Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, период между двумя мировыми вой­ нами явился периодом наивысшего подъема в развитии трансатлантического судоходства, периодом, когда борьба за Голубую ленту достигла своего апогея. Именно в эти годы были созданы самые крупные, самые быстроходные трансатлантические лайнеры; Бремен, Европа, Рекс, Конте ди Савойя, Нормандия, Куин Мэри и Куин Элизабет.

Увеличение скорости хода этих судов было достиг­ нуто за счет создания могучих паротурбинных и турбоэлектрических энергетических установок, развивающих мощность до 160 тыс. л. с., а также за счет дальнейшего улучшения формы корпуса, применения бульба и ряда других технических новшеств, способствовавших умень­ шению сопротивления воды движению судна.

Основным способом соединения конструкций все еще

оставалась клепка.

В этот же период начинается процесс «демократи­ зации» пассажирских судов. Появились туристские классы пассажирских помещений, которые позже получат исклю­ чительно большое развитие.

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Судьба скороходов Германии и Италии

нсденировав пограничный конфликт, фа- 'шистская Германия 1 сентября 1939 г. на­ пала на Польшу. 3 сентября английский премьер-ми­

нистр Невилл Чемберлен обратился по радио к народам Британской империи, сообщив, что Англия вступила

в войну.

Большинство лайнеров находилось в это время в рей­ сах, и объявление войны застало их врасплох. Но на германских гигантах Европа и Бремен, так же как и на германских коммерческих судах в 1914 г., война нача­ лась на несколько дней раньше. Еще 24 августа 1939 г. капитан Европы, которая шла из Америки, собрал в тан­ цевальном зале встревоженных пассажиров и сообщил им, что из-за осложнения международной обстановки он не сможет доставить их в Саутгемптон и Шербур, поскольку в любом из этих портов лайнер будет подвержен опасности обстрела.

Сразу же после этого сообщения жизнь на лайнере круто изменилась. Большинство огней было потушено, иллюминаторы закрыли стальными крышками. Электри­ фицированную маршрутную карту судна отключили. В течение одной ночи все трубы перекрасили в другой цвет, надстройку замаскировали. Название судна ис­ чезло. Всякая связь с берегом прекратилась. Каждое утро пассажиры с тревогой брали в руки издаваемую

166



на лайнере газету, боясь найти в ней сообщение о том, что война объявлена. Но все обошлось благополучно. 28 августа, за три дня до начала войны, Европа выса­ дила в Бремене всех пассажиров.

Тем временем второй германский^ лайнер, шедший из Европы в Америку, прибыл в Нью-Йорк, имея на борту 1600 пассажиров. Капитан очень торопился поскорее закончить дела в американском порту и уйти в обратный рейс. Были побиты все рекорды скоростной выгрузки и погрузки. Через несколько часов, когда лайнер уже закончил все дела и мог отправиться домой, пришло неприятное сообщение — американский президент Руз­ вельт приказал обыскать суда всех потенциальных про­ тивников. Немедленно американские таможенники и агенты Федерального бюро расследования обыскали Бре­ мен и ряд других лайнеров. Один из представителей портовой администрации заявил: «Мы должны быть уве­ рены, что ни одно из этих судов не покинет порт, имея на борту вооружение».

Однако вся эта процедура была произведена лишь для того, чтобы задержать Бремен в Нью-Йорке и дать возможность английскому крейсеру Бервик подойти к Ат­

лантическому

побережью

Америки,

чтобы проследить

за маршрутом

немецкого

лайнера.

Но по-настоящему

германские дипломатические органы вознегодовали, когда портовая пароходная инспекция заставила капитана Бре­ мена устроить тренировочный спуск шлюпок на воду, в результате чего выход Бремена в Европу был отложен на 36 часов.

Только в 7 часов вечера 30 августа, за несколько ча­ сов до того, как немецкие танки поползли по польской территории, Бремен взял курс на родину. На борту не было ни одного пассажира, фашиствующие молод­ чики из судового экипажа орали бодрые марши, оркестр исполнял «Дейчланд юбер аллее», и никто не предпола­ гал, что лайнер пересекает океан в последний раз.

Не успел Бремен выйти в рейс, как о нем поползли всевозможные слухи: что его захватили англичане, и капитан Аренс, чтобы избежать позора, приказал открыть кингстоны и потопил судно; что лайнер отстаивается в Мек­ сике; что германский исполин завершает рейс под фла­ гом тогда еще нейтральной Италии и т. д. Но слухи ока­ зались ложными. На самом деле сразу же по выходе в море судно отпустило лоцмана и, погасив огни, на полной

167


скорости сумело оторваться от английского крейсера. Капитан Аренс за восемь суток провел Бремен в один из нейтральных портов Северной Европы, откуда в де­ кабре того же года лайнер благополучно совершил пере­ ход в Бремерхафен. Больше ему уже никогда не было суждено отправиться в плавание.

О назначении обоих германских лайнеров узнали лишь после войны. Оказывается, их готовили к высадке десанта на Британские острова: в бортах судов были сделаны большие лацпорты для выгрузки живой силы и техники; в некоторых каютах и над трапами сохрани­ лись развешенные инструкции о порядке высадки де­ санта. Но этим планам немецкого командования не суж­ дено было сбыться. Вместо нападения на Англию, Гит­ лер начал стягивать войска на восточных границах, а Бремен и Европа были превращены в плавучие казармы.

17 марта 1941 г. берлинское радио, прервав свои обычные передачи, сообщило о серьезном пожаре на Бремене. Фотографии, полученные английской развед­ кой, свидетельствовали о том, что Бремен был охвачен пламенем в носовой и кормовой частях и что средняя надстройка полностью уничтожена. Пожар произошел в воскресенье, когда гарнизон немецких моряков, жив­ ших на лайнере, находился в увольнении,за исключением небольшого числа дневальных. Пламя вспыхнуло вне­ запно, и огонь начал распространяться с такой скоростью, что пожарным пришлось ограничиться лишь защитой пирса и находящегося рядом лайнера Европа.

Восемь дней бушевал пожар, который превратил шедевр немецких кораблестроителей в груды почерневших исковерканных развалин. В качестве последней меры приняли решение потопить останки лайнера. Металл тогда был на вес золота, поэтому через некоторое время почти весь корпус разрезали и передали на военные заводы. Когда четыре года спустя американские войска пришли в Бремерхафен, они нашли несколько обломков лайнера, едва выступавших из воды.

Был ли пожар диверсионным актом или, может быть, произошел несчастный случай, — до сих пор неизвестно. Гестапо арестовало по этому делу много людей, но истин­ ная причина пожара так и осталась загадкой. Единственно, что проливает свет на эту таинственную историю, — это

явное нежелание

судового экипажа

принять участие

в борьбе с огнем,

что дает основание

предполагать, что

168


пожар Бремена был одним из многочисленных актов борьбы против фашизма.

Другой германский лайнер Европа за всю войну всего один раз попал под бомбежку, но серьезных пов­ реждений не получил. Когда же стало очевидным, что немцам не удастся удержать Бремерхафен, германское военное командование приняло решение взорвать лайнер. Однако за несколько часов до момента взрыва был подпи­ сан акт о безоговорочной капитуляции Германии, и взрыв не состоялся. 8 мая 1945 г. лайнер Европа стал военной добычей США, но, как оказалось, не очень удачной.

Нуждаясь в металле, гитлеровцы постепенно переплавили значи­ тельную часть стальных конструкций Европы, заменив их деревянными. Поэтому ни один послевоенный рейс Европы пол флагом США не об­ ходился без пожаров. По этой же, по-видимому, причине погиб и Бре­ мен. Кроме того, обнаружилось, что с конструктивной точки зрения Европа была далеко не идеальным судном. Первоначально судно должно

было иметь меньшие размеры, и лишь в процессе постройки в перво­ начальный проект внесли коррективы, не увеличив при этом прочности конструктивных элементов. Об этом свидетельствовали большие тре­ щины, обнаруженные в корпусе. Только традиционная немецкая акку­ ратность комсостава и матросов, своевременные осмотры предотвра­ тили несчастные случаи при переходе Европы через океан в довоенные

годы, когда немецкие скороходы так высоко котировались на Северной Атлантике.

США подарили Европу Франции, которая ко времени окончания второй мировой войны вообще лишилась крупнотоннажного флота. Получив имя Либерте, лайнер стал на капитальный ремонт и переоборудование. Но и на этом его неудачи не кончились. Сильный штормовой ветер сорвал его со швартовов и бросил громадное судно на полузатопленные останки лайнера Пари, сохранив­ шиеся здесь еще с довоенного времени. Либерте зато­ нул на глубине всего 9 м. Судно было поднято, но ввести его в строй удалось только через полгода; еще через несколько лет, в 1963 г., оно пошло на слом.

Печально окончилась карьера двух других гигантов Атлантики, плававших под флагом союзницы гитлеров­ ской Германии— Италии.

Как известно, весь 1939 г. и первую половину 1940 г. Италия оставалась официально нейтральной, и Муссо­ лини сохранял на линии Генуя— Нью-Йорк итальян­ ские лайнеры Рекс и Конте ди Савойя. Однако незадолго до того, как начать военные действия и нанести Франции предательский удар в спину, Италия направила оба лайнера в надежные убежища.

169