Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
|
После преобразований |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
О 6 - 4 9 ) |
|
Из графиков функции т) = т] (фю) мгновенного значения к. п. д. |
||||
и выражения |
(16.49) для |
среднего |
значения к. п. д. следует, что |
||
для |
уменьшения потерь |
на трение |
в шарнирно-крестовой |
муфте |
|
|
|
|
|
|
р ( п р ) 2 / . |
необходимо |
ограничить |
прежде |
всего величину & п р = |
—2й—~ |
|
не |
применять |
чрезмерно |
сильные |
пружины). |
|
16.4. У П Р У Г И Е С О Е Д И Н И Т Е Л Ь Н Ы Е МУФТЫ
Упругая муфта является компенсационной (ею соединяются несоосные валы и передается движение между ними) благодаря наличию податливого элемента, деформирующегося при смещении валов друг по отношению к другу. Деформации упругой муфты при смещении валов осуществляются внешними силами, при ложенными к муфте. От деформированной муфты соединяемым валам и опорам передаются дополнительные реактивные нагрузки.
В соответствии с направлением относительного смещения валов вводятся оценки жесткости муфты при относительных радиальных и осевых смещениях валов, их перекосах и закручивании. Жест кость муфты в заданном направлении относительного смещения валов определяется как отношение усилия деформации к величине смещения валов. Величина жесткости муфты при прочих равных
условиях зависит |
от направления |
относительного смещения-. |
Д л я обеспечения |
точности передачи |
движения упругой муфтой |
необходимо, чтобы ее крутильная жесткость была больше, чем жесткость при других направлениях смещения валов.
Выбор типа упругой муфты должен производиться с учетом назначения механизма и наиболее характерных для данной кон струкции относительных смещений валов. Так, в схеме привода можно применять упругие муфты с невысокой крутильной жест костью. Такие муфты используются для соединения электродви гателя с исполнительным механизмом; величина вносимой муфтой кинематической погрешности существенного значения не имеет. Муфты такого типа смягчают толчки и удары, возникающие при резких колебаниях скорости ведущего вала или момента сопро тивления на ведомом валу; значение крутильной жесткости муфты должно быть таким, чтобы устранить опасность возникновения резонанса. Обычно в цепи привода применяются эластичные пальчиковые муфты (поз. 11, табл. 16.1).
Так как промежуточные шайбы выполняются из электроизо ляционного материала, эти муфты применяют также там, где соединяемые валы должны быть электрически изолированы друг от друга.
В точных механизмах недопустимы значительные колебания передаточного отношения; упругий мертвый ход должен быть ограничен по своей величине. В таких механизмах должны при меняться упругие муфты с относительно большим значением кру тильной жесткости и малыми значениями жесткостей при угло вых перекосах валов и при смещениях валов в радиальном и осевом направлениях. Из упругих муфт в точных механизмах нашли наибольшее распространение мембранные (поз. 12, табл. 16.1) и гофрированные (сильфонные) муфты (поз. 13).
В табл. 16.1 (поз. 12) изображена двухмембранная муфта. Упругими элементами муфты являются кольцевые пластины /,
Рис. 16.17
соединяемые с помощью заклепок 4 и распорных втулок 5 с полу муфтами 2 я 3 и между собой. Кольцевые пластины имеют боль шую крутильную жесткость и большую жесткость при радиальных смещениях, но относительно малые жесткости при осевых смеще ниях валов и их перекосах. Поэтому мембранные муфты целесо образно применять там, где соединяемые валы могут иметь зна чительные (до 2—3°) перекосы при малых значениях упругого мертвого хода. Жесткость при угловых перекосах у двухмембранной муфты примерно в два раза ниже, чем у муфты с одной мем браной.
Недостатком мембранных муфт является изменение в процессе движения жесткости при угловом перекосе валов; непостоянство жесткости объясняется тем, что закрепление мембран произво дится не на всей поверхности, а только на нескольких участках. Это обстоятельство приводит к появлению переменных по величине и направлению дополнительных нагрузок на валы и опоры и, как следствие этого, к колебанию передаточного отношения в те чение одного оборота муфты.
Влиянию механических свойств материала мембран и их геометрических параметров на компенсационные свойства мем бранных муфт посвящена работа [1] .
Отличительная особенность гофрированной муфты (поз. 13,
табл. |
16.1) — незначительная жесткость при |
угловых, |
радиаль |
||||
ных и осевых смещениях соединяемых валов в сочетании |
с вы |
||||||
сокой |
крутильной |
жесткостью. |
В результате |
упругий |
мертвый |
||
ход гофрированной муфты, зависящий от дополнительных |
(реак |
||||||
тивных) |
нагрузок |
и от момента |
сопротивления |
на ведомом |
валу, |
||
невелик. |
Гофрированную муфту |
можно представить в виде |
заме |
няющего шарнирного механизма (рис. 16.17, а). При абсолютно жестких звеньях и отсутствии зазоров в соединениях все точки такого механизма лежат в одной плоскости, передача движения муфтой не будет сопровождаться колебанием передаточного отно шения и упругим мертвым ходом. На рис. 16.17, б изображен профиль гофрированной трубки — сильфона. Упругие характери стики сильфона определяются механическими свойствами ма
териала |
(модулем |
упругости Е |
и |
коэффициентом |
Пуассона |
v) |
||
и геометрическими параметрами; главные из |
них: |
толщина |
h, |
|||||
глубина гофрировки Т, шаг /, наружный |
г М р |
и г в н |
внутренний |
|||||
радиусы, |
радиусы |
закруглений |
Rx |
и ^ 2 |
, У г о л |
Y 'f21. |
|
|
16.5. З У Б Ч А Т Ы Е И К У Л А Ч К О В Ы Е |
МУФТЫ |
|
||||||
Зубчатые и кулачковые муфты состоят из |
двух полумуфт, |
|||||||
снабженных выступами (зубцами, |
кулачками), |
расположенными |
на цилиндрических или торцевых поверхностях полумуфт; вы ступы каждой из полумуфт входят во впадины другой.
Муфты такого вида подразделяются на соединительные и муфты управления. Зубчатые и кулачковые муфты управления применяются для редких включений при небольшой разнице ско ростей ведомого и ведущего валов. Они не допускают проскаль зывания, угловые скорости валов, соединенных муфтой, равны по величине. Управление включением производится извне, осе вым перемещением одной из полумуфт, чаще всего ведомой полу муфты. Это способствует уменьшению износа, так как в те пе риоды, когда ведомая полуму*фта не включена, исключается сколь жение переключающего элемента по выточке полумуфты. При большой скорости вращения ведущего вала зубчатая или кулач ковая муфта дополняется синхронизатором — фрикционной муф той, с помощью которой достигается выравнивание скоростей соединяемых валов в момент включения зубчатой (кулачковой) муфты. Сначала ведомый вал приводится в движение включением синхронизатора (фрикционной муфты), а затем ведомый и веду щий валы соединяются зубчатой или кулачковой муфтой. Синхро низатор и муфта включаются последовательно движением одной рукоятки.
Различаются следующие виды профилей выступов кулачковых муфт: треугольный (рис. 16.18, а); трапецеидальный (рис. 16.18, б);
несимметричный, |
используемый |
в |
нереверсивных передачах |
(рис. 16.18, б); |
прямоугольный |
(рис. |
16.18, г); с двумя углами |
профиля (рис. 16.18, д). Дл я облегчения включения предусматри ваются закругление выступов (рис. 16.18, г) и дополнительные скосы (рис. 16.18, д). Форма выступов в продольном сечении представлена на рис. 16.18, е, ж, з. Прямоугольный профиль выполняется постоянным по высоте (рис. 16.18, е). Выступы треугольного профиля обычно выполняются понижающимися по высоте, а трапецеидальные либо постоянной, либо уменьша ющейся высоты. В последнем случае торцевые плоскости'полу муфт выполняются плоскими (рис. 16.18, ж). Понижающаяся к центру высота выступов позволяет одновременно обрабатывать обе боковые поверхности впадины.
ю6)
Рис. 16.18
При всех видах профилей выступов, за исключением прямо угольного, передача крутящего момента сопровождается появле нием осевого усилия Рос. стремящегося разъединить полумуфты. Во избежание этого к ведомой полумуфте нужно приложить уси лие Q, величина которого в момент включения определяется вы ражением (рис. 16.19)
|
|
|
Q 5 * ~ t g ( a |
+ |
p). |
(16.50) |
|
Здесь |
Мкр — значение |
крутящего |
момента, передаваемого' муф |
||||
той; |
г — средний радиус |
кулачка; |
а — угол наклона |
рабочей |
|||
грани |
кулачка; |
р — угол |
трения |
на |
контактирующих поверх |
||
ностях. |
|
|
|
|
|
|
|
Работоспособность |
кулачковых |
муфт определяется |
изгибной |
||||
и контактной |
прочностью |
кулачков. |
Недостаточная |
прочность |
кулачков приводит к повреждению кромок и поломке выступов при включении, к износу поверхностей выступов. Значительный износ может привести к самопроизвольным выключениям муфты.
Условное контактное напряжение определяется формулой
мJ к |
|
|
K p |
<[Pl |
(16.51) |
rzbh |
||
где Мкр — расчетное значение |
крутящего момента |
(с учетом |
динамической составляющей, появляющейся при включении
муфты); |
Ь—длина |
выступов, измеренная |
в плоскости, |
перпен |
||||
дикулярной оси вращения; h — средняя |
высота |
выступов; |
[р] — |
|||||
допустимое контактное напряжение. При |
назначении числа z вы |
|||||||
ступов |
следует учесть, |
что увеличение |
z |
облегчает |
включение |
|||
муфты, |
а уменьшение |
z позволяет увеличить |
высоту |
выступов. |
|
|
|
Рис. |
16.19 |
|
|
|
|
|
По данным |
Д . Н. Решетова |
[105] |
кулачковые |
полумуфты |
|||||
изготовляются |
из сталей типа 20Х, 20ХН2 и аналогичных |
марок |
|||||||
с цементацией |
и закалкой до твердости |
HRC 54—60. По данным |
|||||||
того же источника для муфт, не включаемых на ходу, |
[р] |
= |
800 -н |
||||||
-М200 кгс/см2 ; |
для |
муфт, |
включаемых |
на ходу, |
[р] |
= |
300 |
||
ч-400 кгс/см2 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет на изгиб |
производится |
по |
зависимости [105] |
|
|
||||
|
|
- |
zrw |
- |
*п |
|
|
|
(16.52) |
|
|
|
Ш к р А |
|
|
|
|
|
|
Здесь k = 2-нЗ, коэффициент, которым учитывается неравномер
ность распределения нагрузки между кулачками; п ^ |
1,5 — коэф |
||
фициент |
безопасности; |
w — момент сопротивления |
выступа на |
изгиб; а т |
— предел текучести. |
|
|
Перейдем к рассмотрению конструкции кулачковых и зубча |
|||
тых муфт. Кулачковая |
муфта с двумя выступами |
приведена |
в табл. 16.1 (поз. 4), на рис. 16.20 — кулачковая муфта включения с тремя выступами. Втулка 3, жестко связанная с ведущей полу муфтой / , предусмотрена для повышения точности центрирования ведомого вала.
Кулачковая муфта с двумя входами показана |
в табл. 16.1 |
(поз. 14). Вращение валу 4 передается от ведомой |
полумуфты 3, |
которая соединяется либо с ведущей полумуфтой /, либо с ведущей полумуфтой 2. Включение производится осевым перемещением ведомой полумуфты 3. Каждая из ведущих полумуфт выполнена как одно целое с зубчатым колесом, сидящим свободно на валу 4.
Такая муфта может быть использована как реверсивная, если зуб чатым колесам / и 2 сообщаются вращения в противоположных направлениях.
Пример зубчатой муфты приведен в табл. 16.1 (поз. 15).
16.6. Ф Р И К Ц И О Н Н Ы Е МУФТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ
Общие сведения. Фрикционные муфты в отличие от кулачко вых и зубчатых могут включаться и выключаться при любой раз ности скоростей приводного и приводимого валов. Время вклю чения муфты можно регулировать изменением силы прижатия фрикционных дисков (конусов); это позволяет избежать больших динамических нагрузок при пуске. Передача крутящего момента валу осуществляется за счет сил трения между фрикционными дисками (конусами). При установившемся режиме к дискам (кону сам) приложены силы трения покоя, проскальзывание полу муфт отсутствует. Скольжение происходит: а) при п^ске; б) при нагрузках, превышающих расчетные; силы трения покоя перехо дят при этом в силы трения скольжения.
Различаются: дисковые фрикционные муфты (табл. 16.1, поз. 16), конусные (табл. 16.1, поз. 17). Муфты бывают сухие (тре бующие меньшей силы прижатия, но фрикционные элементы должны быть защищены от смазки) и масляные.
Выполнение поверхностей трения в виде конусов позволяет создать на них значительные по величине силы трения покоя при небольшом усилии Р прижатия дисков. Угол а конусов вы-