Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
колеса |
1 на некоторое |
число целых оборотов. Положению / / |
кулачка |
d 2 соответствует |
положение а кулачка d x , то же, которое |
этот кулачок занимал в начале движения (предполагается, что
колесо / совершило целое число оборотов). Смещение кулачка |
d2 |
из положения / в положение / / вызывается тем, что колесо |
2 |
вращается быстрее, чем колесо 1, и если колесо / совершает по
ворот на угол cpj = |
2л, колесо 2 совершает поворот на угол ф 2 = |
at |
51 |
Рис. 17.8
= 2я — >> 2я. Кулачок d2 после каждого целого оборота колеса /
смещается из предыдущего положения в направлении вращения колеса 2.
Исходные уравнения. Представим, что при переходе от одного стопорного положения к другому колесо / совершило поворот на угол фх, определяемый уравнением (17.18). Колесо 2 совершит
при |
этом |
поворот |
на |
угол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф2 |
= 2 я « 1 - ^ - . |
(17.19) |
|
|
|
|
|
|
|
z2 |
|
|
|
Угол |
поворота |
ф 2 |
можно |
представить и в таком |
виде: |
||
|
|
|
|
|
Ф2 = |
2д (п ц 2 + |
с2 ), |
(17.20) |
где |
н ц 2 |
и с 2 |
— целое |
число |
оборотов |
и дробная часть оборота, |
||
совершаемые |
колесом |
2. |
|
|
|
|||
|
На основании |
построений рис. 17.8 |
|
|||||
|
|
|
|
|
2яс2 = |
2л — 26 — Y , . |
(17.21) |
Используя |
уравнения (17.19)—(17.21), |
получим |
|
|
||||||||
|
|
( « * + * і ) і Н л ц , + |
|
|
|
|
( 1 7 -2 2 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
Введем обозначения: zx — z2 |
— k\ у2 = —-2-, где / 2 |
— длина |
||||||||||
дуги кулачка d2, |
измеренная |
по начальной окружности |
колеса 2. |
|||||||||
После |
преобразований |
получим |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
К + — |
|
|
|
|
||
|
|
|
z2 = |
g |
|
— |
. |
|
|
(17.23) |
||
|
|
|
|
|
1 — — — Cl + |
»Ц2 — «ЦІ |
|
|
|
|||
Так |
как « д 2 и |
"ці — целые |
числа, |
разность |
п ц 2 |
— п ц 1 = 0; |
||||||
1; 2. . . При назначении |
( п ц 2 — п ц 1 ) нужно исключить |
возможность |
||||||||||
преждевременного стопорения механизма (см. ниже). |
|
|||||||||||
Из |
построений |
рис. |
17.8 |
следует: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Р = |
26 + 2лсх, |
|
|
|
(17.24) |
||
где сх |
— дробная |
часть |
оборота колеса / (сх < 1). |
|
|
|||||||
Угловой |
размер |
кулачка |
dx |
определяется |
уравнением |
|||||||
|
|
ух |
= |
р + |
2Др = |
26 + |
2лсх |
+ 2Др. |
|
(17.25) |
При назначении величины Ар нужно исключить возможность преждевременного стопорения механизма (см. ниже).
Уравнения (17.23) и (17.25) позволяют рассчитать основные конструктивные параметры механизма. В зависимости от исход ных условий будем различать четыре, излагаемые ниже, случая расчета ограничителя вращения.
Исключение возможности преждевременного стопорения меха низма. Под преждевременным понимается стопорение механизма,
наступающее при угле поворота ух |
< 2лпх, где пх — назначенное |
|||||||||
число |
оборотов |
колеса /. Если |
пх—нецелое |
число, |
кулачок |
dx |
||||
в начале движения |
располагается |
несимметрично по |
отношению |
|||||||
к линии центров (рис. 17.9, а); угловой размер |
р кулачка опреде |
|||||||||
ляется |
уравнением |
(17.24). |
d2 |
|
|
|
|
|
|
|
Вообразим, |
что |
кулачок |
переместился |
из положения |
/ |
|||||
(рис. 1,7.9, а) в |
положение IV |
после поворота |
колеса |
2 на |
угол |
|||||
ср*2 = |
2л. — 26 |
(рис. 17.9, б). |
Преждевременное стопорение |
после |
поворота на указанный угол будет исключено, если все точки ку лачка dx окажутся вне дуги ті. Для этого необходимо, чтобы после
поворота колеса 1 на угол ц>*х = (2л. — 26) — кулачок dx занял
положением, изображенное на рис. 17.9, б. Очевидно, что Др < Д а , где
До- = 2я —26 —ф* = 2я —26 —Ф;-^-==(2Я — 2 6 ) - | - . (17.26)
Следовательно,
Ар- < (2я — 26) • |
(17.27) |
При соблюдении неравенства (17.27) гарантируется, что прежде временное стопорение механизма не произойдет при совершении колесом / первого оборота. Выясним, при каких условиях может
Рис. 17.9
быть исключено преждевременное стопорение механизма при по следующем вращении колеса / при угле поворота (2я — 26) — <
< ф! < 2л (гац1 + сг) .
Представим, что колесу 1 с кулачком dv занимающему поло
жение |
е (рис. |
17.9, |
б), |
сообщен поворот на угол фх |
= 2 я л ц 1 , |
||||
где п ц 1 |
— целое |
число |
оборотов |
(и ц 1 |
•< и ц 1 ) . После |
каждого |
|||
оборота |
кулачок |
йг |
будет |
возвращаться |
в положение е. |
За один |
|||
оборот |
колеса |
/ |
колесо |
2 |
и кулачок d2 |
повернутся на |
угол |
||
|
Ф2 |
= |
2л |
|
|
2я + 2я |
(k |
|
Обратимся снова к рис. 17.10, а и рассмотрим положения V и е кулачков йг и dx, которые они займут после того как колесо / совершит поворот на угол
ц>х — (2л — 26) —2- -f- 2лпя1. |
(17.32) |
Угол фі отсчитывается от такого начального положения ко леса /, при котором кулачки & х и d2 занимают положения а и / (рис. 17.8, а).
Рис. 17.10
Представим, что после поворота колеса 1 на угол <plf определяе
мый уравнением (17.32), колесу 1 |
сообщается поворот |
на угол |
|||
(26 + р + |
Др + Дет) и суммарный |
угол |
поворота |
ф х |
окажется |
равным |
|
|
|
|
|
ф 1 |
= (2я — 26) ia. + 2я/гщ + |
26 + |
р + Др + |
Да. |
(17.33) |
После указанного поворота кулачок dx минует дугу ml окруж ности радиуса R и займет положение / (рис. 17.10, б). Дл я исклю чения преждевременного стопорения необходимо, чтобы во время перемещения кулачка dx из положения е в положение /, кулачок d2 не смог настигнуть кулачок dx (рис. 17.10, б). В предельном слу
чае кулачок d% может |
занять |
в конце своего перемещения по |
дуге ml положение VII, |
при котором зазор между кулачками dx |
|
и d 2 окажется равным |
нулю. |
|