Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А 1 б

НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

15.1. КЛАССИФИКАЦИЯ Н А П Р А В Л Я Ю Щ И Х

По виду трения различаются направляющие вращательного движения с трением скольжения, трением качения и с трением упругости (применение последних становится возможным, если относительное движение является качательным). В опорах с жид­ костной или газовой смазкой поверхности цапфы и подшипника отделены друг от друга слоем смазки и в непосредственное сопри­ косновение друг с другом не вступают. Опоры вращения в приборо­ строении отличаются большим разнообразием конструкций и при­ меняемых материалов, что продиктовано различием требований к опорам и условиями их работы. Конструкции и расчету опор вра­ щательного движения посвящены работы С. Т. Цуккермана [131 ], М. П. Ковалева [38], И. М. Сивоконенко и К. Н. Явленского [38, 113], Гильдебрандта [150] и др.

В табл. 15.1 представлены схемы направляющих вращатель­ ного движения и их качественная оценка по следующим парамет­ рам: а) точность сохранения положения оси вращения; б) чувстви­ тельность к температурным изменениям; в) нагрузочная способ­ ность; г) стойкость против износа; д) момент трения; е) стоимость. Для оценки качества опор предусмотрены пять категорий (I—V). Категория I соответствует наиболее высокому качественному по­ казателю по рассматриваемому параметру. Аналогичные таблицы были ранее представлены в работах С. Т. Цуккермана [131 ], И. М. Сивоконенко и К. Н. Явленского [150].

15.2. ТОЧНОСТЬ Н А П Р А В Л Я Ю Щ И Х

Чаще всего установка вала производится на двух подшипниках. Смещение одного подшипника относительно другого, зазор между цапфой и подшипником приводят к перекосу оси вращения вала (рис. 15.1) и к смещению центра С его базового сечения (к децентрировке). Под базовым понимается сечение, определяющее установку на валу отсчетного элемента.

Т а б л и ц а 15.1

Классификация и сравнительная характеристика направляющих вращательного движения

Критерии качественной оценки

 

Форма

 

Напра­

 

 

то —

Вид

рабочей

Способ

вление

Наименование

Схема

о * 3

трения

поверх­

проектирования

восприни­

опоры

направляющих

 

 

ности

маемой

 

 

 

цапфы

 

нагрузки

 

 

X к ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э* a

s

 

 

 

 

 

 

Н х

о

д щ ч Ч І Л

UJ <и <v

ьЕ —

я

m

£

 

 

 

а

5

Ф

 

О

 

CQ

-

 

°

и

о

 

 

 

Я п

S

5 «к

а. я О

« *

X

О ш

о

 

 

 

н

s

 

 

 

U н

и

Кинематиче­

IV

III

V

ский

на

Опора

 

 

призмах

 

 

Полукинема­

IV

IV

V

тический

Цилин­

 

Ради­

 

 

 

 

 

 

дриче­

Полукинема­

 

 

 

 

 

 

ская

альное

III

III

III

III

IV

II

 

тический

 

Трение

 

 

Цилиндриче­

 

 

 

 

 

 

 

ская опора

 

 

 

 

 

скольже

ния

Машинострои­

III

III

I I I

III

тельный

 

 

 

 

Полукинема­

Опора

II

II

IV

III

IV

II

тический

на центрах

 

 

 

 

 

 

Кони­

ческая

 

Ради­

 

 

 

 

 

Машинострои­

альное

Коническая

II

V

III

III

и

тельный

осевое

опора

 

 

 

 

Сфери­

Кинематиче­

Опора

IV

IV

IV

V

III

ческая

ский

на кернах

 

 

 

 

 


№ п/п

 

Форма

 

Напра­

 

 

Вид

рабочей

Способ

вление

Наименование

Схема

трения

поверх­

проектирования

восприни­

опоры

направляющих

 

ности

 

маемой

 

 

 

цапфы

 

нагрузки

 

 

 

Продолжение табл.

15. t

Критерии качественной

оценки

 

Точность сохра­ нения положения оси вращения Трение і

Нечувствитель­ ность к измене­ ниям темпера­ туры

Нагрузочная способность

Стойкость про­ тив износа

Стоимость

8

Полукинема­

тический

 

Ради­ Сферическая альное опора и осевое

 

 

Сфери­

 

Трение

ческая

9

Машинострои­

сколь­

тельный

 

жения

 

10

 

Кинематиче­

 

ский

 

 

 

 

Осевое

И

Пло­

Машинострои­

ская

тельный

12

Полукинема­

тический

 

13

 

Ради­

 

 

альное и

 

 

осевое

Трение

 

качения

 

 

 

 

Кинематиче­

 

ский

(с избы­

 

точным количе­

 

ством точек

14

контакта)

 

15

Осевое

Подпятник

(используется в качестве элемента цилиндриче­ ских опор)

Роликовый

подшипник (с конически­ ми роликами)

Радиальный

шарико­

подшипник

Сферический

шарико­

подшипник

Упорный ша­ рикоподшипник

III

IV

III

II

IV

III

ш

III

IV

III

I

III

III

II

I I I

IV

I

г

 

 

I

 

 

IV

I I I

I

III

II

IV

I

II

II

і

 

 

 

 

 

1

III

II

IV

II

II

II

І

 

 

 

 

 

 

I I I

II

IV

II

II

и

//////

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

II

II

II

II

 


 

Форма

 

Напра­

 

 

Вид

рабочей

Способ

вление

Наименование

Схема

трения

поверх­

проектирования

восприни­

опоры

направляющих

 

ности

 

маемой

 

 

п/п

цапфы

 

нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Трение Цилин­ 16 качения дриче­

ская

17

Трение упру­ гости

18

 

 

 

 

Сфери­

 

 

ческая

19

 

или

 

цилин­

 

 

 

 

дриче­

 

 

ская

 

Жид­

Цилин­

20

дриче­

костное

 

или

ская

воздуш­

ное

трение

21

22

Полукинема­

Ради­

Опора

Р

тический

альное

на ножах

 

Опора

 

 

на растяжке

 

 

 

 

чJ

Ради­

 

 

 

 

альное

 

 

 

 

и

 

 

 

 

осевое

 

 

 

 

 

Опора

 

 

на

подвесе

 

 

Аэростатиче­

 

 

ская

или

ги­

 

 

дростатическая

 

 

опора

при­

 

 

нудительной

 

 

подачей

Щ

 

воздуха

 

или

масла)

 

 

Аэродинами­

 

 

ческая

или

 

Ради­

гидродинами­

 

ческая опора

 

альное

(применение

 

возможно при

 

 

высокой

ско­

 

 

рости вращения

 

 

Магнитная

1 ш

 

опора

 

Осевое

Ртутная

опора

 

 

Продолжение табл.

15.1

 

Критерии качественной

оценки

 

Точность сохра­ нения положения

Трение

Нечувствитель­ ность к измене­ ниям темпера- ТУПЫ

Нагрузочная способность

Стойкость про­ тив износа

Стоимость

IV

II

I

IV

II

III

V

I

I

V

I

III

1

V

I

I

III

I

III

III

I

I

IV

I

V

III

I

I

IV

I

V

I I V I IV

V

II

I

V

I

V

-


Используя принцип независимости действия погрешностей, влияние относительного смещения подшипников и зазоров между посадочными диаметрами цапф и подшипников рассмотрим раз­ дельно. При этом пренебрежем размерами b и d опор (рис. 15.1 и 15.2), учитывая малость этих размеров по отношению к базе L .

Пусть вследствие смещения Де одного из подшипников ось вала из положения I — / перешла в положение / / — / / (рис. 15.1).

> 0

Рис. 15.1

Рис. 15.2

Перекос оси вала и смешение центра С базового сечения опреде­ ляются так:

 

ye^igye=*L;

bP

= yelc~-£-

А*.

(15.1)

Для оценки влияния

зазоров

бА

и б в в опорах воспользуемся

построениями

рис. 15.2, на котором через / — / и II—//

обозначены

исходное и смещенное положения

оси вала. Сплошными линиями

на рис. 15.2

изображены опоры

при отсутствии погрешностей,

а пунктирными линиями — положение опор при наличии зазоров. Направления смещений цапф в опорах определяются направле­ ниями реакций в точках А я В. При указанных на рис. 15.2 на­

правлениях реакций

R ^ и R(nB)

получим

ол + ов

2 )

= Уьіс

[ б Л ( / с - 1 ) + 6 в / с ] - 2 ^ . ( 1 5 . 2 )

2L

 

 

 


Суммарный перекос оси вала и суммарное смещение центра С базового сечения составят

V =

 

 

+

бв

Ае

 

Уе + Уб

:

V 2

 

 

 

1

" " / і

 

 

 

( б л +

6д +

2Ае)

(15.3)

6 ^

+ W *

/ с

 

2L

 

2

Из приведенных формул следует, что при прочих равных усло­ виях увеличение базы L способствует уменьшению перекоса оси вала. Смещение центра С базового сечения зависит от величины базы L и значения 1С, опре­

деляющего положение ба­ зового сечения вала по отношению к опоре А. При фиксированных значениях 6А, б в и Ае можйо указать такое отношение значений

при

котором

смеще­

 

ние

б с базового

сечения

окажется

равным

нулю.

Из

формулы

(15.3) сле­

дует, что б с =

0 при

1с_

6А

+

8В+2Ае .(15.4)

L

Для уменьшения децен-

трировки вала

его базовое

сечение

следует

распола­

гать

не вне опор, а между ними. Так как значения

б л , Ьв

и Ае

заранее неизвестны, при проектировании обычно

назна-

 

 

чается - = 0,5.

При изменении направления относительного смещения Ае под­

шипников

и направления реакции

в

опоре, например реакции

в опоре А,

в формулах (15.3) нужно изменить знаки перед Ае и

8А.

При выбранных значениях 1С и

L

уменьшение перекоса

оси

вала и смещения центра С базового сечения достигается: а) назна­ чением более жестких допусков для цилиндрических направляю­ щих машиностроительного типа; б) затяжкой шарикоподшипников в опорах с трением качения (это сопровождается, однако, увеличе­ нием собственных потерь на трение и увеличением упругого мерт­ вого хода).

При установке вала в одном подшипнике скольжения (рис. 15.3) базой L является длина опорной поверхности подшипника. При малой величине базы L и наличии зазора под действием силы Q, смещенной относительно опоры, возникают большой перекос и децентрировка вала. Дл я уменьшения таких погрешностей в ряде