Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

винтовой конвейер 6. Недостатки всасывающих погрузчиков_огра­ ниченная высота подъема груза (4—5 м), громоздкость осадительной камеры и необходимость применять другие машины для подачи груза в силосы. Нагнетательные разгрузчики не только разгружают, но и подают при этом груз в силосные емкости.

Все более широкое распространение для перевозки пылевидных грузов получают специальные саморазгружающиеся вагоны, что зна­

чительно уменьшает потери груза и обеспечивает полную механиза­ цию грузовых работ.

Наиболее эффективными являются вагоны-цементовозы (рис. 108), построенные на базе серийных железнодорожных нефтеналивных цис-

Рис. 109. Автоцементовоз

стерн. На днище цистерны расположены наклонные аэролотки, по которым цемент стекает к середине днища, откуда проходит через па­ трубок в трубопровод и по нему сжатым воздухом транспортируется в склад. Для лучшего стекания материала у лотков в нижней части цистерны сделаны откосы и рассекатель. Для перевозки апатитового

концентрата применяют пневмовагоны с тремя отдельными шаровид­ ными емкостями.

Пылевидные грузы грузят в вагон пневмотранспортом через верх­ ние загрузочные патрубки. Отработанный воздух выходит через спе­ циальный патрубок с фильтром. Материал может подаваться в вагон также через центральный люк по спускным трубам и лоткам. Выдача груза из вагонов производится по принципу камерных насосов. При давлении воздуха в 2 атм обеспечивается разгрузка с производитель­ ностью 120 т/ч. Наибольшая дальность транспортирования матери­ ала по вертикали 25 м и по горизонтали — 50 м.

Бункерные вагоны-цементовозы менее эффективны, так как они только ссыпают груз в приемное устройство, а для подачи его на склад требуется дополнительное перегрузочное оборудование.

По автомобильным дорогам цемент навалом лучше всего перевозить в саморазгружающихся автоцементовозах (рис. 109).

5*

131

 

Для хранения порошкообразных грузов наиболее приспособлены склады силосного типа, которые оснащают машинами механического или пневматического транспорта. При механическом оборудовании склада вертикальное перемещение груза производится ковшовыми элеваторами, горизонтальное— ленточными конвейерами или вибро­ конвейерами.

При пневматическом оборудовании склада груз в силосы подается эрлифтами, аэрожелобами, пневмовинтовыми и камерными насосами.

Для лучшего истечения материала из силосов их днища оборудуют аэрационными плитками. Однако закупорка отверстий плиток приво­ дит к отложению материала на днище, что затрудняет его выгрузку. Поэтому в некоторых случаях силосы оборудуют металлическими кону­ сами с углом наклона до 60°, обеспечивающими полное истечение це­ мента из силосов.

§25. Схемы комплексной механизации и автоматизации перегрузки порошкообразных и пылевидных грузов

Для комплексной механизации и автоматизации перегрузки порош­ кообразных грузов наибольшее распространение получили схемы с применением пневматического и конвейерного транспорта.

На рис. ПО показана схема комплексной механизации погрузки цемента в суда. Для приема и хранения цемента на причале имеется типовой склад силосного типа, в который цемент подается по нагнета­ тельному трубопроводу 14, имеющему в надсилосной части ответвле­ ния к каждому из четырех силосов 13. Трубопроводы оборудованы двухходовыми переключателями с электропневматическими приво­ дами, благодаря которым цемент можно направлять в любой силос.

Конусная часть силосов выполнена в виде аэроднищ 7. Каждый силос снабжен двумя донными разгружателями 8, которые подают це­ мент в нагнетательный цементопровод 10, заканчивающийся гибким резино-тканевым рукавом 2. По четырем таким рукавам, присоединен­ ным к загрузочным горловинам в крышках люков судна, цемент по­ дается в трюмы. Отработанный воздух отводится из судна через спе­ циальные патрубки, расположенные в палубе и прикрытые крышками с матерчатыми фильтрами. При отсутствии судовых фильтров запы­ ленный воздух вентиляторами направляется через гибкий шланг 1 и воздуховод 4 в силосные фильтры 6 и после очистки выбрасывается в атмосферу.

Для подачи гибких шлангов на судно на причале установлены че­ тыре стационарных электрических поворотных крана 3 грузоподъем­ ностью по 0,5 т. При необходимости установка может быть приспособ­ лена для погрузки цемента из вагонов-цементовозов и автоцемен­ товозов.

Для погрузки в речные суда апатитового и нефелинового концен­ трата по проекту Ленгипроречтранса в Медвежьегорском порту построе­ на специализированная установка (рис. 111). Она имеет на причале две стационарные поворотные конвейерные погрузочные машины произво-

132


\

Рис. ПО. Схема механизации пневматической погрузки цемента в суда:

/ — гибкий воздуховод;

2 — гибкий

резино-тканевый рукав для подачи цемента

в судно;

3 — консольный

поворотный кран;

4 — воздуховод;

5 — вентилятор;

6 — рукавный

фильтр;

7 — аэроднище

силоса;

5 — донный

разгрузитель;

9 — воздухопровод; 10 — цементопровод;

/ / — воздухопровод

от

компрессора; 12 — воздухораспределительная

система

сжатого воз­

духа; 13 — силос;

14 — нагнетательный трубопровод для подачи

цемента

в силосы

Рис. 111. Конвейерная схема механизации погрузки апатитового концентрата в суда

дительностью по 1000 т/ч, закрытую галерею с двухпутной железно­ дорожной разгрузочной эстакадой для приема вагонов, склад силосного типа на 11000 т, систему ленточных конвейеров, смонтированных в закрытых галереях, примыкающих к башням с пересыпными узлами. Максимальный угол наклона конвейеров не превышает 12°. Особое внимание уделено мерам по обеспыливанию перегрузочных работ. Все узлы пересыпки, галереи и склад герметизированы. В местах пыления установлены аспирационные и пылеудаляющие устройства.

Перегрузочные процессы выполняются следующим образом. В раз­ грузочную галерею 6 подается одновременно три груженых вагона с поднимающимся кузовом. Кузова вагонов при движении приподни­ маются специальными шинами, имеющими по концам скаты, а при вы­ ходе вагонов из галереи садятся на место. Груз из вагона ссыпается по двускатному наклонному днищу в приемные бункеры, из которых пластинчатыми питателями подается на подбункерные конвейеры 5 и 7 и далее может перемещаться или в судно или на склад.

При погрузке в судно апатит с конвейера 7 идет через главный рас­ пределительный узел на конвейер 14 и погрузочную машину 16, с кон­ вейера 5 — На конвейеры 3 и 2 и на погрузочную машину 1.

При подаче на склад апатит с конвейера 7 и 5 идет на конвейеры 3, 4, 8, 9, 12. Со склада груз поступает с помощью шнеков на подсилосные конвейеры 10 и 13, а через центральный перегрузочный узел передает­

ся на конвейер 14 и погрузочную машину 16 или на конвейеры 3 и 2 и погрузочную машину 1.

Для лучшего истечения и предотвращения зависания материала в бункерах установлены электровибраторы, а в складских емкостях — пневматическая рыхлительная система, состоящая из сети труб с большим количеством отверстий, через которые под давлением выры­

вается воздух. На выходных воронках силосов установлены электро­ вибраторы.

Управление всем оборудованием установки в значительной степени автоматизировано и осуществляется с центрального пульта 15 одним

оператором; кроме того, один оператор управляет погрузочными ма­ шинами на причале.

На пульте управления имеется мнемоническая схема, отражающая работу машин и оборудования причала. Маршрут движения груза за­ дает оператор набором соответствующей программы. Система управ­ ления имеет блокировку, подтверждающую световой сигнализацией правильность набора программы. В случае аварийной остановки одно­ го из конвейеров автоматически останавливаются все конвейеры, пита­ ющие данный конвейер, а затем и все принимающие от него груз. В слу­ чае завала какого-либо перегрузочного узла немедленно прекращается подача груза на него всеми питающими механизмами, а все последу­ ющие предолжают работать. Вибраторы и рыхлительные устройства включаются эпизодически по мере надобности. Системой автоматиза­ ции предусмотрен аварийный останов кнопкой «Стоп» любого меха­ низма и возможность местного запуска механизмов при ремонте.

Проведенные исследования и эксперименты доказали возможность перегрузки апатитового концентрата с влажностью до 1,5% пневмати-

134


ческими установками с высокой концентрацией смеси. На этой основе были разработаны схемы для автоматизированной перегрузки апатито­ вого концентрата из специализированных вагонов в суда пневмотранс­ портом (рис. 112). Весь перегрузочный комплекс установки состоит

Рис. 112. Пневматическая схема механизации погрузки апатитового кон­ центрата в суда

из нескольких (6—10) одинаковых технологических линий, каждая из которых имеет свою складскую емкость (силос) 2 с приемным и отпуск­ ным устройством, двухкамерный насос 3 и погрузочную машину 1. Общими для всех них являются железнодорожная разгрузочная га­ лерея, компрессорная станция, инженерные сети и пульт управления. На причал в разгрузочную галерею апатит доставляется в специаль­

135

ных вагонах-платформах, на которых установлены по три шаровидные емкости, представляющие собой камерные насосы с верхней разгруз­ кой. В каждый силос одновременно разгружается один вагон. В гале­ рее имеются устройства для автоматической ошланговки вагонов — со­ единения (отсоединения) грузовых и воздушных магистралей вагонов с материалопроводами складов и с магистралью для сжатого воздуха. При подаче в емкости сжатого воздуха смесь его с материалом пере­ мещается по трубопроводам или непосредственно в судно или в силос. На крыше силоса находятся два фильтра-пылеуловителя. Для обслу­ живания силосов установлены два грузовых лифта.

Силос представляет собой цилиндр высотой 15 м, нижняя часть ко­ торого переходит в конус с двумя выпускными отверстиями размером 1,0 х 1,0 м. Для лучшего истечения и предотвращения зависания ма­ териала на стенках силоса установлены аэрационные элементы с пуль­ сирующей подачей воздуха.

Из силоса материал через пересыпное устройство поступает в ка­ мерный насос, которым подается по трубопроводу в судно.

Для подачи загрузочных шлангов на судно на причале установле­ ны подъемные устройства (по числу силосов) с шарнирно-сочлененной стрелой. По стреле и хоботу проходит грузопровод, заканчивающий­ ся спускающейся в трюм телескопической трубой, на конце которой укреплены гаситель скорости и пылеподавляющее устройство.

Каждый камерный насос и погрузочная машина имеют техниче­ скую производительность около 900 т/ч.

В ряде случаев может оказаться экономически выгодной перевозка порошкообразных и пылевидных грузов в специальных контейне­ рах грузоподъемностью 10—15 т, особенно, если представляется воз­ можным загружать контейнеры в обоих направлениях.

Для перегрузки контейнеров используются крановые схемы меха­ низации.

Для выгрузки цемента из судов в силосные склады на ряде причалов применяют комплексные схемы механизации с плавучим всасывающим пневматическим перегружателем (рис. 113). Цемент засасывается соплом и поступает в разгрузитель 1 перегружателя, далее норией 2 поднимается вверх и по спускной трубе 3 и аэрожелобу 4 подается в бункер 5, из которого пневмовинтовым насосом 6 транспортируется по трубопроводу 7 в надсилосные циклоны-разгрузители 8. Из циклоновразгрузителей цемент ссыпается по спускным трубам 9 в надсилосные аэрожелоба 10 и по ним направляется в силосы.

Трубопровод 7 подключен к двухходовому переключателю 12, позволяющему направлять цемент в один из двух подсилосных циклонов-разгрузителей.

Если цемент прибывает по железной дороге, то из вагонов-цемен­ товозов он принимается в разгрузочный бункер 13, из которого пневмовинтовым подъемником 11 подается в разгрузитель 8, установ­ ленный над силосом.

Со склада цемент в вагоны и автомобили подается через донные раз­ грузители, которыми оборудованы все силосы.

136


Пропускная способность установки составляет 2000 т/сутки, Следует отметить, что не все порошкообразные грузы можно пере­

гружать пневматическим транспортом.

Для выгрузки апатита из судов Гипроречтрансом разработана схе­ ма механизации с использованием грейферно-бункерных перегружа­ телей (рис. 114). По этой схеме груз в трюме судна захватывается пе­ регружателем 1 и ссыпается в бункер, из которого по спускной трубе 2 подается на прикордонный ленточный конвейер 3. Спускная труба снабжена скользящим герметическим устройством 4 для закрытия загрузочной щели прикордонного конвейера. С конвейера 3 груз

Рис. 113. Схема механизации с плавучим всасывающим цементоперегру’ жателем ЦПКБ МРФ

идст на наклонный конвейер 5 и далее поступает в приемное устрой* стео ковшевого элеватора 6, поднимается вверх и передается на надсилссный конвейер 7, которым сбрасывается в силос 8. Каждый силос оборудован отдельным элеватором и надсилосным конвейером. Для зачистки судна от остатков груза используется специальная самоход­ ная трюмная зачистная машина (см. рис. 103), разработанная ГИИВТом.

Из силоса груз отпускается винтовым питателем 9, подающим его в разгрузочные телескопические рукава 10, направляемые в верхние загрузочные люки специализированных вагонов. В местах пылеобразования установлены аспирационные устройства.

Производительность установки при одном перегружателе состав­ ляет 200 т/ч.

Для уменьшения пыления обычные вагоны следует загружать в за­ крытых помещениях, оборудованных аспирационными устройст­ вами.

Основные направления в завершении комплексной механизации грузовых работ с порошкообразными и пылевидными грузами — ши­

137

рокое применение специализированных саморазгружающихся судов, вагонов, автомобилей; строительство механизированных складов си­ лосного типа; создание комплекса машин для перегрузки слежива­ ющихся пылевидных грузов; дальнейшее совершенствование и созда­ ние новых пневматических установок с высокой концентрацией смеси и высокой производительностью.

Рис. 114. Схема выгрузки апатита с использованием грейферно-бункерных пере­ гружателей

Пневматические установки позволяют не только обеспечить ком­ плексную механизацию, но и автоматизировать перегрузочные работы. При автоматизации пневматических установок необходимо обеспе­ чить автоматическое перемещение заборного органа, оптимальную кон­ центрацию смеси, автоматизацию контроля и управления бункерами, шлюзовыми затворами, электроприводами воздуходувных машин и устройствами для очистки фильтров.

Одним из направлений совершенствования перегрузки слеживаю­ щихся порошкообразных и пылевидных грузов является создание специальных перегружателей.

Перегружатели оборудованы герметически закрывающимися грей­ ферами и приемными бункерами. С целью уменьшения пыления в местах передачи груза устанавливают отсасывающие устройства.

138


Г лава VII

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ

§ 26. Характеристика зерновых грузов и способы их перевозки и хранения

К основным зерновым грузам, перевозимым речным транспортом насыпью, относятся пшеница, овес, ячмень, а также бобовые и маслич­ ные культуры (кукуруза, горох, просо и.др.).

В зависимости от натурного веса, сорности и влажности зерно де­ лится на четыре категории: чистосортное — посевное; классное—при­ годное для длительного хранения; внеклассное — имеющее повышен­ ную сорность и влажность; дефектное — содержащее свыше 15% де­ фектных зерен.

Смешивание зерна различных стандартов не допускается. Поэтому при перевозках речным транспортом подбирают крупные партии зер­ на с тем, чтобы все судно или его отдельные трюмы можно было запол­ нить однородным зерном.

При нормальной влажности (10—15%) и температуре зерновые гру­ зы имеют хорошую сыпучесть, не слеживаются и не уплотняются при хранении. При повышении влажности (свыше 15%) происходит про­ цесс самонагревания зерна и образование плесени, что вызывает его порчу. Когда температура зерна дойдет до 50°, сыпучесть его резко снижается.

При перегрузке зерна происходит интенсивное пылеобразование, поэтому рабочих, выполняющих перегрузочные операции в трюмах, вагонах и на складах, следует снабжать индивидуальными защитными приспособлениями. Зерновые склады должны иметь хорошую вентиля­ цию, так как повышенная концентрация пыли взрывоопасна.

Зерно должно храниться в крытых сухих складах. Чаще всего для его хранения устраивают механизированные склады амбарного типа и склады-элеваторы.

Для обеспечения сохранности зерна необходимо очистить его и до­ вести до нормальной влажности. В процессе хранения постоянно на­ блюдают за состоянием зерна (температурой, влажностью и т. д.), для предупреждения порчи его проветривают и перемещают из одной емкости в другую.

Зерно перевозят в крытых судах и вагонах, которые перед погруз­ кой должны пройти специальную обработку (чистку, а при необходи­ мости газовую или влажную дезинфекцию). Загрузка судна зерном раз­ решается после осмотра Государственной хлебной инспекцией. Перед погрузкой зерна необходимо хорошо проветрить трюмы и принять ме­ ры к тому, чтобы зерно не попадало под елань и за бортовую обшивку.

При перевозке насыпных хлебных грузов в морских судах для предотвращения перемещения зерна при крене в трюмах устанавли­ вают временные продольные переборки.

139