ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
прямоугольного сечения шириной 8—10 мм, |
глубиной |
30—35 мм |
и продувают сжатым воздухом. |
покрытия |
вырубают |
Перед заделкой отколов куски бетонного |
по всей их площади с помощью отбойных молотков или выпили
|
вают |
электрофрезами |
|||||
|
(рис. V.7) с таким расче |
||||||
|
том, чтобы |
по |
всему пе |
||||
|
риметру откола стенки по |
||||||
|
крытия были строго вер |
||||||
|
тикальными. |
Мастику для |
|||||
|
заливки |
трещин и битум |
|||||
|
для заделки отколов сле |
||||||
|
дует применять в подо |
||||||
|
гретом виде. Помимо это |
||||||
|
го, трещины в бетонных |
||||||
|
покрытиях |
можно |
заде |
||||
|
лывать эпоксидными смо |
||||||
|
лами. |
сильном |
износе |
||||
|
|
При |
|||||
|
поверхности |
старого |
бе |
||||
|
тонного покрытия |
восста |
|||||
|
новление |
его |
осущест |
||||
|
вляется |
торкретировани |
|||||
|
ем быстросхватывающим- |
||||||
|
ся |
цементным |
раствором, |
||||
|
а |
также |
созданием |
по |
|||
Рис, V.7. Обрезка кромок поврежденного бетон |
верхностного слоя из рас |
||||||
ного покрытия электрофрезой |
ширяющегося |
бетона |
или |
||||
|
в крайнем случае асфаль |
тобетона. Обрабатываемую поверхность предварительно тщательно очищают. Слой торкрета наносится с помощью «цемент-пушки».
Существенного повышения качества работ при восстановлении бетонных покрытий можно достичь за счет применения для пред варительной огрунтовки поверхности изношенного слоя покрытия полимерно-цементных бетонов *.
Для капитального восстановления асфальтобетонных покрытий
используются различные асфальтобетонные смеси. В зависимости от объема разрушений смеси приготовляются на полевых асфаль тобетонных базах или подвозятся с ближайших асфальтобетонных заводов. Для сокращения сроков восстановления асфальтобетон ных и других черных покрытий, а в некоторых случаях и цементо бетонных монолитных покрытий применяют черные щебеночные покрытия способом пропитки или смешения на месте, а также хо лодные асфальты.
*Полимерно-цементные бетоны представляют собой смесь двух компонентов
сзаполнителем или без него: минерального вяжущего (цемента, гипса) и орга нического вяжущего полимера в виде искусственных или естественных веществ (латекс, протеин, битум, козеин и т. п.).
142
При восстановлении покрытий на участках небольшого размера над малыми воронками уплотнение искусственного основания и первого (нижнего) слоя асфальтобетона или черного щебня не может быть выполнено прицепными или самоходными катками. Поэтому используются электрические или ручные трамбовки. Для разогрева асфальтобетонных и других черных покрытий при лик видации на них различных повреждений, наплывов и волнистости применяют автомобильные асфальторазогреватели, а также авто термосы-ремонтеры Д-187А, снабженные передвижной электро станцией и переносным инструментом — электрофрезой, электро щеткой и заливщиком трещин. Асфальторазогреватели в течение 5 мин разогревают покрытие площадью до 4,6 м2.
Временное восстановление капитальных покрытий с примене нием упрощенных нежестких и сборно-разборных конструкций.
При временном восстановлении капитальных покрытий вновь создаваемые взамен разрушенных участки могут устраиваться в виде упрощенных нежестких конструкций из щебня, грунтощебня, грунтогравия, кирпичного боя с грунтом, шлака с грунтом, грунтоцемента, грунта, стабилизированного черными вяжущими, или путем химического закрепления грунта фурфурол-анилиновыми смолами (ФАС). Отдельные участки можно перекрывать сборно разборными покрытиями или мостовой из кирпича и брусчатки.
Для облегчения расчетов требуемой толщины вновь создавае мого нежесткого покрытия (по своей прочности эквивалентного ранее существовавшим покрытиям) можно пользоваться специаль
ными таблицами. |
устройстве |
покрытия — это малый |
|
Основная |
сложность при |
||
фронт работ, |
затрудняющий |
применение |
комплексной механиза |
ции. При восстановлении покрытий на воронках и других дефект ных участках диаметром более 10 м разравнивание и перемешива ние материалов производятся автогрейдерами или бульдозерами. При использовании для перемешивания бульдозеров их отвалы снабжаются зубьями. Покрытия уплотняют пневморезиновыми, а затем гладкими (желательно моторными) катками. При устрой стве покрытий над малыми воронками вместо обычных средств механизации целесообразно применять малогабаритные машины (бульдозер, рыхлитель, грунтосмесительные фрезы и катки). Новое покрытие в местах его примыкания к существующему уплотняется электротрамбовками или вибраторами.
Если для восстановления используются такие вяжущие матери алы, как цемент, битум, нефть, фурфурол-анилиновые смолы, то работы заключаются в основном в тщательном разрыхлении и перемешивании местных грунтов с вяжущим и в последующем уплотнении смеси. Стабилизация грунта органическими вяжущими типа битум, деготь или нефть производится только в теплое и сухое время года при температуре воздуха не ниже +20°, стаби лизация цементом и фурфурол-анилиновыми смолами — при любой положительной температуре воздуха. Расход вяжущих в зависи мости от состава грунта достигает 0,5—3% веса грунта при при
143
менении фурфурол-анилиновых смол и 7—10% веса грунта при использовании цемента и черных вяжущих.
Работы по стабилизации грунтов на разрушенных участках покрытия ведутся двумя способами. По первому способу, когда работы выполняются в стесненных условиях (над малыми ворон ками), перемешивание грунта с вяжущими производится на сто роне, в резерве или в специальных растворомешалках с последую щим уплотнением его на месте укладки. По второму способу, кото рый целесообразен при относительно больших площадях, весь цикл работ производится на месте.
При восстановлении разрушенных участков покрытия с исполь зованием сборно-разборных металлических плит их укладывают на хорошо спланированное и уплотненное основание. Сопряжения металлических покрытий с существующими цементобетонными покрытиями бывают двух типов. Первый тип отличается тем, что крайний ряд плит, примыкающих к бетону, крепится металличе скими Г-образными ершами к деревянному брусу, уложенному по периметру разрушенного участка. При устройстве сопряжений вто рого типа в бетоне предварительно вырубают гнезда, в которые закладывают и заливают быстротвердеющим цементным раствором мягкую трехмиллиметровую проволоку. Гнезда следует распола гать в два ряда в шахматном порядке; расстояние между рядами должно быть 40 см, а между гнездами в ряду — 60—80 см. Концы проволоки, выступающие на 25—35 см из бетона, пропускают несколькими витками через отверстия плит и надежно скрепляют их с бетонным покрытием.
Мощение кирпичом или брусчаткой можно производить либо рядами, перпендикулярными к продольной оси покрытия, либо поперечной или продольной елочкой. Швы между рядами кирпичей заполняют жидким цементным раствором состава 1 :5 или 1 :6 либо известково-цементным раствором состава 1 :1 :7 или 1:1:8.
Восстановление упрощенных и сборно-разборных покрытий полевых аэродромов, дорог и площадок
Для восстановления упрощенных покрытий целесообразно при менять те же материалы и конструкции, из которых состоит раз рушенное покрытие. Упрощенные покрытия, разрушенные взрых лением механическими снарядами, когда образующий их материал или часть его сохранена, восстанавливаются, как правило, путем планировки (с предварительным разрыхлением крупных комьев) и уплотнения без добавления или с добавлением нового материала.
При восстановлении дорог, площадок и полевых аэродромов приходится устранять разрушения сборных и сборно-разборных покрытий различных конструкций. В этих случаях целесообразно укладывать на разрушенных участках покрытий сборно-разборные элементы (аналогичные сохранившимся), в первую очередь снятые со второстепенных неразрушенных участков,
144
Как показал опыт войны в Корее и во Вьетнаме, разрушение металлических сборно-разборных покрытий происходит в резуль тате воздействия пушечно-пулеметного огня с самолетов, взрывов фугасных, шариковых и осколочных авиабомб, минометно-артил лерийского обстрела, а также в результате частичной эвакуации покрытий или порчи их противником при отходе.
При взрыве шариковых бомб образуются небольшие круглые отверстия с выпученными острыми краями. При взрывах осколоч ных бомб, мин и снарядов разрушаются и деформируются отдель-
Рис. V.8. Производство |
работ |
по восстановлению металлического сборно-раз |
|||||||
|
|
|
|
|
|
борного покрытия: |
|
||
а _ |
свертывание покрытия |
в |
рулоны для восстановления и дезактивации основания; |
б — |
|||||
крепление металлических |
плит |
на |
примыкании |
к бетонному покрытию; я —замена |
от |
||||
дельных |
поврежденных плит; |
г |
и |
д — подъем |
участка поврежденного покрытия автокра |
||||
ном или вагами и подсыпка |
под |
покрытие через перфорацию грунтогравийного мате |
|||||||
риала- |
е — сварка отдельных |
разрывов |
у металлических плит; ж — выравнивание погну- |
||||||
г |
' |
|
|
|
|
тых |
углов |
и скоб |
|
И5
может быть укреплено химическими способами с применением синтетических фурфурол-анилиновых смол и других материалов.
Погнутые плиты сборных металлических покрытий выравнивают на простейших правильных станках или на специальных правиль ных машинах. Отдельные разрывы плит или отрывы крюков исправляют сваркой.
При восстановлении расстроенных в процессе интенсивной эксплуатации рулонных покрытий из сеток особое внимание сле дует обращать на их тщательное натяжение.
Восстановление покрытий из битуминизированных тканей и эластичных синтетических рулонных материалов * (рис. V.9) сво дится главным образом к выравниванию и тщательному уплотне нию искусственных оснований на поврежденных участках с после дующей заклейкой разорванных мест кусками такого же покры тия, взятого из резерва или со второстепенных участков.
4. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
Характер разрушений инженерных сетей и порядок их восстановления
При восстановлении объектов может потребоваться ликвидация повреждений следующих инженерных сетей: дренажных, водосточ ных, водопроводных, топливопроводных, теплопроводных, газопро водных, канализационных, линий электроснабжения и связи. Как видно из графика, приведенного на рис. V.10, наиболее уязвимы кабельные линии электросети и связи, заглубляемые обычно на 0,7—1,4 м; они могут быть задеты даже при взрыве обычных бомб малого калибра, сброшенных с небольшой высоты. Серьезно повреждаются трубопроводы водостоков, водопроводной н канали зационной систем, закладываемые на глубине 1,4—4,5 м.
Линии водоотвода, централизованного снабжения горючим, водоснабжения и канализации разрушаются не только при пря мом попадании в сеть, но в ряде случаев и при взрыве в грунте вблизи трубопровода.
При прямом попадании бомб или снарядов помимо разрушения трубы в месте взрыва происходит расстройство одного-двух сосед них стыков с двух сторон от места разрушения. В магистральных трубопроводах большого диаметра (400 мм и более) наряду с разрушением трубы в сети возникает явление гидравлического удара, вызывающее расстройство стыков линии даже на значи тельном удалении от места взрыва.
При взрыве вблизи трубопровода в зависимости от расстояния
происходит либо разрушение труб |
(особенно чугунных, бетонных |
* В войсках Англии и США в период |
второй мировой войны применялись |
в качестве покрытий аэродромов битуминизированные ткани. В настоящее время внедряются рулонные эластичные покрытия из нейлона, стекловолокна и других синтетических тканей.
147