Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 3
случаев создают дополнительные базы — торцевые поверхности
А и В. Точками контакта вала после его перекоса явятся Nx, |
N2 и |
JV3 ; ось вала из положения / — / переместится в положение |
/ / — / / . |
При этом будет выбран осевой зазор между торцевыми поверхно стями подшипника и базовыми поверхностями А я В вала; необ ходимость в полной выборке радиального зазора между валом и подшипником отпадает. Этим объясняется уменьшение перекоса и децентрировки вала при наличии торцевых базовых поверхно
стей А |
и |
В. |
|
|
|
Сопоставим значения перекоса и децентрировки вала при отсут |
|||||
ствии |
и наличии базовых |
поверхностей А я В. Д л я |
определения |
||
б с и у |
при отсутствии торцевых поверхностей нужно воспользо |
||||
ваться уравнениями (15.3), приняв в них Ае = 0 и 8В |
= 8А. |
В ре |
|||
зультате |
получим |
|
|
|
|
|
|
Y = 4 L ; |
Б С = 6 Л ( И С - Ц . |
( |
1 5 5 ) |
Построения, приведенные на рис. 15.3, позволяют определить перекос и децентрировку при наличии торцевых базовых поверх ностей. Основываясь на приведенных построениях, получим
|
/ = Г О |
= |
- Е ^ - + |
(Я1 + Я,) t g y . |
|
|
Обозначим |
через |
А о |
с |
— / — L |
осевой зазор между |
опорными |
поверхностями |
вала |
и подшипника. Получим |
|
|||
1 |
( ^ s T - 1 ) + { R l + |
R > ] { g y = A - |
( 1 5 - 6 ) |
Учитывая малость угла у , получим следующую зависимость для определения угла перекоса вала:
|
|
|
|
|
|
|
|
< 1 5 - 7 > |
|
При перекосе вала по отношению к подшипнику центр С сече |
|||||||
ния вала |
смещается на |
величину |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь с ^ г п - |
+ ( |
/ с + |
R |
l t g |
у) sin у . |
(15.8) |
|
Приняв во внимание |
малость |
угла |
у , |
получим |
|
||
|
|
в с ~ - ^ + ? / с ~ - ^ |
+ ^ / с , |
(15.9) |
||||
где |
А р = |
2 (гп — Гц) — радиальный |
зазор между |
подшипником |
||||
и |
валом. |
|
|
|
|
|
|
|
Построения на рис. 15.3 выполнены в предположении, что при перекосе вала выбирается, как уже упоминалось, осевой зазор между торцевыми поверхностями А я В вала и подшипника; ра диальный зазор между валом и подшипником не устраняется. Это
раженному на рис. 15.4. С учетом этого должен быть изменен на противоположный знак для смещений центра 0Ц .
Вскатывание вала рассматривается обычно как дефект, приво дящий, как уже указывалось, к изменению его положения. В элек троизмерительных приборах при опорах на кернах вскатывание вала является благоприятным фактором, позволяющим произво дить измерения при наличии трения качения вместо трения сколь-
Рис. 15.4
жения (см. п. 15.9). Однако измерение должно быть закончено до того, пока вал переместится в положение, изображенное на рис. 15.4, б . Это накладывает ограничение на угол поворота вала и жестко связанной с ним стрелки прибора.
15.3.ТРЕНИЕ В ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКАХ И ПЯТАХ
Направляющие кинематического типа. Конструкция напра вляющих кинематического типа ранее изображена на рис. 1.4. Обозначим через Q радиальную нагрузку, приходящуюся на одну из опор, а через А и В —точки контакта вала с опорой (рис. 15.5, а). Полная реакция отклоняется от нормальной составляющей на угол трения; Ц.\Л) и R{tB) — касательные составляющие полных реакций (силы трения). Уравнения равновесия вала под действием приложенных сил при © = const запишем в виде
Q + R( j 4 ) - f R ( S ) = 0; |
M№ = 2(R\A) + RlB))r, |
(15.14) |
где МЯВ — движущий момент, |
который необходимо |
приложить |
к.валу для преодоления моментов от сил трения в двух опорах.
Обратимся |
к построениям |
рис. 15.5, |
б . При р |
А — р в = р по |
|
лучим |
|
|
|
|
|
RW |
= Q s l n ( 4 5 ° — р); Я<в> = |
Qsin (45° + |
р); "| |
||
|
R<tk) |
= Rik) |
sin р (k — А , В); |
(15.15) |
|
'•' |
М |
= |
sin45°sin2pQr. |
|