Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 3
Г Л А В А 1 б
НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
15.1. КЛАССИФИКАЦИЯ Н А П Р А В Л Я Ю Щ И Х
По виду трения различаются направляющие вращательного движения с трением скольжения, трением качения и с трением упругости (применение последних становится возможным, если относительное движение является качательным). В опорах с жид костной или газовой смазкой поверхности цапфы и подшипника отделены друг от друга слоем смазки и в непосредственное сопри косновение друг с другом не вступают. Опоры вращения в приборо строении отличаются большим разнообразием конструкций и при меняемых материалов, что продиктовано различием требований к опорам и условиями их работы. Конструкции и расчету опор вра щательного движения посвящены работы С. Т. Цуккермана [131 ], М. П. Ковалева [38], И. М. Сивоконенко и К. Н. Явленского [38, 113], Гильдебрандта [150] и др.
В табл. 15.1 представлены схемы направляющих вращатель ного движения и их качественная оценка по следующим парамет рам: а) точность сохранения положения оси вращения; б) чувстви тельность к температурным изменениям; в) нагрузочная способ ность; г) стойкость против износа; д) момент трения; е) стоимость. Для оценки качества опор предусмотрены пять категорий (I—V). Категория I соответствует наиболее высокому качественному по казателю по рассматриваемому параметру. Аналогичные таблицы были ранее представлены в работах С. Т. Цуккермана [131 ], И. М. Сивоконенко и К. Н. Явленского [150].
15.2. ТОЧНОСТЬ Н А П Р А В Л Я Ю Щ И Х
Чаще всего установка вала производится на двух подшипниках. Смещение одного подшипника относительно другого, зазор между цапфой и подшипником приводят к перекосу оси вращения вала (рис. 15.1) и к смещению центра С его базового сечения (к децентрировке). Под базовым понимается сечение, определяющее установку на валу отсчетного элемента.
Используя принцип независимости действия погрешностей, влияние относительного смещения подшипников и зазоров между посадочными диаметрами цапф и подшипников рассмотрим раз дельно. При этом пренебрежем размерами b и d опор (рис. 15.1 и 15.2), учитывая малость этих размеров по отношению к базе L .
Пусть вследствие смещения Де одного из подшипников ось вала из положения I — / перешла в положение / / — / / (рис. 15.1).
> 0
Рис. 15.1 |
Рис. 15.2 |
Перекос оси вала и смешение центра С базового сечения опреде ляются так:
|
ye^igye=*L; |
bP |
= yelc~-£- |
А*. |
(15.1) |
|
Для оценки влияния |
зазоров |
бА |
и б в в опорах воспользуемся |
|||
построениями |
рис. 15.2, на котором через / — / и II—// |
обозначены |
||||
исходное и смещенное положения |
оси вала. Сплошными линиями |
|||||
на рис. 15.2 |
изображены опоры |
при отсутствии погрешностей, |
а пунктирными линиями — положение опор при наличии зазоров. Направления смещений цапф в опорах определяются направле ниями реакций в точках А я В. При указанных на рис. 15.2 на
правлениях реакций |
R ^ и R(nB) |
получим |
||
ол + ов |
6с2 ) |
= Уьіс |
[ б Л ( / с - 1 ) + 6 в / с ] - 2 ^ . ( 1 5 . 2 ) |
|
2L |
||||
|
|
|
Суммарный перекос оси вала и суммарное смещение центра С базового сечения составят
V = |
|
|
+ |
бв |
Ае |
|
Уе + Уб |
: |
V 2 |
|
|
||
|
1 |
" " / і |
||||
|
|
|
( б л + |
6д + |
2Ае) |
(15.3) |
6 ^ |
+ W * |
/ с |
||||
|
2L |
|
2 |
Из приведенных формул следует, что при прочих равных усло виях увеличение базы L способствует уменьшению перекоса оси вала. Смещение центра С базового сечения зависит от величины базы L и значения 1С, опре
деляющего положение ба зового сечения вала по отношению к опоре А. При фиксированных значениях 6А, б в и Ае можйо указать такое отношение значений
1с |
при |
котором |
смеще |
|
|
||||
ние |
б с базового |
сечения |
||
окажется |
равным |
нулю. |
||
Из |
формулы |
(15.3) сле |
||
дует, что б с = |
0 при |
|||
1с_ |
6А |
+ |
8В+2Ае .(15.4) |
|
L |
||||
Для уменьшения децен- |
||||
трировки вала |
его базовое |
|||
сечение |
следует |
распола |
гать |
не вне опор, а между ними. Так как значения |
б л , Ьв |
и Ае |
заранее неизвестны, при проектировании обычно |
назна- |
|
1г |
|
чается — - = 0,5.
При изменении направления относительного смещения Ае под
шипников |
и направления реакции |
в |
опоре, например реакции |
|
в опоре А, |
в формулах (15.3) нужно изменить знаки перед Ае и |
8А. |
||
При выбранных значениях 1С и |
L |
уменьшение перекоса |
оси |
вала и смещения центра С базового сечения достигается: а) назна чением более жестких допусков для цилиндрических направляю щих машиностроительного типа; б) затяжкой шарикоподшипников в опорах с трением качения (это сопровождается, однако, увеличе нием собственных потерь на трение и увеличением упругого мерт вого хода).
При установке вала в одном подшипнике скольжения (рис. 15.3) базой L является длина опорной поверхности подшипника. При малой величине базы L и наличии зазора под действием силы Q, смещенной относительно опоры, возникают большой перекос и децентрировка вала. Дл я уменьшения таких погрешностей в ряде