Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 437

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 16.2. ВНЕШНИЕ СИЛЫ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИН

Внешние силы могут быть постоянными, как, например, силы тяжести, сопротивлениярезанию металла при постоянном сечении стружки и др., или зависящими только от положения звена, на которое они действуют (силы давления газов, действующих на поршень двигателя внутреннего сгорания или компрессора, сопро­ тивление, встречаемое пуансоном пресса при прошивании отверстий и др.), от скорости звена (момент электродвигателя, силы трения смазанных тел и др.), от времени. Кроме того, в машине могут действовать силы, зависящие от ряда перечисленных выше незави­ симых переменных. Определение конкретной величины внешней силы возможно только в том случае, если задана ее характери­ стика.

Во

многих

случаях

процессы, происходящие в

машинах,

можно

выразить

математически, что дает возможность

при кине-

тостатическом

 

исследова­

 

нии

вычислить

 

действую­

 

щие внешние

силы.

 

Неко­

 

торые же процессы матема­

 

тически

 

выразить

нельзя.

 

В этих случаях при про­

 

ектировании

новых

машин

 

используют

 

данные

опы­

 

тов,

произведенных

в

ус­

 

ловиях,

 

аналогичных

ус­

 

ловиям

 

работы

рассчиты­

 

ваемой

машины.

Покажем

 

на примерах

 

определение

 

внешних

сил,

 

действую­

 

щих

на звенья

механизма.

 

Для механизма четырех­

 

тактного

двигателя

 

внут­

 

реннего

 

сгорания

 

закон

 

изменения

давления

газа

 

в цилиндре

 

дается

 

инди­

 

каторной

 

диаграммой —

 

зависимостью

 

 

р

=

f

(s)

 

(рис.

16.1,

а).

 

 

 

 

 

 

Полный цикл работы двигателя заканчивается в течение двух оборотов кри­ вошипа. За первую поло­ вину оборота происходит всасывание горючей смеси

(рис. 15.1), за

вторую

по-

Рис. 16.1. Индикаторная диаграмма четырех-

ловину первого

оборота

тактного двигателя

359



сжатие ее. Далее следует расширение воспламененной смеси и выхлоп. Каждая из этих фаз отмечена на индикаторной диаграм­ ме, на которой нанесены соответствующие кривые изменения да­ вления газа в цилиндре.

Так как

•H

 

АС

ІГ~ АЕ'

где h — длина основания индикаторной диаграммы;

H — длина

хода поршня;

 

X — его перемещение от

правой мертвой точки (рис. 15.1),

то, откладывая

на отрезке AB

= H перемещение х, взятое с плана

механизма, нетрудно найти для заданных х и фазы соответствующую ординату на индикаторной диаграмме (рис.-16.1, о).

Избыточное

давление ра

на поршень, т. е. разность

давления

газа в рабочем

пространстве

цилиндра и атмосферного

давления,

действующего на открытую часть поршня, пропорционально орди­ нате, отсчитываемой от атмосферной линии (рис. 16.1, о).

Сила, действующая на поршень, определяется

из формулы

Р = Р » ^ ,

(16-1)

где d — диаметр поршня.

Если ордината уи индикаторной диаграммы в мм, а цена 1 мм kp,

то избыточное индикаторное давление

 

 

ри = круи и P = kp~tjn

= kptjK.

(16.2)

Из формулы (16.2) видно, что индикаторная диаграмма в ином

масштабе kP kp—^- представляет собой также диаграмму

измене­

ния силы Р в зависимости от пути поршня s.

Пользуясь диаграммой [Р, s], легко определить работу, произ­ водимую расширяющимися газами, и ее изменение в зависимости от пути поршня.

Если поршень переместился на ds, то элементарная работа dA силы Р

dA = Pds.

За время перемещения поршня от О до s сила Р совершит работу

A=\pds.

(16.3)

и

 

360


Если Р

= kp<j и ds

- kidx, то

 

 

 

X

(16.4)

 

 

A = k[kp\tjdx,

X

 

о

 

 

 

 

здесь \ ijdx

представляет

площадь OAGJ диаграммы IP,

s], огранн-

u

 

 

 

ценную ординатами кривой изменения силы Р для х = 0

и х теку­

щего (рис. 16.1, б).

 

 

Изменение работы А,

производимой силой Я, можно представить

в функции перемещения s поршня, для чего нужно построить интег­ ральную кривую согласно уравнению (16.4). Знак работы опре­ деляется направлением движения поршня.

Если пренебречь работой, затраченной двигателем на всасыва­ ние и выхлоп газовой смеси, то приближенно

A = kp ki (Fx — Fi),

т. е. работа двигателя за

цикл пропорциональна площади, ограни­

ченной замкнутой кривой

ABCEDA.

Используя диаграмму [Р, s], можно определить также среднюю индикаторную мощность или, иначе, мощность,, развиваемую силой, действующей на поршень.

Если число оборотов кривошипа в минуту п, то время цикла работы двигателя Т = 2 ^ .

Мощность в кгс-

м/с определяется отношением Л к Г, а мощ­

ность в лошадиных

силах

может

быть

представлена

формулой

 

Ni = ^

= р

' \

п

J

,

'

(16.5)

'

 

/о7

 

2 • 60 • Ю

 

ѵ

где- Ni — средняя индикаторная

мощность.

 

 

 

При передаче усилия от поршня к кривошипу затрачивается некоторая работа на преодоление всякого рода сопротивлений в механизме двигателя, например сил трения поршня в цилиндре, силы трения цапфы кривошипа в головке шатуна и т. д., так что двигатель на валу кривошипа может развить меньшую среднюю мощность N, чем подсчитанная выше средняя индикаторная мощ­

ность

Ni. Мощность на валу двигателя называется

э ф ф е к т и в ­

н о й

м о щ н о с т ь ю .

 

Если величина N известна, то нетрудно определить средний

момент М0ср силы сопротивления, который способен

преодолевать

двигатель. Действительно, так как мощность момента равна эффек­ тивной мощности N, то можно написать

N ~ 75 ~ 7Ï6\2 Л , С *

Если изменять прикладываемый к валу двигателя момент, то соответственно будет изменяться число оборотов вала двигателя.

361


Можно считать также, что с изменением числа оборотов вала двига­ теля будут меняться мощность /V и момент М 0 с р .

При оценке работы машины обычно принимают во внимание изменение мощности N пли момента М0ср в зависимости от измене­ ния а при одинаковом режиме работы двигателя, в данном случае с одним н тем же наполнением газовой смесью.

Индикаторная мощность согласно уравнению (16.5) пропорцио­ нальна числу оборотов п при той же площади индикаторной диа­ граммы, поэтому, изображая Ni в функции », получим прямую, проходящую через начало координат (рис. 16.2). Изменение режима двигателя, в результате которого изменяется площадь / \ — F,t индикаторной диаграммы, приводит к уменьшению или увеличению угла наклона прямой. Пропорциональности между эффективной мощностью N и числом оборотов п при неизменной площади индика­ торной диаграммы нет, потому что с изменением числа оборотов изменяются механические сопротивления в двигателе, режим теп­ лообмена и пр. Диаграмма изменения мощности на валу двигателя или среднего момента М 0 с р в зависимости от числа оборотов называется механической характеристикой двигателя (рис. 16.3).

Все изложенное можно распространить на любой тепловой поршневой двигатель или компрессор, в которых давление на пор­ шень задано в функции перемещения. В большинстве машин-двига­ телей момент, развиваемый на валу, или момент сопротивления на валу рабочей машины задается в виде функции числа оборотов или скорости.

На рис. 16.4 приведена характеристика асинхронного электри­ ческого двигателя, устанавливающая связь между моментом дви­ гателя и угловой скоростью ротора. При холостом ходе ротор вращается с синхронным числом оборотов /г0. Характеристика показывает, что увеличение момента сопротивления, преодолевае­

мого двигателем, ведет к умень­

N-Lmax

шению

угловой скорости или

числа оборотов ротора. При мо­

hi

менте

сопротивления MQ, боль-

 

о1

 

п

Р и с 16.3. Механическая харак­

 

теристика

двигателя:

Рис. 16.2. Линейная ха­

/ — индикаторная мощность; 2 — эф­

рактеристика

мошдюсти

фективная мощность; 3 — мощность,

затрачиваемая на преодоление ме­

двигателя

ханических

сопротивлений

362