Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тогда, совместив выражения (XVI. 18) и (XVI. 19), получим

jtrf"

' Р ~г с ( A S + ^ 5 д )

(XVI.20)

R m Щ ß i

В этом выражении переменным параметром является только давле­ ние рабочей жидкости р, зависящее от величины суммарного мо­ мента 2хМц сопротивления повороту управляемых колес (осей). Таким образом, выражение (XVI.20) математически описывает одно из важных требований к рулевому управлению с усилите­ лями — требование «чувства дороги».

Определение силы предварительного поджатия пружин реактив­ ных плунжеров — Рп0. Началом включения усилителя в работу считается начало' перемещения золотника в РУ. Это происходит тогда, когда осевая сила червяка рулевого механизма станет больше силы предварительного поджатия пружин. В момент на­

чала включения усилителя р =

0,

= 0, Рш = Ршо.

 

Тогда из уравнения (XVI.20) имеем:

 

P n0 = czAS =

Pin0/?Iutgß1 -L ,

(XVI.21)

 

 

Г1

 

где /?ш и ßX— параметры рулевого механизма, которые являются известными и нормированными, а Рш0 определено требованиями (см. стр. 448). В частности, величина Rm выбирается в соответг

ОН 025

ствии с рекомендациями отраслевой нормали 2 5 7 —65 в зав11СИ'

мости от типа и веса автомобиля.

Определение диаметра реактивных плунжеров dn. Этот диа­ метр находится по максимально допустимой силе на рулевом ко­ лесе Р шшах ^ 0,10-^0,15 кН (10— 15 кгс) при наибольшем рабочем давлении в СЦ.

Из выражения (XVI.20) имеем

4 [Р ш ш а х ^ ш tR ß i — z r i c ( A S ~ r А ^ д ) ]

(XVI.22)

К Г iZ P rn ax

 

Число плунжеров z выбирается по опыту выполненных кон­ струкций (z = 4-е6). Найдя dn по известным рекомендациям, уста­ навливают геометрические размеры разжимных пружин. Раз­ меры пружины связаны между собой отношением:

 

с =

(XVI.23)

а

8"pD3np

 

 

dn^ D пр>

 

 

 

 

 

где dnр — диаметр сечения .прутка пружины, м;

Dnp — средний

диаметр

навивки пружины, м; «р — число рабочих витков,

шт.;

G = 80

ГПа (8-ІО45 кгс/см2) — модуль упругости

второго

рода

(для сталей).

 

 

454


Выполнение поверочных расчетов. При выполнении таких расчетов все параметры усилителя (а также рулевого управления и автомобиля в целом) считаются известными. Основной задачей таких расчетов является установление связей между суммарным моментом 2%Мц сопротивления повороту и давлением рабочей жидкости р, между усилием на рулевом колесе Рши р, построение рабочей характеристики усилителя и установление эффективности его действия. Для решения перечисленных задач используются выражения (XVI.20) и (XVI. 16), решенные относительно АД =

(XVI.24)

Задаваясь значениями р рабочего Давления, по выражению (XVI.20) находят усилие на рулевом колесе Рш, а затем по выра­ жению (XVI.24) A4S, которое может быть преодолено при данном значении р. На основании полученных данных строится рабочая характеристика усилителя: Ршсу = f (ЛД), Ршбу — f (Му) и Э = f ( М у). Удобнее всего строить указанную характеристику для среднего (нейтрального) положения управляемых колес (осей). Используя данные заводских чертежей, установили, что для авто­ мобиля УРАЛ-375 справедливы следующие зависимости:

Ршсу = 0,0145 -ІО-6 р + 0,035, кН;

Р ш бу = 0,205MS, кН;

A4S = 0,935 -IO“ «р + 0,173, кН-м,

где р — удельное давление рабочей жидкости в напорной полости силового цилиндра, Па.

По этим данным была построена рабочая характеристика уси­ лителя указанного автомобиля (рис. XVI. 13). Усилитель вклю­

чается в работу в точке/, для которой Му 0 = 173 Н-м (17,3 кгс. м),

а РшР =

35,5 Н (3,55 кгс). С увеличением момента сопротивления

повороту

Ршсу несколько возрастает («чувство дороги»); показа­

тель реактивного воздействия

в этом случае р =

0,0153 Н/Н -м

(кгс/кгс м). В точке II,

когда

А Д = 6720 Н м (672 кгс-м),

про­

исходит изгиб

кривой

Ршсу.

(давление рабочей

жидкости

р =

— 7 МПа = 70

кгс/м2).

В реальных условиях эксплуатации • по

предварительной оценке Му < 4 кН м (400 кгс м) и, следова­ тельно, усилитель автомобиля УРАЛ-375 выполнен со значитель­ ными резервами и возможности его недоиспользуются. Кривая IIII характеризует изменение усилия Ршбу на рулевом колесе без усилителя. -Показатель эффективности представлен кривой Э =

__^шбу. он ИзМенЯеТСя в пределах от 1 до 10. Штриховая линия

г шсу

показывает изменение удельного давления р рабочей жидкости.

455


Идентичную характеристику имеют усилители автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, различие только в некоторых количествен­ ных показателях.

На основании графиков, приведенных на рис. XVI. 13, показа­ тель эффективности Э можно представить в более конкретном виде

 

 

^шбу

(^SO “Г

 

(XVI.25)

 

 

^шсу

^2

'

 

 

 

где

и /го — угловые

коэффициенты прямых

линий соответ­

ственно 0I— I I I н I— //; А/И — приращение момента сопротив­

ления

повороту после

включения

усилителя в

работу.

Рис. XVI. 13.

Рабочая

характеристика усилителя УралАЗ

 

 

(автомобиль «Урал-375»)

 

После преобразования

 

 

 

 

■Мто

(XVI.26)

 

5 =

ДМ

 

М20

 

 

 

 

 

 

дм :

 

Как видно, если

=

0, т. е. если центрирующих

пружин

в распределителе не имеется, то

 

 

Э =

= const.

(XVI.27)

456


Рабочий процесс и основные соотношения усилителей с РУ

типа Б

с компоновкой

по третьему

варианту (автомобили ГАЗ,

см. рис.

XVI. 12, б). РУ

размещается

в наконечнике продольной

рулевой тяги, соединяющимся с сошкой. СД закреплен на балке управляемых колес и воздействует на поперечную тягу. Конструк­ ция РУ приведена на рис. XVI. 14. Палец 2 сошки через стакан, гайку м соединительный болт связан с золотником 3. Золотник размещен в корпусе 4\ корпус и золотник имеет ряд кольцевых, продольных и поперечных каналов. Корпус 4 золотника жестко соединен с продольной тягой 1, закрепленной на рычаге поворот­ ной цапфы левого колеса (см. рис. XVI. 12, б).

Между фланцем гайки и корпуса предусмотрен зазор АSA, допускающий осевой ход золотника. Когда золотник сдвинут из нейтрального положения в одно из крайних, общий зазор ста­ новится равным 2А5Д. Полости Г и Е являются реактивными: давление рабочей жидкости в этих полостях (одна из них в зави­ симости от направления поворота всегда связана с напорной ма­ гистралью, другая — со сливом) позволяет создать на рулевом колесе ощущение «дороги».

Рассмотрим работу усилителя, например, при повороте на­ право. К пальцу сошки приложена сила Рж, которая сдвигает золотник вправо на величину АS„. Жидкость от насоса поступает через золотник под напором в СД, обеспечивая поворот управляе­ мых колес. Другая полость СД через тот же золотник оказывается под сливом: рабочая жидкость из этой полости вытесняется в бак.

Если в какое-то мгновение остановить рулевое колесо (т. е. золотник), то за счет запаздывающего действия усилителя (обрат­ ная связь) продольная тяга, продолжая движение, поставит кор­ пус в нейтральное положение, Дальнейший поворот колес прекра­ тится. В рабочей полости цилиндра поддерживается лишь такое давление, чтобы противостоять дейстаию стабилизирующего мо­ мента: золотник частично не дошел до своего нейтрального (сред­ него) положения. Следовательно, кинематическое слежение в уси­ лителе налицо.

Через РУ осуществляется и силовое слежение («чувство до­ роги») в усилителе. При смещенном из среднего положения золот­ нике на последний действуют силы: 1) от сошки со стороны руле­

вого механизма: PQ = РшРшт]р. мгр.м -j-; 2) упор жидкости в реактив­

ной полости Е: Рж = р -j- (dl d2B),

где dtt,

dB— диаметры

реактивного пояска золотника. Так как

Рж = P Q,

то

РШ

( 4 - 4 )

 

(XVI.28)

4РшТ]р. MJp. м

Из последнего выражения видно, что усилие на рулевом колесе зависит от давления рабочей жидкости, но давление жидкости

457


458

И з с и л о в о г о ц и л и н д р а н а с л и В

Рис. X V I . 14. Распределительное устройство грузовых автомобилей Г А З

задается дорожными условиями — моментом M s суммарного со­ противления управляемых колес (осей) повороту.

Нетрудно убедиться также, что усилитель способствует удер­ жанию управляемых колес в желаемом положении при внезапном проколе шин. При неисправностях усилителя поворот автомобиля осуществляется обычным путем: за счет затрат мускульной энер­ гии водителя.

Поскольку при максимальном давлении рабочей жидкости усилие на рулевом колесе не должно превосходить рекомендуе­ мого предела Ршшах, то из выражения (XVI.25) могут быть най­ дены потребные размеры реактивных камер (dMи сів):

max м*р. м

»у краг (1 — а2)

где а = -р- выбирается из конструктивных соображений. “Н

Необходимый диаметр D силового'цилиндра находится из вы­ ражения (см. рис. XVI. 12, б)

РиіКщІр. мТ)р. мЧп.

 

 

 

х*У

Чц

 

(XVI. 29)

 

 

 

Чц

- Чр.-

 

где I

 

 

 

 

D

отношение диаметра

штока к диаметру

силового

 

 

 

 

 

 

 

цилиндра,

 

 

яр(1 — £' “)ш тах^иНр. мЧр- п

 

 

 

 

4

(I

 

 

 

D -

Чр.т) ■

Р

.

(ХѴІ.ЗО)

 

V

 

 

ЛЧр.тЧц

 

 

 

 

 

 

 

Реактивные площади золотника в полостях Г и Е разные. Их отношение равно отношению рабочих площадей поршня силового цилиндра

F r

 

D -

_

 

1

 

~ D * - d i T

 

' Е

 

 

-

1

- ё 2 '

 

 

 

Благодаря этому золотник

старается

постоянно прижиматься

в сторону реактивной полости с меньшей площадью. Это обеспе­ чивает определенность его положения и, кроме того, несколько повышенное давление в полости СЦ, в которой размещен шток, и, следовательно, равновесное положение управляемых колес.

Конструктивное оформление самоустанавливающихся золот­ ников более простое, чем золотников с центрирующими пружи­ нами. Однако самоустанавливающиеся золотники требуют более точного изготовления и высокой обратимости рулевых механиз­ мов [XV 1.2).

Рабочая характеристика усилителя автомобиля ГАЗ-66 пред­ ставлена на рис. XVI. 15. Из характеристики видно, что для уси­ лителя данного типа коэффициент эффективности Э постоянен и"

459