Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
узлах и сигнализирующими о возможности их появления; самоцентрирующими опорами и сигнализаторами схода и обрыва ленты; меха низмами очистки ленты; автоматическими натяжными станциями с датчиками ограничения натяжения ленты.
На рис. 94 показана блок-схема автоматического управления лен точными конвейерами на причале.
При нажатии пусковой кнопки на пульте управления ПУ срабаты вает реле звуковой сигнализации, включающее на рабочих местах си-
Рис. 94. Схема автоматического управления ленточными конвейерами на причале:
1 — линия |
звуковой сигнализации |
и |
связи; 2 — линия |
управления; |
3 — линия |
сигнализации; |
|||
4 — линия |
блокировки; |
ДР — датчик |
контроля |
разрыва |
ленты; Д Х — датчик |
контроля схо |
|||
да ленты; |
Д З — датчик |
контроля |
|
завала |
пересыпных воронок; |
ДУ — датчик контроля |
|||
|
|
|
уровня груза в бункере |
|
|
||||
рены ЗС. Одновременно |
подается ток |
на другое реле, которое с вы |
|||||||
держкой времени |
в 5—8 сек включает |
питание линейных релейных |
|||||||
блоков Jll, JJ2, ЛЗ, Л4. |
|
|
|
|
|
|
|
Реле времени в линейных блоках обеспечивает включение и выклю чение магнитных пускателей приводов конвейеров с необходимой вы держкой времени, а также предотвращает немедленное срабатывание аппаратуры при кратковременном снижении скорости ленты того или иного конвейера, вызванном случайными причинами.
Линейный блок Л4 замыкает цепь магнитного пускателя П4, ко торый включает электродвигатель Д4 погрузочного конвейера. После окончания разгона двигателя Д4, когда лента конвейера приобретает заданную скорость, датчик ДС посылает импульс в линейный блок Л4. От этого импульса срабатывает реле, которое через линейный блок ЛЗ и магнитный пускатель ПЗ включает двигатель ДЗ следующего кон вейера. Таким образом последовательно включается вся цепочка кон вейеров. Последним включается двигатель Д1 привода питателя. Оста-
118
новка конвейеров происходит в обратной последовательности. Для срочной остановки всех конвейеров служат аварийные кнопки. Имеют ся также кнопки для индивидуального пуска и остановки конвейеров. Контроль режима работы привода, ленты и других узлов конвейера осуществляется с помощью датчиков (рис. 95).
При обрыве ленты любого конвейера, уменьшении ее скорости ниже допустимой или сходе в сторону соответствующие датчики (ДР, ДС, ДК) подают сигнал в линейный блок, который через магнитные пуска
тели останавливает неисправный конвейер и конвейеры, подающие на него груз. При завале пересыпных воронок сигнал на остановку пере
дается датчиками ДЗ.
Степень заполнения грузом конвейерной ленты контролируется дат чиками, показания которых с помощью сельсинов передаются операто ру в рубку. В зависимости от толщины слоя материала 1 на ленте (рис. 95, а) меняется угол отклонения лопатки 2, прикрепленной одним концом к валику 3 сельсина-датчика 4, При рассогласовании положе ния роторов сельсина-датчика и сельсина-приемника ротор последне го под действием синхронизирующего момента поворачивается на тот же угол и стрелкой показывает степень заполнения ленты.
Если лента конвейера перегружена, лопатка отклоняется на такой угол, при котором замыкаются специальные контакты реле времени, посылающего импульс на закрытие затворов бункера. Если отклоне ние произошло из-за случайной неровности груза на ленте, то реле
времени не успеет сработать и затворы не закроются.
Для регулирования заполнения ленты используют также автома тические конвейерные весы (рис. 95, б) и радиоактивные датчики
119
(рис. 95, в), в которых пучки гамма-лучей от источников 1 идут к при емникам излучения 2, преобразуются в сигналы в преобразователе потока 3 и воздействуют на показания прибора 4. Эти сигналы исполь зуются для суммирования перемещаемого груза интегрирующим
устройством 5 и для управления с помощью сервомотора 6 затво ром бункера.
В качестве датчиков скорости обычно служат тахогенераторы, при соединяемые к одному из ведомых барабанов или через специальный ролик к холостой ветви ленты. Сигнал тахогенератора усиливается и вводится в цепь сигнализации и управления.
Контроль за пробуксовкой ленты из-за перегрузки, разрыва, рас тяжения ленты и других причин может осуществляться с помощью двух строго одинаковых тахогенераторов, один из которых вращается ве дущим барабаном, а другой — лентой. При пробуксовке ленты ско рость одного тахогенератора уменьшается, что вызывает разбаланс
измерительного моста и срабатывание реле, воздействующего на систе му управления и сигнализации.
Боковой сход ленты контролируется реле, установленными через определенные интервалы по обе стороны груженой ветви, — воздей ствие ленты на выступающие рычаги реле вызывает их срабатывание.
^Датчик продольного разрыва ленты выполняется в виде подпружинной площадки, размещаемой под груженой ветвью конвейера. Груз, попадая через продольный разрыв на площадку, сжимает пружины площадки и размыкает контакты реле, включенного в цепь управления.
Наиболее просто контроль за пересыпанием груза в перегрузочных узлах (воронках, рукавах и т. п.) осуществляется с помощью гаммареле и радиоактивного излучателя (рис. 95, г), которые не имеют вра щающихся и выступающих частей и не могут быть повреждены. При завале рукава (течки) 2 пучок радиоактивных лучей 5, выпускаемый излучателем 3, прерывается грузом, что приводит к срабатыванию гам ма-реле 4 со счетчиком радиоактивных частиц и выключению привода подающего конвейера 1. После ликвидации завала привод подающего конвейера включается автоматически. Состояние пересыпных устройств контролируется также датчиками с лопаткой, вмонтированной в стен
ку рукава и связанной с реле или датчиками со свободно подвешенным флажком (см. рис. 95, д).
Для автоматического контроля заполнения и опорожнения силосов и бункеров используют мембранные, диафрагменные, фотоэлектриче-
ские, радиоактивные, поплавковые, электрические и другие датчики
(рис. 96).
Импульсы, посылаемые датчиками уровня, используются для сиг нализации о степени заполнения бункеров и силосов и для автомати ческого включения и выключения электроприводов затворов, питате
лен, конвейеров, сбрасывающих тележек и других погрузочно-разгру зочных устройств, связанных с бункерами.
Применяется ряд автоматизированных способов загрузки вагонов навалочными грузами [24, 53].
На рис. 97 приведена схема автоматизированной загрузки вагонов передвижным ленточным конвейером (с контролем по весу) Вагоны
120
Рис. 96. Датчики контроля уровня груза в бункерах и силосах:
а — поплавковый; б — мембранный; в — диафрагменный; г — фотоэлектрический
на весы 5 передвигает толкатель 7, приводимый в движение маневро вой лебедкой 4. После постановки вагона на весы с помощью привода 3 опускается загрузочный желоб 6 и включается погрузочный конвейер 2, который периодически передвигается на 0,8—1,0 м по мере загрузки вагона. Груз на конвейер подается из бункера питателем 1. Когда в вагон будет погружено необходимое количество груза, весы подают импульсы на остановку конвейера и поднятие желоба. Маневровая лебедка откатывает загруженный вагон, и на весы ставится под погрузку следующий вагон. Для отключения приводов конвейера и жело ба в крайних положениях используются конечные выключатели КВ, КН. Заполнение емкостей и воронок контролируется датчиками уров ня ЭТ.
Автоматизация всех операций по зацепке и передвижению вагонов может быть осуществлена с помощью маневровой тележки с авто сцепкой.
Рис. 97. Схема автоматизированной загрузки полувагонов передвижным лен точным конвейером с контролем по весу
121
Для эффективного использования гидромеханических установок большое значение имеет регулирование и поддержание оптимального режима их работы, обеспечивающего высокую производительность. Для стабилизации консистенции пульпы при работе гидроперегружа телей разработаны системы автоматизации. Консистенция пульпы и заиление трубопроводов контролируются с помощью датчиков. На основании полученной от датчиков информации об отклонении регу лируемых параметров автоматически регулируется число оборотов грунтового насоса, скорость протяжки разгружаемого судна и коли чество воды, подаваемой к всасывающему наконечнику землесоса.
|
Автоматическое взвешивание |
|||||
|
вагонов |
на |
железнодорожных |
|||
|
путях производится электронно |
|||||
|
тензометрическими |
весами, |
при |
|||
|
помощи которых можно взвеши |
|||||
|
вать как |
отдельные |
вагоны, так |
|||
|
и целые составы без расцепки |
|||||
|
вагонов. |
|
|
|
|
|
|
Блок-схема таких весов, раз |
|||||
|
работанная |
Одесским политех |
||||
|
ническим институтом, показа |
|||||
|
на на рис. 98. |
Основными эле |
||||
Рис. 98. Блок-схема электроннотензомет |
ментами |
весов |
являются: |
ве |
||
рических весов для взвешивания вагонов |
соизмерительная |
площадка |
||||
в движении |
(врезная) |
3, |
оборудованная тен |
|||
|
зометрическими элементами (дат чиками), которые образуют измерительный мост 2\ усилитель постоян
ного тока 4\ релейный компенсирующий блок 6; счетно-суммирующая машина с печатным устройством 7; контрольное фоторелейное устрой ство о (с источником света а и фотоэлементом б), фиксирующее по междувагонному просвету проход вагона через весы; блок питания 1.
При медленном (до 5 км/ч) движении нерасцепленных вагонов на грузка от каждой тележки или пары колес воспринимается упругими элементами весовых датчиков весоизмерительной площадки. От нагруз ки колес элементы сжимаются, вследствие упругой деформации ме няется их электрическое сопротивление и на выходе измерительного моста 2 появляется сигнал (напряжение, пропорциональное весовой нагрузке). Этот сигнал усиливается электронным усилителем 4 и посы лается в релейно-компенсирующий блок 6, который компенсирует воз никшие напряжения моста путем выключения отсчетно-компенсиру- ющих реле. В момент полной компенсации напряжение на выходе моста будет ^равно нулю. Релейный блок снабжен четырьмя группами реле разной чувствительности. Реле первой группы отсчитывает десятки
тонн,„ второй |
единицы тонн, |
третьей — сотни килограммов и чет |
вертой — десятки килограммов. |
|
|
Включение каждого из реле вызывает соответствующее по весовому |
||
эквиваленту |
компенсирующее |
напряжение, а также обеспечивает |
передачу данных на устройство, суммирующее величины нагрузки и записывающее результаты взвешивания каждого вагона и всей подачи
122
в целом на карту или ленту. Показания взвешивания могут передавать ся на расстояние. Для повагонного отсчета веса служит фотоэлектри ческий датчик, регистрирующий последовательность прохождения вагонов. При скорости движения вагонов 5 км/ч потребное время на взвешивание одной тележки четырехосного вагона составляет 0,35 сек.
Точность взвешивания весов не должна отклоняться от массы взве шиваемого груза более чем на +0,5% . Многие современные тензоме трические весы пока не обладают такой точностью.
В настоящее время ряд портальных кранов оборудован автома тическими крановыми весами [28]. Действие весов основано на изме нении величины отклонения обоймы подвижных блоков пропорцио нально изменению суммарного натяжения грузовых канатов.
Крановые автоматические весы позволяют выполнять различные операции по взвешиванию и учету перегружаемого груза: разовый и суммарный отсчеты веса, подсчет числа циклов, выполненных краном, взвешивание при загрузке вагона. В последнем случае, когда до пол ной загрузки вагона не хватает 4—5 т груза, весы включают звуковой сигнал. После этого крановщик захватывает необходимое до полной загрузки вагона количество груза, проверяя вес его по шкале разово го отсчета. При загрузке вагона до весовой нормы весы снова пода ют звуковой сигнал.
Автоматические конвейерные весы устанавливают на груженой вет ви ленты. Опираются они на рычажную систему весового механизма. Движущийся груз автоматически взвешивается и суммируется с ранее прошедшим грузом. Конвейерные весы используют не только для уче та количества перегруженного за определенный период материала, но и для регулирования подачи грузов на конвейер до полного использо вания заданной производительности.
Анализ развития современных способов перегрузки, наметившиеся тенденции в этой области и проводимые исследования позволяют от метить следующие основные направления в развитии перегрузочных работ с навалочными грузами:
применение для погрузки в суда высокопроизводительных (до 6000 т/ч) конвейерных установок в сочетании с саморазгружающимися вагонами или вагоноопрокидывателями, оборудованными автома тическими средствами;
использование для выгрузки из судов навалочных грузов грейферно конвейерных установок и портальных кранов с бункером и выкидным конвейером, установленными на портале;
увеличение грузоподъемности крановых установок до 15—25 т; стремление использовать для выгрузки судов специальные установ ки непрерывного действия (норийно-конвейерные, роторно-конвейер ные), обеспечивающие высокую производительность, поточность пере
мещения и автоматизацию управления; применение средств гидромеханизации для выгрузки песка и песча
но-гравийной смеси; создание новых типов транспортных средств, максимально приспо
собленных для комплексной механизации: полностью открытых судов, вагонов с открывающимися крышами и т. д.;
123