Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смонтированную на самоходной тележке, передвижной поворотный роторный перегружатель-отвалообразователь 1 для подачи груза на склад и забора со склада; железнодорожные пути 4, 5 для подачи к вагоноопрокидывателю груженых и уборки порожних вагонов.

При работе по варианту вагон—судно груз из вагона (после его оп­ рокидывания вагоноопрокидывателем) поступает в приемный бункер, далее идет на конвейер 3, 7 , 9 , 11, 13 и сбрасывающей тележкой нап­ равляется на погрузочную машину 14, которая подает его в судно. В процессе погрузки машина передвигается вдоль судна.

При работе по варианту вагон—склад груз с конвейера 7 через пересыпной узел 8 поступает на конвейер 19, направляется сбрасы­ вающей тележкой на перегружатель-отвалообразователь 1, которым подается в тыловой или прикордонный штабель. Со склада груз заби­ рается роторным перегружателем 1, перемещающим в этом случае груз в обратном направлении на конвейер 19; далее через пересыпной узел 18 груз поступает на конвейеры 17, 15, 11, 13 и погрузочной машиной 14

сбрасывается в судно. Взвешивается груз на конвейерных автомати­ ческих весах.

Если производительность одного вагоноопрокидывателя недостаточ­ на, то ставят второй или сдвоенный вагоноопрокидыватель. Управ­

ление ими обычно централизовано с помощью средств автоматики и те­ лемеханики.

Передвижные погрузочные машины позволяют обеспечить равномерную загрузку любого судна без его передвижки. Но они требуют устройства вертикальных стенок. Поэтому в речных портах часто при­

меняют стационарные погрузочные машины, устанавливаемые на от­ косных набережных.

Типичной схемой такого рода является установка для перегрузки угля (рис. 77),^ включающая: вагоноопрокидыватель 1 роторного типа, подземный бункер 2 с питателем, две конвейерные линии 3, иду­ щие от бункера по подземной галерее и по наклонной эстакаде к при­ чальному фронту, две погрузочные машины 5 для подачи угля в трю­ мы судна, ленточные конвейеры 8, 9 для подачи груза на склад, пор­ тальные краны 6 для подачи груза со склада в приемные бункеры 7.

Перегрузочный процесс по варианту вагон — судно выполняется следующим образом. Очередной груженый вагон (гондола), поступив­ ший на вагоноопрокидыватель, автоматически закрепляется на плат­ форме специальными зажимами и поворачивается вместе с ротором ва­ гоноопрокидывателя на 170°. Уголь в течение 10 сек высыпается из ва­ гона в приемный бункер. Для очистки вагона от налипшей мелочи на платформе вагоноопрокидывателя установлены вибраторы. Из бунке­ ра уголь по конвейерам 3 и 8 идет на погрузочные машины 5, которы­ ми сбрасывается в трюмы судна.

При перегрузке по варианту вагон — склад уголь с конвейеров 3 поступает на конвейер 9, с которого сбрасывающей тележкой 10, обору­ дованной выдвижным конвейером, направляется в штабели 12. При большом скоплении уголь из прикордонных штабелей 12 порталь­ ными кранами перемещают в тыловые штабели 13.

104


Со склада уголь отгружают портальными кранами, которые пода­ ют его в приемные бункеры 7. Далее уголь следует на конвейеры 11, 3 и при помощи погрузочных машин 5 направляется в трюмы судна. Взве­ шивают груз на автоматических конвейерных весах 4.

Устройство для подачи вагонов на платформу вагоноопрокидывателя изображено на рис. 78.

Группу груженых вагонов локомотив ставит на разгрузочный путь перед вагоноопрокидывателем с таким расчетом, чтобы первый вагон встал в зону действия автоматического расцепителя 1. После этого

А - А

загорается световой сигнал, машинист останавливает состав и уводит локомотив за следующей группой вагонов. Оператор вагоноопрокидывателя включает привод толкателя, две вед/щие тележки которого, приводимые в движение шарнирной роликовой цепью 5, перемещают с небольшой скоростью все вагоны в направлении вагоноопрокидывателя. При входе первого вагона на платформу вагоноопрокидывателя второй вагон оказывается на расцепляющей платформе 1, вся передняя часть которой в этот момент с помощью шатунно-кривошип­ ного или гидравлического механизма 4 опускается на 450 мм вниз. Вместе с платформой опускается и передняя часть второго вагона, что выводит из зацепления автосцепку первых двух вагонов.

Первый вагон по инерции входит полностью на платформу вагоно-

опрокидывателя,

где специальный замедлитель 2 останавливает его

в фиксированном

положении.

После разгрузки вагона включается привод специального вытяги­ вающего устройства 3, выводящего порожний вагон с платформы опро-

105

Рис. 78. Схема автоматизированной подачи вагонов на платформу вагоноопрокидывателя

кидывателя и подающего его на наклонный участок пути. Отсюда ва­ гон скатывается на сортировочную горку и с нее идет на путь форми­ рования порожних составов.

За рубежом из установок этого типа можно отметить установку в Толидо (США) производительностью 6000 т/ч. На причале имеется развитая сеть железнодорожных путей, рассчитанная на одновремен­ ную постановку 5000 вагонов. Груз перегружают только по прямому варианту, и складов не имеется. Установка (рис. 79) состоит из двой­ ного роторного вагоноопрокидывателя, на платформу которого по­ дается одновременно два вагона. При опрокидывании вагонов груз ссы­ пается в продольный, углубленный в землю бункер. Под бункером про­ ходят ленточные конвейеры, с которых груз поступает на сборный кон­ вейер и далее на наклонный поперечный конвейер. С наклонного кон­ вейера, оборудованного автоматическими весами, груз перемещается в перегрузочную башню, где передается на горизонтальный конвейер, расположенный на эстакаде, идущей параллельно причальному фрон­ ту. С этого конвейера груз сбрасывающей тележкой направляется на телескопическую погрузочную машину. Выдвижной конвейер этой машины заканчивается вертикальной телескопической трубой с лен­ точным разбрасывателем, вращающимся на 360°.

Рис. 79. Установка для погрузки руды в Толидо (США)

106


При меньших грузооборотах применяют схемы с самотечной раз­ грузкой полувагонов (рис. 80), которые для этого подают на двух­ путную или однопутную железнодорожную эстакаду 3. После того как откроют люки, груз ссыпается в приемный бункер 4, из которого автоматическими лопастными питателями направляется на продоль­ ный конвейер 5, расположенный под бункером, и далее конвейерной линией 2 перемещается к береговым погрузочным машинам 1, которые сбрасывают его в судно.

При работе по варианту вагон—склад груз из бункера перемещает­ ся системой конвейеров 5, 9 на тыловой конвейер на эстакаде 8, с ко­ торого сбрасывающей тележкой направляется на отвалообразователь 7 и далее поступает на склад. Со склада груз отгружается погрузчиками или грейферными кранами в приемные бункеры 6, из которых систе­ мой конвейеров подается в судно. В таких схемах для передачи груза с подбункерных конвейеров в штабели иногда устраивают конвейер-

Рис. 80. Конвейерная схема механизации для перегрузки угля из вагонов в суда

ные эстакады, с которых груз ссыпается при помощи сбрасывающих тележек. Со склада на приемный конвейер груз подается роторной или другой машиной.

Эти способы разгрузки вагонов требуют меньших капиталовложе­ ний, чем с вагоноопрокидывателями, но вызывают значительные затра­ ты ручного труда, так как отсутствуют надежные средства механиза­ ции открытия и закрытия люков гондол и удаления остатков груза из вагона.

В некоторых зарубежных портах для загрузки судов применяются схемы с прикордонными бункерами большой емкости, из которых груз по выдвижным ленточным конвейерам подается в судно (рис. 81). В бункеры груз поступает непосредственно из саморазгружающихся вагонов, которые подаются на разгрузочную эстакаду. Производитель­ ность установки при одновременном использовании 10—12 выдвиж­ ных конвейеров достигает 10—15тыс.т/ч. Устройство такого причала требует больших капиталовложений.

Для выгрузки навалочных грузов из судов в речных портах наи­ большее распространение получили схемы механизации с порталь­ ными кранами. При небольших складах используются схемы с одной линией портальных кранов, а при складах большой емкости — схемы с двумя линиями кранов (рис. 82). При этом в тыловой части обычно ставят меньшее число кранов, чем в прикордонной.

107


Схемы с двумя линиями могут состоять из однотипных и разнотип­ ных кранов (рис. 83).

Недостаток этих схем состоит в двойной перевалке грузов, что вы­ зывает их дробление, а также в том, что увеличивается потребность

вобслуживающем персонале.

Впоследнее время для транспортировки грузов в тыловые склады используют самоходные скреперы на пневмоколесном ходу с емкостью ковша 18—50 м3. В таких скреперах волочение груза по штабелю от­ сутствует, а поэтому его дробление и распыливание меньше.

При больших грузооборотах причала и склада применяют схемы с мостовыми перегружателями (рис. 84—86). Они имеют высокую про­ изводительность и могут перегружать груз по любому варианту без участия других машин. Длина мостовых перегружателей достигает 150 м, грузоподъемность 20—25 т и скорость движения тележки 5—

6 м/сек. Однако мостовые перегружатели требуют больших капитало­ вложений.

Для сокращения числа передвижек перегружателей грейферная те­ лежка оборудуется полноповоротной стрелкой с вылетом 5—6 м. В ряде случаев вместо тележки на верхнем поясе перегружателя устанавли­ вают катучий поворотный кран (см. рис. 85). При большой длине пере­ гружателя, когда на передвижку катучего крана затрачивается много времени, на мосту перегружателя устанавливают конвейер с пере­ движной приемной воронкой и сбрасывающей тележкой (см. рис. 86). Иногда приемная воронка устанавливается на передней опоре, а груз на склад перемещается системой ленточных конвейеров.

При больших грузооборотах навалочные грузы в настоящее время выгружают из судов поворотными кранами с бункером на портале или специальными консольными перегружателями с приемным бункером. При этом во многих случаях от непосредственной подачи груза пере­ гружателями в вагоны отказались (приходится затрачивать много времени на частые передвижки крана для равномерной загрузки вагона) и для этой цели используют бункерные устройства для погрузки ваго­

нов в тыловой части причала, где могут быть проложены разветвлен­ ные железнодорожные пути.

Перегрузочный комплекс на рис. 87 включает два башенных грей­ ферных перегружателя 1, систему конвейеров 2, 4, 6, 7, 10, 15, узлы пересыпки груза с конвейера на конвейер 3, 5, 8, бункеры для погрузки вагонов 9, конвейерный распределительный мост 11 (с приемным кон­ вейером 18 и реверсивным конвейером 17), мостовой перегружатель 12, железнодорожные пути 13, 14, конвейерную эстакаду 20, сбрасыва­ ющую тележку 19, соединенную с конвейерным мостом И. Здесь груз грейфером подается в приемный бункер, установленный на перегружа­ теле, откуда по ленточным конвейерам 2, 4, 7, 10 транспортируется на эстакаду 20, сбрасывающей тележкой подается на приемный конвейер 18 и далее идет на реверсивный распределительный конвейер 17 и с него ссыпается в штабель. Перемещение конвейерного моста позво­ ляет разгружать груз в любой точке склада. Поток груза с конвейе­ ра 4 через пересыпной узел 5 может быть направлен по конвейеру 6 в бункеры 9 для непосредственной загрузки вагонов или автомобилей

108


Рис. 82. Схема механизации выгрузки навалочных гру­ зов с двумя линиями портальных кранов

Рис. 83. Схема механизации с портальным краном и мостовым перегружателем:

1 — портальный кран;

2 — мостовой перегружатель; 3 — приемный бун­

кер; 4

— питатель; 5 — ленточные конвейеры

Рис. 84. Схема механизации с мостовым перегружа­ телем

Рис. 85. Схема механизации с мостовым перегружа­ телем, оборудованным катучим поворотным краном

-.iwu^inDira лигшеиером:

ПИТзочный

Теленка?

110