Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и содержанию флота. Многие проведенные расчеты показывают, что оптимальные планы, рассчитанные по разным критериям оптималь­ ности, незначительно отличаются один от другого. Поэтому в опера­ тивных расчетах часто за критерий оптимальности принимают тот, по которому легче рассчитать оптимальный план, так как быстро меняю­ щиеся условия работы не дают возможности затрачивать много времени на отыскание точного решения.

Рассмотрим отыскание плана оптимального распределения пере­ грузочных машин по причалам, перерабатывающим различные грузы. Такая задача возникает при перестановке плавучих кранов с одного причала на другой, при смене специализации причалов в связи с изме­

нением состава и размера грузооборота и т. д.

 

 

Построим экономико-математическую модель задачи.

 

 

Введем следующие обозначения:

(крана);

 

i — 1,2,. .., т — признак типа перегрузочной установки

типа

у = 1 , 2 , . . . , я — признак объекта

работы (участка, рода

груза,

судна и т. д.);

выработки (валовая производитель­

Ри — плановая норма

ность) г'-го типа

крана при использовании на

у-м

объекте за данный период времени с учетом всех воз­ можных перерывов в работе (на обед, ремонт, из-за отсутствия судов и т. д.);

Эи — эксплуатационные расходы по г-му крану и содержа­ нию флота под обработкой на /-м объекте (участке) за данный период, руб./кран;

xtj — искомое количество кранов г-ro типа, которые необ­ ходимо установить на у-м объекте (участке);

Gj — объем переработки груза на у-м участке;

N t — количество кранов г-го типа, которое подлежит рас­ пределению.

Решение задачи сводится к отысканию такого распределения пере­ грузочных установок (кранов) по объектам работы (участкам), при ко­ тором обеспечивается минимум расходов по перегрузочным установкам и содержанию флота под обработкой,

т

п

 

2= 2

2 э иХц-> min.

(191)

i= ii=i

 

При этом необходимо соблюдать следующие ограничения.

1. Количество груза, перерабатываемое всеми кранами на том или ином участке, должно быть равно объему грузопереработки данного участка:

т

 

2 РцХц = 0]-

(192)

»•= г

 

2. Количество кранов каждого типа на всех участках не должно превышать их имеющегося количества:

( 193)

/=1

296


3. Число кранов, закрепляемых за любым участком, не может при­ нимать отрицательных значений:

хи ^ 0 .

(194)

Иногда вместо числа разнотипных перегрузочных машин задается их ресурс в машино-часах или машино-сменах, нормативные затраты времени в машино-часах (машино-сменах) на перегрузку 1 тыс. т того или иного груза и эксплуатационные расходы по содержанию машины

за час или смену.

Для решения таких задач используются как точные, так и прибли­ женные методы.

Ниже решается симплексным методом, являющимся наиболее уни­ версальным в линейном программировании, конкретная задача по оп­ тимальному распределению трех типов плавучих кранов по трем спе­ циализированным участкам работы. Основные исходные данные задачи

приведены в табл. 17.

и эксплуатационные

Навигационная норма выработки кранов

расходы по кранам и флоту за время его обработки Э1} рассчитаны для определенной технологии и концентрации перегрузочных средств на обработке судов. Необходимо выбрать из числа имеющихся кранов для

Тип кран а 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

 

Н азван и е или

ном ер

гр у зо вы х

у ч астк о в

 

/= 1 , 2, . . . .

п; ко л и ч еств о

г р у з а ,

 

п ер ер аб аты ваем о е

на каж д ом

уч астк е ,

Gj', норма вы работки

к ран ов

на р а з ­

К о л и ч ес т ­

личны х у ч а с т к ах Р- . ;

навигационны е эксплуатационны е расходы

по

разл и ч ­

ным тип ам кранов

с

учетом

расходов

по флоту Э ^ у

иском ое

ко л и ч е ст в о

во кран ов

к а ж д о го

 

 

к р а н о в к а ж д о го тип а

на

у ч а с т к ах

x - j

 

 

 

типа N •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У ч асто к

1

 

 

У часток

2

 

У часток

3

 

 

G ,= 1 2 0 0

ты с.

т

 

G2= 1 4 0 0

т ы с .

т

О ,= 1 0 0 0

ты с . т

 

 

Р и

 

 

ТЫС. т

P j .

=

 

 

ТЫС. Т

P i 3 =

 

тыс. т

1

9

 

= 200 навиг------------.

210навиг-----------.

160навиг------------.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э ц

=

60 тыс. руб.

Э 12 =

45

тыс. руб.

Э 13 =

70

тыс. руб.

 

 

 

 

* 1 1

= ?

 

 

* 1 2

=

?

 

*13

=

?

 

 

 

,

„„ ТЫС . т

 

 

 

 

ТЫС. т

Р 23 =

180

тыс. т

2

4

Р 21

---

'навиг.

р 22 =

150------------навиг.

------------навиг.

 

 

Э 21

=

40 тыс. руб.

Э 22 =

 

30 тыс. руб.

Э 23 =

60 тыс. руб.

 

 

 

 

* 2 1

= ?

 

* 2 2

=

?

*23

=

?

 

 

_

 

.„„тыс, т

Р 32 =

220

ТЫС. т

Р 33 =

140

тыс. т

3

6

Р з1

навиг.

навиг------------.

навиг------------.

Э 31 = 80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. р у б .

Э 32 =

20

тыс. р у б .

З 33 =

50

тыс. р у б .

 

 

 

 

*31 = ?

 

*32 =

?

*33 = ?

297


перегрузки каждого рода груза такие, применение которых обеспечит минимальные расходы на переработке заданного грузооборота. Если при оптимальной расстановке часть кранов окажется излишней, то их предполагается использовать на причалах клиентуры.

В математической форме условия задачи могут быть записаны

ввиде следующей системы линейных уравнений и неравенств:

1)суммарная норма выработки за навигацию всех кранов на участ ке с учетом перерывов в работе по различным причинам должна быть равна объему грузопереработки участка:

Р 11 * 1 1

Р 21

* 2 1

Р 31 * 3 1 =

^1>

 

Р12* 1 2

~Т Р22

* 2 2

Р32* 3 2

=

Об

(195)

Р\3 * 1 3

4 “ P23 * 2 3

4~ Р33 * 3 3

G3. ,

 

В нашем случае

200*!!+ 120х31+ 130х31 = 1200; 210х12 -(- 150x224~ 220х32 = 1400;

160х13+ 180х23 + 1 4 0 х 33 = 1000;

2) число кранов данного типа на всех участках не должно превышать общего количества кранов этого типа:

*114~*124" *1з ^

N I-.

*21 4 " *22

4 " *23

^

 

*31 4~ *32

4“*33

^

N з !

 

 

 

(196)

* i i 4 - * i 2 4 - * 1 3 < 9 ;

*21 4~ *22

4- *23

 

*31 4 *32

4- *33

^

6 .

3) отыскиваемые неизвестные должны иметь неотрицательные зна­ чения:

 

(197)

4) функция цели (минимизируемая форма) имеет вид:

2 _ Эхх хп -f Э1%х12 4- 5 13 х13Э2Хх214- Э22х22

Э23х23 4-

4- Э31 х314 Э32 х324- Э33 х33 -> min.

(198)

2 = 60xu 4~ 45х12 4~ 7 0х13 4~ 4 0 х 2 1 4 - 30х22 4~60х23 4 ~ 80х314 ~

4- 20х32 4- 50х33 -> min.

298-


Условия задачи, выраженные равенствами (195) и неравенствами (196), можно переписать в виде следующей системы равенств:

Рit *п 4-4*21 *21 4~ Р3хХз1 Jt~xi = G1;

4*12*12

4~ P ‘2,2 *22 4'4’33*32 4' *2 “

^2>

P13 *13

4" Р23 *23 4" P33 *33+ * 3

= G3,

*11+ *12+ *13+ *4 = -У1 .

(199)

 

*21 4"

*224~ *2з 4~ *5 ~ ^2>

 

*31

4-

*32 4“*33 *6= #»;

 

200x2!+ 120x21+ 130x31 + Xi = 1200;

210x12 + 150x32 + 220x3a -f x2 = 1400;

160x13+ I80x23-f- 140x33-f x3 = 1000;

(200)

*n 4~*12 4" *13 + *4 = 9; *214“ *224“*234“*5 = 4,

*314- *324“*33-Г *6 = 6,

где переменные xx; x2; x3 являются искусственными, а переменные x4; x5; x9 — дополнительными и означают недоиспользование ресур­ сов кранов при определенном их распределении по участкам (в нашем случае они означают краны, которые могут быть переданы для ис­ пользования на причалах клиентуры). Коэффициенты при неизвестных (включая и те неизвестные, у которых они равны нулю) и свободные члены в системе уравнений (200) можно представить как вектор-столбцы

200

 

 

0

0

 

 

1200

0

 

 

210

0

.

л _

1400

0

;

Л 12 —

0

0

1000

1

1

0

» ,

9

 

 

0

 

 

0

0

 

 

4

0

 

 

0

1

 

 

6

Тогда система линейных

уравнений

(200) может быть записана

в векторной форме:

 

 

 

•^и *и 4- -^12 *12 + 4 азх13 4- Л21 *214" Л22 х22 4- 4 23 х23 4- ^31 *81+

+ -4з2 *324" ■4зЗ *334Л4 * 1 + Л2 *2 4- А3 х3+

Л4 х4 -f-

-45

*5 4“ 4 6 xe =

Л0.

(201)

Из всех векторов Лп ; Л12; ..., Л5; Лв выбирается определенным-об­ разом т (число уравнений в системе) линейно независимых векторов, которые образуют базис /п-мерного пространства. Неизвестные, соот­ ветствующие базисным столбцам, называются базисными, а осталь­ ные—свободными.

Сущность симплексного метода состоит в переходе от одного допу­ стимого (неотрицательного) базисного решения к другому, при этом каждый такой переход совершается не произвольно, а сопровождается

299


приближением к оптимальному решению. Процесс отыскания оптималь­ ного решения совершается за сравнительно небольшое число прибли­ жений (шагов).

Примем за первоначальный базис векторы Аг, А 2, А 3, Л4, Л5, Лв, которые являются линейно независимыми, так как ни один из них не может быть линейно выражен через остальные. Составим симплекс­ ную таблицу (табл. 18), которая является исходным планом решаемой проблемы.

Основа симплексной таблицы — вектор-столбцы, составленные из свободных членов и коэффициентов при неизвестных в системе урав­ нений (200).

В заглавной верхней строке таблицы указываются соответствующие каждому вектору эксплуатационные расходы (оценки) 9j, а в следую­ щей строке —обозначения векторов: Л0; Лп ; Л12; ..., Л5, Л6.

Вектор Ад, называемый вектором условий или планом, составляется

из правых частей уравнений (200)

и выражает грузооборот участков

и количество различных типов кранов

(объем производственных ре­

сурсов).

Векторы Аи ; Л12; ...;

Л 33

называются структурными,

Л2; Л 2, Лз — искусственными, а

Л4;

Л5; Лв — дополнительными.

Матрица,

образуемая составляющими

искусственных и свободных

векторов,

называется единичной.

 

 

Поскольку искусственные переменные ставятся в равенства, ко­ торые означают, что не допускается недовыполнение или перевыпол­ нение плана, то искусственные векторы вводятся в базисные решения при машинном счете с очень большой численной оценкой, а при ручном счете—с оценкой М без указания численного значения. Под этой оцен­ кой можно понимать высокие штрафные санкции за невыполнение плана и т. п.

Дополнительные векторы выражают лишь потенциальную возмож­ ность использования ресурсов свободных кранов, а поэтому они вводятся в базисное решение с нулевой оценкой.

В первом левом столбце, называемом целевым, записываются оценки базисных векторов Эь во втором—обозначения принятых для

данного шага базисных векторов (базис),

в третьем — вектор

условий

Ад

и в остальных — в определенной

последовательности

векторы

An',

Ai2>•••> А зз! A-i, А в. В средних клетках таблицы

располагаются

коэффициенты переменных хи и хи х2,

..., хв в системе уравнений

(200).

 

 

 

Иногда с левой стороны симплексной таблицы

ставят

столбец

суказанием номеров i строк матрицы.

Впредпоследней (индексной) строке таблицы дают значения индек­ са Zj для каждого столбца на данном шаге, вычисляемые по формуле

т

 

Zj = 2 9 i У*

(202)

1=1

 

где y i} — элемент i-й строки /-го вектор-столбца;

Эь — оценка базисного вектора, находящегося в i-й строке. При вычислении индекса z} для /-го столбца элементы этого столб­

ца у и умножают на соответствующие оценки Э( базисных векторов

300