Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
операций. Последовательность и продолжительность производства этих операций отражаются на типовой технологической карте (цикле) полной обработки судна, которая рассчитывается для идеальной схе мы (модели) технологического процесса обработки судна. В действи тельности же, даже при самых точных инженерных расчетах, нельзя заранее точно учесть влияние различных сочетаний многочисленных факторов и обстоятельств на ход реального производственного процес
са. |
Поэтому практически каждое судно обрабатывается с теми или |
|||||||||
иными отклонениями от предварительно |
|
|
|
|||||||
разработанной технологии. |
|
|
|
0 |
А п п а р а т ы |
|||||
Таким образом, различные сочета |
Oippefo |
|||||||||
ния |
многочисленных |
причин, |
влияю |
о б с л у ж и в а н и я |
||||||
щих на ход реального транспортного |
В х о д я щ и й |
п |
|
|||||||
U В ы хо д ящ и й |
||||||||||
процесса, приводят к нарушениям гра |
п от о к |
□ |
п от о к |
|||||||
фика движения и отклонениям от пла |
з а я в о к |
з а я & о к |
||||||||
новых норм обработки судов в порту. |
|
|
||||||||
Длительное время |
стоянки |
судов в |
|
|
|
|||||
ожидании грузовых операций не норми |
|
|
|
|||||||
ровались. |
В настоящее время |
предло |
А ппарат ы |
□ |
|
|||||
жены методы определения времени тех |
обслуж ивании |
Очоредь |
||||||||
нологических стоянок судов с использо |
|
п |
||||||||
В ы ходящ ий |
Ч ) О О С К - 1 |
|||||||||
ванием теории массового обслуживания, |
|
В х о д я щ и й |
||||||||
которая |
позволяет |
учесть влияние раз |
п о т о к |
□ |
п о т о к з а я в о к |
|||||
|
||||||||||
личных |
сочетаний |
многочисленных |
и |
з а я в о к |
|
|||||
|
|
|||||||||
случайных факторов на ход реального |
Рис. 147. Схема замкнутой си |
|||||||||
транспортного процесса и наметить |
ме |
|||||||||
роприятия |
по улучшению его |
технико |
стемы обслуживания |
экономических показателей.
Втеории массового обслуживания применяется ряд специальных терминов и понятий [36, 48], которые будут применены ниже.
На рис. 147 представлена схема замкнутой системы массового об служивания. Термин «обслуживание» означает удовлетворение какойлибо потребности тех или иных объектов, термин «требование» — за явку на обслуживание со стороны объектов. Средства, которые обслу живают требования (удовлетворяют заявки), называются обслуживаю щими аппаратами или устройствами (каналами). В качестве обслу живающих аппаратов могут выступать различные машины, приборы, отдельные лица и т. д. Совокупность однородных обслуживающих устройств (аппаратов) называется обслуживающей системой. Обслужи вающая система может состоять из одного или нескольких обслужива ющих устройств (каналов), т. е. быть одноили многоканальной.
Взависимости от числа последовательных операций, которые вы полняют системы обслуживания, они разделяются на одно- и много фазные. Теория многофазных систем разработана еще недостаточно.
Внекоторых случаях для отдельных судов устанавливается приори тет в обслуживании, что влияет на продолжительность ожидания обслуживания.
Работа любой системы массового обслуживания состоит в удовлет ворении поступающего на нее потока требований (заявок). Под пото
263
ком понимается последовательность событий. Поток, состоящий из требований на обслуживание, получил название потока требований. Поток требований, нуждающихся в обслуживании и поступающих в обслуживающую систему, является входящим потоком, а поток требований, покидающих обслуживающую систему, — выходящим.
Под пропускной способностью обслуживающей системы понимается среднее число требований, которое система может обслуживать в еди ницу времени. Пропускная способность системы определяется не толь ко ее параметрами, но и характером потока.
Чаще всего обслуживающая система получает случайный входящий поток, при котором невозможно заранее точно установить, какое число требований поступит в каждый промежуток времени. Практически моменты поступления требований в систему случайны, как случайна большей частью и длительность обслуживания требования. Возни кающие в потоке требований сгущения приводят либо к образованию очередей, либо к отказам от обслуживания. Разрежения в потоке могут привести к непроизводительным простоям отдельных обслуживающих устройств или системы в целом. Для наилучшей организации обслужи вающей системы необходимо знать свойства и параметры потока требо ваний.
Для характеристики эффективности и качества функционирования обслуживающей системы используются количественные показатели: среднее время ожидания начала обслуживания, длина очереди, сред нее время «простоя» отдельных аппаратов, стоимость обслуживания
идр.
Втранспортном процессе входящим потоком требований является
поступление судов (судопоток) данной линии в порт под погрузку или выгрузку, а обслуживающими устройствами — причалы порта. Гру зовой участок или район, состоящий из нескольких причалов для вы грузки однородного груза, можно рассматривать как обслуживаю щую систему из п устройств (аппаратов). Обслуживание требований (судов) — выполнение портом технических и грузовых операций. От правление судов из порта представляет собой выходящий поток.
Если, кроме выгрузки, судно последовательно подвергается и дру гим видам обработки, то обслуживание будет многофазным.
Таким образом, при решении целого ряда вопросов в организации движения и обработки судов с успехом могут быть использованы ме тоды теории массового обслуживания. В частности, при помощи их можно установить среднюю продолжительность ожидания судами об служивания в зависимости от характера и размера судопотока, коли чества и пропускной способности причалов.
§ 50. Поток требования и время обслуживания
При практическом применении методов теории массового обслужи вания к решению конкретных задач в первую очередь необходимо изучить характер входящего потока судов или составов. Цель изучения — установить закон распределения входящего судопотока,
264
т. е. определить, какова будет вероятность поступления определен* ного количества судов за определенные промежутки времени1.
Однако отыскание такой функциональной зависимости для многих потоков является весьма трудной задачей. Понятно поэтому, почему долгое время судовые потоки условно рассматривали как детерминиро ванные, в которых отправление и прибытие судов происходят через заранее обусловленные промежутки времени независимо от влияния каких-либо факторов. Однако транспортный процесс нельзя рассма тривать и как совершенно случайный, так как он носит планируемый и регулируемый характер.
Наиболее детально теория массового обслуживания разработана для случая, когда входящий поток требований —простейший, а дли тельность обслуживания подчинена показательному закону распре деления. Простейшие потоки сравнительно просто описываются мате матически и часто встречаются на практике.
Простейшим потоком однородных событий называется всякий ста ционарный ординарный поток без последействия.
Стационарность потока означает, что количество требований, по ступающих в систему, зависит не от начала отсчета, а только от дли ны промежутка времени.
Ординарность выражает практическую невозможность одновремен ного поступления двух или более требований в любой момент времени. Если число требований, поступающих в систему после произвольного момента времени t, не зависит от того, какое число требований посту пило в систему до момента t, то такой поток требований называется потоком без последействия.
Проведенные многочисленные статистические исследования пока зали, что во многих случаях прибытие судов в порт оказывается близ ким к простейшему потоку [31, 63]. Совокупность возможных значений случайной величины, а также вероятности, с которыми эти значения могут появляться, образуют закон распределения случайной вели чины, или закон распределения вероятностей (часто говорят «закон распределения»).
Для простейшего потока вероятность появления за заданный про межуток t того или иного числа требований (судов) К определяется по
закону |
Пуассона: |
|
|
/>к«) = * т г * - Ч |
(155) |
|
Д! |
|
где |
Ркц) — вероятность поступления К требований |
(судов) |
|
за промежуток времени от 0 до t\ |
|
К— количество требований (К = 0, 1, 2...) за промежуток времени от 0 до t\
1 В ер оя тн ость ю собы тия назы вается м ера объ екти в ной возм ож н ости п о я в л е
ния д а н н о го собы ти я . |
В ер оя тн ость д остов ер н ого собы тия равна 1, а н ев о зм о ж н о |
|
го — 0 . В ер оя тн ость |
в ся к ого |
собы тия ср ав н и в ается с достоверны м собы тием и |
и зм ен я ется в гр ан и ц ах от 0 д о |
1. |
265
Л = ^ | г — плотность потока — среднее число судов, поступа
ющих в порт в единицу времени (сутки); е — основание натуральных логарифмов.
Среднесуточное поступление судов под обработку %является пара метром входящего судопотока.
На рис. 148 изображен график, построенный на основании обра ботки статистических данных, приведенных в табл. 8, который пока зывает, что вероятность прибытия в порт числа судов k за заданный про межуток времени t близко следует закону Пуассона (совпадение лома ной и кривой линий). Проверка по критерию Пирсона, проведенная ни же, подтверждает правомерность при
нятой гипотезы.
При простейшем потоке распреде ление интервалов времени между
Мдвумя соседними событиями (прибы тиями судов в порт) выражается по
казательной функцией
P(t) = P { T < t } = 1 - е ,-xt (156)
ПрИ t ^ О,
где Т -—длительность интервала меж ду двумя последовательными событиями.
Проведенные исследования позволили установить, что распреде ление длительности грузовой обработки судов в порту в ряде случаев также подчинено показательному закону распределения:
t
P(t) = P{trp< t } = \ - e |
*гр- |
(157) |
|
где P(t) — вероятность того, что время грузовой обработки судна ^гр
_ |
будет меньше некоторого наперед заданного значения t; |
|
— среднее время грузовой обработки судна, сутки. |
Однако следует иметь в виду, что не всегда поток судов, прибываю щих в порт, может представлять простой пуассоновский поток и не всегда продолжительность времени их обработки распределена по по казательному закону. Закон Пуассона справедлив при поступлении в обслуживающую систему достаточно большого числа требований. Кро ме того, транспортный процесс нельзя считать чисто случайным, так как он всегда в той или иной степени регулируется. В ряде случаев маневрирование резервами и воздействие других факторов, влияющих на продолжительность обработки судов на причалах порта, приводят к значительным отклонениям от показательного распределения вре мени обслуживания судов в порту. Исследования ряда авторов [46] показывают, что плотность распределения длительности погрузки
266
(выгрузки) может подчиняться закону Эрланга, нормальному и другим (рис. 149). Поэтому, прежде чем решить те или иные задачи с помощью теории массового обслуживания, необходимо на основании отчетных данных исследовать и оценить согласованность теоретического и ста тистического распределения входящего потока.
Разработкой методов регистрации, описания и анализа статисти ческих и экспериментальных данных, получаемых в результате наблю дения массовых случайных яв лений, занимается математиче ская статистика.
При оценке распределения входящего потока судов или распределения времени обслу живания судов в порту число прибывших судов и длительность их обработки записывают как функции времени и затем груп пируют эти данные по времен ным интервалам. Для этого рас сматривают отчетные результаты ежесуточного поступления судов в порт под обработку на один или группу специализированных причалов. Число судов, посту пивших в течение каждых кален дарных суток, обычно колеблет
ся в пределах тех или иных воз |
1 — Эрланга, |
2 *—нормальное, 3 — показатель* |
|
|
ное |
||
можных значений, |
равных k = |
|
|
= 0, 1, 2, 3, ..., т. |
|
|
|
По отчетным данным в табл. 8 заносится в первый столбец число при бытий судов в сутки k = 0, 1, 2, ..., т. После этого определяется и за писывается во втором столбце число календарных суток Тк, соответ ствующих каждому значению поступления судов в сутки (частота), и в четвертом столбце подсчитывается распределение частостей1, для чего суммарное число календарных суток, соответствующих тому или иному значению частоты поступления, делят на число суток рассма
триваемого периода навигации.
При интервале времени для подсчета числа поступающих судов, равном t — 1 суткам, частость для каждого значения k определится
по формуле |
|
Г к (!) = ! « , |
(158) |
' П |
|
1 В статистике частотой называется то число случаев, которое повторяет одинаковые величины (признаки) во всей совокупности изучаемых объектов (предметов, явлений), например число суток, в которое за навигацию в порт при было по пять судов. Частостью называется отношение частоты случаев данной группы ко всей сумме частот. Например, при продолжительности навигации 200 суток и частоте ежедневного прибытия пяти судов, равной 20, частость поступ ления пяти судов будет равна 20 : 200 = 0,1. Сумма всех частостей равна единице.
267