Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ношение несколько меньше

и равно

D = (80 ~

120)г. Практи­

чески наименьший диаметр

барабанов

принимается

равным не ме­

нее 250 мм. Опорами для валов барабанов служат подшипники ка­ чения или скольжения.

Ведущий барабан передвижных транспортеров приводится дви­ гателем с редуктором, расположенным внутри приводного барабана.

Диаметр

отклоняющих барабанов

принимается равным D =

= (50 -=гЩг.

 

Для

загрузки штучных грузов

на транспортеры применяют

загрузочные столы и рольганги, с которых груз вручную сталки­ вают на ленту. Для погрузки сыпучих грузов применяют загрузоч­ ные бункера, направляющие лотки и воронки. Задняя и боковые стенки устройств должны иметь уклон на 5—10° больше, чем угол трения материала о поверхность стенок. Ширина загрузочных отверстий устройств принимается равной 0,60—0,65 ширины ленты.

Зазоры между лентой и стенками устройств перекрывают листо­ вой резиной.

Для предупреждения ссыпания перегружаемых материалов с ленты, например при перегрузке живой рыбы, и повышения коэф­ фициента ее загрузки, вдоль всего транспортера устраивают борта. Борта обычно делают из досок шириной 100—200 мм и толщиной 20—25 мм и крепят к раме транспортера.

При сбрасывании грузов с ленты через концевой барабан устраи­ вают приемно-направляющие воронки, лотки и желоба, а для пы­ левидных материалов — кожухи.

Разгрузочные щиты для лент бывают съемными, подъемными, откидными и передвижными, а по конструкции односторонними и двухсторонними. Недостатком щитов является возможность закли­ нивания материалов и щита о ленту и смещения ленты при при­

менении

односторонних

разгрузочных щитов.

 

 

Производительность ленточных транспортеров

(в т/ч) при пере­

мещении

сыпучих

и кусковых

материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

Q = 3600 Fv[,

 

где

F — площадь

поперечного сечения слоя материала, м2 ;

 

v

— скорость

движения

ленты,

м/с;

 

 

у

—объемная

масса груза,

т / м 3 .

 

 

 

Максимальная

площадь

поперечного сечения

слоя материала

(в м2 ) определяется по формуле

 

где

В — ширина

ленты, м;

 

 

 

 

 

р — угол естественного

откоса,

град.

 

223


В действительности при движении ленты площадь поперечного сечения материала будет меньше на величину, определяемую коэф­ фициентом ф загрузки (заполнения) ленты. Тогда для плоской лен­ ты

Qn = 900 ^ В 2 w Т tg р,

для желобчатой ленты

Ж = 255В2 (1 + 3,26^ tg Р) uf.

Для плоской ленты ф принимается равным 0,4, для желобча­ той 0,6.

Производительность наклонных ленточных транспортеров на 5—10% ниже, чем горизонтальных, и зависит от угла наклона: чем больше угол, тем меньше Q.

Мощность двигателя (в кВт) для привода транспортера опре­ деляется по формуле

где Р — тяговое усилие, необходимое на преодоление сопротивлений в эле ментах транспортера, Н .

Техническая

характеристика

передвижных ленточных

транспортеров

 

 

 

Т-125

Т-80А

Т-45

Т-126

Длина

конвейера, м

5

10

15

15

Производительность, м3

27

27

80

27

Скорость ленты,

м/с

0,8

0,8

1,2

0,8

Ширина

ленты,

мм

400

400

500

400

Высота

подъема,

м

1,85

1.7

5,0

5,7

Электродвигатель

 

 

 

 

мощность, кВт

1,0

1,5

3,2

1,5

частота вращения, об/мин

1425

1450

1500

1450

Габариты, мм

 

5730

 

15500

15830

длина

 

10327

ширина

 

610

630

1410

1840

высота

 

570

525

5010

5700

Масса,

кг

 

184

352

ИЗО

477

С к р е б к о в ы е

т р а н с п о р т

е р ы часто применяются в различ­

ных погрузчиках,

и в частности

в зернопогрузчиках; в рыбхозах

их устанавливают

в складах кормов.

К тяговому органу скребковых транспортеров крепятся прямо­ угольные, трапецеидальные, треугольные скребки. Тяговый орган (ленты, цепи, тросы) со скребками перемещается по неподвижному желобу, который бывает открытым и закрытым. Форма поперечного сечения желоба соответствует форме скребков, зазор между ними принимают в пределах 2—8 мм в зависимости от назначения тран­ спортера.

224


Обычно скребковые транспортеры используют для перемеще­ ния грузов, на качество которых не влияет трение о поверхности желоба и скребков (рассыпные комбикорма, удобрения, строитель­ ные и сыпучие материалы, грунт и т. д.).

Скребки цепных транспортеров прикреплены к одной или двум цепям, огибающим приводные и натяжные звездочки, и опираются по Bcefi длине желоба на направляющие, укрепленные в стенках желоба. Рабочей ветвью транспортеров могут быть нижняя, верх­ няя или одновременно обе ветви.

Транспортер с открытым желобом можно загружать в любом месте по его длине. Загрузку производят через специальные затво­ ры с задвижками, регулирующими поступление груза.

Транспортеры с нижней рабочей ветвью часто загружаются

опусканием ветви со скребками

непосредственно на насыпной груз,

а

также

при помощи лотков

или кожухов,

проходящих между

верхней

и нижней ветвями. Для разгрузки

таких транспортеров

в

желобе

устраиваются отверстия с перекрывающими заслонками.

 

Транспортеры с верхней и нижней рабочими ветвями применя­

ются тогда, когда груз нужно перемещать одновременно в про­ тивоположных направлениях, например при подаче корма в лодки

двух

смежных

прудов, между которыми

расположен

кормоцех.

К

основным

недостаткам скребковых

транспортеров

относятся

быстрое изнашивание желоба и скребков в результате их взаимного

трения; истирание, измельчение и перемешивание

перемещаемых

грузов; повышенный

расход мощности по сравнению

с ленточными

транспортерами.

 

 

 

 

 

Производительность скребкового транспортера (в т/ч) определя­

ется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

Q = 3600 В А » 7 i- с,

(52)

где В — длина

скребка,

м;

 

 

h — высота

скребка,

м;

 

 

v — скорость

движения скребка,

м/с;

 

7 — объемная

масса

груза, т/м 8 ;

 

ф — коэффициент

заполнения

межскребкового пространства (прини­

мается

по табл. 10);

 

 

с— коэффициент снижения производительности, зависящий от скорости, движения скребков:

v

0,5

I

1,5

2

с

0,97

0,92

0,85

0,75

Из табл. 10 видно, что коэффициент заполнения крутонаклон­ ных транспортеров снижается в результате пересыпания сыпучих грузов через скребки.

8—160

225,


 

 

 

 

 

Таблица

10

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент заполнения меж­

 

 

 

Коэффициент заполнения меж­

 

скребкового пространства np:i

 

 

 

скребкового пространства при

Угол наклона

 

 

 

Угол наклона

 

 

 

 

 

 

желоЗа, град

 

 

 

желоба,

град

 

- L = 2 , 5

 

 

 

 

А-=2.5

ft

 

 

 

 

 

 

- £ - = 3

 

h

 

 

 

 

 

 

ft

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,80

 

0,67

 

30

 

 

0,73

 

 

0,61

15

0,77

 

0,64

 

45

 

 

0,69

 

 

0,57

Примечание. Sшаг скребков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения производительности

по формуле

(52)

обычно

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

S

 

 

 

 

принимают следующие соотношения

= 2 - ^ - 4 ;

=

2,5

 

3, при-

 

 

 

 

 

 

h

 

 

'

h

 

 

 

 

чем,

для легко сыпучих грузов (комбикорм, удобрение,

грунт) ре­

комендуется принимать В =

120, 130 и 140 мм, а для рыбы — 280,

300,

340 и 400 мм. Скорости

задаются

в пределах

0,3—1,0 м/с.

Порядок и методика определения мощности двигателя для

скребковых транспортеров

такие же, как и для ленточных. Масса

1 м цепей со скребками (в кг) приближенно

определяется

по фор­

муле

 

 

 

q = (20 -~ 30) В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приближенно мощность (в кВт) на валу

приводных

звездочек

можно определить по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Q — производительность,

 

т/ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L — длина

горизонтальной проекции

конвейера,

м;

 

 

 

 

Н

— высота

подъема материала, м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со общий

коэффициент

сопротивления

движению.

 

 

 

 

В рыбоводных хозяйствах для погрузки различных сыпучих материалов, в том числе и живой рыбы, в автотранспорт применяется цепочно-скребковый наклонный транспортер СТ-2.

Рама транспортера представляет собой секционный желоб корытообразного сечения. К нижней секции рамы крепится загру­ зочный бункер. Втулочно-роликовая цепь с шагом 38 мм через каждые 380 мм имеет специальные звенья с лапками для крепления скребков. Скребки изготовлены из прорезиненного ремня. Тяговый

орган

приводится

в движение электродвигателем, установленным

в верхней секции

рамы. Для перемещения транспортер снабжен

двумя

ходовыми колесами.

226


Угол наклона транспортера изменяется перестановкой по раме внутренней трубы колесного хода с одного отверстия на другое. Загружается транспортер вручную или питателем, который обслу­ живают один-двое рабочих.

Для погрузки в транспортные средства сыпучих и мелких штуч­ ных грузов применяется наклонный передвижной универсальный скребковый транспортер ТУ-5. Он состоит из рамы, двигателя, передаточного механизма, цепного скребкового тягового органа, подъемного механизма и ходовой части. Транспортер приводится от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя.

К месту работы транспортер перевозят на прицепе трактора или автомобиля. Допустимая транспортная скорость 50 км/ч. Угол наклона транспортера и высоту погрузки можно изменять подъем­ ным механизмом. Транспортер обслуживают двое-трое рабочих.

Технические

характеристики

транспортеров СТ-2 и

ТУ-5

Напряжение

электросети, В

220/380

220/380

Мощность,

кВт

 

0,6

2,8

Скорость цепи,

м/с

0,6

0,5

Производительность, т/ч

5,0

6,0

Размеры скребка, мм

230X78

Габариты, мм

 

 

 

длина

 

 

7500

5600

ширина

 

 

1640

1360

Масса, кг

 

 

280

400

Ленточные транспортеры с эластичными мягкими скребками применяются для погр узки живой рыбы в транспортные средства. В частности в ГДР, выпускают такие транспортеры длиной от 5 до 15 м. Транспортеры желобчатые треугольного сечения со спарен­

ными скребками,

которые приклеены к

ленте.

К о в ш о в ы е

т р а н с п о р т е р ы .

Ковшовые транспорте­

ры служат для непрерывного перемещения сыпучих и мелких штучных грузов в вертикальном направлении или под большим

углом к горизонту. В первом случае их иногда называют

нориями

или элеваторами, во втором — наклонными ковшовыми

транспор­

терами. Несущим элементом ковшовых транспортеров являются ковши, закрепленные на тяговом бесконечном органе (ленте, це­ пях). Для предотвращения пыления перемещаемого материала и обеспечения безопасности обслуживающего персонала элеватор, как правило, закрывают кожухом, нижнюю часть которого назы­ вают башмаком, а верхнюю — головкой. В башмаке устраивается загрузочное устройство, через которое материал поступает к ковшам. Захваченный ковшами материал поднимается наверх и через окно в головке высыпается в отводящую трубу или желоб.

8*

227