Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческих компаний получало дотацию от своих правительств,

то «Кунард Лайн» боролась не на жизнь,

а на смерть

без какой-либо поддержки со стороны

государства. По

предварительному финансовому

отчету

1931

г. доходы

компании сократились на 2,5

млн. фунтов

стерлингов.

А на завершение строительства требовалось еще по мень­ шей мере 4,5 млн. фунтов стерлингов. Таких денег у компании не было и взять их было негде. Поэтому 10 де­ кабря 1931 г. на совещании директоров было^ принято решение приостановить постройку нового лайнера до лучших времен.

На

другое утро у ворот верфи рабочие читали объяв­

ление

за подписью директора:

всех рабочих

«Настоящим доводится до

сведения

и служащих Клайдбэнкской

судоверфи,

механического

и котельного заводов, что все работы по объекту № 534 (заказ компании «Кунард Лайн») прекращаются в полдень 11 декабря . . . Фирма выражает глубокое сожаление, что особые обстоятельства вызвали необходимость пол­ ностью приостановить все корпусные и механические работы по выполнению этого важного заказа».

Это был самый мрачный рождественский подарок за все годы существования фирмы. Из 3640 человек, занятых на строительстве № 534, оставили только 440 служащих и несколько самых квалифицированных мастеров; осталь­ ных выбросили на улицу. Клайдбэнк стал городом без­

работных.

Тем временем компания «Кунард Лайн» настойчиво требовала у правительства оказания помощи в постройке лайнера. Председатель компании Бейтс убеждал прави­ тельственных чиновников, что только новый лайнер смо­ жет успешно соперничать с конкурентами, потому что никакое другое судно в сложившейся ситуации не выдер­ жит' борьбы. Но премьер-министр Макдональд упорно повторял, что правительство не может оказать компании никакой поддержки.

Прошел 1932 г.

В 1933 г. Чемберлен, который был тогда министром финансов, дал Бейтсу уже несколько более обнадеживаю­ щий ответ: «Мы не против оказания компании помощи в той или иной форме, но это будет зависеть от целого ряда обстоятельств». Прежде всего он потребовал объе­ динения двух крупнейших трансатлантических пароход­ ных компаний Англии: «Кунард Лайн» и«УайтСтар Лайн»,

159


так как считал, что в условиях жестокого экономического кризиса и растущей конкуренции со стороны зарубеж­ ных компаний нельзя раздроблять свои силы на междуусобную борьбу. Он хотел видеть единую, сильную, ре­ шительную и прочную в финансовом отношении компа­ нию, которая сможет выстоять в острой конкурентной борьбе и поддержать престиж Англии. В дневнике Чем­ берлена есть такая запись:

«Моя личная цель — использовать № 534 в качестве рычага для объединения «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» и создать таким образом крепкую британскую фирму на Северной Атлантике».

И Чемберлен добился своего. Ему удалось заставить вчерашних соперников сесть за один стол и пожать друг другу руки. Была создана компания «Кунард Уайт Стар Лайн», которой правительство представило вскоре заем в размере 9,5 млн. фунтов стерлингов: 3 млн. на за­ вершение строительства № 534; 1,5 млн. — на текущие расходы и 5 млн. — для постройки второго однотипного суперлайнера. Парламент принял соответствующий билль 27 марта 1934 г., а уже через несколько дней над ожив­ шим скелетом гигантского судна напряженно трудились 3500 рабочих. Они с радостью разгоняли несметные пол­ чища грачей, свивших на остове судна свои гнезда, и очищали стальные конструкции от ржавчины, которой за два года здесь накопилось . . . 130 т!

Вскоре основные работы были завершены, и фирма объявила о дне спуска судна на воду. Не хватало лишь одного— имени. Журналисты, судостроители, политиче­ ские деятели терялись в догадках, как будет назван новый лайнер. Дело в том, что у каждой компании суще­ ствует известная традиция в присвоении имен своим судам. Так, все названия судов компании «Кунард Лайн» оканчивались на «ия», а судов «Уайт Стар Лайн» — на «ик». Какая же традиция победит после слияния ком­ паний? Высказывались самые различные предположения, но ни одно из них не оправдалось. Судно получило имя королевы Англии — Куин Мэри.

О происхождении этого названия существует такая легенда. Лорд Ройден, один из директоров компании и личный друг короля Георга V, взял на себя миссию испросить у короля разрешение назвать новый лайнер в честь королевы Виктории. Это позволило бы компании «Ку­ нард Лайн» сохранить свою традицию, т. е. окончание «ия» в названии судна. Выбрав удобный момент, лорд обратился к Георгу V с просьбой разрешить компании назвать лайнер именем «самой яркой и великой

160


из всех женщин, носивших британскую корону», имея в виду королеву Викторию. Но король понял просьбу по-своему и ответил: «Это самый приятный комплимент, сделанный мне и моей супруге. Я непременно попрошу ее согласия, когда вернусь домой». Возможно, происхождение имени судна иное — оно могло быть выбрано и потому, что королева Мэри согласилась выполнить церемонию спуска судна на воду. А может быть этим компания хотела подчеркнуть, что оба бывших владельца отказываются от своих старых традиций и будут в дальнейшем вести совместную борьбу на Атлантике. . .

Наступило 26 сентября 1934 г. — торжественный и дол­ гожданный для всей Англии день. Королева Мэри нажала кнопку, и колосс, пять лет стоявший неподвижно на ста­ пеле, за 100 секунд сошел в воду. С волнением сле­ дили инженеры фирмы «Джон Браун» за своим детищем. Их очень беспокоило, какой путь пройдет по инерции новый лайнер в воде: акватория верфи очень узкая, и если спускаемому судну «дать волю», то оно врежется в про­ тивоположный берег. Согласно расчетам, судно должно было пройти по воде 360 м. Но они ошиблись: Куин Мэри вошла в воду и остановилась, пройдя. . . 360 м 60 см. Сколько времени и труда понадобилось, чтобы с такой точностью определить, где именно произойдет остановка спущенного в воду гиганта! Теперь все тревоги остались позади. Спуск лайнера прошел отлично.

Впереди еще предстояла огромная работа. На воду была спущена грандиозных размеров стальная оболочка, кото­ рую нужно было превратить в исполинский лайнер, спо­ собный за пять суток пересечь океан. И вот на достроечный причал со всей Англии стали поступать грузы: из Нор­ вича— электромоторы, из Дарлингтона— рулевое устрой­ ство, из Шеффилда — тяжелые поковки; Дартфорд прислал рефрижераторную установку, а Питерсборо—компрессоры.

Наконец настал день прощания жителей Клайдбэнка с судном, которое, словно гигантское архитектурное соо­ ружение, пять лет возвышалось над небольшим при­ брежным городком. 24 марта 1936 г. раздались мощные гудки, и оживший колосс осторожно, как Гулливер в стране лиллипутов, стал пробираться среди много­ численных судов по узкой извилистой реке к большой воде. В глазах многих рабочих стояли слезы. Один старый мастер долго молча смотрел, как маленькие буксиры выводили Куин Мэри на фарватер, и тихо прошептал: «Удачи тебе, моя девочка».

Казалось, вся Англия вышла на берега Клайда про­ водить свое детище. Сюда шли специальные поезда и

6 С. И. Белкин

161


самолеты, люди приезжали на машинах, велосипедах, приходили пешком за несколько десятков километров. Все близлежащие школы были закрыты, магазины не работали. Около миллиона англичан стали свидетелями выхода большого корабля в большое плавание.

Мир внимательно следил за первым рейсом Куин Мэри. На борту лайнера находилось более 100 корреспондентов различных газет, журналов и радио. Отчеты о мельчай­ ших подробностях рейса печатались на первых страницах самых солидных изданий. Все ждали, что Куин Мэри немедленно побьет рекорд Голубой ленты, принадлежа­ щий Нормандии. На третий день рейса газеты запестрели огромными заголовками: «Куин Мэри показала рекорд­ ный суточный пробег! Куин Мэри бьет рекорд скорости!». Но затем лайнер вошел в полосу туманов и полдня шел на весьма умеренной скорости. В Нью-Йорк Куин Мэри пришла с худшим по сравнению с Нормандией резуль­ татом — на 42 минуты.

По возвращении в Саутгемптон Бейтс заявил по этому поводу:

«Для соблюдения графика нам нужно, чтобы судно развивало скорость 28,5 узла. Мы прошли весь рейс с этой скоростью с запасом. Каков запас нашего лайнера— неизвестно. Возможно, что когда-нибудь мы попробуем установить, на что способно это судно, но рекорды сопря­ жены с риском, а я не расположен рисковать. У меня нет склонности к гонкам».

Но, как гласит одна из американских пословиц, без рекламы нет процветания. Куин Мэри, несмотря на фан­ тастическую популярность, должна была еще показать свои возможности. Публика требовала рекорда, и она его получила: в августе 1936 г. Куин Мэри завоевала Голубую ленту. О дальнейших перипетиях борьбы между Нормандией и Куин Мэри мы уже знаем. Добавим, что к началу второй мировой войны первенство оставалось за английским пароходом. Только в 1952 г., когда на Се­ верную Атлантику вышел американский скороход Юнай­ тед Стейтс, прославленной Мэри пришлось уступить.

К у и н Э л и за б е т

Прошло немного времени, и на стапелях верфи «Джон Браун» уже возвышался корпус нового колосса. С введе­ нием его в строй компания должна была выполнить по­

162

ставленную еще в 1926 г. задачу — обеспечить ежене­ дельные рейсы через Атлантический океан двумя круп­ ными лайнерами.

На строительство второго лайнера правительство Анг­ лии отпустило большую сумму — 5 млн. фунтов стерлин­ гов. Не испытывая финансовых затруднений, фирма «Джон Браун» по заказу «Кунард Уайт Стар Лайн» быстро завершила корпусные работы и 27 сентября 1938 г. спустила судно на воду. Лайнер был назван в честь дру­ гой английской королевы — Куин Элизабет.

До появления в шестидесятых годах супертанкеров валовой вместимостью 100 тыс. per. т и более этот гигант был не только крупнейшим пассажирским лайнером, но и самым большим судном во всем мировом флоте. Оно имело 14 палуб, из которых четыре •— спортивная, солнечная, шлюпочная и прогулочная — располагались в надстройке. На шести верхних палубах размещались все каюты для пассажиров и большинство помещений общественного назначения. Палубы были соединены между собой 35 лифтами.

Пассажирские

помещения делились на три класса:

I класс, каютный

и туристский.

Вбольшинстве кают предусматривалась горячая и холодная вода,

апервый и каютный классы были оборудованы ванными или душевыми комнатами и телефонами. Для отдыха имелись танцевальные залы, салоны, библиотеки.

Просторные обеденные салоны и рестораны вместе с помещениями для приготовления пищи были расположены на специальной палубе. В течение всего рейса на судне ежедневно готовилось и подавалось несколько тысяч блюд. Под командой шеф-повара находилось 130 че­ ловек; столько же людей было занято подготовкой продуктов.

На Куин Элизабет была клиника со стационаром и операционным

залом, стоматологический и рентгеновский кабинеты, физиотерапевти­ ческий кабинет и т. д.

Лайнер был украшен произведениями лучших худож­ ников и архитекторов. С большим вкусом были подоб­ раны гипсовые и бронзовые скульптуры, картины, резьба по дереву, мозаика, гобелены и другие произведения искусства.

Когда представителей компании спрашивали, зачем им понадобилось создавать на судах такую роскошь, они отвечали, что эти суммы по сравнению со строительной стоимостью судна составляют ничтожную долю— какихнибудь пять процентов. Зато это привлекает пассажиров.

Поэтому и Куин Мэри, и Куин Элизабет и все другие

163


лайнеры компании неизменно пользовались очень боль­ шой популярностью.

Но комфорт сам по себе еще не делает путешествие интересным. Не менее важно суметь развлечь пассажиров, которые в течение че­ тырех-пяти дней лишены привычных занятий. Как же решается эта проблема на грандиозном лайнере, где пассажир теряется, чувствуя себя провинциалом, приехавшим на несколько дней в незнакомый столичный город?

Начнем с наиболее беспокойной части пассажиров — детей. Проектировщики Куин Элизабет предусмотрели для каждого

класса пассажирских помещений детскую комнату с прекрасными кар­ тинами на сказочные сюжеты, разнообразными играми и игрушками. Там были и сказочные домики, и «взаправдашний» кораблик, чудесные куклы и мишки, так что малыши, попав в это волшебное царство, мгно­ венно забывали своих пап и мам, не мешая им наслаждаться морским путешествием.

О взрослых пассажирах позаботились тоже хорошо.

Любители продолжительных прогулок на свежем воздухе могли подняться на спортивную палубу. Восемь кругов по этой палубе — это уже почти два километра. Двадцать четыре круга — и пассажир может идти в ресторан, уверенный, что на отсутствие аппетита ему жало­ ваться не придется. Были места и для любителей совершать прогулки в обществе четвероногих друзей. Так же, как и на Нормандии в дымо­

вой трубе предусматривались каюты для

собак.

 

На лайнере была специальная спортивная палуба с тремя теннис­

ными кортами, площадками для игр в гольф

и крикет; было

где по­

прыгать через скакалку или просто сделать утреннюю зарядку.

Един­

ственное, что не подвластно судоходным

компаниям — это

погода,

поэтому в ненастные дни спортивная жизнь перемещалась в закрытые помещения.

В трех гимнастических залах любители могли заниматься боксом, фехтованием, играми в мяч. Предусматривались различные снаряды, позволяющие укрепить мускулатуру и сбавить лишний вес: механиче­ ские лошадки и верблюды, неподвижные велосипеды, виброкресла, гребные станки и т. д.

Предусмотрели и два плавательных бассейна с вышкой для прыж­ ков в воду, отделанные так, что они производили впечатление зали­ того солнцем пляжа с золотым песком. Рядом с ними — турецкие бани.

Работали два кинотеатра, неутомимо развлекали пассажиров четыре джаз-оркестра.

Такова была Куин Элизабет— вторая «королева» компании «Кунард Уайт Стар Лайн». Ее проектировали и строили в самый разгар битвы за Голубую ленту, в пе­ риод наивысшего расцвета пассажирского судоходства на Северной Атлантике. Однако оценить достоинства этого лайнера путешественники смогли лишь через во­ семь лет после завершения постройки: шел 1940 г., и Европа уже была охвачена пожаром второй мировой войны.

164