Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
передаваемого |
момента М. При превышении этого момента |
||||
ролики 2 выйдут из |
гнезд обоймы и |
полумуфта |
4 |
расцепится |
|
с обоймой. |
|
|
|
|
|
Определим |
усилие |
пружины Р п р , |
отвечающее |
предельному |
|
значению нагрузочного момента М. Ролик 2 и рычаг |
3 (рис. 16.30,6) |
[Рис. 16.30
находятся в равновесии под действием усилия пружины и реакций со стороны звеньев 1 и 4. Следовательно,
R ( i 2 ) . f R ( 4 3 ) + 4 _ p n p = 0 . |
(16.96) |
Примем, что при расцеплении ведомой полумуфты ролик 2 "перекатывается без скольжения по цилиндрической поверх ности гнезда. Реакция R ( 1 2 ) направлена по нормали в точке А, лежащей на середине участка MN гнезда обоймы (трением ка чения пренебрегаем).
Во избежание проскальзывания ролика необходимо, чтобы
угол |
< arctg (/), где / — коэффициент трения |
скольжения. |
Отсюда |
следует: |
|
|
9 < 2 arctg (/). |
(16.101) |
Для роликовых муфт обычно выбирают 9 = 7°. Размер к определяется выражением (рис. 16.31, б)
h = ВС = |
Ор С — г = (R — г) cos 9 — г. |
(16.102) |
Величину реакции |
| R<12> | = | R<32> | определим, |
рассмотрев |
условия равновесия полумуфты / (или полумуфты 3). К полу муфте / приложены реакции R<21> = — R ( 1 2 ) , передающиеся
от роликов, и вращающий момент М. Очевидно, что
| R < 1 2 > | = |
м |
м |
(16.103) |
|
ОКг |
zR sin |
2 |
|
|
где z — число роликов.
Допустимая величина крутящего момента определяется кон тактной прочностью роликов. Дл я обеспечения высокой поверх ностной твердости в качестве материала для деталей муфты при меняются шарикоподшипниковые стали типа ШХ15, высокоугле родистые инструментальные стали и цементируемые стали при большой глубине цементации [105].
Муфты необратимого вращения. Такие муфты применяются в ручных приводах для предотвращения возможности передачи движения от ведомого вала к ведущему [62, 150]. В муфте, изо браженной на рис. 16.32, а, ведущая полумуфта 1 может переда вать движение ведомой полумуфте 2 при вращении в двух на правлениях. От полумуфты 2 полумуфта / не может быть приведена в движение, так как при этом в муфте наступает заклинивание (см. ниже). Ведущая полумуфта / выполнена в виде валика с двумя выступающими секторами. Ведомая полумуфта 2 выполнена в виде валика с крестовиной. Обе полумуфты вращаются в корпусе 3, предохраненном от проворачивания накладкой 8. Между полу муфтами размещены четыре ролика 4—7, поджимаемые пружи нами 9. При вращении полумуфты 1 по стрелке Sx полумуфта 2 приводится в движение через ролики 4 и 6, а при вращении по стрелке 5 2 — через ролики 5 и 7.
При попытке привести в движение полумуфту 2 наступает, как уже упоминалось, заклинивание механизма. Ролик оказы
вается |
при этом защемленным между цилиндрической |
поверх |
||||||
ностью |
неподвижного корпуса 3 и плоскостью |
а |
крестовины |
|||||
(рис. 16.32, б), не вступая в касание с сектором |
полумуфты / . |
|||||||
Реакции |
R<3P> и R<2P>, |
сообщаемые ролику |
от корпуса |
3 |
и |
полу |
||
муфты |
2, |
имеют одну |
линию действия, |
составляющую |
с |
ОМ |
||
угол |
|
< arctg (/), где / — коэффициент |
трения |
скольжения. |
При назначении размеров h, R и г (рис. 16.32, б) можно восполь зоваться выражениями (16.101) и (16.102). Недостаток муфты рассмотренной конструкции — большая величина мертвого хода (1—2°), появляющаяся при изменении направления вращения ведущего вала. Известны другие конструкции муфт необратимого вращения с уменьшенной величиной мертвого хода, описанные в работе [62].
ГЛАВА 17
О Г Р А Н И Ч И Т Е Л И Д В И Ж Е Н И Я
17.1.Н А З Н А Ч Е Н И Е
Вряде случаев звенья механизма должны совершать ограни ченные перемещения. Так, кулачок функционального механизма (см. гл. 6) очерчен, как правило, незамкнутой кривой, и угол по ворота кулачка ср < 2я. Ограничение перемещений звеньев до
стигается применением ограничителя движения, выполняемого в простейшем случае в виде стопорного устройства, либо в виде специального механизма, кинематически связанного с основным механизмом. В приборостроении разработаны различные схемы и конструкции ограничителей движения. Разнообразие видов ограничителей движения позволяет проектанту выбрать способ ограничения движения, наиболее соответствующий конструкции основного механизма и общей компоновке механизма.
При стопорений движения для уменьшения удара необходимо, чтобы кинетическая энергия механизма в момент стопорения была возможно меньшей. В конструкции ограничителя целесообразно предусмотреть упругие звенья, на деформацию которых будет израсходована кинетическая энергия механизма при его стопоре ний. Если механизм приводится в движение не вручную, а от привода, для уменьшения скорости движения звеньев перед стопорением предусматривается устройство для размыкания цепи питания электродвигателя. Опережение по времени момента сраба тывания выключателя должно быть назначено с учетом времени выбега системы.
При передаче движения с понижением скорости при выборе места установки ограничителя нужно руководствоваться сле дующими соображениями: а) нагрузка на ограничитель возра стает при удалении его от ведущего звена; б) при установке огра ничителя вблизи звена с большой массой динамическая нагрузка в момент стопорения будет воспринята в основном ограничителем движения, что позволит предохранить от удара остальные звенья.
Не рекомендуется применять в основном механизме само тормозящиеся передачи, например самотормозящиеся червячные передачи, учитывая особенности их выбега.
В приборостроении нашли применение ограничители движения следующих видов: червячный; ограничитель с мальтийским кре-