4, AfP =

6,

Я Р =

7,

 

Я Р = 1 0 , S P = 15 и Т Р = 1 7 ,5 .

 

 

 

 

11+.

Если

следующее

утверждение

верно,

 

то докажите его; если оно неверно, то

 

приведите

контрпример.

 

 

 

 

 

 

Д ано соответствие м еж ду двумя т ре­

 

угольниками.

Если длины

двух ст орон

од ­

 

ного

т реугольника

пропорциональны дли ­

 

нам

соответствующих

ст орон

другого

 

т реугольника,

а угол,

прот ивополож ный

 

одной из этих

ст орон,

конгруэнт ен соот ­

 

ветствующему углу,

т о т реугольники по­

 

добны .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12+.

На

этом

рисунке

PQ — P R

и PQ || АС.

 

Какие из следующих утверждений

верны:

 

Конкурсная задача

D — середина стороны AB в А А ВС,

а Е — такая

точка стороны АС,

что

4Е >

ЕС . Прямые DE и В С

пересекаются в точке F . Докажите, что F B - C E

=

=

ЕА . (У к а з а н и е. Пусть прямая,

проходящая

через С и параллельная

A B ,

пересекает отрезок E F

в точке Р .)

 

 

 

372


§ 5. ПОДОБИЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ

Теорема 12.7

Высота, проведенная из вершины прямого угла прямоугольного треугольника, делит этот треугольник на два треугольника, подобных друг другу и исходному треугольнику.

Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а .

с

Пусть Д АВС прямоугольный

 

треугольник с прямым углом С и

 

пусть CD высота, опущенная из

 

С на ÄB. Тогда

 

Д ACD ~ Д АВС ~ Д CBD.

 

(Заметим, что в данном случае вторая формулировка является более полной, чем исходная формулировка теоремы, так как здесь объ­ ясняется, какие именно соответствия между треугольниками явля­ ются подобиями. Заметим также, что из рисунка легко усмотреть (и запомнить), какими должны быть эти соответствия. В соответ­ ствии между Д ACD и Д АВС мы должны иметь А ■<-+А, по­ скольку /_ А — общий угол этих двух треугольников. Мы должны

также иметь

потому что D и С — вершины прямых углов

этих треугольников.

Наконец, мы должны иметь С*-*-В, так как

вершине С больше не во что переходить. Таким образом, мы полу­

чаем соответствие A C D ^ - АВС. Аналогично и для

второго соот­

ветствия ABC^-CBD .)

/_ d ^

Z. с,

так

как

оба эти

Д о к а з а т е л ь с т в о . Очевидно,

угла —прямые. Кроме того, Z

Д-

Таким

образом,

в соот­

ветствии ACD ■*-»■АВС два угла одного треугольника

конгруэнтны

соответствующим углам другого. На основании УУ-следствия имеем

/\A C D ~ /\А В С .

Вторая половина теоремы доказывается точно так же: поскольку

L d'

L

с и L B ^ /_В, то УУ-следствие дает

 

 

Д A B C ~ A C B D .

 

Теорема

12.8

 

Даны

прямоугольный треугольник и высота,

проведенная из

вершины его прямого угла.

 

1°. Высота есть среднее геометрическое отрезков, на которые

она делит

гипотенузу1'*.

 

J) Разумеется, здесь речь идет о длине этих отрезков,

как и о длине кате­

тов, гипотенузы и высоты (см. замечание перед теоремой

11.1).

373


2°. Каждый

катет

есть среднее геометрическое

гипотенузы

и отрезка гипотенузы, смежного с этим катетом.

 

Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а .

Пусть Д АВС —- прямоугольный

треугольник с прямым углом С и пусть

CD высота,

проведенная

из вершины С. Тогда

 

 

 

с

 

А Р

_

с р _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CD

~

BD

 

 

 

 

А Р

_

АС_

 

 

 

 

 

АС

~

A B

'

 

 

 

 

BD

 

ВС

 

 

 

 

 

В С

~

ВА

'

 

 

 

 

Д о к а з а т е л ь с т в о .

На основании

теоремы 12.7

имеем

 

 

 

Д

ACD ~

Д CBD,

(1)

 

 

 

Д ACD ~

Д АВС,

(2a)

 

 

 

A C B D ^ & A B C .

(26)

Соотношения, выписанные выше, — это просто пропорциональ­ ности пар соответствующих сторон подобных треугольников.

Задачи к § 5

( З а м е ч а н и е .

Выражения, содержащие радикалы, следует приводить к на­

иболее простому

виду.)

1.На этом рисунке CZ>J_ Ä B и □ C FD E — прямоугольник. Выпишите все подобия для треугольников, подобных А А В С . (Не забудьте, что соответствие между тре­ угольниками должно правильно указы­ вать пары соответствующих вершин.)

2.На этом рисунке CD — высота, проведен­ ная к гипотенузе А А ВС .

С

a)

Дано,

что г — 4

и s — 9.

Найдите h.

b) Дано,

что г =

7

и s =

28.

Найдите А.

c)

Дано,

что г =

9

и s =

3.

Найдите а.

d)

Дано,

что г — 7

и s =

21.

Найдите Ь.

e)

Дано,

что г= У 3

и

s — 12. Найдите

 

А, а и

А.

 

 

 

 


3.

На

этом

рисунке R S — высота,

проведенная

R

 

 

к гипотенузе PQ в А PQR.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

Дано,

что

т

=

27

и

я =

 

3.

 

Найдите

 

 

 

 

 

а,

р

в

q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Дано,

что

гп =

24

 

и

 

п — 6.

 

Найдите

 

 

 

 

 

а,

р

и q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c)

Дано,

что

m — \RІ8

и

я =

К в .

Найдите

 

 

 

 

а,

р

в

q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d)

Дано,

что р — 15

 

и п — 9.

 

Найдите m

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e)

Дано,

что

а =

8

 

и

т

=

 

16.

 

Найдите

 

 

 

 

 

я,

р

в

q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

4*. На

этом

рисунке Ä K высота,

проведен­

 

 

 

ная к гипотенузе А АВС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a) Дано,

что

е =

 

5

 

и h = 1 5 .

Найдите

 

 

 

 

f,

b

в

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Дано,

что

6 =

 

4 ^ 3

и

е = 4 .

 

Найдите

 

 

 

 

/,

h

и

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c)

Дано,

что

с — 6\^2

и

 

е — 4.

Найдите

 

 

 

 

f,

Ъ

в

h.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d)

Дано,

что

6 =

3 УТО

и / = 1 3 .

Найдите

 

 

 

 

е,

h

и

с,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e)

Дано,

что

6 = / =

8.

Найдите е,

h и с.

 

 

 

5. Высота, проведенная из вершины

прямого

угла прямоугольного

треуголь­

 

ника, делит гипотенузу на два отрезка длин г и s. Докажите, что площадь

 

треугольника

равна

произведению

среднего

геометрического чисел

г и s на

 

их

среднее

арифметическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' 6. Найдите площадь прямоугольного

треугольника, если дано, что высота, про­

 

веденная из вершины прямого угла, делит гипотенузу на отрезки длин 9 и

 

16; длин 7 и 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Т е о р е м а

П и ф а г о р а ,

 

В

 

§

3

гл.

11

мы доказали теорему Пифагора,

 

опираясь

на формулы

для

 

площадей. Теорема 12.7 наводит на мысль о дру­

 

гом доказательстве этого важного соотношения.

 

 

 

 

На

этом рисунке

Д ЛСД — прямой

угол и CD — высота. По теореме 12.7

 

a — \^cs

 

в

b — \Rcr.

Считая

это

первым пунктом доказательства

того,

что

 

а2+

Ь2 =

с2,

доведите

доказательство

до

конца.

 

 

8.

Дан

Д А В С ,

у

которого

CD

 

есть

высота,

проведенная к гипотенузе

A B .

 

Докажите,

что

 

 

 

ДС2 — ЛС2= Д 0 2— AD\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

А

0 с

В

G

Р

к

 

 

 

9 *. Пусть □

PRH Q — прямоугольник

и H P J_ GK- Докажите,

что

 

S 0PRHQ= V

G Q - Q H . H R - R K .

 

10. А А В С — прямоугольный

треугольник,

причем С — вершина прямого угла.

Биссектриса д В пересекает катет АС в точке D, а биссектриса внешнего

угла с вершиной В пересекает прямую АС в точке Е. Чему равны длины сторон А ЛДС, если B D = 15 и В Е = 20?

375