Рабочий процесс и основные соотношения усилителей с РУ
типа Б |
с компоновкой |
по третьему |
варианту (автомобили ГАЗ, |
см. рис. |
XVI. 12, б). РУ |
размещается |
в наконечнике продольной |
рулевой тяги, соединяющимся с сошкой. СД закреплен на балке управляемых колес и воздействует на поперечную тягу. Конструк ция РУ приведена на рис. XVI. 14. Палец 2 сошки через стакан, гайку м соединительный болт связан с золотником 3. Золотник размещен в корпусе 4\ корпус и золотник имеет ряд кольцевых, продольных и поперечных каналов. Корпус 4 золотника жестко соединен с продольной тягой 1, закрепленной на рычаге поворот ной цапфы левого колеса (см. рис. XVI. 12, б).
Между фланцем гайки и корпуса предусмотрен зазор АSA, допускающий осевой ход золотника. Когда золотник сдвинут из нейтрального положения в одно из крайних, общий зазор ста новится равным 2А5Д. Полости Г и Е являются реактивными: давление рабочей жидкости в этих полостях (одна из них в зави симости от направления поворота всегда связана с напорной ма гистралью, другая — со сливом) позволяет создать на рулевом колесе ощущение «дороги».
Рассмотрим работу усилителя, например, при повороте на право. К пальцу сошки приложена сила Рж, которая сдвигает золотник вправо на величину АS„. Жидкость от насоса поступает через золотник под напором в СД, обеспечивая поворот управляе мых колес. Другая полость СД через тот же золотник оказывается под сливом: рабочая жидкость из этой полости вытесняется в бак.
Если в какое-то мгновение остановить рулевое колесо (т. е. золотник), то за счет запаздывающего действия усилителя (обрат ная связь) продольная тяга, продолжая движение, поставит кор пус в нейтральное положение, Дальнейший поворот колес прекра тится. В рабочей полости цилиндра поддерживается лишь такое давление, чтобы противостоять дейстаию стабилизирующего мо мента: золотник частично не дошел до своего нейтрального (сред него) положения. Следовательно, кинематическое слежение в уси лителе налицо.
Через РУ осуществляется и силовое слежение («чувство до роги») в усилителе. При смещенном из среднего положения золот нике на последний действуют силы: 1) от сошки со стороны руле
вого механизма: PQ = РшРшт]р. мгр.м -j-; 2) упор жидкости в реактив
ной полости Е: Рж = р -j- (dl — d2B), |
где dtt, |
dB— диаметры |
реактивного пояска золотника. Так как |
Рж = P Q, |
то |
РШ |
( 4 - 4 ) |
|
(XVI.28) |
4РшТ]р. MJp. м |
Из последнего выражения видно, что усилие на рулевом колесе зависит от давления рабочей жидкости, но давление жидкости