Основными элементами привода являются сошка, продольная тяга, рычаг поворотной цапфы и трапеция, образованная боко выми рычагами и поперечной тягой. Длина поперечной тяги может изменяться (имеется резьбовое соединение), что позволяет регу лировать схождение колес.
Штриховыми линиями на рис. XVI.9, а показано положение рулевого привода при повороте рулевого колеса налево на угол Ѳ. Сошка при этом повернулась на угол Q, а управляемые колеса по вернулись: внутреннее— на угол ß, внешнее— на угол а. От резки 0 Х1, 0 г2, О Д 0 34, OJS, Оф представляют плечи сил, дей ствующих в приводе, которые относительно центров вращения создают нагружающие моменты. У автомобилей с зависимой под веской поперечная тяга выполняется неразрезной. Для легковых
автомобилей, оборудуемых |
обычно |
независимой |
передней под |
веской, поперечная тяга разрезная |
(рис. XVI.9, б). При такой |
ее конструкции |
исключается |
влияние вертикального |
перемеще |
ния одного из |
колес на другое и |
ограничивается |
их |
виляние. |
Шарниры 1 и 2 поперечной тяги лежат на продолжениях осей качания колес. Сошка 3 и рычаг 4 определяют правильную ки нематику перемещения среднего звена 5 поперечной тяги.
При проектировании рулевого привода обращается внимание па согласование его кинематики с кинематикой подвески. Центры качания продольной тяги (точка 6, рис. XVI.9, а) и рессоры (не подвижное относительно рамы ушко рессоры) должны лежать возможно ближе друг к другу. Несоблюдение этого условия при ведет к вилянию управляемых колес (особенно при движении по ухабистым дорогам).
Основные элементы рулевого привода автомобиля (транспор тера) с управляемой осью (тележкой) показаны на рис. XVI.9, в. Приведенная схема является типовой: в ней показано все суще ственно важное, что характерно для этого способа поворота авто мобиля (см. рис. XVI. 1 , 6 , / и II). К этой схеме может быть сведен и оппозитный способ поворота, если ш арнир/// (см. рис. XVI. 1, б) совместить с центром ходовой оси поворачивающегося звена.
Продольная тяга стандартного рулевого механизма шарнирно оперта на поворотную ось в точке О. Рулевой механизм в таком рулевом приводе служит только для включения в работу распре делителя РУ и осуществления слежения. Поворот же самой оси вокруг шарнира III осуществляется гидравлическими силовыми цилиндрами СЦ, к которым подводится высокое давление от на соса Я. Насос питается из бака Б.
Основными оценочными параметрами рулевого привода яв ляются угловое передаточное число ір. п, коэффициент полезного действия т)р п и жесткость привода.
Определим г'р п, для чего рассмотрим схему рулевого привода (рис. XVI.9, а). Элементарная работа на сошке равна
d A a — M a d Q . (XVI.9)