Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Э.

60

45 70

40

30

60

80

20

50

м

Оценка

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

базисных Базис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

векторов

А 0

А ц

А \ 2 Л | 8

A 2i

Л 22

Лгз

А з 1

As 2

Л 8 3

Л i

 

 

 

 

Т а б л и ц а

21

м

м

0

0

0

л 2

л»

А,

л 5

Лв

60

^11

6

1

0

0

0,60

0

0

0,649

0

0

0,005

0

0

0

0

0

45

 

0,382

0

1

0

0

0,714

0

1,045

0

—1,045

0

0,005

0

0

0

—1,045

70

А13

1,753

0

0

1

—1,125

-1,125

0

0

0

0,874

0

0

0,006

0

1,125

0

0

Л 4

0,865

0

0

0

0,525

0,411

0

0,595

0

0,171

—0,005

—0,005

0

1

0

1,045

60

А м

4

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

20

А32

6

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

zi

 

859,90

60

45

70

17,4

13,5

60

11,9

20

34,2

0,3

0,225

0,42

0

—12,6

—27,0

Zj 3j

— 0 0 0 —22,6 —16,5 0 —68,1 0 —15,8 0,3—М 0,225—М 0,42— 0 —12,6 —27,0

 

—М


Подобным образом определяем значения всех новых элементов и заносим в новую симплексную таблицу. При этом в ключевом столбце новой таблицы все элементы, за исключением разрешающего элемента, равного единице, будут нулями. Каждую строку, в ключевом столбце которой стоит нуль, и каждый столбец, в ключевой строке которого -стоит нуль, переписываем без изменения.

Руководствуясь приведенными правилами, вычисляем новые эле­ менты и заполняем табл. 19. По новым значениям элементов матрицы подсчитываем разность Zj Э, в индексной строке.

Второе базисное решение также не будет оптимальным, поскольку индексная строка содержит положительные значения чисел.

Делаем второй шаг и аналогичным образом составляем следующую симплексную таблицу (см. табл. 20). Операции по составлению симп­ лексных таблиц повторяем до тех пор, пока в очередной таблице зна­ чения всех разностей не будут иметь отрицательные значения или рав­ няться нулю. Эта таблица и содержит оптимальное решение.

Следует заметить, что при решении задачи на минимум значение г} по столбцу вектора условий должно при переходе от одной таблицы к другой уменьшаться.

Если при вычислениях рассчитываемый план повторяется, а оп­ тимальное решение не достигается, то происходит явление «вырожде­ ния». Способы преодоления «вырождения» изложены в специальной литературе [671.

Оптимальное распределение перегрузочных средств по участкам (табл. 21) в результате решения задачи получаем на пятом шаге.

Индексы базисных векторов показывают, какие типы кранов ис­ пользуются на том или ином участке. В столбце вектора условий А0 указывается, какое количество кранов данного типа устанавливается на этих участках. Предпоследняя строка вектора условий содержит

значение линейной формы для оптимального решения z =

859,90.

Полученное оптимальное решение записано в табл. 22.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 22

 

К о л и ч е с т в о к р а н о в н а у ч а с т к а х

К р а н ы , п е р е д а ­

 

 

 

 

 

в а е м ы е д л я и с ­

 

Т и п к р а н а

 

 

 

п о л ь зо в а н и я

В с е г о

 

 

 

 

н а п р и ч а л а х

 

 

п е р в о м

в то р о м

т р е т ь е м

к л и е н т у р ы

 

1

6,0

0,382

1,753

0,865

9

2

4

4

3

6

6

Суммарная норма выработки кранов, выделяемых на каждый объ­ ект, обеспечивает выполнение запланированного объема переработки на каждом участке.

р п хп = 200 000 • 6 = 1200 тыс. т;

Р13х12 + P w *вя = 210000-0,382+ 220000-6= 1400 тыс. т;

Р13 х13+ Ргз х23= 160 000 • 1,753 + 180 000 - 4 = 1000 тыс. т.

306


Нецелое число кранов, полученное в оптимальном плане распре­ деления, означает, что данный тип крана не весь период используется на одном участке.

При такой расстановке эксплуатационные расходы будут минималь­ ными и составят 859,9 тыс. руб.

В правильности этой величины нетрудно убедиться, если произве­ сти следующий расчет:

тп

22 ЭцХц = 6-60 тыс. руб.+ 0,382-245 тыс. руб.+

+1,753-70 тыс. руб.+ 4-60 тыс. руб.+ 6-20 тыс. руб.=

=859,90 тыс. руб.

Всякое другое распределение кранов приведет к увеличению эксплуатационных расходов.

§ 57. Оптимальная загрузка и расстановка судов по причалам

Оптимальная расстановка судов. Рассмотренные до сих пор за ­ дачи линейного программирования дают возможность оптимально распределить перегрузочные машины —плавучие или передвижные береговые. Но в порту фронтальные краны и другие перегрузочные установки в основном или стационарные, или могут перемещаться

впределах лишь одного-двух причалов.

Втех случаях, когда разнотипные перегрузочные установки по­ стоянно закреплены за причалами, задача оптимального их распре­

деления по объектам работы решается

рациональной

расстановкой

по

причалам различных типов судов,

прибывающих

под обработ­

ку

[50].

 

 

 

За критерий оптимальности может быть принят минимум затрат

времени на погрузку-разгрузку обрабатываемых судов или минимум эксплуатационных расходов по перегрузочным работам и содержанию флота за время его обработки.

Во втором случае требуется значительный объем исходных данных, поэтому и решение такой задачи получается более сложным и трудо­ емким.

Для составления математической модели задачи введем обозна­ чения:

i — признак причала, на котором могут быть обработаны при­ бывающие суда (i — 1, 2, ..., т);

} — признак обрабатываемого судна (/ = 1,2,..., гг);

г — признак груза, перегружаемого на причалах (г — 1,2, ..., k)\ <t>jr — количество судов /-го типа с r-м грузом, подлежащих об­

работке за плановый период времени;

T t — ресурсы

рабочего времени i’-ro причала за плановый

период,

ч;

307


9ijT— эксплуатационные расходы по обработке и содержанию на стоянке /-го типа судна с r-м родом груза на t-м причале, руб./ч;

tijr — затраты времени на обработку /-го типа судна с г-м родом груза на t-м причале, ч;

Хцг — отыскиваемое количество судов /-го типа с r-м родом груза, обрабатываемых на t'-м причале.

Решение задачи сводится к отысканию такого распределения обра­ батываемых судов по причалам, чтобы эксплуатационные расходы по их обработке и содержанию были минимальными:

тп k

2 = 2

2

± 9 ijrxijr->min.

(204)

i = 1

/ = 1

r = 1

 

Если суточные расходы по содержанию различных типов судов на стоянке сильно не отличаются, то задача может быть решена по мини­ муму стоянки всех судов под обработкой:

т

п

k

 

 

2 = 2

2

2 Uir x Hr

rnin.

(205)

г=1/=1r=l

 

 

Условия ограничения задачи могут быть записаны в виде следующей системы уравнений и неравенств:

общее количество судов данного типа, обрабатываемых на всех при­ чалах, должно быть равно числу прибывающих судов этого типа:

т

2= Ф}г-

i= 1

Суммарные затраты времени на обработку судов всех типов на дан­ ном причале не должны превосходить ресурсов рабочего времени этого причала:

2 2 hjr x Ur Tj.

/= 1 г=1

Отыскиваемые переменные не должны принимать отрицательных значений:

Х ц г > 0.

Решим конкретную задачу по оптимальной расстановке двух ти­ пов судов с двумя видами грузов (Фп = 44 судна, Ф12 = 56 судов; Ф21 = 68; Ф22= 70) по причалам при численном значении исходных данных, приведенных в табл. 23.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

23

Признак

Ресурс рабочего

Затраты

времени на обработку судов tf .

 

 

 

 

ljT

 

причала,

i

времени причала,

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Фп=44

Ф 12= 5 6

Ф 2, = 6 8

Ф 22=

70

1

 

2600

42

40

56

50

 

2

 

3400

30

42

34

48

 

3

 

2800

28

32

36

30

-

3 0 8


Для решения задачи воспользуемся приближенным методом аппроксимации. За критерий оптимальности примем минимум затрат времени на обработку флота в судо-часах.

Построим матрицу (табл. 24) и заполним ее численными исходными данными. В правом верхнем углу каждой средней клетки поместим затраты времени на об­ работку различных типов судов на причалах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

24

 

Ресурс рабо­

Распределение судов по причалам

 

 

Столбцы

 

Признак

 

 

разностей

 

чего времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

причала i

причала 7^, ч

Ф , , = 44

^12 — 56

Фм = 68

Ф22=70

1

2

3

4

 

 

 

 

| 42

|

40

|

56

|

50

 

 

 

 

1

2600

336

 

1360

 

 

2

2

2

12

 

 

(8)

 

(34)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

30

|

42

1 34

|

48

 

 

 

 

2

3400

1088

 

2312

 

4

4

4

12

 

 

(36)

 

 

 

(68)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

28

|

32

|

36

|

30

 

 

 

 

3

2800

 

 

700

 

2100

2

4 —

 

 

 

 

(22)

 

 

(70)

 

 

 

 

 

 

1

2

 

8

 

2

 

18

 

 

 

 

 

Строки

2

2

 

8

 

2

 

 

 

 

 

 

разностей

3

12

 

2

 

22

 

 

 

 

 

 

 

4

12

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитав разности между наименьшими значениями затрат времени

на об­

работку судов в строках и столбцах,

замечаем, что наибольшая разность в чет­

вертом столбце (18). В 3-ю клетку 3-й

строки этого столбца, где затраты времени

на обработку судна наименьшие (30),

заносим максимально допустимый объем

ресурсов времени 3-го причала: 70-30 =

2100 (в каждой

клетке под ресурсами

в скобках проставляем количество судов,

выделяемых на причал).

Так как все

суда Ф22 будут обработаны на 3-м причале, то в остальных

клетках

4-го столбца

ставим прочерки.

 

 

 

Определим второй раз разности между оставшимися после первого шага наименьшими значениями tijr в строках и столбцах. Наибольшая разность полу­ чена во 2-м столбце (8). Заносим в 3-ю клетку этого столбца, где наименьшее tijT, остатки ресурса 3-го причала, равные 700. Этих остатков хватает на обра­ ботку 700 : 32 = 22 судов.

Определяем третий раз разности между наименьшими значениями в строках и столбцах. Наибольшая разность оказалась в 3-м столбце (22). Заносим во 2-ю клетку этого столбца ресурс 2-го причала 68X34 = 2312 и снова определяем раз­ ность в строках и столбцах.

Наибольшая разность получилась сразу в двух строках и одном столбце (12). По наибольшей разности в 1-м столбце заносим оставшийся ресурс 2-го причала,

составляющий

3400—2312 = 1088. Этого ресурса достаточно для обработки

1088 : 30 = 36

судов. После этого остается нераспределенным лишь ресурс 1-го

причала. Распределяем его для обработки оставшихся 8 судов типа Фи (8-42 = = 336) и 34 судов типа Ф12 (34-40 = 1360).

Кроме этого, на первом причале остается нераспределенный ресурс (резерв) 2600 — (336 + 1360) = 904.

Полученное решение может быть принято как окончательное приближенно­ оптимальное или служить исходным решением для точных методов.

309