не потеряли своего значения и сейчас. За одно целое с валом 2 сошки выполнен кривошип 3, в проушине которого в специальном стакане установлен шип 1. Шип опирается на игольчатые под шипники и упорный шариковый подшипник. Шип кривошипа взаимодействует с нарезкой винта 4. Винт зафиксирован в картере рулевого механизма посредством радиально-упорных подшипни ков 5. В среднем положении шип возвышается над осью винта на величину а. Такое начальное положение позволяет обеспечить необходимую продолжительность нормального зацепления шипа с нарезкой.
Зазоры в опорных подшипниках винта, образующиеся в экс плуатации, выбираются уменьшением прокладок Я, а зазоры в за цеплении — при помощи регулировочного винта РВ. Этот же винт воспринимает осевые усилия, возникающие в зацеплении.
Отмечавшаяся для рассматриваемого рулевого механизма низ кая износоустойчивость шипа преодолена за счет применения не скольких шипов на кривошипе с установкой их на подшипниках качения, а также за счет подбора материалов и оптимального ре жима термообработки.
Характер изменения углового передаточного числа гр м для рулевых механизмов кривошипно-винтового типа может быть самым разнообразным и легко поддается регулированию в нужном направлении. Это важное свойство отличает их с положительной стороны от других типов рулевых механизмов. В частности, за счет специальной нарезки винта можно получить оптимальную
кривую изменения ір м (см. рис. XVI.2). При постоянном шаге |
t |
винта |
|
|
/p. M= - ^ c o s ß . |
(XVI.8 |
) |
Кривошипно-винтовые механизмы рекомендуются прежде всего для автомобилей, которые не оборудуются усилителями. Выбрав соответствующую характеристику углового передаточного числа, можно добиться хорошей маневренности и легкости управления. •
Из схемы сил (рис. XVI.6 , б) с достаточным приближением можно считать, что Р 1 = R 2\ Qx = Р 2 и = Q2Расчетные выражения для определения сил, приложенных к-винту, приве дены в табл. XVI.2 (графа для червяка).
Комбинированные рулевые механизмы. Из комбинированных наибольшего внимания заслуживают рулевые механизмы типа винт—гайка—рейка—сектор. Эти механизмы отличаются повы шенным ресурсом работы и по этой причине получили широкое распространение, особенно на тяжелых машинах (КрАЗ, МАЗ,
БелАЗ). |
в варианте |
Типичная конструкция рулевого механизма |
винт — гайка — рейка — сектор производства МАЗ |
показана на |
рис. XVI.7 .'Аналогичные конструкции рулевых механизмов при менены также на автомобилях КрАЗ-255, КрАЗ-256, БелАЗ-540, БелA3-548 и др.