Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в середине которой установлен пустотелый бычок 4 с размещенной в нем насосной установкой. Помещение внутри бычка обычно имеет за­ глубление, так как высота всасывания насосов относительно невели­ ка и редко превышает 6 м. В нижней части бычка находятся насосы для перекачки и зачистки нефтепродуктов. Величина заглубления на­ сосов принимается такой, чтобы при самом низком меженном и самом высоком паводковом уровнях

воды они могли

выкачивать

 

 

нефтепродукты из судов.

 

 

В надстройках 2 над быч­

 

 

ком

размещены

аппаратура

 

 

управления

насосной

стан­

 

 

цией, вентиляционное обору­

 

 

дование и комната для обслу­

 

 

живающего

персонала.

бычка

 

 

По обе

стороны

 

 

вдоль

причала

установлены

 

 

железобетонные

 

швартовно­

 

 

отбойные палы 3, соединен­

 

 

ные между собой

и с бычком

 

 

пешеходным мостиком 1.

 

 

Береговые

нефтестанции

 

 

долговечны, удобны в экс­

 

 

плуатации,

имеют

высокую

 

 

производительность,

обеспе­

 

 

чивают хорошие условия для

 

 

швартовки и стоянки судов.

 

 

Производительность

 

нефте­

 

 

станции, оборудованной дву­

 

 

мя центробежными

насосами

 

 

типа

8НДвН, на

перекачке

Рис. 125.

Шланговочные устройства:

нефтепродуктов

из

судна в

а — с гибкими

шлангами; б — с жесткими шар­

береговые

 

емкости — до

нирно-сочлененными трубами

1000 т/ч.

 

 

 

 

 

 

 

Наряду с береговыми нефтестанциями эксплуатируются также при­ чалы с плавучими перекачечными станциями (рис. 127), размещаемыми на металлическом понтоне. На нефтестанции проекта № 601, предна­ значенной для перекачки нефтепродуктов первого класса, установлены два грузовых центробежных насоса 8НДвН производительностью по 600 м3/ч. Каждому грузовому насосу придан гидроэжектор той же производительности и эжектирующий центробежный насос, которые в комплексе представляют собой независимую установку, перекачива­ ющую нефтепродукт по отдельному трубопроводу на нефтебазу. При необходимости оба грузовых насоса могут переключаться на один тру­ бопровод и работать с любым эжектирующим насосом. Для водяного уплотнения сальников центробежных насосов служит специальный на­ сос типа 1,5ВС-1. Все насосное оборудование размещено в трюме пон­ тона. Для заполнения грузовых насосов и их всасывающих трубопро­ водов перед началом выкачки установлена промежуточная цистерна,

153


Рис. 126. Причал, оборудованный береговой перекачечной нефтестанцией

План

Рис. 127. Причал, оборудованный плавучей нефтеперекачечной станцией:

1 — Швартовно-отбойные палы; 2 — пешеходный мостик; 3 — плавучая нефтеперека­ чечная станция; 4 — эстакада; 5 — помещение для обслуживающего персонала

причала

154

которая является также буферной емкостью, предохраняющей насосы от попадания в них воздуха. Промежуточная цистерна заполняется ва­ куум-насосом типа РМК-2. На палубе понтона устроена металлическая надстройка, в которой находится пульт управления и служебные поме­ щения. Гидроэжекторы, трубопроводы и шланги подаются на судно и поддерживаются во время работы двумя грузовыми стрелами, обо­ рудованными электротельферами и механизмами поворота. Пита­ ние станции электроэнергией — от береговой подстанции.

При выкачке нефтепродукта гидроэжектор опускают в люк судна, включают эжектирующий насос, и нефтепродукт, засасываемый гидро­ эжектором, через фильтр направляется во всасывающую магистраль грузового насоса. Гидроэжектор развивает напор, достаточный для преодоления всех сопротивлений от приемника до насоса, что практи­ чески почти не требует разрежения во всасывающей магистрали. Гру­ зовой насос по нагнетательному трубопроводу подает нефтепродукт в емкости. Часть нефтепродукта из нагнетательного трубопровода перепускается в промежуточную цистерну, откуда эжектирующим на­ сосом подается к гидроэжектору.

В заключительный период выгрузки для лучшего подтекания неф­ тепродукта к грузовому приемнику производится кренование судна. При недостаточном поступлении нефтепродукта к грузовому приемни­ ку гидроэжектор отключается и окончательная зачистка судна выпол­ няется специальным зачистным гидроэжектором через зачистную магистраль.

В настоящее время выгрузка нефтепродуктов из танкеров в боль­ шинстве случаев производится с помощью судовых насосов, имеющих высокую производительность (500 т/ч и более).

Вязкие нефтепродукты перекачивают с подогревом. Температура подогрева должна быть не менее чем на 10° ниже температуры вспышки паров перегружаемого нефтепродукта и не должна превышать 60— 70° С.

Для подогрева нефтепродуктов в судне служат подогреватели—пе­ реносные или постоянно установленные на судне. Переносные подогре­ ватели выполняют в виде отдельных секций змеевиков, которые поме­ щают в судно, и через них пропускают пар. На установку и монтаж змеевиков требуется много времени и труда. Этот способ подогрева недостаточно эффективен и не экономичен по расходу пара.

Подогреватели, установленные на судне постоянно, экономичнее и быстрее нагревают нефтепродукты. Наиболее совершенной является конструкция прямоточного подогревателя, сочетающего общий и мест­ ный подогрев. Местный подогреватель служит для подогрева только части нефтепродукта, подтекающей к приемнику грузового насоса. Он представляет собой небольшой пучок труб, заключенных в металли­ ческий футляр. Через эти трубы пропускается пар. Общий подогре­ ватель включается в конце выкачки для придания текучести остатку нефтепродукта.

Сочетание местного и общего подогрева уменьшает расход пара и повышает экономичность системы подогрева.

155


Вотдельных случаях, когда отсутствуют другие средства подогре­ ва, прибегают к подогреву острым паром. Однако большое обводнение при этом нефтепродукта делает применение этого способа в большинстве случаев недопустимым.

Впоследние годы проводятся исследования виброподогрева, элек­ троподогрева, подогрева отходящими от главных двигателей газами, горячеструйного подогрева и т. п.

Наиболее трудоемкой и сложной операцией является зачистка неф­ теналивных судов1 при их подготовке к перевозке нового нефтепро­ дукта и к ремонту. Для выполнения этих работ создано специальное

Рис. 128. Плавучая зачистная станция с кренователем

оборудование, включающее плавучий кренователь с донным подогре­ вом и плавучую зачистную нефтестанцию, оснащенную паровыми кот­ лами, системой насосов для выкачки зачищаемых нефтепродуктов и подачи моющих растворов на гидромониторы, каскадными отстой­ никами для отделения нефтепродуктов от воды, пароструйными вентиляторами для промывочных отсеков.

Процесс зачистки протекает следующим образом. Зачищаемое судно подается на кренователь, который поднимает его полностью из воды и сообщает крен до 5—10° (рис. 128). В пространство между кренова­ телем и днищем судна подается пар. Разогретые нефтяные остатки приобретают текучесть, стекают через клинкеты в сторону крена и вы­ качиваются насосами в береговые или плавучие емкости. После этого поверхность отсека судна с помощью гидромониторов промывается моющим раствором (МЛ-2; МЛ-22 и др.), который вместе с остатками нефтепродукта стекает к приемникам зачистных насосов и перекачи­ вается в каскадный отстойник. Здесь нефтепродукт отделяется от раствора и направляется в нефтехранилище. Не полностью зачищенные участки зачищают гидравлическими лопатками, представляющими

1 ГОСТ 1510—60.

156

собой трубки диаметром 19—22 мм, через которые под большим дав­ лением подается нагретая вода.

В ряде портов суда заправляют жидким топливом. Для этой цели чаще всего используют плавучие бункеровочные нефтестанции. Емко­ сти нефтестанции позволяют принимать, хранить и отпускать мазут, дизельное топливо и различные сорта смазочных масел.

§31. Автоматизация перегрузочных работ

снефтеналивными грузами

Основные операции, связанные с перегрузкой нефтегрузов, сравнительно легко могут быть автоматизированы. Разработаны и внедрены системы автоматического налива и слива железнодорож­ ных цистерн, а также дистанционного управления работой насосных станций и нефтехранилищ.

ВЯпонии ряд танкеров оборудован автоматизированной системой выгрузки сырой нефти из грузовых танков на последней стадии разгруз­ ки. Программа выгрузки и зачистки задается операторами с пульта управления грузовыми операциями. Система позволяет дистанционно управлять всеми клапанами и задвижками. Запуск и остановка сбор­ ных насосов производятся автоматически по импульсам от датчиков уровня, установленных в сепарационных танках, в которые струйным насосом в заключительный период выгрузки автоматически подается нефть.

ВЦНИИЭВТе ведутся исследовательские и опытные работы по внедрению автоматизации грузовых операций на речных нефтеналив­ ных судах.

Для использования в речных портах рекомендуется система ре­ лейного управления перекачечными операциями. Она сравнительно проста, обеспечивает непрерывную информацию о протекании про­ цессов и надежное выполнение командных операций.

Принципиальная схема автоматизации грузовыми операциями при наливе танкера представлена на рис. 129. Она включает четыре основ­ ных узла: командное устройство, исполнительное устройство, датчики информации и осадкомеры.

Командное устройство состоит из контактных датчиков дифферента К1—КЗ, датчиков крена К4—КЮ и распределительного управляющего щита, куда подается информация от всех других датчиков (расходо­ меров, уровнемеров, датчиков предельного уровня — ДПУ), располо­ женных в отсеках судна, и др. С щита управления на основе получен­ ной информации поступают команды на исполнительные устройства, на приводы переключателей ^ — П]0, гидроприводы или электропри­ воды задвижек клинкетов 114.

Датчики для фиксирования дифферента и крена выполняют в виде плексигласовой изогнутой трубки, наполненной ртутью, вдоль которой располагаются контакты, соединенные с распределительным щитом. Для измерения уровня наполнения танков применяют поплавковые уровнемеры. Поплавковый уровнемер может быть использован и в ка-

157


0

честве осадкомера и конечного выключателя, по команде которого отключаются все грузовые устройства.

Количество перегруженного нефтепродукта учитывается расходо­ мерами, работающими на объемном или скоростном принципе. При автоматизации процессов перекачки расходомеры должны быть связа­ ны с интегральным счетным устройством, которое позволяет фикси­ ровать количество перегружаемых нефтепродуктов за каждый период.

Налив нефтепродукта в танкер происходит следующим образом. В первый период при полностью открытых задвижках груз, вследствие

Пульт управления

г1

Рис. 130. Принципиальная схема автоматизации процесса закачки нефтепродуктов в резервуарные емкости

дифферента на корму и перепадов уровней, перетекает из отсека в от­ сек. За этот период принимается до 52% груза и судно садится кормой примерно до грузовой ватерлинии. Далее по команде датчиков-уровне­ меров задвижки 912, соединяющие два кормовых отсека с соседними танками, закрываются и заполняются средние и носовые отсеки до по­ садки судна на ровный киль. За второй период принимается до 23% общего объема груза. В третий период вновь открываются кормовые задвижки и принимается еще до 22% груза во все танки. В четвер­ тый (завершающий) период подача груза регулируется береговыми насосами и уровень жидкости в танках выравнивается.

При полной загрузке судна датчик грузовой осадки подает конеч­ ную команду, по которой отключаются все перегрузочные устройства.

Для автоматического прекращения налива железнодорожных цистерн используются ограничители налива, которыми оборудуют каждый стояк наливной эстакады.

При заполнении цистерны до заданного уровня автоматическое устройство, оборудованное специальным патроном-датчиком, обеспе­ чивает закрытие запорного клапана и прекращение налива нефтепро­ дукта.

159

Современные нефтебазы оборудуют системами централизованного контроля и автоматического управления процессами перекачки и ра­ боты насосов.

На рис. 130 показана принципиальная схема автоматизации процес­ сов закачки нефтепродуктов в емкости. Управление всеми операциями осуществляется с центрального пульта 10, оборудованного кнопками и ключами управления, мнемосхемой 11 и пультом контроля и сигнали­ зации уровня 12. На резервуарах 1 установлены дистанционные ука­ затели уровня 2 и датчик 3, сигнализирующие о максимальном уровне жидкости. Трубопроводы оборудованы специальными реле давления 4, 5 и запорными соленоидными клапанами 7. Пуск насосов 6 произ­ водится кнопками управления 8 при помощи магнитных пускателей 9. Мнемосхема представляет собой условное изображение отдельных элементов нефтебазы с лампами, которые сигнализируют об уровне заполнения отдельных резервуаров и работе насосов. При заполнении любого из резервуаров до максимального уровня от датчика 3 подает­ ся команда на автоматическую остановку соответствующего насоса.

Глава IX

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ НА ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

§ 32. Содержание и задачи технического нормирования на погрузочно-разгрузочных работах. Перегрузочный процесс и его основные элементы

В рациональной организации труда и повышении его производи­ тельности важнейшая роль принадлежит техническому нормированию. Под техническим нормированием понимается научно обоснованный метод изучения процессов труда, установление рациональной струк­ туры производственных процессов и прогрессивных технически обо­ снованных норм времени и выработки.

Техническое нормирование обобщает передовой производственный опыт и способствует росту производительности труда. Оно определяет организационно-технические условия, способствующие внедрению раз­ работанных норм. Технические нормы постоянно изменяются в резуль­ тате внедрения новой техники, совершенствования технологии, орга­ низации труда и приемов работы.

Нормы времени и выработки служат основой для разработки ра­ циональных технологических процессов, планирования производства, научной организации труда и осуществления социалистического прин­ ципа оплаты по количеству и качеству труда.

160