Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 115. Спускная самотечная труба для загрузки судна

Перед погрузкой зерна из вагона дверные проемы закрывают дере­ вянными щитами, в нижней части которых устроено выпускное от­ верстие с заслонкой. Для погрузки зерна в вагон между щитом и верх­ ней кромкой дверного проема оставляют пространство высотой 500— 600 мм. В настоящее время для перевозки зерна строят специальные вагоны, в которых предусмотрено плотное закрытие дверей.

§ 27. Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с зерновыми грузами

Зерно в судно грузят конвейерными установками, заканчивающи­ мися обычно самотечной трубой или консольной ленточной стрелой с телескопическим вертикальным рукавом.

Для погрузки зерна в различные трюмы без передвижки судна или с небольшим числом передвижек консольные ленточные стрелы и спускные трубы устраивают подъемно-поворотными (рис. 115 и 116).

Из судов зерно выгружают ковшовыми элеваторами (нориями), пневматическими установками и иногда грейферными кранами.

При перегрузке зерна норией надо подгребать зерно к ее башмаку. Однако удельный расход энергии при работе нории в 6—8 раз ниже, чем при работе пневматических установок.

Производительность норийных агре­ гатов составляет 50—200 т/ч и иногда достигает 1000 т/ч.

На выгрузке зерна используют вса­ сывающие пневматические установки, которые бывают стационарными (рис. 117), передвижными и плавучими. Обычно пневматическое устройство лишь забирает зерно в трюме и подает его в разгрузитель, установленный вблизи разгружаемого судна. Дальше зерно транспортируется ковшовыми элевато­

рами и ленточными конвейерами, расходующими значительно меньше электроэнергии, чем пневматический транспорт.

Пневматические установки имеют 2—4 заборных сопла произво­ дительностью по 30—60 т/ч, а иногда и выше. На причале одновре­ менно могут работать 2—3 такие установки.

Пневматические устройства дают возможность выгружать зерно при любой погоде, не требуют подгребки в трюмах и улучшают его качество благодаря проветриванию, но потребляют в 5—10 раз больше энергии, чем норийно-конвейерные установки.

На некоторых причалах для выгрузки зерна ставят одновременно и ковшовые элеваторы и всасывающие пневматические устройства. Ковшовые элеваторы используют для выгрузки зерна из средней и

140



-Вид Я

Рис. 117. Стационарная всасывающая пневматическая установка

верхней частей трюма, а пневматические установки — из труднодо­ ступных мест и для зачистки трюмов.

При погрузке зерна в подпалубное пространство применяют кон­ цевые штивующие патрубки и лотки, увеличивающие расстояние пода­ чи зерна, а также метательные машины (лопастные, ленточные, пневма­ тические).

При погрузке судов норийными установками зерно подгребают ме­ ханическими лопатами, скребково-ленточными конвейерами и т. п. Для ускорения выгрузки остатков груза в трюме к всасывающим тру­ бопроводам присоединяют многорукавные патрубки, от которых от­ ходят гибкие шланги со специальными соплами.

Рис. 118. Инерционная вагоноразгрузочная установка ЦНИИ МПС:

1 — качающийся

мост; 2 — пружины; 3 — опорные шарнирные

рычаги;

4 — механизмы коле­

баний с дебалансами; 5 — опоры; 6 — стабилизаторы

движения

рамы;

7 — рельсовые вставки;

8 — подвижные

упоры-зажимы; 9 — щитоотжиматель;

10 — пульт управления; И — приемный

 

бункер

 

 

 

Современные механизированные зерновые склады устраивают с на­ клонным полом в виде бункера, благодаря чему зерно самотеком через специальные течки подается на траншейные конвейеры, расположен­ ные под полом. Заполняется склад верхним подвесным конвейером со сбрасывающей тележкой. При перегрузке зерна из одного отсека в дру­ гой оно подается с траншейного конвейера на подвесной ковшовыми элеваторами.

Для погрузки зерна в вагоны применяют загрузочные бункеры и ленточные конвейеры с малогабаритными метательными машинами, которые монтируют или на конце выдвижной секции конвейера, или на спускных трубах, направляемых в окна и дверные проемы вагона.

Из вагонов зерно частично может выгружаться самотеком через отверстия в дверных щитах, остальная же часть (значительная) — толь­ ко с использованием специальных машин. Наиболее современной из них является инерционная установка (рис. 118), созданная ЦНИИ МПС. Она представляет собой платформу, на которой один рельс уло­ жен выше другого на 265 мм, благодаря чему вагон на ней устанавли­ вается с боковым наклоном на 10°. При вращении дебалансовых масс 4 вагон получает горизонтально-продольные колебания и благодаря пружинам 2 периодически слегка поднимается и опускается. Число ко­ лебаний составляет 100—120 в минуту, амплитуда колебания 37—35 мм. После открытия двери вагона и отжима щита щитоотжимателем 9 весь

142


груз при работе машины без остатка высыпается из вагона в приемный бункер 11. При помощи такой установки можно разгружать крытые вагоны не только с зерновыми грузами, но и с кусковыми. Продол­ жительность полной разгрузки четырехосного вагона инерционной установкой не превышает 6 мин.

Применение инерционных установок из-за их высокой стоимости экономически целесообразно при больших грузооборотах. При малых грузооборотах используют более простые перегрузочные средства. Однако все они имеют сравнительно низкую производительность (30— 50 т/ч) и, за исключением пневматических установок, требуют при­ менения ручного труда при зачистке вагонов. Для разгрузки автомо­ билей применяют наклоняющиеся платформы.

Наиболее высокая производительность разгрузки достигается при перевозке зерна в саморазгружающихся вагонах бункерного типа. В этом случае 20 вагонов грузоподъемностью по 50 т при участии шести рабочих разгружают за 2 ч. Для выгрузки за это время того же коли­ чества зерна при помощи механических лопат потребовалось бы 50 человек.

§ 28. Схемы комплексной механизации перегрузки зерновых грузов

Для погрузки зерна в суда в портах (пристанях) может быть ис­ пользована схема комплексной механизации, показанная на рис. 119. Схема включает одну или две инерционные вагоноразгрузочные машины, приемные бункеры, систему ленточных конвейеров, норий и самотечных труб. Вместо инерционной установки для разгрузки вагонов может быть использована разгрузочная эстакада с приемным бункером. В этом случае часть зерна высыпается из вагона самотеком, а для выгрузки оставшейся части применяют механические лопаты или другие средства.

Из саморазгружающихся вагонов зерно полностью высыпается через нижние люки.

По варианту вагон — судно зерно перегружают следующим обра­ зом. Вагон с зерном маневровой лебедкой или локомотивом подают на платформу разгрузочной машины 16, где его закрепляют специаль­ ными гидравлическими захватами. Гидравлическим щитоотжимателем 17 щит отжимается и приподнимается на 20—30 см вверх. Через образовавшееся отверстие зерно самотеком поступает в приемный бункер. Для выгрузки оставшейся части зерна включается инер­ ционная установка, в результате чего вагон совершает плавные про­

дольные качания.

Из приемного бункера зерно поступает на подбункерные продоль­ ные конвейеры 15 и далее конвейерами 14, 11, 2 перемещается в рас­ пределительную воронку 19, из которой конвейерами 18 может пода­ ваться или в какую-либо одну самотечную трубу 1, или одновременно в две или три трубы, направляющие его в трюмы судна.

143


Для равномерной загрузки трюмов судна самотечные трубы 1 мож­ но с помощью лебедок поднимать вверх или поворачивать в горизон­ тальной плоскости, что резко сокращает число передвижек судна.

При работе по варианту вагон —склад зерно из приемных бунке­ ров конвейерами 15, 14, 11 перемещается в башмак нории 3, которая подает его на челноковый конвейер 10, разбрасывающий зерно по всей площади склада 7. Вместо челнокового конвейера может быть уста­ новлен конвейер, оборудованный сбрасывающей тележкой.

При работе по варианту склад — судно зерно через специальные течки с затворами или через решетчатые желоба с заслонками, распо­ ложенные в полу склада, поступает на конвейеры 12, 5 или 13, 6 и да­ лее поперечным конвейером 11 и норией 3 подается в бункер 4, из ко­ торого ссыпается в бункерные весы 9. После взвешивания зерно сле­ дует в нижний бункер 8, из которого наклонным конвейером 2 и кон­ вейерами 18 подается в спускные трубы 1 и ссыпается в трюм судна.

Механизм верхнего бункера сблокирован с весами и с приводом питающего его конвейера и нории. Открывается затвор верхнего бун­ кера только при полном опорожнении весового бункера, а закрывает­ ся — при полном наполнении весового бункера. При заполнении верх­ него бункера автоматически выключается привод питающего конвей­ ера. Затвор нижнего бункера автоматически открывается при пуске подбункерного конвейера и закрывается при его остановке.

При перегрузке по вариантам вагон — судно и вагон —склад зер­ но взвешивается на вагонных весах.

144

Управление всеми машинами дистанционное с одного пульта. Во всех местах, где возможно пылеобразование, установлены аспира­ ционные устройства.

Для перегрузки зерна по варианту судно —вагон (склад) чаще всего применяют пневмо-конвейерные и норийно-конвейерные схемы меха­ низации. При этом пневматические и норийные перегружатели могут быть как береговыми, так и плавучими. На рис. 120 показана схема причала, оборудованного тремя стационарными пневматическими разгружателями, ленточными конвейерами и ковшовыми элеваторами. Из трюма судна зерно забирается соплом 1 и по всасывающему трубо­ проводу поступает в разгрузитель 3. Здесь оно отделяется от воздуха и через шлюзовой затвор поступает на ленточный конвейер 8 и далее по самотечной трубе ссыпается в башмак нории 6. Последняя подает зерно в бункер 4. Из среднего разгрузителя зерно по самотечной тру­ бе 2 поступает непосредственно в башмак нории. Из бункера 4 по трем самотечным трубам 7 зерно ссыпается в вагон. Самотечные трубы обо­ рудованы разбрасывающими наконечниками, благодаря которым вся площадь вагона загружается равномерно без дополнительной штивки. Емкость бункера 4 выбирается такой, чтобы при смене подачи вагонов пневматические установки не прекращали работу.

Вагоны передвигают маневровой лебедкой. При работе по варианту судно—вагон зерно взвешивается на вагонных весах.

При работе по варианту судно —склад зерно норией 6 подается на конвейер 5, который перемещает его в приемный бункер 10, располо­ женный в верхней части рабочей башни склада. Из бункера 10 зерно поступает в бункер весов 12 и после его наполнения взвешивается и ссыпается в бункер 13, откуда норией 9 и Челноковым конвейером 11 подается в склад. Так же, как и в предыдущей схеме (см. рис. 119), затворы верхнего и нижнего бункеров сблокированы с приводами соответствующих конвейеров и весами. Открывание и закрывание затворов верхнего бункера происходит автоматически соответственно при полном заполнении и опорожнении бункера весов. Затвор ниж­ него бункера автоматически открывается при пуске нории 9 и транс­ портера 11 и закрывается при их остановке.

Пол склада имеет бункерообразную форму с наклоном к гори­ зонту 35е, благодаря чему зерно ссыпается через выпускные отверстия, закрываемые заслонками, на продольные конвейеры 14, расположен­ ные в галереях под полом. С конвейеров 14 зерно поступает на кон­ вейер 15, норию 9, реверсивный конвейер 5, бункер 4, из которого по самотечным трубам 7 поступает в вагоны.

Управление пневматическими установками, конвейерами, нория­ ми и затворами бункеров дистанционное с центрального пульта. На­ дежность управления обеспечивается применением элементов авто­ матики и блокировкой соответствующих машин и механизмов, связан­ ных в работе при перегрузке зерна по тому или иному варианту. Все места пылеобразования оснащены аспирационными устройствами. При­ менение пневматических установок исключает трудоемкую операцию по подгребке зерна к просветам люков, которую приходится выполнять при применении норийных и крановых схем механизации.

145