Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

равен примерно 4,7 [(см. выражение (XVI.27)]. Усилие на руле­

вом

колесе

Ршсу при максимальном давлении

рабочей жидкости

р =

7 МПа

(70' кгс/см2) достигает 160 Н (16

кгс). Показатель

реактивного воздействия р равен 0,05 Н/Н-м (кг/кгс-м). Эффек­ тивные показатели усилителя соответствуют требованиям.

Точки 0,

I, II и II I на характеристике рис. XVI. 15 обоана-

чают то же,

что н на рис. XVI. 13.

Усилители с компоновкой по четвертому варианту. Усилители с такой компоновкой снабжаются распределительными устрой-

Рис. XVI. 15. Рабочая характеристика усилителя ГАЗ (автомобиль ГАЗ-66)

ствами различных типов: типа Б (МАЗ-500 и модификации), типа В (МАЗ-537 и модификации), типа Б и В с центрирующими пружинами. На рис. XVI. 16 показана конструкция усилителя с РУ типа Б с центрирующими пружинами.

Усилие через палец 1 сошки, стакан 5 и тягу 4 передается на золотник 3. Смещение золотника 3 на величину ± Д 5 д приводит к включению усилителя. Шток 7 усилителя закреплен шарнирно на раме автомобиля. Корпус усилителя перемещается относи­ тельно поршня и через палец 6 ведет продольную тягу, связанную

слевым управляемым колесом автомобиля. Реактивные полости Г

иЕ обеспечивают «чувство дороги».

Висходном положении золотник зафиксирован предварительно поджатой пружиной 2. Следовательно, включение усилителя про­ изойдет тогда, когда усилие на пальце сошки превзойдет сопро­ тивление поджатой пружины, т. е. Ра ^ с (AS -f- ASÄ). Или

■РщАшЛр. М!р. М ^ с (ДД I Д С )

а

460


Наличие предварительно под­ жатой пружины более надежно фиксирует золотник в нейтраль­ ном положении и способствует снижению автоколебаний управ­ ляемых колес от самопроизволь­ ного включения золотника. Это обстоятельство является важ­ ным преимуществом золотника данного типа.

Рабочая характеристика уси­ лителя с четвертым вариантом компоновки II РУ типа Б с реак­ тивными пружинами может

~быть построена по следующим зависимостям (рис. XVI.12, и, рис. XVI. 16):

уравнение равновесия золот­ ника 3

м11Р-м = с (AS + ASa) +

+ P-J- (dl dl),

(XVI.31)

уравнение равенства момен­ тов движущих и сопротивления, приложенных к управляемым колесам

Чр. М^Ш^цПр. ыЬ I

 

 

 

а

1

 

+ ^ p D 4 \ - £

2)б ]л п.х =

= ^

Ф

+

^

У

ХѴІ-32>

Общий вид рабочей характе­

ристики рассмотренного

усили­

теля

не

будет

отличаться от

характе ристик и,

изображенной

на рис.

XVI. 13.

Расхождения

будут

только

чисто количест­

венными,

поскольку весовые н

размерные показатели

автомо­

билей и самих усилителей раз­ ные.

461


Усилители с золотниковой системой типа В. Усилители с такой золотниковой системой послужили той основой, на которой по­ явились и развились усилители с золотниковыми системами А и Б. Дело в том, что РУ типа В обеспечивают только кинематическое слежение, не обладая слежением сидовым («чувство дороги»). Поэтому водитель при управлении автомобилем с таким усилите­ лем не чувствует трудностей поворота и хуже реагирует на дорож­ ную оостановку: после включения усилителя в раооту усилие на

 

 

 

 

 

 

рулевом

колесе

остается

по­

 

 

 

 

 

 

стоянным. Показатель

реак­

 

 

 

 

 

 

тивности

р =

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределительное

 

уст­

 

 

 

 

 

 

ройство типа В, как частный

 

 

 

 

 

 

случай,

может

быть получе­

 

 

 

 

 

 

но,

например,

из

РУ

типа

 

 

 

 

 

 

Б

(рис.

XVI. 16),

если

у по­

 

 

 

 

 

 

следнего

полости

Г и Е по­

 

 

 

 

 

 

стоянно

поддерживать

 

свя­

 

 

 

 

 

 

занными между собой и со

 

 

 

 

 

 

сливом (магистралью низкого

 

 

 

 

 

 

давления), а в головках

зо­

 

 

 

 

 

 

лотника

ликвидировать

 

осе­

 

 

 

 

 

 

вые каналы Д. В этом случае

Рис. XVI. 17.

Рабочая

характеристика

перемещению золотника пре­

пятствует только

сила

пред­

усилителя

большегрузного

автомобиля-

варительного

поджатия пру­

самосвала БелАЗ-540

 

 

жины 2. Эту силу и ощущает

 

 

 

 

 

пр.і I

водитель

на

рулевом

колесе

работающем

усилителе. Из

условия

равновесия

золотника и?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р шМіНр. мНр. м

__ £

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

jQ

р

 

с & S &

 

 

 

(ХѴІ.ЗЗ)

 

 

 

“ шоу ■“ ш0

" р

;

«

 

 

 

 

 

 

 

 

А ш 'р - м'Ір. М

 

 

 

 

 

 

Характеристика

усилителя

с РУ типа-В

для

большегрузных

самосвалов типа БелАЗ-540 и БелАЗ-548 приведена на рис. XVI. 17. Усилие на рулевом колесе при включенном усилителе составляет не более Рш0= 0 ,0 3 кН (3 кгс). Коэффициент эффективности из­ меняется в пределах от 1 до 26. При максимальном рабочем давле­ нии (р = 6 МПа = 60 кгс/см2) усилитель преодолевает момент со­ противления повороту Ms = 7,6 кН-м (760 кгс-м). Для преодоле­ ния этого момента сопротивления без усилителя потребовалось бы усилие на рулевом колесе Ршбу = 0,77 кН (77 кгс).

Усилие Ршбу на рулевом колесе без усилителя подсчитывается из выражения (XVI.32), в котором следует положить р — 0.

462


Тогда

Р

__ Z;V' ^

Чр.

шбу

 

р. мЧр. М^'іп. -

 

 

ИЛИ

 

Х-Иц(і

 

Р

шбу

Чр.т) Д

1

 

мЧру^

 

 

 

Приняв іір т «^1,0 и помня, что Ms — 2%МЦ, окончательно получим (см. выражение XVI. 15)

Р= М-а

^ш (р. мПр.

Кэтому же выражению можно прийти, если воспользоваться урав­ нениями (XVI. 16) или (XVI.29).

Силовые цилиндры усилителей

Корпуса силовых цилиндров отливаются из сталей 35 и 40 (ЗИЛ, МАЗ, БелАЗ) или собираются из отдельных трубчатых элементов с последующей их сваркой (ГАЗ, УралАЗ). Штоки изготавливаются из сталей 40 или 45, хромируются и тщательно полируются. Поршни отливаются из чугуна СЧ 15—32 (ГАЗ, МАЗ, БелАЗ) или отковываются из сталей 18ХГТ (ЗИЛ). Чистота рабочих поверхностей (стенки цилиндра, штоки, поршни) выби­ рается по 7—8 классу. В качестве уплотнителей чаще всего исполь­ зуются чугунные (ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ) или резиновые кольца (УралАЗ).

Для выполненных конструкций силовых цилиндров при давле­ нии жидкости р = 7 МПа (70 кгс/см2) касательные напряжения (напряжения, перпендикулярные образующей) составляют 40— 55 МПа (400—550 кгс/см2), а нормальные (напряжения, действую­ щие вдоль образующей) — 20—27 МПа (200—270 кгс/см2).

Конструкции насосов

Для питания гидравлических систем усилителей используются главным образом лопастные насосы двойного действия (автомобили ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, МАЗ-500, «Урал-375» и др.). Произво­ дительность этих насосов для автомобилей с одной управляемой

осью изменяется

от 6— 10 л/мин при пи = 600-=-800

об/мин до

15—25 л/мин при

/гн = 2000-=-2500 об/мин. Для всех

указанных

автомобилей за базовую модель насоса для гидравлических усили­ телей принят насос производства ЗИЛ.

На ряде многоосных автомобилей специального назначения (МАЗ-537, МАЗ-543П и др.) применяются лопастные насосы Л1Ф ЛЗФ и др., выпускаемые в серийном порядке для нужд общего

463