Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ошибки положения этих элементов могут привести к недопустимым погрешностям.

Найдем ошибки положения колес 3(k) (k = I , I I , I I I , IV), после того как входной вал совершит повороты на один, два, один­ надцать и двенадцать оборотов.

Представим, что входной

вал совершит

поворот

на один

обо­

рот

( я в х =

 

1).

Колесо

и жестко связанное с ним колесо

/ (

П )

совершит поворот на угол ср'1' =

ср{П) =

36°; ошибка положения

Афз1'

= 0. Дл я того чтобы найти ошибку

положения

колеса

5 ( П ) ,

определим

 

сначала

углы

поворота

ф 2 П ) и

ф з П )

колеса

2{п)

и <?<н>, после

того как колесо

 

 

совершит

поворот

на

угол

Ф<П )

== 36°. Дл я определения ф'1

воспользуемся

функциональной

зависимостью ф 2

= Ф 2 (фі)- Из графика этой функции (рис. 11.17, а)

очевидно,

что

при

ф{и> 36°,

поскольку

значение

ф<п>

<

•< Ф і П ) , окажется, что

угол

поворота ф 2 И )

колеса

2 ( П >

меньше

значения ф 2 П )

=

90°. Ошибка

ДфгП )

колеса 2Щ)

определяется

выражением

(рис. 11.17,

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДФ<"> = Ф<"> -

ф і ' ^ ф і 1 )

- 90° -

ф<"> (36°).

 

( 1 J . 5 2

)

Используя аналитическое выражение функции ф,<*) = фМ (Ф^),

можно найти, что при ф<п> =

36°, Аф<п)

=

2°31'. Дл я определе­

ния

ошибки

положения

колеса

3 ( И )

и жестко

связанного с ним

цифрового

барабана

разряда

I I нужно воспользоваться

выраже­

нием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д ф 3

И )

=

Д Ф £ П )

$ 1 ) = Д ф 2 И )

 

-

2° 31' -А- = 1° 00'.

(11.53)

Угол поворота колеса

5 < П )

и / < Ш ) , отсчитанный от их началь­

ного

положения,

будет

иметь

значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф ( П )

= ф ( Ш )

= 3 5 ° 00'.

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы найти ошибки положения колес 2 ( Ш ) и 3 ( Ш ) , нужно воспользоваться выражениями, аналогичными (11.52) и (11.531. В результате получим

Дф<ш > = 90° ф<ш> (35°) = 3° 53';

Дф("і> = Дф<"і> J L = 1°зз' .

Аналогичным образом находятся ошибки положения колес 2 ( I V ) и 5 ( I V > разряда IV. Этим исчерпывается определение ошибок положения колес 5( f t ) , занимаемых ими после одного полного оборота входного вала. Результаты выполненного анализа при­ ведены в табл. 11.1.

Найдем теперь углы поворота колес и ошибки их положения после поворота входного вала на два оборота. Очевидно, что


Ф<!> =

72°, Аф'і) =

0. При

ф<!') = ф<" =

72й , основываясь на

функциональной зависимости ф<п> =

ф<п> (ф{П ) )

(рис. 11.17, а),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф 2 П ) ( 7 2 ° ) = ф , 1 1 ) - 9 0 ° .

 

 

Ошибка положения

А ф 2 П ) =

0.

Угол

поворота

колеса <3< п )

 

 

 

ф ( Ц ) =

ф ( Н ) ^ = 3 6 . °

 

 

 

 

 

 

^3

 

Т і

Z s

 

 

 

 

Ошибка положення Аф^п> = о.

 

 

 

 

Аналогичным образом определяются углы поворота колес сту­

пеней

I I I и IV и ошибки

положения

колес

(табл.

11.1).

При дальнейшем

вращении

входного

вала

при

значениях

"вх ^

10 колеса

от 2 ( П )

до

,?1V

включительно будут

оставаться

неподвижными;

значения

ф|п >, ф^ш >

и ф | 1 У ) , а также ошибки

положения

этих колес не будут изменяться. Поэтому определение

ошибок положения выполнено при значениях п в х =

11 и я в х = 12

(табл. 11.1). Метод определения ошибок положения

тот же, что

при n D X =

1 и пвх

= 2.

 

Из результатов

анализа очевидно, что схемная

погрешность

приводит к периодически изменяющимся ошибкам положения колес Ф 3 П ) , ф 3 Ш ) и Ф^ 1 У ) . Вследствие схемной погрешности цифры на барабанах оказываются смещенными, что схематично пред­ ставлено на графиках табл. 11.1.


ГЛАВА 12

РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

ИВИНТОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

12.1.Н А З Н А Ч Е Н И Е , О С Н О В Н Ы Е С В Е Д Е Н И Я

ОГЕОМЕТРИИ

Различаются резьбовые соединения, используемые для разъем­ ных скреплений деталей, и винтовые механизмы (передачи, состав­

ленные

из

винта

и гайки), применяемые для передачи движения

и сил.

В

табл.

12.1 приведены профили наиболее применяемых

в приборостроении типов резьб; под профилем резьбы (осевым профилем) понимается ее сечение плоскостью, проходящей через ось резьбы. Боковые поверхности винта и гайки являются вин­ товыми поверхностями постоянного шага (геликоидами), они образуются винтовым движением осевого профиля. При прямо­ линейном профиле резьбы боковыми поверхностями резьбы явля­ ются архимедовы винтовые поверхности [72]; поперечное сече­ ние архимедовой винтовой поверхности представляет собой архи­

медову

спираль.

Представим, что из винта или гайки выделен некоторый ци­

линдр

радиуса г с р (рис. 12.1, а), ось которого совпадает с осью

резьбы. Винтовая линия на этом цилиндре представляет результат пересечения боковой поверхности резьбы поверхностью цилиндра. Если развернуть поверхность цилиндра на плоскость, винтовая линия совпадет с наклонной прямой, образующей угол X с пло­ скостью, перпендикулярной оси цилиндра (рис. 12.1, б). В зави­ симости от направления винтовой линии различают правую и левую резьбы (на рис. 12.1, а изображена винтовая линия правой резьбы). Известны однозаходные и многозаходные резьбы. При многозаходной резьбе на цилиндре будут не одна, а несколько винтовых линий. Радиусы Х и 0 М 2 , проведенные в торцевой плоскости Пх к началам соседних винтовых линий, образуют угол 2it

, где гх — число заходов.

Ход винтовой линии s — перемещение вдоль оси резьбы при

повороте на угол 2я — удовлетворяет зависимости (рис. 12.1, б)

s = 2лт tg X.

j

(12.1)


Шаг резьбы — расстояние между соседними витками, измерен­ ное вдоль оси, — определяется выражением

_ J _ _

2 я л с р [ g

Х

(12.2)

~~ ч ~

ч .

 

 

 

Винтовой параметр р представляет величину перемещения вдоль винта при повороте на один радиан и определяется выраже­ нием

 

 

р = S

' ср

(12.3)

где

г с р — радиус

среднего цилиндра.

 

 

Профиль резьбы (осевое сечение обеих сторон витка) очерчен

для

большинства

резьб прямыми

линиями, образующими

между

Рис. 12.1

собой угол 2р. На среднем цилиндре резьбы толщина витка, изме­ ренная вдоль оси, должна равняться ширине впадины. Отсюда следует (рис. 12.1, в):

2 tg р

где Н — расстояние между точками пересечения продолженных прямых линий, которыми очерчены осевые профили резьбы (рис. 12.1, в).

В" дальнейшем понадобится уравнение вектора нормали п к боковой поверхности витка. Отметим по винтовой линии среднего

цилиндра точку N

и проведем через нее ось хх (рис. 12.2, а) си­

стемы

координат

<2

17 уг, гг).

Два единичных вектора: век-

гор Ъ1

касательной

к винтовой

линии

и вектор а х

касательной

к осевому профилю — сечению

боковой

поверхности

плоскостью

хи

zx (рис. 12.2, в) — определяются

следующими выражениями:

 

ах = cospi1 +

sinplq; b1 =

cosA,j1 + sin^k1 ,

(12.5)

где

i l t j i и kx орты

осей системы

sv