Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 435

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шем максимального значения на характеристике (опрокидываю­ щий момент), двигатель останавливается, потому что развиваемый двигателем момент меньше момента сопротивления.

Силовая характеристика (рис. 16.5) фрикционной пусковой муфты сверлильного станка дает представление об изменении мо­

мента трения M. F в зависимости от времени. Действием момента MF

станок запускается

в ход.

Механическую

характеристику не всегда можно представить

в аналитической или графической форме вследствие того, что дви­ жущая сила или момент зависят от нескольких переменных, напри­ мер, Перемещения и скорости. С геометрической точки зрения такая зависимость должна представляться в форме поверхности трехмер­ ного или многомерного пространства. Практически формой изобра­ жения в трехмерном или многомерном пространстве воспользоваться трудно и вопрос о величине силы должен выясняться совместно с ре­ шением дифференциального уравнения движения. В качестве при­ мера такой сложной зависимости можно указать на силы в пневма­ тических, электромагнитных механизмах и ряде других.

Давление в цилиндре пневматического механизма во время дви­ жения поршня изменяется в функции перемещения и скорости его в случае постоянного давления на входе в цилиндр. Изменение давления определяется гидравлическими потерями на сопротивле­ ниях, пропорциональными первой и второй степени скорости, а также расширением воздуха в камере с переменным объемом, зави­ сящим от перемещения поршня. На рис. 16.6 показана осцилло­ грамма, на которой приведены кривые / и 2 перемещения и скорости поршня в длинноходовом цилиндре (ход 11 м), 3 и 4 кривые давления в левой и правой полости цилиндра, 5—6 — отметка тока катушки электромагнитного клапана и времени. Давление на входе в полость цилиндра постоянное. Кривые изменения давлений воздуха зависят от величины масс, связанных со штоком поршня, внешних сопротивлений и могут быть построены только в результате совмест­ ного решения уравнений движения и газодинамики.

363


6 г

Рис. IG.6. Осциллограмма давления поршня в цилиндре

Изложенное в этом параграфе показывает, что, используя известные законы, которым подчиняются процессы, происходящие в рабочем пространстве двигателя, или же законы, которым под­ чиняются технологические процессы в рабочей машине, можно опре­ делить для различных положений начального звена силы, дейст­ вующие на ведомые и ведущие звенья, если силы являются функ­ цией перемещения звена, его скорости или времени. Предполагая вращение начального звена равномерным, приближенно можно определить также и силы, являющиеся функцией скорости.

§ 16.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ИНЕРЦИИ ЗВЕНЬЕВ

Если ззено механизма совершает сложное движение, то, как это доказывается в теоретической механике, элементарные силы

инерции частиц массы звена

приводятся

к силе

инерции

 

 

 

РІ=

mus,

 

 

 

 

приложенной в

центре тяжести

«S звена,

и моменту

сил

инерции

где m — масса

МІ =

— eVs,

 

 

 

 

звена;

 

 

 

 

 

 

 

as — ускорение центра

тяжести;

 

 

 

 

е — угловое ускорение

звена;

 

 

 

 

 

Js

= \ç?dtn

— момент инерции

массы

звена

в кг • м • с2 относи­

 

тельно оси, проходящей через центр тяжести S его.

В

общем случае, в результате

приведения

сил

к

плоскости

появляются еще две пары сил инерции с векторами моментов, направленными вдоль осей координат, лежащих в плоскости при­ ведения сил. Этот случай будет рассмотрен ниже.

Сила инерции и момент сил инерции МГ противоположны соответственно ускорению as центра тяжести и угловому ускоре­ нию е звена.

364


раллельном движении
и н е р ц и н
з в е н а
в
0 п р е
Р и с
д е л е н и е
плоскопа-
С Ш ) Ы

Для подсчета силы инерции и момента сил инерции необходимо определить величины Û s и е.

Если известны ускорения точек A w В звена (рис. 16.7), то с по­ мощью картины относительных ускорений а'Ь' звена AB легко

находится

ускорение as методами, описанными в кинематике. В ре­

зультате

получаем

 

 

 

 

где Ііа — масштабный

коэффициент

ускорений.

 

Угловое ускорение звена AB определяется по формуле

 

 

 

 

•мл

ka

b"b'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

AB

 

AB

 

где Ідв — расстояние

AB в м.

 

 

 

Силу инерции ~PT

и момент сил

инерции М; можно

заменить

одной силой,

равной

силе Р~І. Для этого нужно силу Я,- перенести

параллельно

так, чтобы ее момент

относительно центра

тяжести

был равен моменту-М,-. Это будет выполнено, если плечо перенесен­ ной силы инерции

kr-

Mj_

(16.6)

 

Pi

'

В этом случае составляющая — Pt пары с моментом Ми приложен­ ная в центре тяжести,, уравновешивает силу инерции Р-„ прило­ женную в центре тяжести, в результате чего остается одна сила Р-„ приложенная в точке Т (рис. 16.7).

Определение силы инерции несколько упрощается в частных

случаях. Так, например, если

звено движется поступательно,

то угловое ускорение е звена равно нулю

и, следовательно, MT = 0. На звено дей­

ствует только сила инерции РІГ

прило­

женная в центре тяжести звена.

 

При вращении звена вокруг непо­ движной оси, проходящей через центр тяжести, ускорение центра тяжести as

равно

нулю (а$ = 0),

следовательно,

План ускорений.

РІ — 0

и элементарные

силы инерции

 

массы звена приводятся к паре сил инерции с моментом Mt = — eJs.

Наконец, если звено вращается во­ круг неподвижной оси (рис. 16.8), не совпадающей с его центром тяжести, то сила инерции прикладывается в центре качания звена, рассматриваемого как фнзнческпй маятник. Это нетрудно до-

365


 

 

казать. Пусть звено, имеющее центр

 

 

тяжести в точке S, вращается вокруг

 

 

неподвижной

оси

О.

Рассматривая

 

 

движение звена как сложное, состоя­

 

 

щее

из

 

поступательного

движения

 

 

вместе с центром тяжести 5 и вра­

 

 

щения

вокруг

последнего, прикла­

 

 

дываем

 

силу

инерции

Р,-= —

mas

 

 

в центре тяжести и момент сил

 

 

инерции

МІ — — e/s .

Заменяя

силу

Рис. 16.8. Определение

силы

и пару

 

с моментом

Л1,- одной

си­

инерции при вращательном

дви­

лой

РІ,

смещенной

относительно

жении

 

центра

тяжести 5

на

расстояние /г,-,

находим точку К ее пересечения с про- должением радиуса-вектора г$ центра тяжести. Согласно урав-

нению (16.6)

Ai !

 

 

 

 

/'l'­

Pi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, из рис. 16.8

имеем hi k cos а;

 

 

 

 

Mi = EJS

=

Oo cos а

Js

 

 

 

 

 

 

RS

'S

 

 

__

Имея

в виду,

что Js

'»р2 , где p — радиус

инерции и Л- =

= —mos,

после

подстановки значений h;, Mi и P-t в формулу

(16.6)

будем иметь

 

 

as

cos а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k cos а = ———— Js •

 

 

 

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k = —

= - - .

 

(16.7)

 

 

 

 

mrs

r s

v

 

'

Уравнение (16.7) показывает, что точка К является центром качания физического маятника с приведенной длиной / = rs + k, в чем легко убедиться. Известно, что период колебания физиче­ ского маятника определяется из формулы

Т = 2л Y j

(16.8)

где / — момент инерции массы звена относительно оси вращения, определяется из равенства J = Js + tnr%.

Заменяя / в формуле (16.8), имея в виду, что Js /л}>'", полу­ чаем

rs +-о'--

rs

т. е.

(16.8')

366


Рис. 16.9. Определение силы инерции звена в плоскопараллельном движении

где / = / - s + ~ = rs 4- k — при-

веденная длина физического маятника.

В заключение укажем, что если рассматривать движение звена состоящим из поступатель­ ного движения вместе с центром одного из шарниров, например А (рис. 16.9), и вращения вокруг последнего, то получим две силы

инерции: одну Л-д = — тйА при поступательном движении звена вместе с центром шарнира А , приложенную в центре тяжести

звена, и другую PisA fnu-sAi появляющуюся при относительном вращении звена вокруг точки А. Сила PISA приложена в центре /( качания, положение которого определяется по формуле (16.7).

Определяя ускорения аА

и üSA

при помощи плана ускорений, про­

водим

их

направления соответственно

через точки S и К и находим

точку

Т

их пересечения,

в

которой прикладываем силу инерции

 

 

РІ = РІА

+ Pis A =

mas.

§ 16.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ИНЕРЦИИ МЕТОДОМ ЗАМЕЩЕНИЯ МАСС

При определении сил инерции очень часто пользуются системой дискретных масс, сосредоточенных в точках невесомого звена. Дей­ ствие этой системы на другие звенья механизма должно быть экви­ валентно реальному звену, имеющему распределенную массу (рис. 16.10).

Способ замены массы звена сосредото­ ченными массами применим также к в других случаях, например, при урав­ новешивании механизмов, определе­ нии момента инерции маховика, рас­ чете коленчатых валов на колебания.

 

 

Система сосредоточенных

масс бу­

 

 

дет эквивалентна звену, если в от­

 

 

дельности равнодействующая

их сил

 

 

инерции будет равна силе инерции

 

 

звена и сумма моментов их сил инер­

 

 

ции относительно центра тяжести бу­

 

 

дет равна моменту сил инерции звена.

Рис. 16.10. Замена

реального

условия выполняются,

если

звена дискретными

массами

сумма дискретных масс равна

массе

367