максимума (35—45°) в крайних положениях рулевого колеса. Такой преднамеренный характер изменения зазоров в зацеплении позволяет при очередных регулировках компенсировать износы в средней, наиболее-изнашивающейся части рулевого механизма без опасности заклинивания его при поворотах рулевого колеса в ту или иную сторону. Необходимая величина и закономерность изменения зазоров в зацеплении достигается соответствующими технологическими или конструктивными мероприятиями.
Рассмотрим типовые конструкции рулевых механизмов. Производство рулевых механизмов для отечественных авто
мобилей регламентировано требованиями отраслевой нормали Н 8024—61. Она определяет рекомендуемые типы рулевых механиз мов в зависимости от осевого веса, приходящегося на управляемые колеса, межосевое расстояние картера рулевого механизма, раз меры поперечника вала сошки и другие параметры.
Червячные рулевые механизмы
Эти механизмы различаются формой червяка и конструкцией сопрягаемого с червяком ведомого элемента. Червяк может быть простым цилиндрическим (одноили двухзаходным) или глобондным. В качестве ведомого элемента используются секторы с боко вым расположением зубьев, червячные секторы, ролики (одно-, двухили даже трехгребневые) и др. Червячные рулевые меха низмы различаются также особенностями взаимного расположе ния червяка и ведомого элемента.
Червячно-спироидные рулевые механизмы с боковым сектором.
На рис. XVI.3 показан червячно-спироидный рулевой механизм, состоящий из цилиндрического двухзаходного червяка 1 и рас положенного сбоку сектора 2. Ось червяка сдвинута по направле нию к оси сектора на величину | = 40 мм и не является, таким образом, касательной к начальной окружности сектора. Наличие смещения g улучшает условия смазки зубьев и позволяет при зна чительной величине ір м = 2 1 получить сравнительно малогаба ритную конструкцию механизма. Рулевые механизмы этого типа применяются, как правило, на тяжелых машинах («Урал-375», КрАЗ-214 и др.).
Вал 4 сошки с большой точностью устанавливается на удли ненных игольчатых подшипниках 5. Червячно-спироидные пере дачи чуствительны к нарушению зацепления из-за упругих про гибов. Чтобы не прогибался сектор, в крышке картера рулевого механизма имеется упор У, ограничивающий деформацию сектора до 0,65 мм. Для предотвращения опасных прогибов червяка имеется упор В, ограничивающий прогиб до 0,45 мм. Зацепление червяка с сектором регулируется подбором толщины упорной бронзовой шайбы С, воспринимающей осевое усилие Q2■Осевой зазор в за цеплении червяк — сектор изменяется от 0,03 мм (среднее поло жение) до 0,5 мм (крайнее положение).