Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
Судовые краны ставят на самоходные грузовые суда, обслуживаю щие пункты с малым грузооборотом, в которых нецелесообразно уст ройство механизированных причалов. Такие краны на судах бывают стационарными или передвигающимися вдоль судна.
Для перевозки некоторых навалочных грузов (цемент, минераль но-строительные, уголь и др.) на сравнительно небольшие расстоя ния применяют специальные саморазгружающиеся суда, оборудован ные бункерами, конвейерами и пневматическим транспортом. Приме нение таких судов позволяет выгружать грузы у простейших причалов, не имеющих перегрузочного оборудования, и полностью решает вопрос механизации трюмных работ.
Следует отметить, что судовые перегрузочные средства удорожают стоимость судов и уменьшают их грузоподъемность. Кроме того, 6 боль шинстве случаев специализированные саморазгружающиеся суда в обратном направлении не загружаются.
Из плавучих перегрузочных машин на речном транспорте приме
няют плавучие краны, пневматические, гидравлические и скрепер ные перегружатели.
Плавучее перегрузочное оборудование служит для разгрузки судов у естественных берегов, на рейдах, на временных причалах, для пере грузки тяжеловесов, а также в пунктах с небольшим грузооборотом,
где нецелесообразно устанавливать постоянное береговое оборудо вание.
Расходы, связанные с эксплуатацией плавучих перегрузочных ма шин, выше, чем береговых. Но плавучие перегрузочные машины не требуют устройства капитальных причалов, обладают автономностью
действия, их можно быстро перебрасывать с одного участка на другой.
Береговые перегрузочные машины являются основным оборудо ванием в портах. Они могут быть стационарными и передвижными. Наибольшее распространение в портах получили передвижные пере грузочные машины, так как при стационарных перегрузочных ма шинах в большинстве случаев в процессе обработки приходится пе редвигать суда, что вызывает перерывы в перегрузочном процессе.
Для перемещения груза из судна на берег и обратно чаще всего применяют береговые крановые, конвейерные, пневматические, гид равлические и смешанные установки. При механизации трюмных, вагонных и складских работ, кроме основного перегрузочного обору дования, используют разнообразные специальные машины (автопогруз чики, малогабаритные бульдозеры, разбрасыватели и т. д.).
Для выполнения перегрузочных работ отдельные подъемно-транс
портные машины включают в общую схему, и они образуют механизи рованную линию (установку).
Под схемой механизации (перегрузочной установкой) понимается совокупность подъемно-транспортных машин и вспомогательных уст ройств, объединенных в определенной последовательности в соответст вии с характером и особенностями грузового потока и условиями про изводства погрузочно-разгрузочных работ на причале и предназначен ных для перегрузки грузов по одному или нескольким вариантам.
30
Следует различать схему механизации и технологическую схему перегрузочных работ (см. § 41). Последняя определяет конкретный способ выполнения перегрузочного процесса на данной механизиро ванной линии, указывая направление перемещения груза, состав и способы выполнения операций, количество машин, приспособлений и порядок их использования.
Одна и та же схема механизации позволяет перегружать грузы по нескольким технологическим схемам.
Взависимости от назначения и места работы на причале перегрузоч ное оборудование называется фронтальным или тыловым, внутрипортовым, внутритрюмным, внутривагонным.
Перегрузочные машины, установленные на причальном фронте и используемые непосредственно для погрузки грузов в суда и выгрузки их из судов, называют фронтальными (прикордониыми), а установлен ные в тыловой части причала — тыловыми.
Машины, используемые для перемещения грузов по территории порта, называют машинами внутрипортового транспорта, а используе мые в трюмах и вагонах — внутритрюмными и внутривагонными.
Схемы механизации бывают универсальные, обеспечивающие пере грузку разнообразных штучных и навалочных грузов по различным вариантам, и специализированные, предназначенные для переработки однородных грузов в одном направлении.
Сложную схему механизации с разнообразным высокопроизводи тельным оборудованием иногда называют перегрузочным комплексом.
Внекоторых портах создаются специализированные районы для перегрузки и хранения большегрузных контейнеров, оснащенные спе циальным перегрузочным и транспортным оборудованием, получив
шим название терминалов.
Всхемах имеется главная подъемно-транспортная машина, которая выполняет основную операцию — погрузку груза в судно или выгрузку из него.
Взависимости от типа этой машины все схемы механизации подраз деляются на крановые, конвейерные, пневматические и другие.
Крановые схемы, как правило, являются универсальными и обра тимыми (позволяют загружать и разгружать судно). Конвейерные схе мы в большинстве случаев предназначаются только для погрузки, иногда для выгрузки, а в некоторых случаях бывают и обратимыми.
Схемы с пневмо- и гидроперегружателями—специализированные,
предназначенные для перегрузки какого-либо определенного груза в одном направлении.
Необходимо, чтобы в сложных комбинированных схемах механиза ции во всех звеньях перегрузочной линии была обеспечена одинаковая производительность. С этой целью производительность всех перегру зочных машин линии должна быть не ниже производительности глав ной машины.
Например, при крановой схеме производительность остальных элементов механизированной линии (складская и трюмная механиза ция, взвешивающее устройство и т. д.) должна быть увязана с про изводительностью крана.
31
Особое внимание следует обратить на механизацию и организацию трюмных и внутривагонных работ, которые из-за ограниченности фрон та работ в ряде случаев не дают возможности полностью использовать производительность кранов.
В конвейерных схемах производительность перегрузочного про цесса обычно зависит от интенсивности подачи груза на приемное уст ройство конвейера. Поэтому при расчете таких схем нужно исходить из возможной производительности питателей или бункерных уста новок. В отдельных случаях можно расширить фронт загрузки ос новного конвейера, одновременно подавая на него груз из склада и вагонов. В этом случае конвейерная линия должна быть рассчитана на суммарный грузопоток.
На выбор схем механизации перегрузочного процесса оказывают влияние различные факторы: размер грузооборота и его направление, характеристика и свойства грузов, геологические и климатические условия, типы судов и вагонов, колебания уровня воды и профиль берега. Окончательный выбор варианта схемы механизации произво дится на основе сравнения технико-экономических показателей
(см. гл. XII).
Р а з м е р г р у з о о б о р о т а определяет производитель ность перегрузочных средств. При малых грузооборотах применение дорогостоящего оборудования экономически нецелесообразно, так как его использование будет недостаточным. Однако независимо от вели чины грузооборота причал должен обеспечить выполнение установлен ных судо-часовых норм обработки судов.
Н а п р а в л е н и е |
г р у з о п о т о к о в |
обусловливает |
ва |
рианты перегрузочных работ. При двустороннем |
направлении |
гру |
зопотока судно — берег и берег — судно необходимо выбирать обра тимые схемы механизации. В устьевых портах значительные работы выполняются по варианту судно — судно, при котором требуются плавучие перегрузочные средства. Варианты перегрузочных работ оказывают влияние на размер складской площади. При несовпадении по времени или различной интенсивности подачи (отправления) гру зов сухопутным и водным транспортом значительный удельный вес
занимает |
перегрузка грузов через склад, что требует создания боль |
|
ших складских |
емкостей. |
|
Т и п ы |
и |
п а р а м е т р ы с у д о в и в а г о н о в определяют |
объем и характер внутритрюмных и внутривагонных работ, а также параметры перегрузочного оборудования. Внутритрюмные работы наи более трудно поддаются механизации, так как стесненные условия мешают установке и передвижению машин.
Объем и характер внутритрюмных работ зависят от проницаемости трюмов, т. е. от отношения площади люков к площади трюмов. Наи более удобны открытые суда и баржи-площадки.
Тип железнодорожного подвижного состава определяет характер и трудоемкость вагонных работ. Наибольшие трудности встречаются при механизации перегрузки внутри крытых вагонов, в которых могут работать только специальные малогабаритные машины с ограниченной производительностью. Более приспособлены для механизации плат-
32
формы и открытые полувагоны. Получают распространение специали зированные саморазгружающиеся вагоны и вагоны с открывающейся крышей.
Х а р а к т е р и с т и к и и с в о й с т в а г р у з о в обусловли вают параметры перегрузочного оборудования. Форма, вес, размеры и вид упаковки штучных грузов определяют грузоподъемность машины и тип грузозахватных приспособлений. Большое разнообразие грузов требует применения универсальных установок. Разносортные грузы затрудняют планировку и механизацию складов. Слеживающиеся и смерзающиеся грузы перед перегрузкой необходимо рыхлить. С от дельными грузами приходится выполнять вспомогательные операции (сушку, очистку, сортировку, взвешивание и т. п.).
Г е о л о г и ч е с к и е у с л о в и я влияют на профиль причала и стоимость его строительства, а также на возможность применения тех или иных устройств. Например, высокий уровень грунтовых вод затрудняет применение заглубленных траншейно-бункерных устано вок, вагоноопрокидывателей и других устройств.
О т г и д р о л о г и ч е с к и х у с л о в и й (амплитуды колебания, скорости движения воды, волнения, ледохода и ледостава) зависят тип и размеры гидротехнических сооружений, размещение причалов и рейдов и т. п.
П р о ф и л ь п р и ч а л а , который может быть вертикальным, откосным и смешанным, определяет тип и параметры фронтальных перегрузочных машин. При откосном профиле и значительных колеба ниях уровня воды необходимы перегрузочные установки с большими вылетами стрелы. При вертикальных набережных этот недостаток отсутствует, но они дороже откосных и смешанных.
К л и м а т и ч е с к и е у с л о в и я большого значения при выборе схемы механизации и типа перегрузочного оборудования не имеют. Однако при частых ветрах и дождях необходимо принимать меры к сохранности груза, что заставляет в отдельных случаях строить специализированные конвейерные установки закрытого типа.
Соображения, которыми следует руководствоваться при выборе схемы механизации и подъемно-транспортного оборудования, входя щего в ее состав, заключаются в следующем. Необходимо, чтобы:
а) схема механизации соответствовала рациональной структуре перегрузочного процесса, определяющей количество, последователь ность и содержание всех основных и вспомогательных операций и, следовательно, типы и характеристики машин, устройств и их рас становку;
б) схема механизации и выбранное оборудование обеспечивали наилучшие, по сравнению с другими вариантами, технико-экономи ческие показатели работы — капиталовложения, себестоимость, про должительность стоянки судов под грузовыми операциями и др. (Ме тоды технико-экономических расчетов рассматриваются в гл. XII);
в) перегрузочная установка отвечала современным требованиям технического прогресса, давала возможность комплексно механизи ровать перегрузочные работы и автоматизировать управление всеми или частью машин, а также отвечала условиям и объему работы, была
2 А. П. Казаков |
33 |