Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прямоугольного сечения шириной 8—10 мм,

глубиной

30—35 мм

и продувают сжатым воздухом.

покрытия

вырубают

Перед заделкой отколов куски бетонного

по всей их площади с помощью отбойных молотков или выпили­

 

вают

электрофрезами

 

(рис. V.7) с таким расче­

 

том, чтобы

по

всему пе­

 

риметру откола стенки по­

 

крытия были строго вер­

 

тикальными.

Мастику для

 

заливки

трещин и битум

 

для заделки отколов сле­

 

дует применять в подо­

 

гретом виде. Помимо это­

 

го, трещины в бетонных

 

покрытиях

можно

заде­

 

лывать эпоксидными смо­

 

лами.

сильном

износе

 

 

При

 

поверхности

старого

бе­

 

тонного покрытия

восста­

 

новление

его

осущест­

 

вляется

торкретировани­

 

ем быстросхватывающим-

 

ся

цементным

раствором,

 

а

также

созданием

по­

Рис, V.7. Обрезка кромок поврежденного бетон

верхностного слоя из рас­

ного покрытия электрофрезой

ширяющегося

бетона

или

 

в крайнем случае асфаль­

тобетона. Обрабатываемую поверхность предварительно тщательно очищают. Слой торкрета наносится с помощью «цемент-пушки».

Существенного повышения качества работ при восстановлении бетонных покрытий можно достичь за счет применения для пред­ варительной огрунтовки поверхности изношенного слоя покрытия полимерно-цементных бетонов *.

Для капитального восстановления асфальтобетонных покрытий

используются различные асфальтобетонные смеси. В зависимости от объема разрушений смеси приготовляются на полевых асфаль­ тобетонных базах или подвозятся с ближайших асфальтобетонных заводов. Для сокращения сроков восстановления асфальтобетон­ ных и других черных покрытий, а в некоторых случаях и цементо­ бетонных монолитных покрытий применяют черные щебеночные покрытия способом пропитки или смешения на месте, а также хо­ лодные асфальты.

*Полимерно-цементные бетоны представляют собой смесь двух компонентов

сзаполнителем или без него: минерального вяжущего (цемента, гипса) и орга­ нического вяжущего полимера в виде искусственных или естественных веществ (латекс, протеин, битум, козеин и т. п.).

142


При восстановлении покрытий на участках небольшого размера над малыми воронками уплотнение искусственного основания и первого (нижнего) слоя асфальтобетона или черного щебня не может быть выполнено прицепными или самоходными катками. Поэтому используются электрические или ручные трамбовки. Для разогрева асфальтобетонных и других черных покрытий при лик­ видации на них различных повреждений, наплывов и волнистости применяют автомобильные асфальторазогреватели, а также авто­ термосы-ремонтеры Д-187А, снабженные передвижной электро­ станцией и переносным инструментом — электрофрезой, электро­ щеткой и заливщиком трещин. Асфальторазогреватели в течение 5 мин разогревают покрытие площадью до 4,6 м2.

Временное восстановление капитальных покрытий с примене­ нием упрощенных нежестких и сборно-разборных конструкций.

При временном восстановлении капитальных покрытий вновь создаваемые взамен разрушенных участки могут устраиваться в виде упрощенных нежестких конструкций из щебня, грунтощебня, грунтогравия, кирпичного боя с грунтом, шлака с грунтом, грунтоцемента, грунта, стабилизированного черными вяжущими, или путем химического закрепления грунта фурфурол-анилиновыми смолами (ФАС). Отдельные участки можно перекрывать сборно­ разборными покрытиями или мостовой из кирпича и брусчатки.

Для облегчения расчетов требуемой толщины вновь создавае­ мого нежесткого покрытия (по своей прочности эквивалентного ранее существовавшим покрытиям) можно пользоваться специаль­

ными таблицами.

устройстве

покрытия — это малый

Основная

сложность при

фронт работ,

затрудняющий

применение

комплексной механиза­

ции. При восстановлении покрытий на воронках и других дефект­ ных участках диаметром более 10 м разравнивание и перемешива­ ние материалов производятся автогрейдерами или бульдозерами. При использовании для перемешивания бульдозеров их отвалы снабжаются зубьями. Покрытия уплотняют пневморезиновыми, а затем гладкими (желательно моторными) катками. При устрой­ стве покрытий над малыми воронками вместо обычных средств механизации целесообразно применять малогабаритные машины (бульдозер, рыхлитель, грунтосмесительные фрезы и катки). Новое покрытие в местах его примыкания к существующему уплотняется электротрамбовками или вибраторами.

Если для восстановления используются такие вяжущие матери­ алы, как цемент, битум, нефть, фурфурол-анилиновые смолы, то работы заключаются в основном в тщательном разрыхлении и перемешивании местных грунтов с вяжущим и в последующем уплотнении смеси. Стабилизация грунта органическими вяжущими типа битум, деготь или нефть производится только в теплое и сухое время года при температуре воздуха не ниже +20°, стаби­ лизация цементом и фурфурол-анилиновыми смолами — при любой положительной температуре воздуха. Расход вяжущих в зависи­ мости от состава грунта достигает 0,5—3% веса грунта при при­

143


менении фурфурол-анилиновых смол и 7—10% веса грунта при использовании цемента и черных вяжущих.

Работы по стабилизации грунтов на разрушенных участках покрытия ведутся двумя способами. По первому способу, когда работы выполняются в стесненных условиях (над малыми ворон­ ками), перемешивание грунта с вяжущими производится на сто­ роне, в резерве или в специальных растворомешалках с последую­ щим уплотнением его на месте укладки. По второму способу, кото­ рый целесообразен при относительно больших площадях, весь цикл работ производится на месте.

При восстановлении разрушенных участков покрытия с исполь­ зованием сборно-разборных металлических плит их укладывают на хорошо спланированное и уплотненное основание. Сопряжения металлических покрытий с существующими цементобетонными покрытиями бывают двух типов. Первый тип отличается тем, что крайний ряд плит, примыкающих к бетону, крепится металличе­ скими Г-образными ершами к деревянному брусу, уложенному по периметру разрушенного участка. При устройстве сопряжений вто­ рого типа в бетоне предварительно вырубают гнезда, в которые закладывают и заливают быстротвердеющим цементным раствором мягкую трехмиллиметровую проволоку. Гнезда следует распола­ гать в два ряда в шахматном порядке; расстояние между рядами должно быть 40 см, а между гнездами в ряду — 60—80 см. Концы проволоки, выступающие на 25—35 см из бетона, пропускают несколькими витками через отверстия плит и надежно скрепляют их с бетонным покрытием.

Мощение кирпичом или брусчаткой можно производить либо рядами, перпендикулярными к продольной оси покрытия, либо поперечной или продольной елочкой. Швы между рядами кирпичей заполняют жидким цементным раствором состава 1 :5 или 1 :6 либо известково-цементным раствором состава 1 :1 :7 или 1:1:8.

Восстановление упрощенных и сборно-разборных покрытий полевых аэродромов, дорог и площадок

Для восстановления упрощенных покрытий целесообразно при­ менять те же материалы и конструкции, из которых состоит раз­ рушенное покрытие. Упрощенные покрытия, разрушенные взрых­ лением механическими снарядами, когда образующий их материал или часть его сохранена, восстанавливаются, как правило, путем планировки (с предварительным разрыхлением крупных комьев) и уплотнения без добавления или с добавлением нового материала.

При восстановлении дорог, площадок и полевых аэродромов приходится устранять разрушения сборных и сборно-разборных покрытий различных конструкций. В этих случаях целесообразно укладывать на разрушенных участках покрытий сборно-разборные элементы (аналогичные сохранившимся), в первую очередь снятые со второстепенных неразрушенных участков,

144


Как показал опыт войны в Корее и во Вьетнаме, разрушение металлических сборно-разборных покрытий происходит в резуль­ тате воздействия пушечно-пулеметного огня с самолетов, взрывов фугасных, шариковых и осколочных авиабомб, минометно-артил­ лерийского обстрела, а также в результате частичной эвакуации покрытий или порчи их противником при отходе.

При взрыве шариковых бомб образуются небольшие круглые отверстия с выпученными острыми краями. При взрывах осколоч­ ных бомб, мин и снарядов разрушаются и деформируются отдель-

Рис. V.8. Производство

работ

по восстановлению металлического сборно-раз­

 

 

 

 

 

 

борного покрытия:

 

а _

свертывание покрытия

в

рулоны для восстановления и дезактивации основания;

б —

крепление металлических

плит

на

примыкании

к бетонному покрытию; я —замена

от­

дельных

поврежденных плит;

г

и

д — подъем

участка поврежденного покрытия автокра­

ном или вагами и подсыпка

под

покрытие через перфорацию грунтогравийного мате­

риала-

е — сварка отдельных

разрывов

у металлических плит; ж — выравнивание погну-

г

'

 

 

 

 

тых

углов

и скоб

 

И5


может быть укреплено химическими способами с применением синтетических фурфурол-анилиновых смол и других материалов.

Погнутые плиты сборных металлических покрытий выравнивают на простейших правильных станках или на специальных правиль­ ных машинах. Отдельные разрывы плит или отрывы крюков исправляют сваркой.

При восстановлении расстроенных в процессе интенсивной эксплуатации рулонных покрытий из сеток особое внимание сле­ дует обращать на их тщательное натяжение.

Восстановление покрытий из битуминизированных тканей и эластичных синтетических рулонных материалов * (рис. V.9) сво­ дится главным образом к выравниванию и тщательному уплотне­ нию искусственных оснований на поврежденных участках с после­ дующей заклейкой разорванных мест кусками такого же покры­ тия, взятого из резерва или со второстепенных участков.

4. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ

Характер разрушений инженерных сетей и порядок их восстановления

При восстановлении объектов может потребоваться ликвидация повреждений следующих инженерных сетей: дренажных, водосточ­ ных, водопроводных, топливопроводных, теплопроводных, газопро­ водных, канализационных, линий электроснабжения и связи. Как видно из графика, приведенного на рис. V.10, наиболее уязвимы кабельные линии электросети и связи, заглубляемые обычно на 0,7—1,4 м; они могут быть задеты даже при взрыве обычных бомб малого калибра, сброшенных с небольшой высоты. Серьезно повреждаются трубопроводы водостоков, водопроводной н канали­ зационной систем, закладываемые на глубине 1,4—4,5 м.

Линии водоотвода, централизованного снабжения горючим, водоснабжения и канализации разрушаются не только при пря­ мом попадании в сеть, но в ряде случаев и при взрыве в грунте вблизи трубопровода.

При прямом попадании бомб или снарядов помимо разрушения трубы в месте взрыва происходит расстройство одного-двух сосед­ них стыков с двух сторон от места разрушения. В магистральных трубопроводах большого диаметра (400 мм и более) наряду с разрушением трубы в сети возникает явление гидравлического удара, вызывающее расстройство стыков линии даже на значи­ тельном удалении от места взрыва.

При взрыве вблизи трубопровода в зависимости от расстояния

происходит либо разрушение труб

(особенно чугунных, бетонных

* В войсках Англии и США в период

второй мировой войны применялись

в качестве покрытий аэродромов битуминизированные ткани. В настоящее время внедряются рулонные эластичные покрытия из нейлона, стекловолокна и других синтетических тканей.

147