Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 3
разрыв функции ускорения при входе в Зацепление в точках |
А |
|
и К (рис. 11.5, а). Заслуживает внимания предложение |
[3] |
по |
устранению кромочного зацепления профилей в начальный |
период |
|
движения. |
|
|
Для устранения заклинивания механизма перед входом про филей в зацепление целесообразно срезать некоторые зубцы ведо мого колеса (рис. 11.14, а). Тогда входной зубец колеса 1, мино вав зубец Б, вступит в касание сразу с профилем — r j х ведомого
колеса. Срезание части зубца Б дает возможность не только избе жать заклинивания механизма, но и устранить кромочное зацепле ние на дуге АК (рис. 11.5, а). Однако это применимо только в тех
случаях, когда угол поворота <р2 колеса 2 за один оборот ведущего колеса удовлетворяет зависимости (11.38), либо в более общем случае зависимости (11.39). Из числа z2 зубцов колеса 2 нужно срезать с зубцов, равномерно распределенных между остальными зубцами.
Удаление части зубца производится по прямой ЕЕ', образую щей с осью симметрии зубца угол v (рис. 11.14,6). Точка N пересе
чения прямой ЕЕ' |
с осью симметрии является одновременно точ |
|||||
кой |
касания окружности |
выступов колеса |
1 радиуса ге1 |
с прямой |
||
ЕЕ'. |
Построения |
рис. |
11.14 |
выполнены |
в предположении, что |
|
в наиболее неблагоприятном |
случае точка |
Е пересечения |
окруж- |
ностей выступов колес 1 н 2 |
совпадает с вершиной t] 0 — rj 0 |
профиля |
||||||||
зубца |
Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
в, |
Для определения угла v обратимся к построениям рис. 11.14, |
||||||||||
согласно |
которым |
|
|
|
sin (j2 + г|?а |
2re2 |
/ |
|
||
cos v |
OxN |
A sin (QOsA) _ |
|
|||||||
|
|
|
A |
|
se2 |
|
|
|||
|
|
= |
— sin |
( * + l ) Y 2 - P a |
2r~ |
|
(11.48) |
|||
где se2— |
дуговая |
толщина |
зубца |
на |
окружности |
радиуса |
ге2. |
|||
В |
том |
случае, |
когда |
опасности |
заклинивания не возникает, |
а целью удаления части зубца является устранение кромочного
зацепления, |
срезается |
зубец Г |
|
|||||
(рис. 11.14, а). |
В этом случае для |
|
||||||
определения |
угла |
v нужно вос |
|
|||||
пользоваться |
выражением |
|
||||||
cos v |
= |
А |
sin (&Ya — Р г |
2ге2 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(11.49) |
|
|
В |
этом |
случае |
угол |
поворота |
|
||
Ф2 |
колеса 2 должен быть опреде |
|
||||||
лен |
из |
уравнения |
|
|
|
|||
Ф2 = |
Y2 (z« + k — 2). |
(11.50) |
Рис. 11.15 |
Часть зубца удобно удалять, используя в качестве базовой поверхности ролик или шарик, вложенный во впадину колеса 2 (рис. 11.15). Для определения угла х, образованного осью сим метрии срезаемого зубца с осью впадины, в которую вкладывается ролик, нужно воспользоваться зависимостью
х = п у а + ^ |
= ^ - ( 2 п + 1 ) , |
(11.51) |
|
где п — число впадин, |
находящихся между срезаемым |
зубцом |
|
и впадиной, в которую |
вложен |
ролик. |
|
Для того чтобы линия среза Е Е ' заняла горизонтальное поло
жение, нужно колесо при срезании |
зуба повернуть так, |
чтобы |
||
ось 02СР |
симметрии центрирующей впадины составляла__с верти |
|||
кальной |
линией угол (v + |
к) — 90°. |
|
|
|
11.6. СХЕМНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ |
|
||
|
МНОГОСТУПЕНЧАТОГО |
МЕХАНИЗМА |
|
|
|
П Р Е Р Ы В И С Т О Г О ДЕЙСТВИЯ |
|
||
Многоступенчатые зубчатые механизмы прерывистого действия |
||||
применяются в счетчиках |
оборотов, |
электромеханических |
уст |
|
ройствах, |
преобразующих |
непрерывные угловые перемещения |
Ё дискретные электрические сигналы, в Коммутационных устрой ствах. В таких устройствах возникают ошибки положения цифро вых барабанов, контактных элементов и аналогичных деталей, приводимых в движение многоступенчатыми зубчатыми механиз мами прерывистого действия.
Ошибки положения в указанных устройствах возникают даже при безупречном изготовлении и сборке устройств, так как они являются следствием погрешности схемы используемых меха низмов.
Рассмотрим как проявляется схемная погрешность на примере четырехразрядного десятичного счетчика (рис. 11.16). Каждая
IV |
III |
и |
I |
|
Ступени |
(разряды) |
|
|
|
Рис. |
11.16 |
ступень счетчика является передачей от младшего к старшему
разряду. Схема такой передачи была |
ранее |
представлена |
на |
||||||
рис. 11.2. Обычно при проектировании |
назначают |
г<*> = 2 0 , |
|||||||
2<*> = 2, 4*> = |
8, |
= 20, |
где k |
= I, |
II, |
III, |
IV |
— номер |
|
ступени. Через |
1(к) |
обозначено |
неполное |
ведущее |
колесо, 2(к) |
— |
|||
промежуточное |
полное колесо |
и 3(к) |
— ведомое колесо |
ступени, |
приводящее в движение неполное колесо старшего разряда (не полное колесо последующей ступени). Зацепление является кор
ригированным, |
коррекция |
высотная, |
коэффициент |
коррекции |
|||||||||
Ц[к) = —\ \ і к ) = |
іік) = —0,362. Напомним, |
что за |
каждый |
пол |
|||||||||
ный оборот колеса J(m) |
младшего разряда |
(т = I , |
I I , I I I ) ко |
||||||||||
лесо 2(т) этрго |
же разряда |
совершает |
поворот |
на |
угол |
ф г т ) = |
|||||||
= 90°, колесо |
5 ( т ) того |
же |
разряда |
|
и |
колесо |
/ ( т |
+ 1 |
) |
старшего |
|||
разряда совершают поворот на угол ф<т ) = (р[т+1) |
|
— 36°. |
|
||||||||||
Зависимость между углами поворота колес 1(к) |
и 2(к) |
|
при их |
||||||||||
зацеплении определяется |
функцией |
ф<А) |
= |
ф<*> (ч>[к)) |
(k |
= |
1, I I , |
||||||
I I I , IV), график которой |
изображен |
на |
рис. 11.17, |
а. |
Линейная |
часть этой функции, изображаемая на графике функции |
участ |
||
ком OA, соответствует обычному зацеплению эвольвентных про |
|||
филей; нелинейная часть |
функции с участком АВ соответствует |
||
кромочному |
зацеплению |
профилей. |
|
Для более яркой иллюстрации того, как проявляется схемная |
|||
погрешность, |
рассмотрим |
такое положение колес счетчика, |
когда |
Рис. 11.17
на цифровых барабанах зафиксировано число, содержащее девятки в трех младших разрядах ( I , I I , I I I ) , например 0999; в разряде IV цифра назначена произвольно. При таких значениях цифр в раз рядах I , I I и I I I изменение показания на одну единицу в самом младшем разряде (I) приведет к изменению показаний во всех
остальных |
разрядах; |
новым |
показанием |
счетчика |
будет |
|
число |
1000. Вследствие схемной погрешности цифры на барабанах |
|||||
разрядов |
I I , I I I , IV окажутся |
смещенными друг относительно |
||||
друга |
(табл. 11.1). Это |
затруднит считывание |
показаний |
с ци |
фровых барабанов, что не столь серьезный дефект. Однако если от каждой ступени приводятся в движение контактные элементы,