Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
Рис. 120. Схе ма механизации выгрузки зерна из судов пнев матическими пе регружателями и системой лен точных конвей
еров
В пунктах перевалки для выгрузки зерна из судов распространены схемы механизации с плавучими пневматическими перегружателя ми (рис. 121). Зерно, засасываемое в трюме судна плавучим перегру жателем 1, подается в береговое приемное устройство 2 и наклонным ленточным конвейером 3 транспортируется в бункер 4, из которого по ступает на весы 5. После взвешивания зерно идет в бункер 6, норию 7, конвейер 8, с которого сбрасывающей тележкой направляется в склад ские емкости 11. При перегрузке по прямому варианту зерно из но рии 7 идет по спускной трубе Р и с помощью направляющих наконеч ников 10 подается в вагоны. Со склада в вагоны зерно перемещается
траншейными конвейерами 12, конвейером 13, норией 7 и по спускной трубе 9 с наконечником 10 поступает в вагоны. При погрузке в вагоны зерно взвешивается на вагонных весах.
На рис. 122 приведена схема норийно-конвейерной установки для выгрузки зерна. В трюме зерно забирается подвесной норией 1 и кон вейером 2 подается в бункер 3, из которого по спускным телескопи ческим трубам 4 с разбрасывателями ссыпается в вагон. При работе по варианту судно—склад зерно с конвейера 2 передается на конвейер 5 и далее через бункер 6, весы 7, бункер 8 норией 9 и складским конвей ером 10 со сбрасывающей тележкой перемещается в склад. Отпуск со склада происходит так же, как и в схемах на рис. 119—121 через кон вейеры 11, 12 к нории 9.
Иногда применяют комбинированные схемы, при их использова нии основная часть зерна выгружается из трюмов высокопроизводи тельными (до 1000 т/ч) нориями, а зачистка производится пневмати ческими всасывающими установками.
Крановые схемы механизации с использованием специальных плотнозакрывающихся грейферов применяют для выгрузки зерна только на специализированных причалах. В этом случае зерно обычно пере
147
гружают по прямому варианту судно —вагон. В вагоны зерно подается через специальные бункеры.
Наиболее совершенным зернохранилищем, предназначенным для механизированной перегрузки, сушки, очистки и длительного хра нения зерна, являются элеваторы. Элеватор состоит из силосного корпуса, в котором хранится зерно, и рабочей башни, имеющей обору дование для перегрузки, очистки, сортировки, сушки и взвешивания зерна.
Перегрузочное оборудование на крупных элеваторах позволяет принимать зерно из судов и вагонов и отпускать его на все виды транс порта.
Механическое оборудование элеватора (рис. 123) включает верх ние надсилосные конвейеры 1, с которых зерно сбрасывающими теле жками подается в силосы и промежуточные звездочки; подсилосные конвейеры 2, принимающие зерно из силосов и звездочек; конвейеры 3, служащие для отпуска зерна на суда, и конвейер 6 для приема зер
на из судов; конвейеры 4 для приема зерна с железной дороги и авто транспорта; конвейеры 5, передающие зерно между нориями; нории 7, предназначенные для приема зерна с конвейеров 2, 4, 5, 6 и подачи его
вверхние бункеры 8.
Врабочей башне элеватора расположены бункерные весы 9, из которых зерно по спускным трубам 10 самотеком может направляться
вотпускной силос 14, на надсилосные конвейеры 1 или в промежуточ ные силосы 11. Из промежуточных силосов зерно поступает в очисти тельные устройства 12, а затем в нижние промежуточные силосы 13, из которых следует на нории для подачи в силосные емкости или отпуска
на суда. Э Приемно-отпускные устройства зерновых элеваторов имеют раз
личное конструктивное оформление в зависимости от величины гру зооборота, его направления, вариантов перегрузки зерна, расположе ния подъездных путей, гидрологических и других факторов.
148
Рис. 124. Оборудование причала зернового элеватора
При приеме зерна из судов причал выполняется в виде отдельных башен 1 (рис. 124), на которых размещаются всасывающие пневмати ческие установки 2 и приемные бункеры. Башни соединены между со бой транспортерными галереями 3.
В нижней галерее расположены транспортеры, на которые посту пает зерно из разгрузителей. С конвейеров зерно подается на норию 4, размещенную в одной из приемных башен (иногда устраивается спе циальная башня), а затем поднимается вверх и передается на траснпортер в поперечной галерее 5, соединяющей береговые приемные баш ни с рабочей башней 6 элеватора. В башне зерно взвешивается, очи щается и распределяется по силосам.
На современных элеваторах управление всеми механизмами ав томатизировано, а пуск и контроль за работой производятся с централь ного пульта, оборудованного светящейся мнемосхемой, фиксирующей работу всех перегрузочных устройств и показывающей направление движения груза. Состояние хранящегося зерна контролируется дисстанционно с помощью электротермометрических устройств, позволя ющих оператору, не выходя из пульта, определять температуру и влаж ность зерна, а также степень заполнения силосов.
Г л а в а VIII
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ
§ 29. Характеристика наливных грузов и способы их перевозки и хранения
К наливным грузам относятся нефть и нефтепродукты, жидкие химические вещества (кислоты, спирт, некоторые виды удобрений), рас тительные масла, молоко.
Речным транспортом перевозят главным образом нефть и продукты ее переработки. Все нефтепродукты делят на три группы: светлые (бен зин, лигроин, керосин), темные (дизельное топливо, смазочные масла, мазуты) и битумы.
При перевозке, хранении и погрузочно-разгрузочных работах не обходимо учитывать специфические свойства наливных грузов — вяз кость, огнеопасность, испаряемость, упругость паров, вредное влия ние на организм человека, корродирующее воздействие на металлы и др.
Вязкость характеризует степень подвижности жидкости и опреде ляет условия ее перекачки. При повышении температуры вязкость не фтепродуктов уменьшается и увеличивается ее текучесть (подвижность).
По степени вязкости нефтепродукты делят на невязкие (бензин, керосин, лигроин), слабовязкие (отдельные виды смазочных масел
150
и др.) и высоковязкие (мазуты, парафинистые сорта нефти, гудрон и др.). Высоковязкие нефтепродукты даже при сравнительно высокой температуре окружающей среды теряют свою текучесть, поэтому при перекачке их по трубопроводам необходим предварительный подогрев.
Нефтепродукты являются огнеопасными грузами, требующими при их перевозке, перегрузке и хранении строгого соблюдения специаль
ных правил, установленных государственными стандартами и тариф ными руководствами.
Степень огнеопасности характеризуется температурой вспышки, в зависимости от которой все нефтепродукты делят на 4 класса! Наиболее огнеопасны нефтепродукты первого класса с температурой вспышки до 28° С (бензин, лигроин и др.) и второго класса с темпе ратурой вспышки 28—45° С (керосин и др.).
При нагревании до определенной температуры пары горючих жид костей могут воспламеняться и без соприкосновения с открытым пла менем. Эта температура называется температурой самовоспламенения, которая для различных нефтепродуктов составляет от 290 до 530° С.
При определенном содержании паров нефтепродукта в воздухе (1,1—7,4%) и поднесении пламени происходит взрыв. Причиной за горания или взрыва могут быть также искры или разряд статического электричества, образующегося при трении нефтепродуктов о трубопро воды и воздух. Поэтому трубопроводы и все другие устройства для транспортирования и хранения нефтепродуктов необходимо заземлять.
Испаряемость легких фракций приводит к значительнымпотерям нефтепродуктов и ухудшает их качество.
Пары нефтепродуктов вызывают отравление и при концентрации более 0,3 мг/л опасны для здоровья человека. Люди, работающие в помещениях, очень насыщенных парами бензина, должны пользовать
ся противогазами и специальными приборами, подводящими чистый воздух.
При смешении нефтепродуктов одного сорта с другим в большин стве случаев теряется их качество. Поэтому необходимо следить за
тем, чтобы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ этого не произошло.
Нефтегрузы транспортируют по магистральным трубопроводам, в специальных нефтеналивных судах и железнодорожных цистернах.
На речном транспорте для перевозки нефтепродуктов применяют тан керы.
Для удаления паров и газа из отсеков служат газовытяжные тру бы, а суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов первого и второго классов, снабжают дыхательными клапанами, срабатыва ющими при появлении в отсеках избыточного давления.
Проводятся опытные перевозки наливных грузов в гибких оболоч ках (эластичные контейнеры, транспортируемые в надводном и под водном положениях).
Подавляющую часть нефтепродуктов хранят наливом в специаль ных наземных, полуподземных и подземных резервуарах. Между ре зервуарами, зданиями и сооружениями устраивают противопожарные разрывы, предусматриваемые соответствующими нормативами.
151
§ 30. Комплексная механизация перегрузки наливных грузов
Нефтепродукты перегружают и хранят на специальных участках* которые выносят за пределы порта. Причалы для их перегрузки разме щают ниже (по течению реки) основных городских и портовых соору жений.
Для перекачки нефтепродуктов применяют поршневые, центробеж ные и винтовые насосы. Поршневые насосы используют преимуществен но для перекачки нефтепродуктов с высокой вязкостью. По сравнению с центробежными насосами они имеют более высокий к. п. д. и на 20— 30% выше всасывающую способность. Кроме этого, они не требуют пред варительной заливки всасывающего трубопровода. Их недостатки — большие габариты, вес и стоимость; тихоходность, что обсусловливает
применение привода с редуктором; |
неравномерная подача |
жидкости |
|
в трубопроводы; необходимость постоянного наблюдения за |
работой; |
||
невозможность |
последовательного |
соединения из-за возникновения |
|
гидравлических |
ударов. |
|
|
Центробежные насосы применяют для перекачки светлых и мало вязких нефтепродуктов. Они более компактны, легки и просты в эк сплуатации; хорошо перекачивают загрязненные нефтепродукты и рав номерно подают груз в трубопроводы, но мало пригодны для перекачки высоковязких нефтепродуктов, перед пуском требуют заливки всасы вающей части трубопровода, имеют более низкий, чем поршневые, к. п. д.
Для перекачки высоковязких нефтепродуктов применяют также винтовые насосы, которые по сравнению с поршневыми имеют меньшие размеры и более высокий к. п. д.
В последние годы получили распространение погруженные центро бежные электронасосы, которые подают в отсек судна с помощью гру зовой стрелы или простейшего крана.
Характеристики насосов зависят от величины вязкости перекачи ваемой жидкости. Поэтому при выборе насосов и эксплуатационных расчетах необходимо перерассчитывать паспортные характеристики насосов для воды на характеристики для вязких нефтепродуктов.
Наливные грузы в железнодорожные цистерны загружают через верхние колпаки при помощи наливных устройств. Слив нефтепродук тов из железнодорожных цистерн может производиться через верхние колпаки с помощью насосов, а также самотеком через нижние сливные отверстия.
Причалы для перегрузки нефтегрузов оборудуют береговыми и плавучими перекачечными станциями. Подают наливные грузы в суда и выгружают (из судов) по трубопроводам. От основного трубопровода отходит ряд ответвлений, которые с помощью гибких шлангов соеди няют с трубопроводами на судне. Шланги на судно подают грузо выми стрелами. Для поддержания шлангов большого диаметра исполь зуют специальные шланговочные устройства (рис. 125).
На рис. 126 показан причал, оборудованный береговой нефтепере качечной станцией. Он представляет собой железобетонную эстакаду,
152