Автобусные кузова по вместимости имеют четыре категории: 1) особо малые — до 10 чел. (автобусы связи, служебные, об
служивания, маршрутные такси);
2)малые — для местных, городских и пригородных маршру тов вместимостью 28—50 чел.;
3)средние— городские вместимостью 75—90 чел.;
4)большие-— на 100— ПО чел.
При планировке автобусного кузова исходят из нормативов
0,315 м2 |
на |
одного сидящего и 0,2 м2 на стоящего пассажира |
(в часы |
пик |
до 0,125 м2). |
Отечественные автобусы малой и особо малой вместимости, выпускаемые на базе шасси легковых и грузовых автомобилей, имеют разгруженные (рамные) кузова. Это позволяет на одном шасси выпускать различные модификации.
На автобусах средней и большой вместимости применяются несущие кузова. Вес каркасного кузова с основанием, полом и оборудованием (без сидений), отнесенный к его габаритной пло щади составляет около 1100 Па (112 кгс/м2), а вес, приходящийся на одного пассажира находится в пределах 390—460 Н (40—■ 47 кгс). У городского автобуса вес кузова составляет 22—25% от его полного или 39—44% от собственного веса.
Каркасные кузова обладают высокой жесткостью. Жесткость кузова оценивается углом его закручивания при опоре груженого автобуса на три колеса (вывешено одно переднее колесо). Угол закручивания, отнесенный к полной длине, составляет 3,5— 5,5 мин/м (угловой минуты на метр).
Система вентиляции и отопления кузова должна обеспечивать в салоне необходимый микроклимат. В кузовах, предназначенных для северных районов, теплоизоляция н отопление должны обес печивать температуру +18° С при температуре окружающего воздуха до —35°С с автоматическим ее регулированием. В зимнее время подача воздуха на одного пассажира должна быть не менее 0,4 м3/мин. Скорость движения воздуха на уровне головы пасса жиров не более 0,15 м/с. Уровень шума в салоне не более 75 дб.
Высокая жесткость кузова обеспечивает его общую статиче скую и усталостную прочность. Основной причиной разрушения автобусных кузовов является коррозия. В хороших дорожных условиях при надежной защите от коррозии срок службы кузова составляет 400—500 тыс. км. Для защиты кузова от коррозии штамповка его деталей производится с применением специальных эмульсий, улучшающих качество поверхности. Детали после сварки промываются, фосфатируются и грунтуются.
Некоторые зарубежные фирмы для штамповки деталей кузовов применяют оцинкованную сталь. Даже при повреждениях по крытия оно обеспечивает электрохимическую защиту основного металла от коррозии. При применении в конструкции кузова цвет ных и черных металлов они должны быть разделены от непосред ственного контакта с целью исключения электрохимических про