Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 120. Схе­ ма механизации выгрузки зерна из судов пнев­ матическими пе­ регружателями и системой лен­ точных конвей­

еров

В пунктах перевалки для выгрузки зерна из судов распространены схемы механизации с плавучими пневматическими перегружателя­ ми (рис. 121). Зерно, засасываемое в трюме судна плавучим перегру­ жателем 1, подается в береговое приемное устройство 2 и наклонным ленточным конвейером 3 транспортируется в бункер 4, из которого по­ ступает на весы 5. После взвешивания зерно идет в бункер 6, норию 7, конвейер 8, с которого сбрасывающей тележкой направляется в склад­ ские емкости 11. При перегрузке по прямому варианту зерно из но­ рии 7 идет по спускной трубе Р и с помощью направляющих наконеч­ ников 10 подается в вагоны. Со склада в вагоны зерно перемещается

траншейными конвейерами 12, конвейером 13, норией 7 и по спускной трубе 9 с наконечником 10 поступает в вагоны. При погрузке в вагоны зерно взвешивается на вагонных весах.

На рис. 122 приведена схема норийно-конвейерной установки для выгрузки зерна. В трюме зерно забирается подвесной норией 1 и кон­ вейером 2 подается в бункер 3, из которого по спускным телескопи­ ческим трубам 4 с разбрасывателями ссыпается в вагон. При работе по варианту судно—склад зерно с конвейера 2 передается на конвейер 5 и далее через бункер 6, весы 7, бункер 8 норией 9 и складским конвей­ ером 10 со сбрасывающей тележкой перемещается в склад. Отпуск со склада происходит так же, как и в схемах на рис. 119—121 через кон­ вейеры 11, 12 к нории 9.

Иногда применяют комбинированные схемы, при их использова­ нии основная часть зерна выгружается из трюмов высокопроизводи­ тельными (до 1000 т/ч) нориями, а зачистка производится пневмати­ ческими всасывающими установками.

Крановые схемы механизации с использованием специальных плотнозакрывающихся грейферов применяют для выгрузки зерна только на специализированных причалах. В этом случае зерно обычно пере­

147

гружают по прямому варианту судно —вагон. В вагоны зерно подается через специальные бункеры.

Наиболее совершенным зернохранилищем, предназначенным для механизированной перегрузки, сушки, очистки и длительного хра­ нения зерна, являются элеваторы. Элеватор состоит из силосного корпуса, в котором хранится зерно, и рабочей башни, имеющей обору­ дование для перегрузки, очистки, сортировки, сушки и взвешивания зерна.

Перегрузочное оборудование на крупных элеваторах позволяет принимать зерно из судов и вагонов и отпускать его на все виды транс­ порта.

Механическое оборудование элеватора (рис. 123) включает верх­ ние надсилосные конвейеры 1, с которых зерно сбрасывающими теле­ жками подается в силосы и промежуточные звездочки; подсилосные конвейеры 2, принимающие зерно из силосов и звездочек; конвейеры 3, служащие для отпуска зерна на суда, и конвейер 6 для приема зер­

на из судов; конвейеры 4 для приема зерна с железной дороги и авто­ транспорта; конвейеры 5, передающие зерно между нориями; нории 7, предназначенные для приема зерна с конвейеров 2, 4, 5, 6 и подачи его

вверхние бункеры 8.

Врабочей башне элеватора расположены бункерные весы 9, из которых зерно по спускным трубам 10 самотеком может направляться

вотпускной силос 14, на надсилосные конвейеры 1 или в промежуточ­ ные силосы 11. Из промежуточных силосов зерно поступает в очисти­ тельные устройства 12, а затем в нижние промежуточные силосы 13, из которых следует на нории для подачи в силосные емкости или отпуска

на суда. Э Приемно-отпускные устройства зерновых элеваторов имеют раз­

личное конструктивное оформление в зависимости от величины гру­ зооборота, его направления, вариантов перегрузки зерна, расположе­ ния подъездных путей, гидрологических и других факторов.

148


Рис. 124. Оборудование причала зернового элеватора

При приеме зерна из судов причал выполняется в виде отдельных башен 1 (рис. 124), на которых размещаются всасывающие пневмати­ ческие установки 2 и приемные бункеры. Башни соединены между со­ бой транспортерными галереями 3.

В нижней галерее расположены транспортеры, на которые посту­ пает зерно из разгрузителей. С конвейеров зерно подается на норию 4, размещенную в одной из приемных башен (иногда устраивается спе­ циальная башня), а затем поднимается вверх и передается на траснпортер в поперечной галерее 5, соединяющей береговые приемные баш­ ни с рабочей башней 6 элеватора. В башне зерно взвешивается, очи­ щается и распределяется по силосам.

На современных элеваторах управление всеми механизмами ав­ томатизировано, а пуск и контроль за работой производятся с централь­ ного пульта, оборудованного светящейся мнемосхемой, фиксирующей работу всех перегрузочных устройств и показывающей направление движения груза. Состояние хранящегося зерна контролируется дисстанционно с помощью электротермометрических устройств, позволя­ ющих оператору, не выходя из пульта, определять температуру и влаж­ ность зерна, а также степень заполнения силосов.

Г л а в а VIII

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ

§ 29. Характеристика наливных грузов и способы их перевозки и хранения

К наливным грузам относятся нефть и нефтепродукты, жидкие химические вещества (кислоты, спирт, некоторые виды удобрений), рас­ тительные масла, молоко.

Речным транспортом перевозят главным образом нефть и продукты ее переработки. Все нефтепродукты делят на три группы: светлые (бен­ зин, лигроин, керосин), темные (дизельное топливо, смазочные масла, мазуты) и битумы.

При перевозке, хранении и погрузочно-разгрузочных работах не­ обходимо учитывать специфические свойства наливных грузов — вяз­ кость, огнеопасность, испаряемость, упругость паров, вредное влия­ ние на организм человека, корродирующее воздействие на металлы и др.

Вязкость характеризует степень подвижности жидкости и опреде­ ляет условия ее перекачки. При повышении температуры вязкость не­ фтепродуктов уменьшается и увеличивается ее текучесть (подвижность).

По степени вязкости нефтепродукты делят на невязкие (бензин, керосин, лигроин), слабовязкие (отдельные виды смазочных масел

150



и др.) и высоковязкие (мазуты, парафинистые сорта нефти, гудрон и др.). Высоковязкие нефтепродукты даже при сравнительно высокой температуре окружающей среды теряют свою текучесть, поэтому при перекачке их по трубопроводам необходим предварительный подогрев.

Нефтепродукты являются огнеопасными грузами, требующими при их перевозке, перегрузке и хранении строгого соблюдения специаль­

ных правил, установленных государственными стандартами и тариф­ ными руководствами.

Степень огнеопасности характеризуется температурой вспышки, в зависимости от которой все нефтепродукты делят на 4 класса! Наиболее огнеопасны нефтепродукты первого класса с температурой вспышки до 28° С (бензин, лигроин и др.) и второго класса с темпе­ ратурой вспышки 28—45° С (керосин и др.).

При нагревании до определенной температуры пары горючих жид­ костей могут воспламеняться и без соприкосновения с открытым пла­ менем. Эта температура называется температурой самовоспламенения, которая для различных нефтепродуктов составляет от 290 до 530° С.

При определенном содержании паров нефтепродукта в воздухе (1,1—7,4%) и поднесении пламени происходит взрыв. Причиной за­ горания или взрыва могут быть также искры или разряд статического электричества, образующегося при трении нефтепродуктов о трубопро­ воды и воздух. Поэтому трубопроводы и все другие устройства для транспортирования и хранения нефтепродуктов необходимо заземлять.

Испаряемость легких фракций приводит к значительнымпотерям нефтепродуктов и ухудшает их качество.

Пары нефтепродуктов вызывают отравление и при концентрации более 0,3 мг/л опасны для здоровья человека. Люди, работающие в помещениях, очень насыщенных парами бензина, должны пользовать­

ся противогазами и специальными приборами, подводящими чистый воздух.

При смешении нефтепродуктов одного сорта с другим в большин­ стве случаев теряется их качество. Поэтому необходимо следить за

тем, чтобы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ этого не произошло.

Нефтегрузы транспортируют по магистральным трубопроводам, в специальных нефтеналивных судах и железнодорожных цистернах.

На речном транспорте для перевозки нефтепродуктов применяют тан­ керы.

Для удаления паров и газа из отсеков служат газовытяжные тру­ бы, а суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов первого и второго классов, снабжают дыхательными клапанами, срабатыва­ ющими при появлении в отсеках избыточного давления.

Проводятся опытные перевозки наливных грузов в гибких оболоч­ ках (эластичные контейнеры, транспортируемые в надводном и под­ водном положениях).

Подавляющую часть нефтепродуктов хранят наливом в специаль­ ных наземных, полуподземных и подземных резервуарах. Между ре­ зервуарами, зданиями и сооружениями устраивают противопожарные разрывы, предусматриваемые соответствующими нормативами.

151


§ 30. Комплексная механизация перегрузки наливных грузов

Нефтепродукты перегружают и хранят на специальных участках* которые выносят за пределы порта. Причалы для их перегрузки разме­ щают ниже (по течению реки) основных городских и портовых соору­ жений.

Для перекачки нефтепродуктов применяют поршневые, центробеж­ ные и винтовые насосы. Поршневые насосы используют преимуществен­ но для перекачки нефтепродуктов с высокой вязкостью. По сравнению с центробежными насосами они имеют более высокий к. п. д. и на 20— 30% выше всасывающую способность. Кроме этого, они не требуют пред­ варительной заливки всасывающего трубопровода. Их недостатки — большие габариты, вес и стоимость; тихоходность, что обсусловливает

применение привода с редуктором;

неравномерная подача

жидкости

в трубопроводы; необходимость постоянного наблюдения за

работой;

невозможность

последовательного

соединения из-за возникновения

гидравлических

ударов.

 

 

Центробежные насосы применяют для перекачки светлых и мало­ вязких нефтепродуктов. Они более компактны, легки и просты в эк­ сплуатации; хорошо перекачивают загрязненные нефтепродукты и рав­ номерно подают груз в трубопроводы, но мало пригодны для перекачки высоковязких нефтепродуктов, перед пуском требуют заливки всасы­ вающей части трубопровода, имеют более низкий, чем поршневые, к. п. д.

Для перекачки высоковязких нефтепродуктов применяют также винтовые насосы, которые по сравнению с поршневыми имеют меньшие размеры и более высокий к. п. д.

В последние годы получили распространение погруженные центро­ бежные электронасосы, которые подают в отсек судна с помощью гру­ зовой стрелы или простейшего крана.

Характеристики насосов зависят от величины вязкости перекачи­ ваемой жидкости. Поэтому при выборе насосов и эксплуатационных расчетах необходимо перерассчитывать паспортные характеристики насосов для воды на характеристики для вязких нефтепродуктов.

Наливные грузы в железнодорожные цистерны загружают через верхние колпаки при помощи наливных устройств. Слив нефтепродук­ тов из железнодорожных цистерн может производиться через верхние колпаки с помощью насосов, а также самотеком через нижние сливные отверстия.

Причалы для перегрузки нефтегрузов оборудуют береговыми и плавучими перекачечными станциями. Подают наливные грузы в суда и выгружают (из судов) по трубопроводам. От основного трубопровода отходит ряд ответвлений, которые с помощью гибких шлангов соеди­ няют с трубопроводами на судне. Шланги на судно подают грузо­ выми стрелами. Для поддержания шлангов большого диаметра исполь­ зуют специальные шланговочные устройства (рис. 125).

На рис. 126 показан причал, оборудованный береговой нефтепере­ качечной станцией. Он представляет собой железобетонную эстакаду,

152