Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 3
трения Качения). Так как шарик Должен находиться в равновесии под действием приложенных сил, сумма моментов всех сил должна быть равна нулю. Следовательно,
FW8 = R(ni2]2k |
( i = 1, 3). |
(14.41) |
Сила трения покоя и нормальное давление связаны соотноше
нием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
FiC2) |
= fn0KRP. |
|
(14.42) |
Из |
выражений |
(14.41) и |
(14.42) |
следует, |
что |
|
|
|
|
/ш* = - у - - |
(14.43) |
||
Во |
избежание |
проскальзывания |
необходимо, чтобы / п о к < /„, |
|||
где / 0 |
— наибольший |
коэффициент |
трения |
покоя (коэффициент |
||
трения в момент перехода к скольжению). |
|
|||||
Из |
этого следует, |
что |
|
|
|
Для того чтобы гарантировать отсутствие скольжения, необхо димо, чтобы
f o » - f - - |
(14.45) |
Найдем теперь величину движущей силы Р. К плоскости / приложены сила Р и силы трения покоя F' 2 1 ' (рис. 14.32, б). Оче видно, что
P + £ F < 2 1 > = 0. |
(14.46) |
Из этого следует, что
Р=% F{21) = fnoK S #Г> = - f - Q. |
(14.47) |
Выражение (14.46) можно было бы получить и другим путем, используя условие, что
пп
Pv = Е RM(n) |
+ Е |
= 2Qk - | - • |
(14.48) |
i = l |
1=1 |
0 |
|
Зависимость (14.48) выражает требование, что мощность дви жущей силы должна быть равна мощности моментов трения, воз никающих при перекатывании шариков по плоскостям 1 я 3.
С учетом собственных потерь на трение (трение шариков о сепа ратор, трение из-за погрешностей формы, дефектов сборки и т. д.) вместо зависимости (14.48) используется выражение
P = P0+*LQ, |
(14.49) |
где Р0 — усилие, необходимое для преодоления |
сил трения при |
Q = 0. |
|
В направляющих, изображенных на рис. 14.33, шарики пере катываются не только по плоскости (в точке С), но и по призмати ческим направляющим. Трение качения в таких направляющих возрастает по двум причинам: а) величина реакций в призматиче ских направляющих больше, чем в плоских; б) помимо трения ка чения имеет место еще и трение верчения [131 ]). Обратимся к рис. 14.33, б. В точках А и В скорость шарика 2 равна нулю,
в точке С скорость шарика равна скорости перемещения каретки 1. Мгновенной осью вращения шарика является ось АВ; угловая скорость вращения шарика
(о(23) = |
= |
2^1 |
(14.50) |
|
|
CD |
б (1 + cos а) |
4 |
> |
Угловую скорость вращения шарика можно разложить на со ставляющие <о(к> по оси AT и а><в> по оси АО:
|
«(23) = <й<ю -f-joU). |
(14.51) |
Здесь |
(!>(к> — угловая скорость качения |
шарика; св( в ) — угло |
вая скорость верчения. |
|
|
Пусть в точке А шарик 2 прижат к плоскости А Т усилием R„A). |
||
Мощность сил трения при качении шарика будет равна N( K > = |
||
= kRiA) |
CD( K >, |
|
Мощность сил трения при верчении шарика определится по формулам трения для пяты (см. гл. 15). Поверхность трения пред ставит круг, диаметр которого равен диаметру упругой площадки контакта шарика с плоскостью AT. Определение потерь на трение при верчении требует знания закона распределения контактных напряжений на упругой площадке контакта. Это становится возможным в результате решения контактной задачи Герца. Вслед ствие громоздкости выкладок, отсутствия точных данных о коэф фициентах трения качения и скольжения предпочтительнее соот ношения между силами Р и Q устанавливать на основании экспе риментальных данных.