Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
контакта шарика и втулки / явится точка цилиндрической по верхности а—а (рис. 16.24, в). Для определения зависимости между перемещениями звеньев / и 3 рассмотрим два положения шарика при перемещении его центра О ш в направлении, параллельном прямой с—с. В результате получим
|
|
|
|
' ~~ cos р |
' |
|
|
|
s ^ S a O + c t g c c t g P ) , |
(16.88) |
|||
|
|
где Sj и s3 |
— перемещения звеньев |
|||
|
|
/ и 5, |
/ — перемещение |
центра |
||
|
|
шарика |
в |
направлении |
прямой |
|
|
|
с—с. |
|
|
|
|
|
|
На рис. 16.25 изображена кон |
||||
|
|
струкция механизма |
управления, |
|||
|
|
в котором вместо шариков исполь |
||||
|
Рис. 16.25 |
зуется |
цилиндрическая |
винтовая |
||
|
|
пружина, свернутая в кольцо. Это |
||||
позволяет отказаться |
от жестких допусков на диаметр |
шариков |
||||
и форму |
поверхностей |
звеньев / , 3 и 4, |
с которыми |
контактируют |
||
шарики |
(рис. 16.24). |
|
|
|
|
|
16.8.Э Л Е К Т Р О М А Г Н И Т Н Ы Е МУФТЫ
УП Р А В Л Е Н И Я
Преимуществом описываемых электромагнитных муфт яв ляется возможность дистанционного управления. Включение и выключение муфт могут осуществляться по заранее предписанной программе замыканием и размыканием электрической цепи. Будем в последующем различать: а) электромагнитные фрикцион ные, зубчатые или кулачковые муфты, управляемые с помощью электромагнита; б) электромагнитные порошковые муфты; в) ма гнитно-индукционные муфты.
Управление включением посредством электромагнита. Приме нение электромагнита для включения муфты управления механи ческого типа рассмотрим на примере одной из конструкций диско вой фрикционной муфты (рис. 16.26). Ведомый вал / приводится в движение либо от зубчатого колеса 3, либо от зубчатого колеса 6. Это достигается тем, что фрикционный диск с втулкой 4, распо ложенный на квадратной части вала / , поджимается к торцевой плоскости соответствующего зубчатого колеса (3 или 6). Поджа-
тие осуществляется электромагнитом 2 (электромагнит |
изображен |
|
в разрезе и указаны его магнитные силовые |
линии). |
Применение |
прокладок 5, выполненных из текстолита, |
позволяет |
обеспечить |
повышенное значение коэффициента трения |
покоя. Конструкцией |
муфты предусмотрено наличие двух электромагнитов 2 и 7, по средством которых ведомый вал, как уже упоминалось, соеди-
няется с соответствующим источником движения — зубчатым колесом 3 или зубчатым колесом 6. Ведомый вал 1 может быть приведен в движение случайным образом при недостаточном отходе прокладки 5 от торцевой плоскости зубчатого колеса. Во избе жание этого конструкцией предусмотрен тормоз 8.
Электромагнитная порошковая муфта. Схема муфты изобра жена в табл. 16.1 (поз. 18). Между ведущей и ведомой полумуф тами 1 и 2 предусмотрен зазор, заполненный ферромагнитным порошком. При пропускании тока по катушке 3 образуется ма-
8 |
7 |
Б |
5 |
4 |
J |
2 |
1 |
Рис. 16.26
гнитное поле, силовые линии которого изображены на рисунке. Под действием магнитного поля частицы порошка становятся элементарными магнитами с направленной полярностью; Частицы сцепляются друг с другом и с полумуфтами, которые вращаются, как одно твердое тело. При размыкании электрической цепи и отсутствии напряжения на катушке 3 магнитное поле исчезает, полумуфты расцепляются.
В порошковых муфтах применяются твердые и жидкие смеси, заполняющие зазоры между полумуфтами. Твердая смесь обра зуется из ферромагнитного порошка с диаметром зерен 5—10 мкм с двухсернистым молибденом, графитом и др. Жидкостные смеси
образуются из ферромагнитных |
частиц |
и масла, |
находящихся |
в весовом отношении 5 : 1. Из масел применяются |
кремнеоргани- |
||
ческие соединения (силиконовые |
масла), |
отличающиеся постоян |
ством вязкости в широком диапазоне температур. Наличие в смеси масла или твердых компонентов помимо ферромагнитных частиц предохраняет последние от коррозии и уменьшает сопротивление сдвигу при включенной муфте (при разрыве электрической цепи
питания катушки 3). Жидкие смеси обеспечивают более плавную работу муфт, лучше защищают ферромагнитные частицы от кор розии, но требуют лучшей герметизации уплотнений.
На рис. 16.27 изображена конструкция малоинерционной электромагнитной порошковой муфты с неподвижной катушкой / . Муфта с вращающейся катушкой в цепи питания (табл. 16.1, поз. 18) требует применения скользящих контактов в цепи пи тания катушки. Поэтому схема муфты с неподвижной катушкой более предпочтительна, однако требует применения электрома-
0
Рис. 16.27
гнита большой мощности, что приводит к увеличению габаритов. В конструкции, представленной на рис. 16.27, с полумуфтой 3 жестко связано зубчатое колесо 8, а с полумуфтой 4 — зубчатое колесо 9. Зазор между полумуфтами заполнен порошком 10. Во избежание попадания порошка в подшипники предусматри ваются лабиринт, образуемый выступами деталей б и 7, и магнит ная ловушка 5. Заполнение порошком производится через от верстие полумуфты 3, из которого предварительно должен быть вывинчен стержень 2.
Магнитно-индукционные синхронные муфты. Схемы двух таких муфт были представлены в табл. 16.1 (поз. 19). На схеме а полу муфта / представляет собой магнит цилиндрической формы, на торцах которого закреплены диски с зубцами из магнитомягкой стали. Магнитный поток замыкается в плоскостях, перпендику лярных оси вращения полумуфт. Благодаря этому полумуфты оказываются сцепленными и вращаются с одинаковой скоростью. Между полумуфтами может быть помещен экран 3 для герметич ного разделения сред А и В. Это позволяет применить такую
муфту для передачи движения через закрытую стенку, в чем встречается необходимость в вакуумной технике, в химическом аппаратостроении и т. д.
Величина передаваемого муфтой крутящего момента опреде ляется разностью магнитных потенциалов между зубцами полу муфт, зависящей от магнитной проницаемости зазора, магнитных свойств материалов полумуфт и геометрических размеров муфты [20].
На схеме б представлена синхронная муфта (см. табл. 16.1, поз. 19), у которой обе полумуфты — магниты типа «звездочка». Преимущество такой муфты по сравнению с первой — возмож ность передачи большего крутящего момента при прочих равных условиях и малый размер муфты вдоль оси. Обозначения звеньев те же, что на схеме а.
Особенностью синхронных муфт является наличие углового смещения одной полумуфты относительно другой, величина ко торого зависит от нагрузочного момента. При необходимости ди станционного управления синхронной муфтой вместо магнита
применяется |
электромагнит. |
Магнитно-индукционная асинхронная муфта (табл. 16.1, |
|
поз. 20). При |
протекании тока по катушке 3 создается магнитное |
поле, силовые линии которого изображены на рисунке. Ведущая полумуфта 1 выполнена в виде звездочки. При вращении полу муфты / в ведомой полумуфте 2 индуцируются вихревые электри ческие токи, поле которых взаимодействует с основным полем электромагнита. Полумуфта 2 с целью уменьшения инерционности выполнена в виде тонкостенного цилиндра из диамагнитного материала (алюминия или алюминиевого сплава). При своем вращении полумуфта / увлекает полумуфту 2, приводя ее во вращение с угловой скоростью, несколько меньшей, чем угловая скорость самой полумуфты / . Разность угловых скоростей вра щения полумуфт (скольжение в относительном движении) зависит
от величины нагрузочного момента М |
и |
определяется |
выраже |
нием [36] |
|
|
|
М = ^ ( я » - п |
) |
, |
(16.89) |
где В — индукция магнитного потока в рабочем зазоре; / — длина полюса; D — средний диаметр ротора; N — число полюсов звез дочки; Rp — магнитное сопротивление ротора под одним полю сом; /го и п — угловые скорости вращения ведущей и ведомой полумуфт.
К преимуществам асинхронной электромагнитной муфты можно отнести: значительно меньший момент инерции ведомой полу муфты 3; возможность регулировки величины передаваемого крутящего момента за счет изменения силы тока в цепи электро магнита.
16.9.МУФТЫ У П Р А В Л Е Н И Я А В Т О М А Т И Ч Е С К О Г О
ДЕ Й С Т В И Я
( С А М О У П Р А В Л Я Ю Щ И Е С Я МУФТЫ)
Предохранительные муфты. Муфты такого типа предохраняют от перегрузок звенья приводимых в движение механизмов. При превышении предельного значения нагрузочного момента ведущая полумуфта проскальзывает относительно ведомой, остающейся неподвижной. Различаются фрикционные, пружинно-шариковые и пружинно-роликовые предохранительные муфты.
Рис. 16.28
Фрикционная предохранительная муфта отличается от фрик ционной муфты управления отсутствием органов управления. Большей частью предохранительные муфты выполняются не конусными, а дисковыми — однодисковыми (табл. 16.1, поз. 21) и многодисковыми (рис. 16.28). Прижатие дисков осуществляется пружиной; конструкцией предусматривается возможность регу лирования усилия прижатия дисков. Величина усилия прижатия определяется по наибольшему значению допускаемого нагрузоч ного момента и рассчитывается по формулам п. 16.8.
Конструкция пружинно-шариковой муфты представлена на рис. 16.29, а (см. также табл. 16.1, поз. 22). Обойма / связана с ведущим, а диск 3 с ведомым валом. В диске 3 размещены ша рики 2, поджимаемые пружинами 4 к радиально расположенным отверстиям обоймы /. Усилие прижатия пружины регулируется с помощью гайки 6, сообщающей поступательные перемещения колпачком 5. При перегрузке (превышении расчетного значения момента сопротивления) диск 3 остается неподвижным. Обойма / при своем вращении выталкивает шарики из радиальных отвер-