= lOO-еЗОО МПа (1000—3000 кгс/см2). Меньшие значения приве дены для среднего положения, большие — для крайних.
Осевые усилия червяка воспринимаются болтами Б крышек, а осевые усилия вала сошки — регулировочной пробкой 6. Удель ные давления между роликом 3-и проставочными шайбами состав ляют 20—30'МПа "(200—300 кгс/см2).
Кривошипные рулевые механизмы (рис. XVI.6). Наиболее уяз вимым местом таких механизмов является шип. Он рассчитывается
в опасном сечении на изгиб и срез от силы |
АС — -Рц1 — R . |
1 |
- |
г- rr»Q К - |
Плечо изгиба равно /ш, диаметр поперечника шипа — dm. Износостойкость шипа оценивается по величине контактных
напряжений сжатия на длине рабочей части шипа I. Принимая с достаточным приближением, что шип опирается на плоскость, получим
(XVI.43)
где гср — средний радиус рабочей части шипа; а — угол зацепле ния (угол конуса шипа).
Для выполненных конструкций кривошипных рулевых меха
низмов- с двумя |
шипами осж = 1,0 ч-1,5 |
ГПа (10 000— |
15 000 кгс/см2). Кривошип подвергается изгибу |
на плече (г2— |
— т>—) от сил Р г и Qo, на плече (/ш -f- л) — от /?2 и кручению от
силы Р 2 на плече (/ш -j-.t), где х — половина толщины тела кри вошипа, а da — диаметр втулки.
При этом
. Сила Q2 отжимает шип от нарезки винта и воспринимается упорным регулировочным винтом РВ. Направление этой силы не меняется.
Рулевой механизм типа винт—гайка—рейка—сектор (рис. XVI.7) Опыт эксплуатации таких рулевых механизмов по казывает, что наиболее слабым звеном с точки зрения износостой кости является винтовая пара [XVI.3]. У стандартных рулевых ме ханизмов ЗИЛ после пробега 150— 160 тыс. км. в винтовой паре по является осевой зазор более 0,3 мм (допустимый не более 0,2 мм), что увеличивает люфт рулевого колеса дополнительно на 6°. Сле довательно, чтобы нерегулируемый люфт рулевого колеса не вы ходил за пределы нормы, необходимо винтовую пару менять после пробега 100 тыс. км.
В ряде случаев наблюдаются случаи усталостного разрушения шариков или беговых канавок. Снижением контактных напря жений сжатия можно существенно повысить работоспособность