Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 3
Аналогичным образом можно определить проекции вектора смещения As( A 1 ) при наличии погрешности формы валика / в точке Е. После преобразований получим
As<M ) = |
Я cos (26 — а) |
/ sin (26 — а) |
|
||
В |
|
|
sin 26 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
sin (26 — а) • |
|
|
|
[Я — г sin (26 — а)] |
C O S (26 — а) |
_ M j _ . |
(14.8) |
||
|
|||||
|
L |
sin 26 ' |
|
||
(М) |
(± _ |
Ь \ |
Ahx cos (26 - а ) |
|
|
AsV |
±л |
sin 26 |
|
|
|
|
\ L |
2В ) |
|
|
|
|
|
|
|
Погрешность формы валика / приводит к появлению ошибки отсчета продольных перемещений объекта. Такие перемещения сообщаются каретке винтом, касающимся каретки в точке К. Ошибка отсчета продольных перемещений определяется так:
|
|
|
|
|
Аау = AsyM) |
— As'*', |
|
|
|
|
|
(14.9) |
||||
где AsyK) |
— проекция на ось у вектора |
смещения |
As'*' точки |
К. |
||||||||||||
Д л я определения |
A s ( K ) |
нужно воспользоваться |
выражением, |
|||||||||||||
аналогичным |
(14.6), |
приняв |
при |
этом |
во |
внимание, |
|
что г ( К ) |
= |
|||||||
= —fc'i _ |
і'] |
+ |
hk. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После соответствующих выводов получим |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Аау |
= |
|
(Ь- |
• 6') |
sin а |
.; (Н |
h) cos а |
М |
х |
|
|
(14.10) |
|||
|
|
|
|
_ _ |
|
Ь _ |
L |
|
sin |
26 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Аа„ |
(6 — 6') sin |
(26- |
-а) |
(Я- |
h) cos (26 |
а) |
Ahx |
|
(14.11) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sin |
26 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Формула (14.10) относится к случаю, когда погрешность формы |
||||||||||||||||
возникает |
в точке |
А, |
а |
формула |
(14.11) — к |
случаю появления |
||||||||||
погрешности |
в |
точке |
Е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Определим теперь изменение положения объекта, вызываемое |
||||||||||||||||
погрешностью |
Ah2 |
формы валика |
2 в точке С (рис. 14.23, б). Дл я |
|||||||||||||
того чтобы при погрешности |
Д/ц ввести каретку в касание с вали |
ком 2, сообщим каретке поворот на угол Д-^ вокруг оси О'—О'
валика |
J |
(рис. 14.24, |
б). |
|
|
|
|
Вектор |
смещения |
As(C) |
определится |
уравнением |
|
||
|
|
As<c> = ( О б ' x A y J ) +^)ХОС, |
(14.12) |
||||
где бс |
= — ( Я І + 4 - і ) ; |
об" = —гsin |
(2 Р — а ) к - |
|
|||
Величину угла поворота Ауу |
определим из условия, |
что |
|||||
As^k |
= |
Ah2. |
|
|
|
|
|
В результате получим |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Л7, = |
П Г - |
|
(14-13) |
Проделав выводы, аналогичные приведенным |
выше, получим |
||
следующие выражения для смещения объекта |
М: |
|
|
A s ^ ^ J L ^ - As< A 1 »=0; As.(М) |
~Ah2. |
(14.14) |
Для определения влияния, оказываемого на положение объекта М прогибом Ап3 валика /, обратимся к построениям рис. 14.25. При прогибе валика в опоре / каретка повернется вокруг оси
Q, перпендикулярной плоско сти чертежа на угол
.ДЛз (14.15)
Смещение точки М объекта определится следующими вы-
X
А
к
|
|
|
|
ЦІ |
|
|
Рис. |
14.25 |
Рис. 14.26 |
|
|
ражениями: |
|
|
|
|
|
Asf> |
= |
|
|
Ah3; Ьі&М)=0. |
(14.16) |
Ошибка |
отсчета |
продольных перемещений |
|
||
|
Аау |
= |
As(yM) As[K> = - |
Ah |
(14.17) |
Менее точные, но более простые формулы для оценки влияния погрешностей можно получить, введя в рассмотрение упрощенную схему направляющих кинематического типа (рис. 14.26). Дл я опре деления влияния погрешностей в точках А и Е в формулах (14.7)— (14.11) нужно положить 2(3 = 90° и а = 0. Дл я направляющих
кинематического типа (рис. 14.23) в формулах (14.7)—(14.10) нужно принять 2В = 90° и а = 6. Отметим также, что формулы (14.16) и (14.17) можно получить из зависимостей (14.8) и (14.10), приняв в них Ah3 = —Aht, 2р = 90°, а = 0.
Анализируя формулы (14.7)—(14.17), можно сделать следую щие выводы.
1. Увеличение базовых размеров L и В каретки способствует уменьшению влияния погрешностей Ah І (і = 1, 2, 3). С этой же целью следует в направляющих полукинематического типа созда вать «выборки» (устранять касание каретки с валиками) между участками А, В и С каретки.
2. Объект М нужно располагать: а) как можно ближе к пло скости осей направляющих валиков (стремиться к уменьшению размера Я); б) посередине базовой длины L каретки между точками
А я В |
^стремиться к значению / = |
в) возможно ближе к оси у |
(стремиться к малым значениям Ъ). |
|
|
3. |
Дл я уменьшения ошибки отсчета |
продольных перемещений |
объект М и винт К нужно стремиться расположить по отношению друг к другу на возможно меньшем расстоянии (Я — К) по высоте
и примерно |
на одной и той же линии |
продольных перемещений |
||
(стремиться |
к |
уменьшению разности |
b—b'). |
|
|
|
14.4. П Е Р Е Д А Ч А |
СИЛ |
|
Передачу |
сил рассмотрим |
на примере направляющих кинема |
||
тического типа |
(рис. 14.23). |
Будем считать заданными величину, |
точку приложения и направление силы полезного сопротивления Q (рис. 14.27), направление и точку приложения движущей силы Р, направления нормальных составляющих реакций R „ \ R^2), Rn\
Rn \ Rn\ |
приложенных в точках С, В, |
D, |
А |
и Е; касательные со |
|||
ставляющие реакций |
в точках С, |
В, |
D, |
А |
и Е — силы |
трения |
|
F ( 1 ) , F ( 2 ) , |
F ( 3 ) , F ( 4 ) и |
F ( 5 ) — связаны с нормальными составляю |
|||||
щими реакций зависимостью |
|
|
|
|
|
||
|
f«> |
= /#</> (1 = |
1,2,3,4,5), |
(14.18) |
|||
где / — коэффициент |
трения. |
|
|
|
|
|
|
Начало |
О координат совпадает |
с центром масс каретки. Ка |
ретка движется со скоростью v = const. Движение каретки проис ходит с постоянной скоростью, и можно составить следующие усло
вия равновесия |
сил: |
|
|
|
|
|
|
|
G + Р + Q + |
R«» + |
F ( 1 ) + |
R<2) |
+ |
F ( 2 |
) + |
R<3) + F ( 3 ) + |
R<4) + |
|
+ |
F ( 4 ) + |
Rn5) |
+ |
F ( 5 |
) = |
0; |
(14.19) |
r p X P + r c X (R^4F( 1 ) ) + r B X ( R f + F ( 2 ) ) + |
||||||||
+ vD X (R<3) |
+ F ( 3 ) ) + r , x (R<,4) |
+ F ( 4 ) ) + rE |
x |
|||||
|
X ( R < 5 4 F ( 5 ) ) + r G X G = 0, |
(14.20) |
где |
i>, r c , |
rD и т. д. радиусы-векторы |
точек |
приложения сил |
Р, |
|||
R n \ |
Rn} |
и |
т. д. Так, |
например, гв = |
(О; |
- | |
r/cosa j |
, |
где |
гх—радиус |
валика |
1. |
|
|
|
|
Первое векторное уравнение означает, что геометрическая сумма всех сил, действующих на каретку, должна быть равна нулю; второе уравнение равносильно требованию, чтобы сумма
векторов моментов всех сил относительно начала О координат была равна нулю. Векторные уравнения (14.19) и (14.20) позволяют со ставить шесть скалярных уравнений для определения шести неиз вестных: модулей векторов Rlnl) (і = 1, 2, З, 4, 5) и Р. Модули векторов F ( l ) ( t = 1, . . ., 5) выражаются через модули Ri° с по мощью зависимости (14.18). Задача по определению неизвестных составляющих усилий является статически определимой (число уравнений равно числу неизвестных).
В частном случае, когда линии действия сил Р и Q совпадают и проходят через центр масс О параллельно осям направляющих
валиков, оказывается, |
что |
|
|
|
^ ' ^ в ^ Г Т |
(« = 2 , 3 , 4 , 5 ) ; ' |
(14.21) |
F(» = f 4 ; |
f«> = f _ * _ |
(і =. 2, 3, 4, 5). |
(14.22) |
В ряде случаев движение ползуна (каретки с одним направля ющим валиком) можно считать происходящим под действием пло ской системы сил. На рис. 14.28 ползун перемещается в горизон
ті
Рис. 14.28
тальных направляющих. Вследствие зазоров между пользу ном и опорами он будет касаться опор в точках В и С, где возникнут
реакции |
R( 1 ) = R<>> + |
F( 1 >, R ( 2 ) = R<2) + F ( 2 ) ; |
здесь R<'> |
(i = 1, 2) — нормальные |
составляющие реакций; |
F ( 0 — к а с а |
тельные составляющие реакций (силы трения), направленные про
тив скорости |
движения. |
К ползуну помимо |
реакций |
R(1> и R ( 2 ) |
||
приложены: Q — сила полезного сопротивления; Р — движущая |
||||||
сила; G — с и л а |
веса. |
|
|
|
|
|
При движении ползуна с постоянной скоростью условия |
равно |
|||||
весия сил будут |
таковы: |
|
|
|
||
|
|
RO> + |
R<2> + P + G + Q = |
0; |
|
(14.23) |
М (R'1 ') -f- M (R<2>) + M(P) - f M (G) + |
M(Q) = |
0, |
(14.24) |
|||
где M(R<1 >), |
М (R<2 ) ) |
и т . д . — векторы-моменты |
сил |
относи |
||
тельно произвольно выбранной точки. |
|
|
|