Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а)

4

з

г

t

в) з

г

і

Рис. 16.24

контакта шарика и втулки / явится точка цилиндрической по­ верхности а—а (рис. 16.24, в). Для определения зависимости между перемещениями звеньев / и 3 рассмотрим два положения шарика при перемещении его центра О ш в направлении, параллельном прямой с—с. В результате получим

 

 

 

 

' ~~ cos р

'

 

 

 

s ^ S a O + c t g c c t g P ) ,

(16.88)

 

 

где Sj и s3

— перемещения звеньев

 

 

/ и 5,

/ — перемещение

центра

 

 

шарика

в

направлении

прямой

 

 

с—с.

 

 

 

 

 

 

На рис. 16.25 изображена кон­

 

 

струкция механизма

управления,

 

 

в котором вместо шариков исполь­

 

Рис. 16.25

зуется

цилиндрическая

винтовая

 

 

пружина, свернутая в кольцо. Это

позволяет отказаться

от жестких допусков на диаметр

шариков

и форму

поверхностей

звеньев / , 3 и 4,

с которыми

контактируют

шарики

(рис. 16.24).

 

 

 

 

 

16.8.Э Л Е К Т Р О М А Г Н И Т Н Ы Е МУФТЫ

УП Р А В Л Е Н И Я

Преимуществом описываемых электромагнитных муфт яв­ ляется возможность дистанционного управления. Включение и выключение муфт могут осуществляться по заранее предписанной программе замыканием и размыканием электрической цепи. Будем в последующем различать: а) электромагнитные фрикцион­ ные, зубчатые или кулачковые муфты, управляемые с помощью электромагнита; б) электромагнитные порошковые муфты; в) ма­ гнитно-индукционные муфты.

Управление включением посредством электромагнита. Приме­ нение электромагнита для включения муфты управления механи­ ческого типа рассмотрим на примере одной из конструкций диско­ вой фрикционной муфты (рис. 16.26). Ведомый вал / приводится в движение либо от зубчатого колеса 3, либо от зубчатого колеса 6. Это достигается тем, что фрикционный диск с втулкой 4, распо­ ложенный на квадратной части вала / , поджимается к торцевой плоскости соответствующего зубчатого колеса (3 или 6). Поджа-

тие осуществляется электромагнитом 2 (электромагнит

изображен

в разрезе и указаны его магнитные силовые

линии).

Применение

прокладок 5, выполненных из текстолита,

позволяет

обеспечить

повышенное значение коэффициента трения

покоя. Конструкцией

муфты предусмотрено наличие двух электромагнитов 2 и 7, по­ средством которых ведомый вал, как уже упоминалось, соеди-


няется с соответствующим источником движения — зубчатым колесом 3 или зубчатым колесом 6. Ведомый вал 1 может быть приведен в движение случайным образом при недостаточном отходе прокладки 5 от торцевой плоскости зубчатого колеса. Во избе­ жание этого конструкцией предусмотрен тормоз 8.

Электромагнитная порошковая муфта. Схема муфты изобра­ жена в табл. 16.1 (поз. 18). Между ведущей и ведомой полумуф­ тами 1 и 2 предусмотрен зазор, заполненный ферромагнитным порошком. При пропускании тока по катушке 3 образуется ма-

8

7

Б

5

4

J

2

1

Рис. 16.26

гнитное поле, силовые линии которого изображены на рисунке. Под действием магнитного поля частицы порошка становятся элементарными магнитами с направленной полярностью; Частицы сцепляются друг с другом и с полумуфтами, которые вращаются, как одно твердое тело. При размыкании электрической цепи и отсутствии напряжения на катушке 3 магнитное поле исчезает, полумуфты расцепляются.

В порошковых муфтах применяются твердые и жидкие смеси, заполняющие зазоры между полумуфтами. Твердая смесь обра­ зуется из ферромагнитного порошка с диаметром зерен 5—10 мкм с двухсернистым молибденом, графитом и др. Жидкостные смеси

образуются из ферромагнитных

частиц

и масла,

находящихся

в весовом отношении 5 : 1. Из масел применяются

кремнеоргани-

ческие соединения (силиконовые

масла),

отличающиеся постоян­

ством вязкости в широком диапазоне температур. Наличие в смеси масла или твердых компонентов помимо ферромагнитных частиц предохраняет последние от коррозии и уменьшает сопротивление сдвигу при включенной муфте (при разрыве электрической цепи


питания катушки 3). Жидкие смеси обеспечивают более плавную работу муфт, лучше защищают ферромагнитные частицы от кор­ розии, но требуют лучшей герметизации уплотнений.

На рис. 16.27 изображена конструкция малоинерционной электромагнитной порошковой муфты с неподвижной катушкой / . Муфта с вращающейся катушкой в цепи питания (табл. 16.1, поз. 18) требует применения скользящих контактов в цепи пи­ тания катушки. Поэтому схема муфты с неподвижной катушкой более предпочтительна, однако требует применения электрома-

0

Рис. 16.27

гнита большой мощности, что приводит к увеличению габаритов. В конструкции, представленной на рис. 16.27, с полумуфтой 3 жестко связано зубчатое колесо 8, а с полумуфтой 4 — зубчатое колесо 9. Зазор между полумуфтами заполнен порошком 10. Во избежание попадания порошка в подшипники предусматри­ ваются лабиринт, образуемый выступами деталей б и 7, и магнит­ ная ловушка 5. Заполнение порошком производится через от­ верстие полумуфты 3, из которого предварительно должен быть вывинчен стержень 2.

Магнитно-индукционные синхронные муфты. Схемы двух таких муфт были представлены в табл. 16.1 (поз. 19). На схеме а полу­ муфта / представляет собой магнит цилиндрической формы, на торцах которого закреплены диски с зубцами из магнитомягкой стали. Магнитный поток замыкается в плоскостях, перпендику­ лярных оси вращения полумуфт. Благодаря этому полумуфты оказываются сцепленными и вращаются с одинаковой скоростью. Между полумуфтами может быть помещен экран 3 для герметич­ ного разделения сред А и В. Это позволяет применить такую

муфту для передачи движения через закрытую стенку, в чем встречается необходимость в вакуумной технике, в химическом аппаратостроении и т. д.

Величина передаваемого муфтой крутящего момента опреде­ ляется разностью магнитных потенциалов между зубцами полу­ муфт, зависящей от магнитной проницаемости зазора, магнитных свойств материалов полумуфт и геометрических размеров муфты [20].

На схеме б представлена синхронная муфта (см. табл. 16.1, поз. 19), у которой обе полумуфты — магниты типа «звездочка». Преимущество такой муфты по сравнению с первой — возмож­ ность передачи большего крутящего момента при прочих равных условиях и малый размер муфты вдоль оси. Обозначения звеньев те же, что на схеме а.

Особенностью синхронных муфт является наличие углового смещения одной полумуфты относительно другой, величина ко­ торого зависит от нагрузочного момента. При необходимости ди­ станционного управления синхронной муфтой вместо магнита

применяется

электромагнит.

Магнитно-индукционная асинхронная муфта (табл. 16.1,

поз. 20). При

протекании тока по катушке 3 создается магнитное

поле, силовые линии которого изображены на рисунке. Ведущая полумуфта 1 выполнена в виде звездочки. При вращении полу­ муфты / в ведомой полумуфте 2 индуцируются вихревые электри­ ческие токи, поле которых взаимодействует с основным полем электромагнита. Полумуфта 2 с целью уменьшения инерционности выполнена в виде тонкостенного цилиндра из диамагнитного материала (алюминия или алюминиевого сплава). При своем вращении полумуфта / увлекает полумуфту 2, приводя ее во вращение с угловой скоростью, несколько меньшей, чем угловая скорость самой полумуфты / . Разность угловых скоростей вра­ щения полумуфт (скольжение в относительном движении) зависит

от величины нагрузочного момента М

и

определяется

выраже­

нием [36]

 

 

 

М = ^ ( я » - п

)

,

(16.89)

где В — индукция магнитного потока в рабочем зазоре; / — длина полюса; D — средний диаметр ротора; N — число полюсов звез­ дочки; Rp — магнитное сопротивление ротора под одним полю­ сом; /го и п — угловые скорости вращения ведущей и ведомой полумуфт.

К преимуществам асинхронной электромагнитной муфты можно отнести: значительно меньший момент инерции ведомой полу­ муфты 3; возможность регулировки величины передаваемого крутящего момента за счет изменения силы тока в цепи электро­ магнита.


16.9.МУФТЫ У П Р А В Л Е Н И Я А В Т О М А Т И Ч Е С К О Г О

ДЕ Й С Т В И Я

( С А М О У П Р А В Л Я Ю Щ И Е С Я МУФТЫ)

Предохранительные муфты. Муфты такого типа предохраняют от перегрузок звенья приводимых в движение механизмов. При превышении предельного значения нагрузочного момента ведущая полумуфта проскальзывает относительно ведомой, остающейся неподвижной. Различаются фрикционные, пружинно-шариковые и пружинно-роликовые предохранительные муфты.

Рис. 16.28

Фрикционная предохранительная муфта отличается от фрик­ ционной муфты управления отсутствием органов управления. Большей частью предохранительные муфты выполняются не конусными, а дисковыми — однодисковыми (табл. 16.1, поз. 21) и многодисковыми (рис. 16.28). Прижатие дисков осуществляется пружиной; конструкцией предусматривается возможность регу­ лирования усилия прижатия дисков. Величина усилия прижатия определяется по наибольшему значению допускаемого нагрузоч­ ного момента и рассчитывается по формулам п. 16.8.

Конструкция пружинно-шариковой муфты представлена на рис. 16.29, а (см. также табл. 16.1, поз. 22). Обойма / связана с ведущим, а диск 3 с ведомым валом. В диске 3 размещены ша­ рики 2, поджимаемые пружинами 4 к радиально расположенным отверстиям обоймы /. Усилие прижатия пружины регулируется с помощью гайки 6, сообщающей поступательные перемещения колпачком 5. При перегрузке (превышении расчетного значения момента сопротивления) диск 3 остается неподвижным. Обойма / при своем вращении выталкивает шарики из радиальных отвер-

стий, утапливая их в отверстиях диска 3. Сцепление полумуфт восстанавливается под действием пружин 4 после уменьшения нагрузочного момента.

Пружинно-шариковые предохранительные муфты по сравне­ нию с фрикционными предохранительными муфтами имеют более высокую точность сраба­ тывания (выключение при перегрузках); условия эксплуатации на точность срабатывания влияют в меньшей степени. На точ­ ности срабатывания и стабильности работы фрик­ ционных муфт неблагопри­ ятно сказывается зависи­ мость коэффициента трения

от условий

эксплуатации.

Для

расчета

усилия

пру­

жины

обратимся

к

пост­

роениям рис.

16.29, б.

К шарику 2 в момент

пере-

Рис. 16.29

грузки

 

муфты

приложены следующие

силы:

реакция

R ( 1

2

)

= R ,

1

2

)

+

»-1 2 )

передающаяся

от обоймы

/;

реакция

R ( 3

2

)

 

 

 

К

передающаяся

от диска

3;

сила

Р п р упругости

R n 2

)

 

+

R < 3 2 ) ,

пружины.

Нормальная составляющая

R { / 2 ) реакции

направ-

649


лена по нормали к поверхности

шарика

в

точке

А

и

состав­

ляет угол а с линией

действия

Р п р . Нормальная

составляющая

щая Rj,3 2 ) перпендикулярна линии действия

Р п р . При

вращении

обоймы / шарик 2 вращается вокруг своего центра

0 Ш

и

пере­

мещается поступательно, сжимая

пружину. При этом он скользит

по обойме 1 и диску

3, в результате чего появляются

касательные

составляющие

реакций

RJ1 2 )

и Rj 3 2 ) ,

направленные

противопо­

ложно

скоростям

относительного

движения

v ( 2 1

)

и

v( 2 3 >

(на

рис. 16.29,

б

указано

направление v<1 2 )

= — v( 2 1 >).

 

 

 

 

 

Шарик 2 находится

в равновесии

под действием

приложенных

к

нему

сил. Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R ( 1 2 )

J _ R <32)

_t_

=

0

_

 

 

 

 

 

 

(Ї6.Щ

 

Проектируя силы на линии действия

 

Р п р

и R^3 2 \

получим

 

/?< 1 2 ) cos(a + p) =

P n p +

/ / & 8 2 ) ;

Я ( 1 2 ) 5 і п ( а

+

р) =

Я<3 2 ) .

(16.91)

 

Используя

выражения

(16.91), получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

cos(a + 2P ) R

{ 1

2 )

 

 

 

 

 

(16.92)

 

 

 

 

 

 

 

cosp

 

 

 

 

 

 

 

 

v

'

 

Перейдем

теперь

к рассмотрению условий равновесия обоймы / .

К

обойме

приложены

R<21> =

— R ( 1 2 ) ,

 

передающиеся

 

от

ша­

риков, и вращающий момент М. Из построений

рис. 16.29, б

очевидно, что

 

 

-Щ-L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| R ( i 2 )

|=

|R ( 2 i )

|=

= z [ r s . n ( a

+

р) +

^

s . n р

] ,

(16.93)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

где 2 — число шариков муфты.

Используя выражения (16.92) и (16.93), получим

Р— Mcos(a + 2p)

п р

z [г sin (a + р) + гш sin р] cos р "

Угол ос, входящий в выражение (26.9), определяется висимости

a6 д 4 .

\• )

из за­

a = arcsin ( - ^ - ) .

(16.95)

На рис. 16.30, а изображена конструкция пружинно-роликовой предохранительной муфты. Ведущим звеном является полумуфта ведомым — полумуфта 4. Полумуфта 4 несет на себе траверсу 6, с которой шарнирно в точках 0 3 связаны рычаги 3, несущие ро­ лики 2. В рабочем состоянии ролики помещаются в выемках ци­ линдрической формы на обойме 1. Поджатие роликов к обойме осуществляется пружиной 7, один конец которой закреплен на штифте 5, проходящем через прорези на концах рычагов 3, а дру­ гой — на винте 8. Винт позволяет регулировать усилие поджатия роликов к обойме / , а следовательно, и величину максимального