Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
более поздних лет приводят к текущему моменту при помощи коэффи циента
*Пр = -----Ц - , |
(133) |
(1 +Е) |
|
где tcv — период разрыва капиталовложений по времени относитель но начала расчетного срока, лет.
При наличии на причале машин с различными сроками службы коэффициент knp определяется относительно базисной машины, имею щей наибольший срок службы. Для машины с меньшим сроком службы капиталовложения /Ср с учетом knp составят /<р = Цм (1 + &пр), где Цм — стоимость машины.
В случае реконструкции причала из общей суммы капиталовложе ний необходимо вычесть остаточную стоимость ликвидируемых соору жений и остаточную стоимость высвобождаемого оборудования и со оружений, которые могут быть использованы в других местах.
Если основные экономические показатели сравниваемых вариантов мало различаются, то для окончательного выбора лучшего варианта используют дополнительные показатели: производительность труда, уровень комплексной механизации и др.
При определении производительности труда портовых рабочих мо гут учитываться также затраты времени экипажами судов при стоянке флота под обработкой и в ожидании ее:
ГД6 2 N ч-см
2 N ф.ч-см
Р = ----------—---------- т/чел.-смену, |
(134) |
2 Л?ч-см + 2 Л^ф. ч-см
общее количество человеко-смен, затраченное меха низаторами и портовыми рабочими на перегрузку на вигационного грузооборота, QH;
затраты времени экипажами судов при стоянке флота под обработкой и в ожидании ее
V I \ Т |
Л ^ Э К < З н ( ^ Г Р + ^ о ж ) |
■ |
/ ю с \ |
^ - ' У ф л . ч - с ы |
-------------------- |
Л 1 0 0 1 |
Здесь |
iV3K— численность экипажа судна на стоянке; |
t ом, tvv |
и toyK— соответственно продолжительность смены, |
|
грузовой обработки судна и ее ожидания, ч. |
Рентабельность проектируемого и реконструируемого причала оп ределяется отношением прибыли к стоимости производственных фон
дов Фпр (основных и оборотных): |
|
|
|
|
Дф = ^ ^ Е ..1 0 0 % , |
(136) |
|
|
Фпр |
|
|
где |
Эр — эксплуатационные |
расходы по погрузочно-раз |
|
Д = |
грузочным работам, руб.; |
руб.; |
|
^iOTiGi — доходы от погрузочно-разгрузочных работ, |
|||
|
Стi — тарифная ставка |
за переработку 1 т определен |
|
|
ного груза, руб./т; |
|
|
|
Gt — объем переработки данного груза, т. |
|
254
Необходимо учитывать также показатель фондоотдачи, который применительно к портам представляет собой отношение объема пере работки грузов к стоимости основных производственных фондов проек тируемого или реконструируемого причала:
f |
Qh |
(137) |
|
Фосн |
|||
|
|
где Фосн — стоимость основных фондов.
Для расчета технико-экономических показателей при обосновании схем механизации погрузочно-разгрузочных работ на ЭВМ разрабо таны специальные машинные алгоритмы и программы [72].
Г л а в а ХШ
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТА
ИЕЕ РЕЗЕРВЫ
§48. Пропускная способность причалов порта
Для планирования работы и рационального использования техни ческих средств необходимо определять пропускную способность пор та и его отдельных элементов.
Под пропускной способностью порта понимается количество тонн груза, которое порт способен при данном техническом оснащении и рациональном использовании технических средств перегрузить за определенный период времени с водного транспорта на сухопутный, с сухопутного на водный и с водного на водный.
Пропускная способность порта равна суммарной пропускной спо собности его отдельных районов, участков и причалов. Ее определяют для различных родов грузов отдельно по прибытию и отправлению.
Пропускная способность каждого причала зависит от технической вооруженности его перегрузочными средствами, размеров складской площади, развития подъездных путей, рода перегружаемых грузов, направления грузопотоков, принятой технологии перегрузочных ра бот, типа подвижного состава водного и сухопутного транспорта.
Пропускная способность каждого из основных элементов причала (фронтальной и тыловой механизации, подъездных путей, складов) должна соответствовать общей пропускной способности причала. При несоблюдении этих условий производственные звенья с недоста точной мощностью не позволяют полностью использовать технические возможности других устройств и пропускная способность причала сни жается. В таких случаях необходимо принимать меры по увеличению пропускной способности лимитирующих звеньев путем реконструк ции, улучшения технологии работы и т. д.
255
Пропускную способность причального фронта рассчитывают для определенного груза и принятой технологии и организации перегру зочных работ.
Практически на причале с помощью фронтальной механизации мо гут обрабатываться суда, вагоны или автомобили.
При обработке судна по одному варианту и использовании однотип ных перегрузочных установок пропускная способность причального фронта
|
Пф = пуРу*рЬвр’ |
|
О38) |
||
где |
я — число однотипных перегрузочных установок на причале; |
||||
|
Ру — часовая производительность |
одной |
перегрузочной уста |
||
|
новки (т/ч) при работе по принятой |
технологии (как сред |
|||
|
невзвешенная с учетом периодов или слоев обработки |
||||
|
судна); |
|
|
установки в сутки за |
|
|
tv — число часов работы перегрузочной |
||||
|
вычетом регламентированных перерывов в работе; |
||||
|
&вр — коэффициент использования |
причала |
для производства |
||
|
погрузки и разгрузки судов; |
|
|
|
|
|
kвр |
*гр |
|
|
(139) |
|
^гр "Ь ^1] |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
здесь |
^гр — время, затрачиваемое на |
грузовую |
обработку судна у |
||
|
причала, ч; |
|
|
|
|
|
/шв — время, затрачиваемое на подход, отход, швартовку и от- |
||||
|
швартовку судна, коммерческий осмотр, оформление |
||||
|
документов и другие операции, выполняемые до и после |
||||
|
грузовой обработки, ч. |
|
|
|
В ряде случаев при определении пропускной способности прихо дится учитывать также неодновременное окончание работы отдельных перегрузочных установок из-за разной емкости трюмов. При исполь зовании на обработке одного судна трех и более кранов возникают вза имные помехи в их работе, что учитывается коэффициентом снижения производительности (см. табл. 9).
Формулой (138) можно пользоваться для расчета пропускной спо собности и при обработке судов по двум вариантам (судно — склад, судно — вагон). Но в этом случае Ру принимается средневзвешенной по вариантам работы и слоям.
Пропускная способность |
причала (т/сутки) может быть определен |
||
на также в зависимости от времени грузовой обработки судна: |
|
||
П |
|
24QCs |
(140) |
Ф |
бф + бив |
||
|
|
|
где Qc — грузоподъемность судна, т; если суда разной грузоподъем ности, то принимают средневзвешенную грузоподъемность судна;
е — коэффициент использования грузоподъемности судна.
256
Суточная пропускная способность причального фронта с учетом ча стичного использования фронтальной механизации для работы по ва риантам склад — вагон (автомобиль) и вагон (автомобиль) — склад определяется по наибольшему количеству груза, прошедшего за сутки через причальный фронт.
Если суточный объем перегрузки грузов фронтальной механиза цией выразить через пропускную способность причального фронта, то при коэффициенте а прохождения груза через склад и коэффициенте Р, учитывающем количество груза, перегруженного фронтальной ме
ханизацией по варианту склад—вагон, получим: |
|
по варианту судно — вагон и обратно Пф (1 — а); |
|
по варианту судно — склад и обратно Пфа; |
4 |
по варианту склад — вагон и обратно /7ф|3. |
|
В этих выражениях |
|
а = 0 ск , |
( 1 4 1 ) |
Qh |
|
где QCK— грузооборот склада за расчетный период, т; Qa — грузооборот причала за тот же период, т.
Значение а принимается по нормам технологического проек тирования портов, установленным на основе анализа фактической работы причалов [71];
Р |
(142) |
где Qф ск — количество груза, перегружаемое фронтальной меха низацией по варианту склад—вагон или обратно, т.
Время, затрачиваемое фронтальными установками в сутки на пе регрузку груза по различным вариантам, равно числу часов их работы в течение суток:
|
ф(р |
- + |
п Пр а |
■+ я |
рфР-~ = *р^вр ч/сутки |
|
|
у i |
С-В |
ГСуГС_ск |
|
*СК- |
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
Яф= |
------- *°р Т- - — — т/сутки, |
(143) |
||
|
|
v |
1 — а |
а |
р |
|
|
|
|
Рс-В Рс-ск |
Рек-в |
|
|
где |
|
tp — число |
часов работы установки |
в сутки; |
||
|
|
Пу — число |
однотипных фронтальных |
перегру |
||
Рс- В, |
|
|
зочных установок на причале; |
|
||
Рс_ск, Рск-в — часовая производительность одной фронталь |
||||||
|
|
|
ной установки соответственно при работе по |
|||
|
|
|
вариантам: |
судно — вагон, судно — склад, |
||
|
|
|
склад — вагон (автомобиль), т/ч. |
|
9 А. П . К а за к о в |
257 |
|
При использовании фронтальных перегрузочных установок только напогрузке и разгрузке судов пропускная способность причала
П Ф~ 1 |
^вр |
(144) |
|
— а |
а |
||
р |
С - в |
+ р |
|
* |
~ с - ск |
|
Если на причале имеются разнотипные перегрузочные установки, то в формулу необходимо подставить суммарную производительность этих установок при работе по каждому варианту:
&вр tp |
|
(145) |
|
Пф —' |
|
||
|
■+ |
р |
|
S E c - C K |
"Si Р с к - в |
||
|
При перегрузке на причале различных грузов по различным ва риантам с неодинаковой производительностью, когда все установки используются на всех вариантах, пропускная способность причаль ного фронта
&вр |
Лу |
Пф |
(146) |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t = 1 |
|
|
|
|
|
|
|
где |
alt |
а2, |
..., |
ат — удельный вес переработки |
различных |
гру |
|||||||
|
|
|
|
|
зов |
фронтальной |
механизацией |
по |
судо |
||||
|
|
|
|
|
вым (основным) |
вариантам |
(судно — склад, |
||||||
|
|
|
|
|
судно — вагон); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь ъ |
Ъ2, |
..., |
Ь п |
— то же, по тыловым вариантам (склад — ва |
||||||||
|
|
|
|
|
гон, вагон — склад); |
|
|
машины |
|||||
|
|
|
P it |
P j |
— производительность |
фронтальной |
|||||||
|
|
|
|
|
при |
перегрузке |
грузов |
соответственно |
по |
||||
|
|
|
|
|
судовым и тыловым вариантам. |
|
|
на |
|||||
|
Количество тыловых перегрузочных |
машин, |
устанавливаемых |
причале, зависит от объема повторной перевалки грузов (фронталь ный склад — тыловой склад), степени использования фронтальной ме ханизации на обработке вагонов, необходимости одновременного при ема груза из судов и отправления других грузов со складов (например, при различных марках угля), а также от того, работают ли тыловые машины в одной технологической линии С фронтальными перегрузоч ными машинами. Учет и анализ всех этих факторов позволяют в каждом конкретном случае решить вопрос о числе тыловых перегрузочных машин.
Если тыловые машины служат только для погрузки (разгрузки) вагонов через склад, то их число можно подсчитать по формуле
Я ф « —/7ф р |
Яф(а-Р) |
Р т. м |
( 147) |
Рт. м |
258