Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гордость музея — гигантский аквариум, расположен­ ный на четырех ярусах одного из залов. Его экспонаты — наиболее удивительные представители морской флоры и фауны — помещены в стеклянные резервуары, снабжен­ ные специальными оптическими устройствами для удобства наблюдения.

В павильоне «Подводный мир завтра» решили обору­ довать макет подводного города будущего, где были бы показаны морские фермы и разработка подводных место­ рождений полезных ископаемых. В павильоне «Океано­ графия» экспонируются модели новейших глубоководных аппаратов и перспективных типов судов.

На Куин Мэри построен оригинальный театр, в кото­ ром демонстрируется 8-минутное путешествие в царство Нептуна (нечто наподобие подводного планетария). Для маленьких посетителей создан специальный детский музей.

Очень остроумно задумано использовать в качестве экспоната музея само судно. Около него сооружен подвод­ ный стеклянный павильон, откуда зрители могут видеть медленно вращающийся гребной винт лайнера диамет­ ром 5,5 м. Тут же несколько водолазов, имитирующих осмотр подводной части корпуса.

На судне непрерывно работают двигатели, а чтобы посетители музея могли видеть огромные агрегаты в дей­ ствии, значительная часть металлических корпусов этих агрегатов заменена прозрачными крышками.

Как уже говорилось, под музей отведено две трети судна. Оставшиеся помещения бывшего трансатлантика использованы для гостиницы, ресторанов, магазинов, плавательных бассейнов и т. д.

Однако осуществление столь смелого проекта оказа­ лось делом далеко не легким. Первоначальная смета на переоборудование судна выражалась приемлемой суммой около 9 млн. долларов. Но когда приступили к работам, выяснилось, что на эти деньги не удастся сделать идесятой доли намеченного. Пересмотренная смета выразилась уже астрономической цифрой — 160 млн. долларов. Разразился скандал, который кончился самоубийством автора проекта переоборудования адмирала в отставке

Джона Фи.

И все-таки отцам города Лонг-Бич удалось

преодолеть

все трудности, и сейчас Музей моря открыт.

Великолепный

трансатлантический

лайнер, прошедший

за свою жизнь

около 4 млн. миль

и доставивший через

213


океан более 2 млн. пассажиров, превращен в мекку для скучающих туристов.

Более 100 запросов и по меньшей мере 5—6 серьез­ ных предложений было по поводу Куин Элизабет. По­ скольку «Кунард Лайн» совсем недавно— в 1966 г . — вложила большие деньги в переоборудование Бетси, как

ласково называли англичане свою

любимицу, компания

запросила за лайнер несравненно

большую сумму, чем

за Мэри.

 

Судно купила одна американская компания за 7750 тыс. долларов, которая предполагала поставить Куин Элизабет в фешенебельном ку­

рортном центре — порту Эверглейдз, оборудовать на ней роскошные рестораны, экзотические бары, кафе, игорные залы. С лайнера сняли гребные винты и перелили их на сувениры для продажи посетителям. На все это ушли огромные деньги, и новые владельцы не смогли вер­ нуть компании «Кунард Лайн» «должок» в 6 млн. долларов. Тогда ком­ пания забрала свое судно обратно и решила сама сделать на нем биз­ нес. Понятно, что по возвращении Бетси на родину, к ней потяну­

лись толпы туристов, но доходы от посетителей не покрывали те 200 тыс. долларов, которые еженедельно затрачивала компания на содержание судна. И в июне 1969 г. компания вновь объявила о про­ даже Куин Элизабет.

Мир был удивлен, когда стало известно, что лайнер снова попал к тем самым бизнесменам из США, которые уже однажды обожглись на «королеве». На сей раз цена повысилась до 8,6 млн. долларов. Но. . .

история повторилась. Незадачливые предприниматели снова вылетели

в трубу. В мае 1970

г. компания

«Куин Лимитед» (как они окрестили

свое предприятие)

объявила о

банкротстве,

задолжав

кредиторам

12 млн. долларов.

как и прочее имущество

лопнувшей

компании,

Куин Элизабет,

пошла 'с молотка. Наибольшую сумму на аукционе предложил за «ко­ ролеву» некий мистер Танг из Гонконга — 3,1 млн. доллара. Дотош­ ные корреспонденты тут же забросали нового хозяина Бетси много­

численными вопросами. Прежде всего их интересовало, что мистер Танг намерен делать со своей покупкой. На это китайский делец от­ ветил, что собирается переоборудовать судно в . . . плавучий универ­

ситет

(?).

 

 

 

Итак, сделка состоялась. Бывший трансатлантик, получивший

новое

имя

Сиуайз Юниверсити (Морской университет) отправился

в Гонконг,

где он

простоял

около года. Ежедневно более 1200 че­

ловек

трудились

на судне,

чтобы переоборудовать его в китай­

ском стиле.

Уже была объявлена дата первого рейса, когда утром 8 ян­

варя

1972 г. на лайнере вдруг начался пожар, причины которого уста­

новить не удалось.

 

 

Портовые власти бросили на борьбу с пожаром все пожарные ка­ тера и вертолеты. Сто с лишним стволов подавали воду на горящий лай­ нер, окутанный густым дымом. От обилия воды судно накренилось на 17°, возникла угроза опрокидывания. Дали команду прекратить подачу воды. К этому времени пламя уничтожило почти все надстройки. Послышались взрывы — это, по-видимому, взрывались топливные танки. А утром 10 января собравшиеся люди увидели, что великолеп­ ный лайнер лежит на грунте с креном 80°.

214


Так закончилась жизнь одного из наиболее известных трансатлан­ тических скороходов компании «Кунард Лайн». Погиб самый крупный в мире пассажирский лайнер, шедевр английских судостроителей,

гордость нации.

А как же мистер Танг из Гонконга? Ничего страшного! Покупка была предусмотрительно застрахована на 8 млн. долларов. . .

Недавно закончившая свою работу специальная следственная ко­ миссия пришла к выводу, что пожар на Куин Элизабет— дело рук од­

ного или нескольких лиц, поскольку пламя вспыхнуло с малыми ин­ тервалами времени по крайней мере в трех местах и вскоре охватило все судно.

Дальнейшая судьба бывшего кунардовского лайнера уже опреде­ лена: ацетиленовыми резаками его разрежут на части и продадут на металлолом. Пока же прославленный гигант беспомощно лежит на грунте, его борт выступает над водой, а портовики заняты важным де­ лом: из чрева лайнера выкачивают оставшиеся 3000 т топлива.

Вслед за «королевами» настала очередь и других трансатлантических кунардовских лайнеров. В январе 1968 г. компания продала Каронию, которую за красивый зеленый цвет окраски по обоим берегам Атлантики про­ звали «зеленой богиней». Карония перевезла в общей сложности 130 тыс. пассажиров и особенно прославилась кругосветными круизами продолжительностью 90 суток. Правда, участие в подобном круизе обходилось ни много ни мало, как 29 тыс. долларов, но все 17 кругосветных путешествий с туристами на борту Карония провела вполне успешно.

Сначала Карония попала в Югославию, где из нее хотели сделать

плавучий отель для туристов, но когда новые владельцы убедились, что судно не приносит ожидаемой прибыли, его перепродали за океан, в Панаму, где предполагают использовать для круизов по мор: м и океа­ нам Западного полушария.

Между тем председатель компании «Кунард Лайн» Смоллпис продолжал свой «аукцион». Еще до начала навигации 1968 г. он продал Каринфию и Сильванию. Лайнеры купила одна итальянская компания для обслу­ живания линии Англия — Австралия — Новая Зелан­ дия.

И, наконец, в 1972 г. пришло сообщение о выводе из эксплуатации последних трансатлантиков старой по­ стройки: Кармании и Франконии.

Таким образом, в течение нескольких лет компания «Кунард Лайн» полностью ликвидировала весь свой пас­ сажирский флот как неконкурентоспособный. Ее примеру последовали и другие знаменитые трансатлантические компании: у «Женераль Трансатлантик» остался всего

216


один пассажирский лайнер Франс, а у «ГАПАГ—Ллойд»*— единственный лайнер Европа. Этим именем одного из популярнейших когда-то трансатлантических скороходов владельцы окрестили скромный лайнер Кунгсхольм, куп­ ленный у шведов в 1965 г.

Скорость или комфорт?

Сейчас из 5,5 млн. пассажиров, ежегодно пересекающих Атлантику, всего лишь 10% пользуются услугами оке­ анских лайнеров.

Означает ли это конец трансатлантического пассажир­ ского судоходства? Отнюдь нет. Действительно, сегодня пассажирский флот Атлантики иего владельцы испытывают небывалый кризис, но этот процесс происходит не потому, что пассажирские суда перестали быть нужными людям, а потому, что судовладельцы либо не поняли, что в новых условиях пассажирский флот коренным образом изменил свои функции, либо, осознав это, еще не успели полностью перестроиться применительно к этим условиям.

Дело в том, что нынешняя Атлантика совсем не та, что во время Мавритании и Куин Мэри. Пассажир, кото­ рый сегодня вступает на борт океанского лайнера,— это человек, уставший от повседневных дел, стремительного темпа жизни. Он хочет несколько дней никуда не торо­ питься, хочет, чтобы его вкусно кормили и приятно раз­ влекали. Он ищет интересных попутчиков, — «надо и людей посмотреть и себя показать», хочет безмятежно погреться на солнышке, неспеша прогуляться на свежем воздухе, вдыхая полной грудью соленые бризы, полюбо­ ваться морскими пейзажами, т. е. просто хорошо отдох­ нуть, еще не добравшись до места отдыха. Все это можно получить только на добротном комфортабельном судне, а не в самолете. И действительно. Попробуй показать свои туалеты или провести вечер с приятными собеседниками, если ты вдавлен в кресло и можешь любоваться лишь затыл­ ком пассажира, сидящего впереди на расстоянии, «не пре­ вышающем 86 см»!

Попробуй наслаждаться путешествием, если ты ничего не видишь, кроме ослепительных облаков в иллюминаторе и

* «ГАПАГ—Ллойд» (ФРГ) — монополистическое объединение двух старейших германских компаний: «Гамбург—Америка Лайн» и «Норддейтчер Ллойд».

216


не менее ослепительной улыбки стюардессы, и если изрядно остывший обед и кисленькие конфеты при взлете и посадке должны заменить и просторные рестораны, и танцевальные залы, и плавательный бассейн, и теннисный корт. . .

Есть еще немало причин, по которым известная часть трансатлантических пассажиров продолжает, несмотря на появление авиации, пользоваться услугами судоходных компаний: не все люди хорошо переносят резкую смену климата, что неизбежно при перелетах на большие рас­ стояния; некоторым вообще противопоказаны полеты; немаловажным является и то, что сейчас большое раз­ витие получил автотуризм, поскольку путешественники не без оснований полагают, что, совершая поездку на соб­ ственной машине, можно увидеть значительно больше, чем пользуясь общественным транспортом или пешком; да и само путешествие на своем автомобиле обходится гораздо дешевле. Поэтому нынешние туристы предпочи­

тают даже в заморские страны

брать с собой машину,

а пока это возможно только на океанском лайнере.

Одним словом, с появлением

трансокеанской авиа­

ции чисто транспортная функция

судов сводится к мини­

муму.

 

Внаши дни океанское пассажирское судно — это плавучий курорт, дворец, стадион, отель, все, что угодно,

итолько в последнюю очередь — чисто транспортное судно.

Впогоне за скоростями транспорт «обрел крылья» и место морского лайнера занял лайнер воздушный. Естест­ венно, это нанесло судоходству тяжелый удар. Но, как это ни парадоксально, именно скорость воздушных лай­ неров становится союзником морских судов: человек устал от скорости, и он не жалеет средств, чтобы иногда отдохнуть от нее.

Это нетрудно проверить на личном опыте: если мы отправляемся в служебную командировку, скажем, из Ленинграда или из Москвы в Хабаровск или Владивосток, мы летим на «Илах», на «Ту». Но кто из нас откажется совершить романтическое путешествие на транссибирском железнодорожном экспрессе Москва—Владивосток — через всю страну, сквозь тайгу, вокруг оз. Байкал?

То же самое происходит и на современной Атлантике: если человек торопится по делам, он летит на самолете, но если в резерве есть хоть несколько суток свободного времени, то кто лишит себя удовольствия повторить

217