Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А для полной иллюзии и в самом деле заканчивали соо­ ружение сухого дока. Не удивительно поэтому, что когда лайнер вышел из устья р. Клайд, у немцев не было ни­ какого сомнения в достоверности распространявшихся слухов. Для большей безопасности швартовные испы­ тания проходили в крошечном бассейне, длина которого едва превышала длину судна.

Далее было объявлено, что Куин Элизабет идет на испытания шлюпочного вооружения в Гринок. Даже капитан судна не знал истинной цели рейса, хотя он, ко­ нечно, подозревал о намерениях своего правительства. Впрочем, у 400 членов экипажа возникли, видимо, анало­ гичные подозрения, поскольку они внезапно отказались участвовать в этом «пробном рейсе». Они устроили за­ бастовку и потребовали повышения заработной платы. Посовещавшись, владельцы лайнера согласились удо­ влетворить требования моряков; только 20 матросам разрешили покинуть судно, взяв с них клятву о нераз­ глашении тайны. А тайна была очень простой: Куин Элизабет должна была, обманув бдительность герман­ ских подводных лодок, пересечь Атлантический океан, прийти в Нью-Йорк и, будучи в полной безопасности, ждать дальнейших распоряжений.

По р. Клайд лайнер шел под прикрытием нескольких

самолетов. После выхода

из Гринока судно эскортиро­

валось четырьмя эсминцами,

но вскоре они отстали.

Рейс протекал спокойно:

на

всем пути не встретилось

ни одной подводной лодки,

и через 5 суток 9 часов ранним

утром 7 марта 1940 г. Куин Элизабет вошла в нью-йорк­ ский порт. Так закончился столь необычный первый рейс этого судна.

Когда по приказу британского правительства, опасавшегося воз­ душных налетов, Куин Элизабет тайком переправили через Атлантику

в Нью-Йорк, это вызвало иронические отклики и в США и в Германии. Например, немецкое радио, сообщая в шутливой форме, как Куин Эли­ забет бежала из Англии, отметило, что, судя по этому побегу, англи­

чане, по-видимому, не очень-то уверены в своей победе. А в американ­ ских газетах появились карикатурные изображения огромного лайнера и подписи: «Теперь, наверное, англичане переправят к нам Вестмин­ стерское аббатство».

Как бы то ни было, но в Нью-Йорке Куин Элизабет была в полной безопасности. Расположившись рядом с двумя другими великанами — Куин Мэри и Норман­ дией, — она ждала распоряжений. Дальнейшая судьба Куин Элизабет сложилась так же, как и у ее старшей

176



сестры Куин Мэри: она появлялась в любом уголке планеты— там, где это требовалось, а с мая 1943 г. совершала регулярные рейсы между Европой и Америкой. Как и Куин Мэри, она прошла более полмиллиона миль и перевезла около миллиона военнослужащих. Этому лайнеру, вооруженному, как и Куин Мэри, 33 орудиями, ни разу не пришлось открыть огонь, так как он не встре­ тился ни с одним вражеским кораблем и ни с одним вра­ жеским самолетом.

Обе «королевы» перевезли на фронт 70% всех моби­ лизованных американцев, а после войны возвратили на родину 95% всех демобилизованных солдат, офицеров и членов их семей. Летом 1944 г. Куин Элизабет уста­ новила своеобразный рекорд, приняв на борт самое большое количество людей за всю историю мореплавания— 15 200 военнослужащих. В 1946 г. после доставки на ро­ дину очередной партии демобилизованных американцев Куин Элизабет встала на ремонт. А после переоборудо­ вания она вернулась к своей прежней работе в качестве пассажирского лайнера.

Многие недоумевают, как двум самым крупным в мире

лайнерам — Куин Мэри

и

Куин

Элизабет — удалось

в течение всей войны избежать атаки подводных

лодок

и самолетов противника.

В

первую

очередь это

можно

считать заслугой командования США и Англии, которые каждый раз тщательно продумывали маршруты двух исполинов. Причем, не было случая, чтобы на всем пути через океан их сопровождали военные корабли, даже тогда, когда на борту находились такие важные персоны, как Уинстон Черчилль.

Наиболее опасные районы, прилегающие к нью-йорк­ скому порту и на подходах к ирландскому побережью (где в прошлую войну нашла свою гибель от немецкой торпеды знаменитая Лузитания), усиленно патрулиро­ вались охотниками за подводными лодками. Это сво­ дило шансы германского подводного флота на успешную атаку в этих районах к минимуму. Здесь же крупнейшие лайнеры усиленно прикрывались с воздуха, что исклю­ чало возможность воздушного налета.

Каждый раз «королевы» шли иным маршрутом, ко­ торый тщательно засекречивался. Но даже если бы вра­ жеская подводная лодка и выследила лайнер, вероят­ ность торпедирования была бы крайне малой, поскольку оба судна обладали исключительной быстроходностью

177


и на протяжении всего пути через определенные проме­ жутки времени выполняли противолодочный зигзаг, т. е. резко изменяли курс. Видимо, гитлеровцы доста­ точно хорошо понимали риск и трудности, связанные с атакой на «королев», и, несмотря на широко организо­ ванную охоту за суперлайнерами, избегали безрассуд­ ных авантюр. Подводные лодки в Германии ценились очень дорого, и их командиры не торопились заслужить обещанный фюрером железный крест с дубовыми листьями за уничтожение Куин Мэри или Куин Элизабет, пред­ почитая топить тихоходные транспортные суда с доро­ гими грузами.

Попробуем представить себе, что произошло бы, если бы фашистам удалось торпедировать один из лайнеров. Известно, что шлюпки, находящиеся на борту, могли принять только пятую часть пассажиров и команды. Ктому же при поражении торпедой лайнер получил бы силь­ ный крен, и спуск шлюпок на воду был бы возможен только с одного борта. Следовательно, местами в шлюпках можно было обеспечить фактически лишь одну десятую часть находящихся на судне людей. Что же касается надувных плотов, то на них вряд ли можно было рас­ считывать, так как мало кто смог бы выжить в ледяной воде Северной Атлантики. Еще страшнее представить себе налет вражеских самоле­ тов, в борьбе с которыми суда такого типа совершенно беспомощны. К счастью, это все — воображаемые страхи: на деле оба лайнера с че­ стью прошли через все многочисленные испытания этих грозных лет и вполне заслужили право называться героями второй мировой войны.

Итак, мы вкратце проследили за судьбами семи самых крупных лайнеров Северной Атлантики. Четыре из них принадлежали странам фашистского лагеря, три — стра­ нам антигитлеровской коалиции. Пять лайнеров, которые владельцы пытались уберечь от превратностей военного времени, погибли: сгорели Нормандия и Бремен, факти­ чески вышла из строя Европа, с воздуха были уничто­ жены Рекс и Конте ди Савойя. И только два английских скорохода — Куин Мэри и Куин Элизабет — благопо­ лучно прошли через всю войну, подтвердив, что «смелого пуля боится, смелого штык не берет».

А к в и т а н и я и И л ь -д е -Ф р а н с

Наш рассказ о развитии трансатлантического судо­ ходства был бы не полным, если бы в нем не были отра­ жены военные биографии хотя бы нескольких наиболее примечательных судов, которые хотя и уступали по своим размерам и скорости таким гигантам, как «королевы»,

178


Нормандия и некоторым другим, но, несомненно, имели огромное военное значение.

Начнем с истории одного из наиболее популярных анг­ лийских лайнеров — кунардовской Аквитании.

Вконце 30-х годов Аквитания считалась очень уста­ ревшим судном, и компания «Кунард Уайт Стар Лайн» держала ее на Атлантике только до завершения постройки

Куин Элизабет.

Вожидании своей участи старушка Аквитания про­

должала добросовестно служить на североатлантиче­ ской трассе. После Мюнхенского сговора, когда в воз­ духе запахло порохом, на Аквитании, как и других трансатлантических лайнерах, начались регулярные уче­ ния экипажа с противогазами под руководством специаль­ ного инструктора, которого компания три рейса возила на лайнере туда и обратно через океан, чтобы он обучил экипаж действиям при газовой тревоге, а также основным приемам тушения зажигательных бомб.

23 августа 1938 г. Аквитания вышла в свой послед­ ний (307-й по счету!) мирный рейс. На борту судна было рекордное число пассажиров—■1412 человек. Компания распродала даже часть кают обслуживающего персонала: застрявшие в Европе американцы, убегая от коричневой чумы, спешили перебраться на другую сторону Атлан­ тики . . .

Аквитания благополучно пересекла океан и, почти не задерживаясь, вышла из Нью-Йорка назад, в Европу, взяв 1109 нассажиров. Это были преимущественно те, кто рассчитывал попасть в Европу еще на Нормандии, но, поскольку американцы решили не делать Гитлеру столь роскошного подарка, их попросили перебраться на Аквитанию.

Когда огромный пароход с потушенными огнями подхо­ дил к Европе, там уже шла война. Внезапно у француз­ ских берегов к Аквитании подошел английский эсминец и засигналил: «Четырехтрубный пароход, сообщите ваши позывные», на что раздраженный капитан лайнера отве­ тил: «Неужели вы не знаете, что в мире сейчас существует один-единственный четырехтрубный пароход?»

Под эскортом эсминца Аквитания добралась до заветных английских берегов, где ее уже ждали маляры, которые быстро перекрасили пароход в серый цвет. Вете­

ран Атлантики

получил мобилизационное

предписание

и прибавил к

своей заслуженной славе

новые лавры.

179