Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судовые краны ставят на самоходные грузовые суда, обслуживаю­ щие пункты с малым грузооборотом, в которых нецелесообразно уст­ ройство механизированных причалов. Такие краны на судах бывают стационарными или передвигающимися вдоль судна.

Для перевозки некоторых навалочных грузов (цемент, минераль­ но-строительные, уголь и др.) на сравнительно небольшие расстоя­ ния применяют специальные саморазгружающиеся суда, оборудован­ ные бункерами, конвейерами и пневматическим транспортом. Приме­ нение таких судов позволяет выгружать грузы у простейших причалов, не имеющих перегрузочного оборудования, и полностью решает вопрос механизации трюмных работ.

Следует отметить, что судовые перегрузочные средства удорожают стоимость судов и уменьшают их грузоподъемность. Кроме того, 6 боль­ шинстве случаев специализированные саморазгружающиеся суда в обратном направлении не загружаются.

Из плавучих перегрузочных машин на речном транспорте приме­

няют плавучие краны, пневматические, гидравлические и скрепер­ ные перегружатели.

Плавучее перегрузочное оборудование служит для разгрузки судов у естественных берегов, на рейдах, на временных причалах, для пере­ грузки тяжеловесов, а также в пунктах с небольшим грузооборотом,

где нецелесообразно устанавливать постоянное береговое оборудо­ вание.

Расходы, связанные с эксплуатацией плавучих перегрузочных ма­ шин, выше, чем береговых. Но плавучие перегрузочные машины не требуют устройства капитальных причалов, обладают автономностью

действия, их можно быстро перебрасывать с одного участка на другой.

Береговые перегрузочные машины являются основным оборудо­ ванием в портах. Они могут быть стационарными и передвижными. Наибольшее распространение в портах получили передвижные пере­ грузочные машины, так как при стационарных перегрузочных ма­ шинах в большинстве случаев в процессе обработки приходится пе­ редвигать суда, что вызывает перерывы в перегрузочном процессе.

Для перемещения груза из судна на берег и обратно чаще всего применяют береговые крановые, конвейерные, пневматические, гид­ равлические и смешанные установки. При механизации трюмных, вагонных и складских работ, кроме основного перегрузочного обору­ дования, используют разнообразные специальные машины (автопогруз­ чики, малогабаритные бульдозеры, разбрасыватели и т. д.).

Для выполнения перегрузочных работ отдельные подъемно-транс­

портные машины включают в общую схему, и они образуют механизи­ рованную линию (установку).

Под схемой механизации (перегрузочной установкой) понимается совокупность подъемно-транспортных машин и вспомогательных уст­ ройств, объединенных в определенной последовательности в соответст­ вии с характером и особенностями грузового потока и условиями про­ изводства погрузочно-разгрузочных работ на причале и предназначен­ ных для перегрузки грузов по одному или нескольким вариантам.

30



Следует различать схему механизации и технологическую схему перегрузочных работ (см. § 41). Последняя определяет конкретный способ выполнения перегрузочного процесса на данной механизиро­ ванной линии, указывая направление перемещения груза, состав и способы выполнения операций, количество машин, приспособлений и порядок их использования.

Одна и та же схема механизации позволяет перегружать грузы по нескольким технологическим схемам.

Взависимости от назначения и места работы на причале перегрузоч­ ное оборудование называется фронтальным или тыловым, внутрипортовым, внутритрюмным, внутривагонным.

Перегрузочные машины, установленные на причальном фронте и используемые непосредственно для погрузки грузов в суда и выгрузки их из судов, называют фронтальными (прикордониыми), а установлен­ ные в тыловой части причала — тыловыми.

Машины, используемые для перемещения грузов по территории порта, называют машинами внутрипортового транспорта, а используе­ мые в трюмах и вагонах — внутритрюмными и внутривагонными.

Схемы механизации бывают универсальные, обеспечивающие пере­ грузку разнообразных штучных и навалочных грузов по различным вариантам, и специализированные, предназначенные для переработки однородных грузов в одном направлении.

Сложную схему механизации с разнообразным высокопроизводи­ тельным оборудованием иногда называют перегрузочным комплексом.

Внекоторых портах создаются специализированные районы для перегрузки и хранения большегрузных контейнеров, оснащенные спе­ циальным перегрузочным и транспортным оборудованием, получив­

шим название терминалов.

Всхемах имеется главная подъемно-транспортная машина, которая выполняет основную операцию — погрузку груза в судно или выгрузку из него.

Взависимости от типа этой машины все схемы механизации подраз­ деляются на крановые, конвейерные, пневматические и другие.

Крановые схемы, как правило, являются универсальными и обра­ тимыми (позволяют загружать и разгружать судно). Конвейерные схе­ мы в большинстве случаев предназначаются только для погрузки, иногда для выгрузки, а в некоторых случаях бывают и обратимыми.

Схемы с пневмо- и гидроперегружателями—специализированные,

предназначенные для перегрузки какого-либо определенного груза в одном направлении.

Необходимо, чтобы в сложных комбинированных схемах механиза­ ции во всех звеньях перегрузочной линии была обеспечена одинаковая производительность. С этой целью производительность всех перегру­ зочных машин линии должна быть не ниже производительности глав­ ной машины.

Например, при крановой схеме производительность остальных элементов механизированной линии (складская и трюмная механиза­ ция, взвешивающее устройство и т. д.) должна быть увязана с про­ изводительностью крана.

31


Особое внимание следует обратить на механизацию и организацию трюмных и внутривагонных работ, которые из-за ограниченности фрон­ та работ в ряде случаев не дают возможности полностью использовать производительность кранов.

В конвейерных схемах производительность перегрузочного про­ цесса обычно зависит от интенсивности подачи груза на приемное уст­ ройство конвейера. Поэтому при расчете таких схем нужно исходить из возможной производительности питателей или бункерных уста­ новок. В отдельных случаях можно расширить фронт загрузки ос­ новного конвейера, одновременно подавая на него груз из склада и вагонов. В этом случае конвейерная линия должна быть рассчитана на суммарный грузопоток.

На выбор схем механизации перегрузочного процесса оказывают влияние различные факторы: размер грузооборота и его направление, характеристика и свойства грузов, геологические и климатические условия, типы судов и вагонов, колебания уровня воды и профиль берега. Окончательный выбор варианта схемы механизации произво­ дится на основе сравнения технико-экономических показателей

(см. гл. XII).

Р а з м е р г р у з о о б о р о т а определяет производитель­ ность перегрузочных средств. При малых грузооборотах применение дорогостоящего оборудования экономически нецелесообразно, так как его использование будет недостаточным. Однако независимо от вели­ чины грузооборота причал должен обеспечить выполнение установлен­ ных судо-часовых норм обработки судов.

Н а п р а в л е н и е

г р у з о п о т о к о в

обусловливает

ва­

рианты перегрузочных работ. При двустороннем

направлении

гру­

зопотока судно — берег и берег — судно необходимо выбирать обра­ тимые схемы механизации. В устьевых портах значительные работы выполняются по варианту судно — судно, при котором требуются плавучие перегрузочные средства. Варианты перегрузочных работ оказывают влияние на размер складской площади. При несовпадении по времени или различной интенсивности подачи (отправления) гру­ зов сухопутным и водным транспортом значительный удельный вес

занимает

перегрузка грузов через склад, что требует создания боль­

ших складских

емкостей.

Т и п ы

и

п а р а м е т р ы с у д о в и в а г о н о в определяют

объем и характер внутритрюмных и внутривагонных работ, а также параметры перегрузочного оборудования. Внутритрюмные работы наи­ более трудно поддаются механизации, так как стесненные условия мешают установке и передвижению машин.

Объем и характер внутритрюмных работ зависят от проницаемости трюмов, т. е. от отношения площади люков к площади трюмов. Наи­ более удобны открытые суда и баржи-площадки.

Тип железнодорожного подвижного состава определяет характер и трудоемкость вагонных работ. Наибольшие трудности встречаются при механизации перегрузки внутри крытых вагонов, в которых могут работать только специальные малогабаритные машины с ограниченной производительностью. Более приспособлены для механизации плат-

32


формы и открытые полувагоны. Получают распространение специали­ зированные саморазгружающиеся вагоны и вагоны с открывающейся крышей.

Х а р а к т е р и с т и к и и с в о й с т в а г р у з о в обусловли­ вают параметры перегрузочного оборудования. Форма, вес, размеры и вид упаковки штучных грузов определяют грузоподъемность машины и тип грузозахватных приспособлений. Большое разнообразие грузов требует применения универсальных установок. Разносортные грузы затрудняют планировку и механизацию складов. Слеживающиеся и смерзающиеся грузы перед перегрузкой необходимо рыхлить. С от­ дельными грузами приходится выполнять вспомогательные операции (сушку, очистку, сортировку, взвешивание и т. п.).

Г е о л о г и ч е с к и е у с л о в и я влияют на профиль причала и стоимость его строительства, а также на возможность применения тех или иных устройств. Например, высокий уровень грунтовых вод затрудняет применение заглубленных траншейно-бункерных устано­ вок, вагоноопрокидывателей и других устройств.

О т г и д р о л о г и ч е с к и х у с л о в и й (амплитуды колебания, скорости движения воды, волнения, ледохода и ледостава) зависят тип и размеры гидротехнических сооружений, размещение причалов и рейдов и т. п.

П р о ф и л ь п р и ч а л а , который может быть вертикальным, откосным и смешанным, определяет тип и параметры фронтальных перегрузочных машин. При откосном профиле и значительных колеба­ ниях уровня воды необходимы перегрузочные установки с большими вылетами стрелы. При вертикальных набережных этот недостаток отсутствует, но они дороже откосных и смешанных.

К л и м а т и ч е с к и е у с л о в и я большого значения при выборе схемы механизации и типа перегрузочного оборудования не имеют. Однако при частых ветрах и дождях необходимо принимать меры к сохранности груза, что заставляет в отдельных случаях строить специализированные конвейерные установки закрытого типа.

Соображения, которыми следует руководствоваться при выборе схемы механизации и подъемно-транспортного оборудования, входя­ щего в ее состав, заключаются в следующем. Необходимо, чтобы:

а) схема механизации соответствовала рациональной структуре перегрузочного процесса, определяющей количество, последователь­ ность и содержание всех основных и вспомогательных операций и, следовательно, типы и характеристики машин, устройств и их рас­ становку;

б) схема механизации и выбранное оборудование обеспечивали наилучшие, по сравнению с другими вариантами, технико-экономи­ ческие показатели работы — капиталовложения, себестоимость, про­ должительность стоянки судов под грузовыми операциями и др. (Ме­ тоды технико-экономических расчетов рассматриваются в гл. XII);

в) перегрузочная установка отвечала современным требованиям технического прогресса, давала возможность комплексно механизи­ ровать перегрузочные работы и автоматизировать управление всеми или частью машин, а также отвечала условиям и объему работы, была

2 А. П. Казаков

33