шем максимального значения на характеристике (опрокидываю щий момент), двигатель останавливается, потому что развиваемый двигателем момент меньше момента сопротивления.
Силовая характеристика (рис. 16.5) фрикционной пусковой муфты сверлильного станка дает представление об изменении мо
мента трения M. F в зависимости от времени. Действием момента MF |
станок запускается |
в ход. |
Механическую |
характеристику не всегда можно представить |
в аналитической или графической форме вследствие того, что дви жущая сила или момент зависят от нескольких переменных, напри мер, Перемещения и скорости. С геометрической точки зрения такая зависимость должна представляться в форме поверхности трехмер ного или многомерного пространства. Практически формой изобра жения в трехмерном или многомерном пространстве воспользоваться трудно и вопрос о величине силы должен выясняться совместно с ре шением дифференциального уравнения движения. В качестве при мера такой сложной зависимости можно указать на силы в пневма тических, электромагнитных механизмах и ряде других.
Давление в цилиндре пневматического механизма во время дви жения поршня изменяется в функции перемещения и скорости его в случае постоянного давления на входе в цилиндр. Изменение давления определяется гидравлическими потерями на сопротивле ниях, пропорциональными первой и второй степени скорости, а также расширением воздуха в камере с переменным объемом, зави сящим от перемещения поршня. На рис. 16.6 показана осцилло грамма, на которой приведены кривые / и 2 перемещения и скорости поршня в длинноходовом цилиндре (ход 11 м), 3 и 4 — кривые давления в левой и правой полости цилиндра, 5—6 — отметка тока катушки электромагнитного клапана и времени. Давление на входе в полость цилиндра постоянное. Кривые изменения давлений воздуха зависят от величины масс, связанных со штоком поршня, внешних сопротивлений и могут быть построены только в результате совмест ного решения уравнений движения и газодинамики.
6 г
Рис. IG.6. Осциллограмма давления поршня в цилиндре
Изложенное в этом параграфе показывает, что, используя известные законы, которым подчиняются процессы, происходящие в рабочем пространстве двигателя, или же законы, которым под чиняются технологические процессы в рабочей машине, можно опре делить для различных положений начального звена силы, дейст вующие на ведомые и ведущие звенья, если силы являются функ цией перемещения звена, его скорости или времени. Предполагая вращение начального звена равномерным, приближенно можно определить также и силы, являющиеся функцией скорости.
§ 16.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ИНЕРЦИИ ЗВЕНЬЕВ
Если ззено механизма совершает сложное движение, то, как это доказывается в теоретической механике, элементарные силы
инерции частиц массы звена |
приводятся |
к силе |
инерции |
|
|
|
РІ= |
— |
mus, |
|
|
|
|
приложенной в |
центре тяжести |
«S звена, |
и моменту |
сил |
инерции |
где m — масса |
МІ = |
— eVs, |
|
|
|
|
звена; |
|
|
|
|
|
|
|
as — ускорение центра |
тяжести; |
|
|
|
|
е — угловое ускорение |
звена; |
|
|
|
|
|
Js |
= \ç?dtn |
— момент инерции |
массы |
звена |
в кг • м • с2 относи |
|
тельно оси, проходящей через центр тяжести S его. |
В |
общем случае, в результате |
приведения |
сил |
к |
плоскости |
появляются еще две пары сил инерции с векторами моментов, направленными вдоль осей координат, лежащих в плоскости при ведения сил. Этот случай будет рассмотрен ниже.
Сила инерции и момент сил инерции МГ противоположны соответственно ускорению as центра тяжести и угловому ускоре нию е звена.
раллельном движении
и н е р ц и н
з в е н а
в
0 п р е
Р и с
д е л е н и е
плоскопа-
С Ш ) Ы
Для подсчета силы инерции и момента сил инерции необходимо определить величины Û s и е.
Если известны ускорения точек A w В звена (рис. 16.7), то с по мощью картины относительных ускорений а'Ь' звена AB легко
находится |
ускорение as методами, описанными в кинематике. В ре |
зультате |
получаем |
|
|
|
|
где Ііа — масштабный |
коэффициент |
ускорений. |
|
Угловое ускорение звена AB определяется по формуле |
|
|
|
|
•мл |
ka |
b"b' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AB |
|
AB |
|
где Ідв — расстояние |
AB в м. |
|
|
|
Силу инерции ~PT |
и момент сил |
инерции М; можно |
заменить |
одной силой, |
равной |
силе Р~І. Для этого нужно силу Я,- перенести |
параллельно |
так, чтобы ее момент |
относительно центра |
тяжести |
был равен моменту-М,-. Это будет выполнено, если плечо перенесен ной силы инерции
В этом случае составляющая — Pt пары с моментом Ми приложен ная в центре тяжести,, уравновешивает силу инерции Р-„ прило женную в центре тяжести, в результате чего остается одна сила Р-„ приложенная в точке Т (рис. 16.7).
Определение силы инерции несколько упрощается в частных
случаях. Так, например, если |
звено движется поступательно, |
то угловое ускорение е звена равно нулю |
и, следовательно, MT = 0. На звено дей |
ствует только сила инерции РІГ |
прило |
женная в центре тяжести звена. |
|
При вращении звена вокруг непо движной оси, проходящей через центр тяжести, ускорение центра тяжести as
|
равно |
нулю (а$ = 0), |
следовательно, |
План ускорений. |
|
РІ — 0 |
и элементарные |
силы инерции |
|
|
массы звена приводятся к паре сил инерции с моментом Mt = — eJs.
Наконец, если звено вращается во круг неподвижной оси (рис. 16.8), не совпадающей с его центром тяжести, то сила инерции прикладывается в центре качания звена, рассматриваемого как фнзнческпй маятник. Это нетрудно до-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
казать. Пусть звено, имеющее центр |
|
|
тяжести в точке S, вращается вокруг |
|
|
неподвижной |
оси |
О. |
Рассматривая |
|
|
движение звена как сложное, состоя |
|
|
щее |
из |
|
поступательного |
движения |
|
|
вместе с центром тяжести 5 и вра |
|
|
щения |
вокруг |
последнего, прикла |
|
|
дываем |
|
силу |
инерции |
Р,-= — |
mas |
|
|
в центре тяжести и момент сил |
|
|
инерции |
МІ — — e/s . |
Заменяя |
силу |
Рис. 16.8. Определение |
силы |
и пару |
|
с моментом |
Л1,- одной |
си |
инерции при вращательном |
дви |
лой |
РІ, |
смещенной |
относительно |
жении |
|
центра |
тяжести 5 |
на |
расстояние /г,-, |
находим точку К ее пересечения с про- должением радиуса-вектора г$ центра тяжести. Согласно урав-
нению (16.6)
Ai !
|
|
|
|
/'l' |
Pi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, из рис. 16.8 |
имеем hi — k cos а; |
|
|
|
|
Mi = — EJS |
= |
— |
Oo cos а |
Js |
|
|
|
|
|
|
RS |
'S |
|
|
__ |
Имея |
в виду, |
что Js |
— '»р2 , где p — радиус |
инерции и Л- = |
= —mos, |
после |
подстановки значений h;, Mi и P-t в формулу |
(16.6) |
будем иметь |
|
|
as |
cos а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
k cos а = ———— Js • |
|
|
|
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
k = — |
= - - . |
|
(16.7) |
|
|
|
|
mrs |
r s |
v |
|
' |
Уравнение (16.7) показывает, что точка К является центром качания физического маятника с приведенной длиной / = rs + k, в чем легко убедиться. Известно, что период колебания физиче ского маятника определяется из формулы
где / — момент инерции массы звена относительно оси вращения, определяется из равенства J = Js + tnr%.
Заменяя / в формуле (16.8), имея в виду, что Js — /л}>'", полу чаем
rs +-о'--
rs
т. е.
(16.8')
Рис. 16.9. Определение силы инерции звена в плоскопараллельном движении
где / = / - s + ~ = rs 4- k — при-
веденная длина физического маятника.
В заключение укажем, что если рассматривать движение звена состоящим из поступатель ного движения вместе с центром одного из шарниров, например А (рис. 16.9), и вращения вокруг последнего, то получим две силы
инерции: одну Л-д = — тйА при поступательном движении звена вместе с центром шарнира А , приложенную в центре тяжести
звена, и другую PisA ——fnu-sAi появляющуюся при относительном вращении звена вокруг точки А. Сила PISA приложена в центре /( качания, положение которого определяется по формуле (16.7).
Определяя ускорения аА |
и üSA |
при помощи плана ускорений, про |
водим |
их |
направления соответственно |
через точки S и К и находим |
точку |
Т |
их пересечения, |
в |
которой прикладываем силу инерции |
|
|
РІ = РІА |
+ Pis A = |
— mas. |
§ 16.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ИНЕРЦИИ МЕТОДОМ ЗАМЕЩЕНИЯ МАСС
При определении сил инерции очень часто пользуются системой дискретных масс, сосредоточенных в точках невесомого звена. Дей ствие этой системы на другие звенья механизма должно быть экви валентно реальному звену, имеющему распределенную массу (рис. 16.10).
Способ замены массы звена сосредото ченными массами применим также к в других случаях, например, при урав новешивании механизмов, определе нии момента инерции маховика, рас чете коленчатых валов на колебания.
|
|
|
|
|
|
|
Система сосредоточенных |
масс бу |
|
|
дет эквивалентна звену, если в от |
|
|
дельности равнодействующая |
их сил |
|
|
инерции будет равна силе инерции |
|
|
звена и сумма моментов их сил инер |
|
|
ции относительно центра тяжести бу |
|
|
дет равна моменту сил инерции звена. |
Рис. 16.10. Замена |
реального |
условия выполняются, |
если |
звена дискретными |
массами |
сумма дискретных масс равна |
массе |