Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

морское ведомство решило его отремонтировать. Два года спустя Уэйкфилд вновь бороздил океан в качестве воен­ ного транспорта.

Однотипное Манхаттану судно Вашингтон до конца 1940 г. продолжало работать на Атлантике как пасса­ жирский лайнер. За несколько месяцев до того, как его переоборудовали в военный транспорт, с ним произошла следующая история. Когда Италия вступила в войну, правительство Муссолини предупредило правительство США, что американские граждане могут покинуть нахо­ дящиеся под контролем дуче территории только на лай­ нере Вашингтон, который следует из Франции в Северную Америку с заходами в Португалию и Испанию.

Вашингтон, ярко освещенный, с флагами, свидетельст­ вовавшими о принадлежности судна к нейтральной стране, полным ходом шел к берегам Португалии. В 5. 16 утра неподалеку от лайнера всплыла подводная лодка и просигналила:«Остановить судно. Всем покинуть судно. Тор­ педирую». Капитан Вашингтона приказал ответить, что судно плавает под нейтральным, американским флагом. Вновь на подводной лодке замигали огни: «Покинуть судно. Срок — 10 минут».

«Моя единственная мысль была, — вспоминал впослед­ ствии капитан лайнера, — дотянуть до рассвета, чтобы на подводной лодке увидели беззащитных женщин и детей в спасательных шлюпках и американские флаги, нарисо­ ванные на корпусе». Но пока пришлось выполнять приказ. Шлюпки были вывалены за борт и повисли на тросах высоко над водой. В них сели пассажиры. На палубе рядом со шлюпками выстроились матросы. Зрелище было тяжелым. Женщины, не успев как следует одеться, дро­ жали от холода. Многие из них держали на руках малы­ шей. Дети постарше испуганно прижимались к матерям.

Но вот подводная лодка погрузилась. Наступили мучительные минуты ожидания. Каждый миг можно было увидеть пенный след торпеды, и за ним — взрыв. Начало рассветать. Подводная лодка снова всплыла и просигна­ лила: «Приняли вас за другое судно. Следуйте своим кур­ сом». Вашингтон сразу же набрал полную скорость и вскоре скрылся из виду. Но еще с четверть часа пассажиры продолжали раскачиваться в вываленных за борт шлюп­ ках на высоте 18 м над водой. Лишь убедившись в безопа­ сности, капитан приказал высадить пассажиров из шлю­ пок и развести их по каютам.

187


В марте 1941 г. бывший лайнер, переименованный в Маунт Вернон, отправился в свой первый рейс уже как военный транспорт и без приключений занимался пере­ броской войск союзников через моря и океаны.

В 1923 г. в Германии был построен первый послевоен­ ный крупнотоннажный лайнер Колумбус, предшественник Бремена и Европы. Главным его назначением были круизы, хотя летом он регулярно работал на Атлантике.

19 августа 1939 г. Колумбус отправился в двенадцати­

дневный круиз

в Вест-Индию. Вскоре пассажиры заподо­

зрили что-то

неладное — лайнер прошел

мимо одной

из английских

колоний, где предполагалась

остановка,

и взял курс на Кюрасао. Там ни одного человека не пусти­ ли на берег, а стоянка длилась ровно столько, сколько потребовалось на то, чтобы заполнить топливные танки. Все карты и компасы были спрятаны от любопытных глаз, радио не работало. И для пассажиров явилось полной

неожиданностью сообщение капитана, что судно

идет

в Гавану, где все они, независимо от их желания,

будут

высажены на берег.

Через пару дней незадачливые туристы оказались на территории Кубы, откуда им пришлось добираться сначала на маленьком пароходе, а затем на поезде до Нью-Йорка. Тем временем Колумбус с потушенными огнями вышел из Гаваны и взял курс на порт Веракрус (Мексика), где он присоединился к группе германских судов, стоявших на рейде в миле от берега и ожидавших дальнейших распоряжений из рейха.

Вскоре из Берлина пришел секретный приказ возвра­ щаться в Германию. Согласно личному указанию Гитлера, при встрече с кораблями противника команда судна обязана была немедленно открыть кингстоны и пустить лайнер ко дну, чтобы он не достался врагу. В связи с этим была разработана специальная инструкция, по которой экипаж Колумбуса ежедневно проходил учения, вырабатывая необходимые навыки, чтобы в нужный момент быстро потопить свое судно.

Учение не пропало даром. Когда на горизонте показался английский эсминец Гиперион, на всех парах прибли­ жавшийся к лайнеру, капитан Колумбуса немедленно отдал приказ поджечь и потопить судно. Прозвучал сигнал тревоги, и матросы заученными движениями начали открывать кингстоны и горящими факелами поджигать судно. Каждый человек, а на судне было 567 мужчин и

188


9 женщин, хорошо знал свое дело: вскоре лайнер, охва­ ченный пламенем, пошел ко дну. Команда спаслась на шлюпках и была подобрана американским крейсером

Таскалуза.

Хотя США тогда еще не вступили в войну против Гитлера, крей­ сер, видимо, не случайно сопровождал на почтительном расстоянии германский лайнер от мексиканского берега. Возможно, что именно этот крейсер и сообщил англичанам о курсе следования Колумбуса.

На вопрос американских репортеров — почему капитан Колум­ буса приказал поджечь судно, хотя Гитлер такого приказа не давал, —•

последовал ответ: «Потопить лайнер таких размеров — дело очень долгое, на которое ушло бы по меньшей мере два часа. Поэтому я и приказал поджечь его, чтобы ни один англичанин не успел подняться на борт Колумбуса».

Н ь ю -А м с т е р д а м — «судно мира»

В марте 1937 г. состоялась церемония спуска на воду голландского трансатлантического лайнера Нью-Амстер- дам. Постройка этого судна явилась важной вехой в раз­ витии голландского судостроения — он более чем в два раза превосходил любое судно, сошедшее со стапелей голландских верфей.

Компания «Холланд — Америка Лайн» заявила, что, поскольку Голландия воевать не собирается, судно проек­ тировалось и строилось без учета его возможного исполь­ зования в военных целях и будет единственным в современ­ ном коммерческом флоте подлинным судном мира.

Красивый и удобный Нью-Амстердам быстро зареко­ мендовал себя как один из наиболее рентабельных лай­ неров.

Когда гитлеровцы вторглись на территорию Голландии, лайнер находился в круизном рейсе у берегов Вест-Индии. 600 перепуганных туристов были высажены в одном из портов Центральной Америки, а судно получило распоря­ жение Британского министерства судоходства следовать в порт Галифакс. Там его переоборудовали в крупнейший военный транспорт. В кинотеатре, в большом зале, в пла­ вательных бассейнах и прочих помещениях были сняты все украшения и в несколько ярусов подвешены койки. Если в коммерческом варианте Нью-Амстердам принимал на борт 1203 человека, то после переоборудования это число возросло в шесть раз. Более 400 тыс. военнослу­ жащих перевез лайнер в годы войны.

189

Нью-Амстердам работал на всех океанах. После вступ­ ления в войну США он совершил множество рейсов между Тихоокеанским побережьем Америки, Австралией и Новой Зеландией. В 1944— 1945 гг. бывший лайнер перешел на Атлантику и совершил 10 рейсов из Америки в Европу

и

обратно.

 

нависла

серьезная опас­

 

Лишь однажды над судном

ность.

Зимой

1944 г., следуя

своим

курсом недалеко

от

Галифакса,

капитан получил предупреждение, что

в

этом

районе

находится германская подводная лодка.

Эсминцы, эскортирующие лайнер, сбросили глубинные бомбы. Раздался мощный взрыв, и на поверхность всплыли масляные пятна и какие-то обломки — все, что осталось от потопленной субмарины.

А 10 апреля 1946 г. на причалах роттердамского порта собралось множество людей. В этот день прославленный ветеран второй мировой войны целым и невредимым вернулся на родину.

Сейчас Нью-Амстердам успешно работает на Атлантике, и очень хочется, чтобы этот лайнер так же, как и все другие гражданские суда, до конца своих дней оставался с у д н о м м и р а и чтобы никогда ему не потребовалось снова надеть военную форму!


ГОЛУБАЯ ЛЕНТА СЕГОДНЯ

В первые послевоенные годы

желые потери понес торговый флот в годы

второй мировой войны.

С 1939 по 1945 гг.

погибло 2775

коммерческих судов

общим тоннажем

14,5 млн. per. т,

т. е. каждый месяц уносил в среднем по

40 судов. Среди государств — участников войны особенно пострадала Англия: только пассажирских и грузопасса­ жирских судов она потеряла более 200 единиц валовой вместимостью 1,5 млн. per. т. Другие страны — такие, как Норвегия, Голландия, Франция, также лишились зна­ чительной части своего транспортного флота.

Но самые большие потери понесли начавшие войну страны гитлеровской коалиции. Фактически к моменту капитуляции все сколько-нибудь значащие суда этих стран были потоплены или сильно повреждены.

Резко изменилось соотношение численности торговых судов разных стран на море. В то время как флот европей­ ских стран нес огромные потери, США за военные годы ввели в строй 5000 океанских судов. Изменился и состав флота: погибшие пассажирские и грузопассажирские лайнеры не заменялись новыми судами того же назначе­ ния, но зато в течение всей войны интенсивно строились сухогрузные суда и танкеры, имевшие большое стратеги­ ческое значение.

Врезультате к 1946 г. обнаружился острый дефицит

впассажирском флоте. Но компании выжидали изменения

191

конъюнктуры. Материалов не хватало, а продолжитель­ ность и стоимость постройки судов возросли вдвое, и су­ довладельцам было невыгодно заказывать новые лайнеры. Что же касается уцелевших лайнеров, то они долгое время не могли вернуться на свои традиционные пассажирские трассы, так как должны были обеспечить доставку на родину демобилизованных воинов, их жен и детей, а также пере­ мещение интернированных граждан и военнопленных.

Однако постепенно жизнь входила в свою колею, и на Атлантике начали появляться первые чисто пасса­ жирские лайнеры. В течение лета 1946 г. 2000 рабочих счистили с Куин Элизабет серую защитную краску, заме­ нили около 7000 км электропроводки, отремонтировали десятки лифтов, грузовых лебедок, швартовных шпилей, заново расставили мебель. 25 октября 1946 г. Куин Эли­ забет первой вышла на трансатлантическую линию в каче­ стве пассажирского лайнера и взяла курс на Нью-Йорк.

Куин Мэри к этому времени только закончила пере­ возку демобилизованных на родину и в конце сентября 1946 г. встала на капитальный ремонт. 1200 рабочих с верфи «Джон Браун» приступили к переоборудованию кунардовского великана. В годы войны^ судовая мебель (10 000 предметов!) хранилась в Нью-Йорке, Сиднее и в некоторых других портовых городах мира. Все это пришлось собирать, чистить, ремонтировать и доставлять в Саутгемптон. На лайнере соорудили кинотеатр на 200 мест, новый коктейль-бар, два сада; обновили и реставри­ ровали картины и скульптуры, оборудовали новый тан­ цевальный зал. Несмотря на трудности со снабжением, работа велась достаточно быстро, и 31 июля 1947 г. лайнер вышел в первый послевоенный рейс.

Итак, хотя и с двадцатилетним опозданием, сбылась мечта дирекции компании «Кунард Уайт Стар Лайн» — обеспечить двумя лайнерами еженедельные рейсы через Атлантику. В этом же году старейшая трансатлантическая компания вернула себе прежнее имя — «Кунард Лайн».

Однако пора было подумать о строительстве новых судов взамен устаревших и погибших. Как и в довоенные годы, компания «Кунард Лайн» решила выжидать, маневри­ ровать и строить небольшие суда, пока не выяснятся основ­ ные тенденции в развитии судоходства на Атлантике. Поэтому пока она построила три чисто грузовых судна: Азию, Арабию и Ассирию, а также два среднетоннажных грузопассажирских лайнера — Мидию и Парфию. Что же

192