Файл: Белкин С.И. Голубая лента Атлантики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первый год эксплуатации Михаил Лермонтов совер­ шил 14 круизных рейсов из портов Европы на Канарские острова, в Африку, в бассейн Карибского моря и т. д., а в июне 1972 г.— первый трансатлантический рейс на регулярной линии Ленинград—Канада.

Экипаж советского лайнера может гордиться: уже в первую навигацию на судне были туристы, совершившие на Лермонтове по два-три круиза.

В издаваемой на лайнере газете «Аврора» часто появ­ ляются заметки пассажиров Лермонтова, в которых они с большим теплом говорят о новом советском трансатлантике и его экипаже.

Так, ирландец Джеймс Коел пишет: «Мы навсегда запом­ ним этот чудесный круиз. А когда снова отправимся в путе­ шествие, то предпочтем советский теплоход с советской командой и, если удастся, обязательно Михаил Лермон­ тов. Еще раз благодарим за изумительное путешествие и ждем новых встреч».

Михаил Лермонтов первым из судов Балтийского

пароходства

открыл пассажирскую

навигацию

1973 г.

и совершил

новогодний круиз

на

Канарские

острова.

А летом 1973 г. этот красивый,

очень современный теп­

лоход начал выполнять регулярные рейсы на новой

советской трансатлантической

линии Ленинград— Нью-

Йорк. Первые рейсы Лермонтова

прошли

с

огромным

успехом и окончательно закрепили

позиции

Советского

Союза на Северной Атлантике.

Помимо работы на линии,

судно будет совершать круизы

к Азорским и Канарским

островам, к

норвежским шхерам,

по Карибскому морю

и по родной

Балтике.

 

 

 

 

За последние десять лет советский пассажирский флот

пополнился

множеством новых

пассажирских

судов —

начиная от стоместных судов на подводных крыльях и кончая океанскими лайнерами. Наши пассажирские суда пользуются большим спросом на мировом рынке: их с удовольствием покупают зарубежные судовладельцы. Особенной популярностью пользуются «крылатые» суда, которые Советский Союз экспортирует во многие страны мира.

Велик спрос на советские пассажирские суда и на фрахтовом рынке. Так, наши дальневосточные лайнеры часто фрахтуют для работы на линии Сингапур—Австра­ лия. Теплоход Иван Франко — фрахтуют итальянцы; однотипный лайнер Тарас Шевченко— предпочитают пас­

245


сажиры из ФРГ. На этот лайнер они садятся в Генуе и совершают круизы по Средиземному морю и у берегов западной Африки.

В настоящее время пассажирский флот СССР обслу­ живает 15 международных линий общей протяженностью около 30 тыс. миль, которые связывают нашу страну с 37 портами 24 стран. Помимо линии Ленинград—Мон­ реаль, советские суда работают на таких популярных линиях, как Ленинград—Лондон, Ленинград—Стокгольм, Одесса — Александрия — Бейрут; Одесса — Марсель; Одесса—Венеция; Находка—Иокогама—Гонконг; Баку— Пехлеви и др.

Немало первоклассных пассажирских судов работает на круизных трассах, предлагая советским и зарубежным туристам увлекательные путешествия «из зимы в лето» (например, из Ленинграда на Бермудские острова или из Владивостока к берегам Японии) и наоборот, «из лета в зиму», например из Архангельска в Северный Ледо­ витый океан. Широкую популярность приобрели круизы советских теплоходов вокруг Европы, вокруг Африки, по Дунаю, по Черному морю и т. д. И успехи нашего пас­ сажирского флота лишний раз убедительно доказывают, что у пассажирских лайнеров есть не только славное прош­ лое, но и большое будущее. А это значит, что борьба за Голубую ленту продолжается!


БУДУЩЕЕ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОГО ЛАЙНЕРА

Атлантика . . . Гигантский, нерукотворный мост, соединяющий два самых развитых, самых ци­(Вместо послесловия)

вилизованных континента—Европу и Северную Америку. Атлантика, которая со времен Колумба стала наиболее оживленной транспортной артерией планеты. Как сло­ жится ее судьба в предвидимом будущем? Какие корабли будут бороздить ее воды через двадцать, тридцать лет?

Прежде всего — о скорости. После появления в 1952 г. американского лайнера Юнайтед Стейтс на Атлантике наступило затишье, которое продолжается вот уже более 20 лет. Естественно, такое затишье не будет продолжаться бесконечно. У спортсменов есть очень правильная по­ говорка: можно всегда быть экс-чемпионом, но чемпионом всегда быть нельзя. Соперничать в скорости с самолетами, особенно со сверхзвуковыми, морские суда не в состоянии. Но увеличить транспортные скорости океанских лайне­ ров в 10 раз и более, чтобы заполнить «вакуум» в исполь­ зуемых диапазонах скоростей между существующими видами наземного и водного транспорта (до 100 узлов, т. е. — 185 км/ч) и воздушного транспорта (до 800 км/ч),— вполне возможно. Ведь очень соблазнительно иметь океан­ ский лайнер-экспресс со скоростью хода 300—400 узлов,

который

будет пересекать Атлантику за

10—15 часов,

и в то же время предоставит пассажирам

наиболее ком­

фортные

условия путешествия.

 

247

Как же достичь высоких скоростей?

Напомним, что обычные водоизмещающие суда, пла­ вающие на границе двух сред, водной и воздушной, на­ ходятся в исключительно неблагоприятных условиях, поскольку на их корпус действуют силы и воздушного сопротивления, и вязкостного сопротивления воды, и волновое сопротивление. Поэтому, чтобы резко увели­ чить скорость, нужно прежде всего избавиться хотя бы

от некоторых

составляющих

полного

сопротив­

ления.

 

 

 

Для этого существуют два пути. Об одном из них — приподнять судно над поверхностью воды с тем, чтобы избавиться от волнового и вязкостного сопротивления — мы уже говорили. И есть все основания утверждать, что

трансокеанским

э к р а н о п л а н а м ,

с у д а

м

на

в о з д у ш н о й

п о д у ш к е и другим

типам

неводо-

измещающих судов принадлежит большое будущее. Второй путь — это погрузить судно в воду, превратив

его в п о д в о д н у ю л о д к у . В этом случае оно не будет испытывать ни волнового, ни воздушного сопротив­ ления. Уже вполне серьезно поговаривают о создании пассажирских подводных лодок с корпусом из сверхпроч­ ного прозрачного материала, и можно представить себе восхищение пассажиров такого «Наутилуса», перед кото­ рыми откроются фантастические пейзажи подводного царства. Скорость же подводного лайнера, погруженного на глубину, где никогда не бывает ни штормов, ни волн, будет гораздо выше, чем скорость любого обладателя Голубой ленты Атлантики.

Проект трансатлантического судна на воздушной подушке

248


Есть и промежуточное

решение:

так называемые

п о л у п о г р у ж е н н ы е

с у д а ,

проекты которых

сейчас создаются в Японии, ФРГ и некоторых других странах. Весь корпус полупогруженного судна нахо­ дится в воде, а над поверхностью возвышается лишь небольшая надстройка или часть ее, через которую на судно поступает свежий воздух и удаляются отработавшие газы. Практически не подверженные действию волнового и воздушного сопротивления, полупогруженные суда способны развить гораздо более высокие скорости, чем суда, плавающие на границе двух сред.

Однако, чтобы добиться резкого увеличения скорости, недостаточно уменьшить действующие на судно силы сопротивления. Решающую роль в этом вопросе играют двигатели. История показывает, что каждому новому этапу в развитии судостроения соответствует новый этап в развитии судовых двигателей. В эпоху деревянного судостроения движущей силой являлся в основном ветер и мускульные усилия людей. В эпоху железного и на­ чала стального века в судостроении источником движения судна была паровая машина. В период расцвета стальных водоизмещающих судов наиболее распространенными ти­ пами двигателей стали дизели и паровые турбины. И вот сейчас, на рубеже перехода к качественно новым типам судов — неводоизмещающим и подводным — на повестке дня стоит замена традиционных двигателей ядерными энергетическими установками.

В наши дни ядерные установки на надводных судах только «проходят стажировку», и судостроителям пред­ стоит решить еще немало сложнейших проблем, связан­ ных со стоимостью, габаритами и особенностями техни­ ческой эксплуатации этих установок. Однако нет сомне­ ний, что через какое-то время применение ядерной уста­ новки на судне будет представлять не больше затрудне­ ний, чем простой паровой котел, который в прошлом веке доставил немало хлопот и бед мореплавателям.

Пока же надводные атомоходы еще не продемонстри­ ровали убедительного превосходства над обычными су­ дами с паротурбинными и дизельными установками, и это очень напоминает ситуацию, возникшую на Атлан­

тике в первой половине XIX в.,

когда парусный флот

и пароходы выступали на равных,

хотя в общем-то было

ясно, что дни парусников сочтены. А если это так, то через некоторое время и атомная судовая энергетика

249


получит самое широкое развитие, что повлечет за собой (особенно для неводоизмещающих и подводных судов) резкое, скачкообразное увеличение скорости.

На кораблях будущего широкое применение получат новые прогрессивные материалы, прежде всего легкие сплавы и пластмассы, которые, не уступая по прочности стали лучших марок, отличаются меньшим весом, легко­ стью обработки, а главное— коррозионной стойкостью. Вместе с появлением новых конструктивных материалов уйдет в прошлое и основной метод соединения конструк­ ций — сварка, вместо которой будет внедрен более про­ грессивный, высокопроизводительный метод склеивания. А применение новых материалов и новой технологии постройки судна позволит сделать корабли еще более совершенными по форме, еще более напоминающими воз­ душные лайнеры.

Ко времени создания судов на воздушной подушке и экранопланов, пересекающих Атлантику за несколько часов, очевидно и космическая техника будет поставлена на службу пассажирским перевозкам. Не исключено, что появятся трансатлантические пассажирские ракеты класса «Земля—Космос—Земля», и перелет через океан будет измеряться минутами, и снова встанет вопрос, что лучше: пересечь Атлантику за несколько минут, испытав за этот короткий срок и перегрузки, и невесомость, и прочие сомнительные удовольствия, или совершить прият­ ное, неторопливое (тогда время, измеряемое часами, будет казаться очень долгим!) путешествие со всеми удоб­ ствами и массой впечатлений, т. е. история повторится, только уже на «космическом» уровне.

Ну, а что же будет с надводными судами? Неужели через несколько десятилетий человек станет настолько рациональным в своих поступках, что полностью откажет себе в удовольствии выходить в океан на обычных водоизмещающих лайнерах?

Нет, этого, по-видимому, не случится. Сколько бы недостатков ни было у судов, плавающих на границе двух сред, люди всегда будут совершать овеянные роман­ тикой морские путешествия, которые на протяжении сотен и тысяч лет совершали их предки,— по той же причине, по которой в век стремительных скоростей по планете бродят сотни тысяч пеших туристов, а в море среди величественных плавучих дворцов и отелей нет-нет да и мелькнет на фоне голубого неба белоснежный парус.

250

И стоит ли задавать вопрос, кто же все-таки победит: воздушный транспорт или морской? Человеческие потреб­ ности очень многочисленны и разнообразны, а в будущем их станет еще больше. Людям нужна будет и скорость, и полный отдых от нее, стремительные броски через океан и безмятежные, спокойные путешествия. И пасса­ жирские океанские корабли войдут в будущее столь же «весомо, грубо, зримо», как сверхзвуковые самолеты и космические ракеты.

*

**

Спросите сейчас сотню первых попавшихся мальчи­ шек, кем они мечтают стать, когда вырастут. Наверняка, большинство из них назовет профессию космонавта. Ответы старшеклассников будут, видимо, более разно­ образными: найдется немало желающих стать математи­ ками, архитекторами, физиками, врачами. . . И очень хотелось бы, чтобы по прочтении этой книги у значитель­ ной части молодых людей появилось горячее желание стать инженером-кораблестроителем, потому что корабле­ строение — это интересно, романтично и перспективно. И хочется верить, что многие из моих читателей начнут когда-нибудь создавать прекрасные корабли и своим трудом создадут историю новой голубой ленты, как день от ночи отличающуюся от того мифического приза, за который свыше века боролись и гибли люди и лайнеры!