Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 3
быть простой, если каждое из звеньев образует подвижное соеди нение с двумя другими (рис. 1.13, а), сложной, если в цепь вклю чены сложные звенья, соединяющиеся больше чем с двумя другими звеньями (рис. 1.13, б). Если кинематические пары — шарниры, то простые звенья на кинематических схемах изображаются отрезками (звенья 1, 2 и т. д. на рис. 1.13, а и б), соединяющими центры шар ниров, а сложные — жестким многоугольником, сторонами кото рого являются отрезки, соединяющие между собой центры соседних шарниров (звенья 3 и 7 на рис. 1.13, б). Кинематические цепи, изображенные на рис. 1.13, а и б, называются незамкнутыми или открытыми.
Простая открытая кинематическая цепь может быть замкнута соединением последнего звена с первым, а сложная — сочленением звеньев или же присоединением их к промежуточным звеньям незамкнутой кинематической цепи при помощи кинематических пар.
Простая кинематическая цепь после замыкания дает один замк
нутый |
контур (рис. 1.14 а), а сложная — несколько |
контуров |
(рис. 1.14, б), число которых зависит от числа свободных |
конечных |
|
звеньев |
и способа их соединения. Наибольшее число |
контуров |
будет совпадать с числом свободных концов, причем могут полу читься контуры, превращающие определенную группу звеньев с кинематической точки зрения в одно звено, если контур составляется
из |
трех звеньев. |
|
|
|
|
|||
|
На |
практике |
можно встретить как открытые, так и замкнутые |
|||||
кинематические |
цепи. В качестве |
открытой |
кинематической цепи |
|||||
молено указать на обыч |
|
|
|
|||||
ные рычажные весы, ме |
|
|
|
|||||
ханизм |
копания |
гидро- |
|
|
|
|||
фицнрованного экскава |
|
|
|
|||||
тора и др. Конечности |
|
|
|
|||||
млекопитающих |
также |
|
|
|
||||
можно |
рассматривать |
|
|
|
||||
как открытые |
кинемати |
|
|
|
||||
ческие |
цепи. |
|
|
|
|
|
||
|
Если |
точки |
всех |
Рис. |
1.13. Виды |
кинематических цепей: |
||
звеньев |
могут |
переме |
- открытая простая; б — открытая разветвленная |
|||||
щаться |
в |
параллельных |
|
|
|
|||
плоскостях, |
то |
кинема |
|
|
|
|||
тическая цепь |
называет |
|
|
|
||||
ся |
плоской. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
пространственных |
|
|
|
|||
цепях точки |
описывают |
|
|
|
||||
либо |
пространственные |
|
|
|
||||
кривые, |
либо |
|
плоские |
|
|
|
||
кривые, |
расположенные |
|
|
|
||||
в различных |
непараллель |
|
|
|
||||
ных плоскостях. |
|
Рис.' 1.14. |
Замкнутые |
кинематические цепп |
47
Наибольшее распространение получили плоские кинематические цепи.
Кинематическая цепь обладает определенным числом степеней свободы и степенью изменяемости, зависящими от числа звеньев и кинематических пар.
Под степенью изменяемости кинематической цепи будем подра зумевать число степеней свободы в относительном движении звеньев, определяющее число независимых параметров, которыми можно задаваться. Иначе говоря, степень изменяемости можно предста вить себе как число степеней свободы кинематической цепи, у кото рой одно звено закреплено неподвижно. Степень изменяемости равна единице, если можно произвольно задаваться одним параметром, равна двум при двух независимых параметрах и т. д.
Если в пространственную кинематическую цепь входит п звеньев, то общее число степеней свободы для системы равно 6п, из которых некоторые уничтожаются независимыми геометрическими связями,
накладываемыми |
кинематическими |
парами. |
|
|
|
||||
Если в кинематической цепи будут существовать пары от пер |
|||||||||
вого до |
пятого |
рода, число которых /?,, р.г, |
р3, |
р,, р5 , то |
число |
||||
условий |
связей, |
вносимых в кинематическую цепь, будет |
равно |
||||||
5рі + 4р., + Зрз + 2р4 |
- j - |
р 5 . В результате |
число |
степеней свободы |
|||||
кинематической |
цепи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н = 6п-5р1-4р2-Зря-2рі-р-0, |
|
|
|
(1.1) |
||||
а степень изменяемости |
пространственной |
|
кинематической |
цепи |
|||||
|
W = 5 (п - |
1) |
- 5рі - |
4р2 - Зр3 |
- |
2р4 - |
р5 . |
(1.2) |
Выше было указано, что в случае плоского движения кинемати ческие пары могут быть только первого и второго рода; каждая из них вносит соответственно две или одну связь.
Если в плоской кинематической цепи кинематических пар пер- , вого рода рі, кинематических пар второго рода р2 , то общее число степеней свободы плоской кинематической цепи
Н = Зп-2Рі-р2, |
(1.3) |
а степень изменяемости |
|
W = 3(n-\)-2Pl-p2. |
(1.4) |
В замкнутой плоской кинематической цепи (рис. 1.14, а), полу ченной из кинематической цепи по рис. 1.13, а введением одного шарнира, число звеньев п — 4, р х = 4 и вместе с этим
# = 3 - 4 - 2 - 4 = 4; № = 3 - 3 - 2 - 4 = 1 .
Для этой замкнутой кинематической цепи можно задавать про извольно только один параметр, который и определит относительное
48
расположение звеньев, т. е. можно задать только один из углов
Фі2. 923 - 934 или ф4 1 .
Если, например, задаемся углом ср12, то при неизменных дли нах звеньев получаем диагональ BD определенной величины. По ложение точки С относительно BD может быть легко определено, если рассматривать ее как вершину треугольника BDC. Как только найдено положение точки С, то положение звеньев 3 и 4 относи тельно звеньев 2 и / определено.
Таким образом, если кинематическая цепь обладает степенью изменяемости, равной единице, то для определения относительного расположения звеньев необходимо и достаточно задать только один параметр (обобщенную координату). Если степень изменяемости равна двум, то легко аналогично доказать, что необходимо задать два независимых параметра (обобщенные координаты) для опреде ления относительного расположения всех звеньев кинематической цепи.
§ 1.4. МЕХАНИЗМ И МАШИННЫЙ АГРЕГАТ
Если в замкнутой кинематической цепи сделать одно звено не подвижным (стойка), то получим механизм, число степеней свободы которого совпадает со степенью изменяемости кинематической цепи, поскольку закреплением одного звена отнимаем от кинематической цепи три степени свободы у плоской кинематической цепи и шесть — у пространственной.
Закрепление одного из звеньев кинематической цепи, или, как принято выражаться, обращение одного из звеньев кинематической цепи в стойку, нужно понимать относительно. Если механизм вклю чен в стационарную машину, то под закреплением понимают его соединение с фундаментом, покоящимся на земле. Тогда абсолют ными перемещениями каждого из звеньев будут перемещения относительно земли или, что то же самое, относительно стойки, связанной с фундаментом. Однако во многих случаях нельзя ука зать неподвижное звено в машине, поскольку она сама перемещается относительно земли. Это относится к машинам, применяемым в авиа ции, водном транспорте, автомобилях, локомотивах и т. д.
Для авиационного двигателя фундаментом является подмоторная рама, перемещающаяся вместе с самолетом, для судового — корпус судна, для тепловозного дизеля — рама локомотива и т. д., т. е. ни в одном из перечисленных случаев неподвижного звена нет. Однако при рассмотрении кинематики механизмов, включаемых в состав транспортных машин, можно говорить также о неподвиж ном звене, подразумевая под ним движущийся вместе с локомотивом, самолетом и т. д. фундамент, а под абсолютными перемещениями — перемещения относительно фундамента (стойки). С точки зрения геометрии движения не вносится никаких ошибок. При рассмотре нии вопросов динамики, когда определяют действующие на отдель-
49
|
ные звенья механизма силы, |
|||
|
можно допустить в некото |
|||
|
рых случаях ошибки, если |
|||
|
не |
учесть |
перемещения |
|
|
фундамента. |
Это относится |
||
|
главным образом к тем слу |
|||
|
чаям, |
когда |
транспортная |
|
|
машина |
движется не пря |
||
|
молинейно и не с постоян |
|||
|
ной скоростью. При равно- |
|||
Рис. 1.15. Дифференциальная передача |
мерном |
И |
прямолинейном |
|
|
движении в |
динамических |
расчетах получим совершенно точный результат, если за абсолют ное перемещение будем принимать перемещение относительно под вижного фундамента.
Согласно сказанному формула для определения числа степеней свободы пространственного механизма совпадает с формулой (1.2) степени изменяемости соответствующей кинематической цепи. Фор мула (1.2) известна под названием формулы А. П. Малышева.
Для плоских механизмов число степеней свободы, совпадающее со степенью изменяемости кинематической цепи, может быть опре делено по формуле (1.4). Если кинематических пар второго рода нет, т. е. звенья механизма соединены между собой только поступа тельными парами или шарнирами, то формула (1.4) принимает вид
|
W = 3(n- |
1)-2р1. |
Формула (1.4) выведена в 1870 г. П. Л. Чебышевым 151. |
||
Начальным звеном |
или кинематическим кривошипом называется |
|
звено, закон движения |
которого задан. |
Начальное звено может сое |
диняться кинематической парой с неподвижным звеном и на кине матических схемах отмечается стрелкой, указывающей направле ние движения (на рис. 1.15 начальное звено 4 отмечено круговой стрелкой). В качестве начального может быть принято также звено, не связанное со стойкой.
В зависимости от числа степеней свободы механизма может быть задано одно, два или несколько независимых движений звеньев, его составляющих. Если требуется обеспечить вполне определенное соответствие между перемещениями начальных и ведомых звеньев механизма, то число начальных звеньев и число степеней свободы механизма должны совпадать, причем перемещения начальных звеньев должны быть синхронизированы и их соотношение должно сохраняться независимо от изменения нагрузки. Синхронизация движений может быть осуществлена введением дополнительной кинематической цепи, распределяющей между начальными звеньями движение, сообщаемое одним двигателем. Только в этом случае можно получить определенные и однозначные перемещения звеньев, выполняющих заданные функции в машине.
50