Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

более поздних лет приводят к текущему моменту при помощи коэффи­ циента

*Пр = -----Ц - ,

(133)

(1 +Е)

 

где tcv — период разрыва капиталовложений по времени относитель­ но начала расчетного срока, лет.

При наличии на причале машин с различными сроками службы коэффициент knp определяется относительно базисной машины, имею­ щей наибольший срок службы. Для машины с меньшим сроком службы капиталовложения /Ср с учетом knp составят /<р = Цм (1 + &пр), где Цм — стоимость машины.

В случае реконструкции причала из общей суммы капиталовложе­ ний необходимо вычесть остаточную стоимость ликвидируемых соору­ жений и остаточную стоимость высвобождаемого оборудования и со­ оружений, которые могут быть использованы в других местах.

Если основные экономические показатели сравниваемых вариантов мало различаются, то для окончательного выбора лучшего варианта используют дополнительные показатели: производительность труда, уровень комплексной механизации и др.

При определении производительности труда портовых рабочих мо­ гут учитываться также затраты времени экипажами судов при стоянке флота под обработкой и в ожидании ее:

ГД6 2 N ч-см

2 N ф.ч-см

Р = ----------—---------- т/чел.-смену,

(134)

2 Л?ч-см + 2 Л^ф. ч-см

общее количество человеко-смен, затраченное меха­ низаторами и портовыми рабочими на перегрузку на­ вигационного грузооборота, QH;

затраты времени экипажами судов при стоянке флота под обработкой и в ожидании ее

V I \ Т

Л ^ Э К < З н ( ^ Г Р + ^ о ж )

/ ю с \

^ - ' У ф л . ч - с ы

--------------------

Л 1 0 0 1

Здесь

iV3K— численность экипажа судна на стоянке;

t ом, tvv

и toyK— соответственно продолжительность смены,

 

грузовой обработки судна и ее ожидания, ч.

Рентабельность проектируемого и реконструируемого причала оп­ ределяется отношением прибыли к стоимости производственных фон­

дов Фпр (основных и оборотных):

 

 

 

Дф = ^ ^ Е ..1 0 0 % ,

(136)

 

Фпр

 

 

где

Эр — эксплуатационные

расходы по погрузочно-раз­

Д =

грузочным работам, руб.;

руб.;

^iOTiGi — доходы от погрузочно-разгрузочных работ,

 

Стi — тарифная ставка

за переработку 1 т определен­

 

ного груза, руб./т;

 

 

Gt — объем переработки данного груза, т.

 

254


Необходимо учитывать также показатель фондоотдачи, который применительно к портам представляет собой отношение объема пере­ работки грузов к стоимости основных производственных фондов проек­ тируемого или реконструируемого причала:

f

Qh

(137)

Фосн

 

 

где Фосн — стоимость основных фондов.

Для расчета технико-экономических показателей при обосновании схем механизации погрузочно-разгрузочных работ на ЭВМ разрабо­ таны специальные машинные алгоритмы и программы [72].

Г л а в а ХШ

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТА

ИЕЕ РЕЗЕРВЫ

§48. Пропускная способность причалов порта

Для планирования работы и рационального использования техни­ ческих средств необходимо определять пропускную способность пор­ та и его отдельных элементов.

Под пропускной способностью порта понимается количество тонн груза, которое порт способен при данном техническом оснащении и рациональном использовании технических средств перегрузить за определенный период времени с водного транспорта на сухопутный, с сухопутного на водный и с водного на водный.

Пропускная способность порта равна суммарной пропускной спо­ собности его отдельных районов, участков и причалов. Ее определяют для различных родов грузов отдельно по прибытию и отправлению.

Пропускная способность каждого причала зависит от технической вооруженности его перегрузочными средствами, размеров складской площади, развития подъездных путей, рода перегружаемых грузов, направления грузопотоков, принятой технологии перегрузочных ра­ бот, типа подвижного состава водного и сухопутного транспорта.

Пропускная способность каждого из основных элементов причала (фронтальной и тыловой механизации, подъездных путей, складов) должна соответствовать общей пропускной способности причала. При несоблюдении этих условий производственные звенья с недоста­ точной мощностью не позволяют полностью использовать технические возможности других устройств и пропускная способность причала сни­ жается. В таких случаях необходимо принимать меры по увеличению пропускной способности лимитирующих звеньев путем реконструк­ ции, улучшения технологии работы и т. д.

255


Пропускную способность причального фронта рассчитывают для определенного груза и принятой технологии и организации перегру­ зочных работ.

Практически на причале с помощью фронтальной механизации мо­ гут обрабатываться суда, вагоны или автомобили.

При обработке судна по одному варианту и использовании однотип­ ных перегрузочных установок пропускная способность причального фронта

 

Пф = пуРу*рЬвр’

 

О38)

где

я — число однотипных перегрузочных установок на причале;

 

Ру — часовая производительность

одной

перегрузочной уста­

 

новки (т/ч) при работе по принятой

технологии (как сред­

 

невзвешенная с учетом периодов или слоев обработки

 

судна);

 

 

установки в сутки за

 

tv — число часов работы перегрузочной

 

вычетом регламентированных перерывов в работе;

 

&вр — коэффициент использования

причала

для производства

 

погрузки и разгрузки судов;

 

 

 

 

kвр

*гр

 

 

(139)

 

^гр "Ь ^1]

 

 

 

 

 

 

 

здесь

^гр — время, затрачиваемое на

грузовую

обработку судна у

 

причала, ч;

 

 

 

 

 

/шв — время, затрачиваемое на подход, отход, швартовку и от-

 

швартовку судна, коммерческий осмотр, оформление

 

документов и другие операции, выполняемые до и после

 

грузовой обработки, ч.

 

 

 

В ряде случаев при определении пропускной способности прихо­ дится учитывать также неодновременное окончание работы отдельных перегрузочных установок из-за разной емкости трюмов. При исполь­ зовании на обработке одного судна трех и более кранов возникают вза­ имные помехи в их работе, что учитывается коэффициентом снижения производительности (см. табл. 9).

Формулой (138) можно пользоваться для расчета пропускной спо­ собности и при обработке судов по двум вариантам (судно — склад, судно — вагон). Но в этом случае Ру принимается средневзвешенной по вариантам работы и слоям.

Пропускная способность

причала (т/сутки) может быть определен

на также в зависимости от времени грузовой обработки судна:

 

П

 

24QCs

(140)

Ф

бф + бив

 

 

 

где Qc — грузоподъемность судна, т; если суда разной грузоподъем­ ности, то принимают средневзвешенную грузоподъемность судна;

е — коэффициент использования грузоподъемности судна.

256


Суточная пропускная способность причального фронта с учетом ча­ стичного использования фронтальной механизации для работы по ва­ риантам склад — вагон (автомобиль) и вагон (автомобиль) — склад определяется по наибольшему количеству груза, прошедшего за сутки через причальный фронт.

Если суточный объем перегрузки грузов фронтальной механиза­ цией выразить через пропускную способность причального фронта, то при коэффициенте а прохождения груза через склад и коэффициенте Р, учитывающем количество груза, перегруженного фронтальной ме­

ханизацией по варианту склад—вагон, получим:

 

по варианту судно — вагон и обратно Пф (1 — а);

 

по варианту судно — склад и обратно Пфа;

4

по варианту склад — вагон и обратно /7ф|3.

В этих выражениях

 

а = 0 ск ,

( 1 4 1 )

Qh

 

где QCK— грузооборот склада за расчетный период, т; Qa — грузооборот причала за тот же период, т.

Значение а принимается по нормам технологического проек­ тирования портов, установленным на основе анализа фактической работы причалов [71];

Р

(142)

где Qф ск — количество груза, перегружаемое фронтальной меха­ низацией по варианту склад—вагон или обратно, т.

Время, затрачиваемое фронтальными установками в сутки на пе­ регрузку груза по различным вариантам, равно числу часов их работы в течение суток:

 

ф(р

- +

п Пр а

■+ я

рфР-~ = *р^вр ч/сутки

 

 

у i

С-В

ГСуГС_ск

 

*СК-

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

Яф=

------- *°р Т- - — — т/сутки,

(143)

 

 

v

1 — а

а

р

 

 

 

 

Рс-В Рс-ск

Рек-в

 

где

 

tp — число

часов работы установки

в сутки;

 

 

Пу — число

однотипных фронтальных

перегру­

Рс- В,

 

 

зочных установок на причале;

 

Рс_ск, Рск-в — часовая производительность одной фронталь­

 

 

 

ной установки соответственно при работе по

 

 

 

вариантам:

судно — вагон, судно — склад,

 

 

 

склад — вагон (автомобиль), т/ч.

 

9 А. П . К а за к о в

257

 


При использовании фронтальных перегрузочных установок только напогрузке и разгрузке судов пропускная способность причала

П Ф~ 1

^вр

(144)

— а

а

р

С - в

+ р

 

*

~ с - ск

 

Если на причале имеются разнотипные перегрузочные установки, то в формулу необходимо подставить суммарную производительность этих установок при работе по каждому варианту:

&вр tp

 

(145)

Пф —'

 

 

■+

р

S E c - C K

"Si Р с к - в

 

При перегрузке на причале различных грузов по различным ва­ риантам с неодинаковой производительностью, когда все установки используются на всех вариантах, пропускная способность причаль­ ного фронта

&вр

Лу

Пф

(146)

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t = 1

 

 

 

 

 

 

 

где

alt

а2,

...,

ат — удельный вес переработки

различных

гру­

 

 

 

 

 

зов

фронтальной

механизацией

по

судо­

 

 

 

 

 

вым (основным)

вариантам

(судно — склад,

 

 

 

 

 

судно — вагон);

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь ъ

Ъ2,

...,

Ь п

— то же, по тыловым вариантам (склад — ва­

 

 

 

 

 

гон, вагон — склад);

 

 

машины

 

 

 

P it

P j

— производительность

фронтальной

 

 

 

 

 

при

перегрузке

грузов

соответственно

по

 

 

 

 

 

судовым и тыловым вариантам.

 

 

на

 

Количество тыловых перегрузочных

машин,

устанавливаемых

причале, зависит от объема повторной перевалки грузов (фронталь­ ный склад — тыловой склад), степени использования фронтальной ме­ ханизации на обработке вагонов, необходимости одновременного при­ ема груза из судов и отправления других грузов со складов (например, при различных марках угля), а также от того, работают ли тыловые машины в одной технологической линии С фронтальными перегрузоч­ ными машинами. Учет и анализ всех этих факторов позволяют в каждом конкретном случае решить вопрос о числе тыловых перегрузочных машин.

Если тыловые машины служат только для погрузки (разгрузки) вагонов через склад, то их число можно подсчитать по формуле

Я ф « —/7ф р

Яф(а-Р)

Р т. м

( 147)

Рт. м

258