Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
проекта ряд необоснованных объектов, улучшить строительные решения и генеральный план комбината.
При рассмотрении технико-экономических обоснований одной обогатительной фабрики мощностью 3,7 мли. г была выявлена возможность увеличения мощности на 2 мли. т за счет перевода фабрики на более прогрессивные режимы работы, что позволило снизить удельные капитальные вложения на 21%. себестои мость обогащения на 25% и повысить производительность труда на 18%.
Улучшены проектные технико-экономические показатели при рассмотрении в органах государственной экспертизы предпроектных решений Фряновской камволы-ю-прядильной фабрики, мощ ность которой была увеличена почти на 30% в результате внедре ния более совершенной технологии производства. Производитель ность труда при этом увеличилась на 25%.
Увеличение проектной мощности масложиркомбинатов в го родах Славянске и Ташкенте обеспечило увеличение производи тельности труда соответственно на 18 и 23% и снижение удель ных капитальных вложений.
К чему может привести отсутствие или недостаточный уровень технико-экономических обоснований целесообразности нового строительства, реконструкции или расширения действующих предприятий и выбора площадки для строительства, можно ви деть на примере проектирования и строительства второй очереди Черкасского завода азотных удобрений мощностью несколько сот тыс. т в год. Строительство объектов второй очереди было на чато без согласованного и утвержденного акта выбора площадки, выдача рабочих чертежей производилась до утверждения проект ного задания.
Основной причиной удорожания строительства Черкасского завода азотных удобрений и значительного ухудшения основных технико-экономических показателей явилось отсутствие согласо вания строительства этого объекта с Главрыбводом. Поскольку строительство второй очереди было уже начато, а во избежание загрязнения Кременчугского водохранилища в местах нереста ценных рыб пришлось запроектировать сброс сточных вод в 20 км от расположения завода. Трубопроводы расположили на насы пях, что значительно удорожило строительство за счет внешних сетей канализации. Если обычно стоимость сооружений водопро вода и канализации определяется в 7—8% общей стоимости объ екта, то для Черкасского завода она составила 22%.
При разработке технико-экономических обоснований и перво начального проектного задания на строительство Астраханского целлюлозно-картонного комбината в качестве сырья предпола галось использовать тростник в размере более 30% всей потреб ности в сырье.
Однако для того чтобы обеспечить поставку тростника в необ ходимом количестве, после строительства водоотделителя и заре-
73
гулирования стоков р. Волги, связанного с каскадом построенных н строящихся гидроэлектростанций, потребуются дополнительные капитальные вложения. В результате этого сметная стоимость строительства тростниково-заготовительиого хозяйства увели чится в 2,6 раза по сравнению с первоначальным проектом, и запроектированное тростниковое хозяйство не окупит вкладывае мых в него средств. Это увеличение сметной стоимости строитель ства связано с перебазированием заготовок тростника в восточ ную часть дельты и ликвидацией действующих хозяйств, а также неправильным решением в предыдущем проекте технологии заго товок тростника при нереальной производительности заготови тельной и уборочной техники.
Недостатком также является и то, что стоимость строитель ства на начальных стадиях проектирования часто значительно занижается. Нормативы удельных капитальных вложений, используемые при определении стоимости строительства, недо статочно отражают местные условия.
В качестве примера можно привести Ионавский завод азот ных удобрений. По объектам строительства второй очереди этого
завода сметная стоимость |
была определена первоначально |
|
57 млн. руб., а в проектном |
задании — в |
71,2 млн. руб., или на |
25% больше. Причиной этого явилось |
удорожание объектов |
|
основного производства на 49%. |
|
В технико-экономических обоснованиях расширения Горно заводского цементного завода удельные капитальные вложения были определены на 3—4% ниже предусмотренных типовым про ектом и проектами аналогичных предприятий. В то же время в проектном задании сметная стоимость строительства указанного завода увеличилась на 37% и технико-экономические показатели его резко ухудшились: удельные капитальные вложения соста вили 22 р. 30 к. на 1 г вместо 13 р. 40 к. по типовому проекту, а себестоимость 1 т цемента—6 р. 90 к. вместо 5 р. 97 к. Анализ новых технико-экономических показателей не был выполнен, и экономические преимущества расширения завода не были выяв лены. Приведенные примеры и повседневная практика проекти рования и строительства свидетельствуют о настоятельной необ ходимости тщательной разработки и повышения роли пред проектных технико-экономических обоснований строительства, анализа технико-экономических показателей в сопоставлении с результатами, достигнутыми передовыми отечественными и зару бежными предприятиями.
При этом важно выявить наиболее оптимальные объемы про изводства, номенклатуру продукции, ее структуру и состав пред приятий на основе анализа данных по сырьевой базе и перспек тивной потребности в продукции проектируемых предприятий, рациональной схеме транспортировки сырья и готовой продук ции, как важные факторы повышения эффективности капиталь ных вложений и общественного производства.
74
5. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
ИКООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЫРЬЯ
ИПОПУТНЫХ ПРОДУКТОВ
Одним из основных условий повышения эффективности капи тальных вложений и общественного производства является раз витие отраслевой и межотраслевой специализации.
В машиностроении все большее развитие получает создание крупных специализированных литейных и кузнечных произ водств. Строительство ряда крупных литейных заводов дало воз можность отказаться от строительства литейных цехов на таких заводах, как Таганрогский комбайновый, машиностроитель ные— Ново-Краматорский и Пензенский, Свердловский турбомоторный и Калужский турбинный, Воронежский экскаваторный, бердянский «Южгидромаш» и др.
Однако (как видно из материалов экспертизы проектов) в ряде отраслей промышленности, и прежде всего в машинострое нии, все еще сохраняются и развиваются комплексные пред приятия с собственными ремонтными, инструментальными и за готовительными цехами. Вследствие этого производством инстру мента, оснастки и ремонтными работами занято до 10% всего оборудования предприятий машиностроения, а коэффициент ис пользования оборудования снижается. Себестоимость инстру мента и оснастки на комплексных предприятиях в 2—3 раза выше, чем на специализированных.
Для более эффективного развития машиностроительной про мышленности целесообразно создание специализированных мощ ностей по централизованному производству ремонтных работ, изготовлению инструмента и оснастки.
Стремление некоторых руководителей создавать универсаль ные предприятия по принципу «иметь все свое» обходится госу дарству очень дорого и ничем не может быть оправдано. Такой «универсализм» противоречит самой сущности социалистической специализации. Экономически неоспоримо проектирование строи тельства крупных районных специализированных предприятий, в первую очередь по производству стального, чугунного и дру гого литья, заготовок, специальных инструментальных произ водств; несмотря на это имеются факты проектирования и строи тельства мелких цехов на каждом предприятии.
Проектом реконструкции Челябинского кузнечно-прессового завода предусматривалось строительство собственных карлико вых и нерентабельных хозяйств — литейного цеха на 3000 г литья в год, деревообрабатывающего хозяйства при потреблении в год всего 800 мъ древесины, склада нефтепродуктов и т. п. Генераль ный план решен неудовлетворительно — без блокировки зданий и кооперации вспомогательных цехов, отдельные корпуса раз бросаны по территории завода, а коэффициент застройки равен
75
лишь 0,32. Предусматривается строительство собственной желез нодорожной станции и железнодорожного цеха с парком на 5 ло комотивов, тогда как в 200 м расположена железнодорожная станция МПС.
Неудовлетворительно решаются вопросы специализации и на некоторых предприятиях целлюлозно-бумажной промышлен ности. Например, на Котласском комбинате предусматривается выработка шести видов целлюлозы, трех видов бумаги, двух ви дов картона и большого количества другой продукции. На Крас ноярском целлюлозно-бумажном комбинате запроектировано производство четырех видов целлюлозы, древесной массы, шести видов бумаги, двух видов картона и другой продукции.
Из-за недостаточной специализации неудовлетворительно ре шаются в проектах вопросы упорядочения поставок и транспор тировки леса на целлюлозно-бумажные предприятия, организа ции окорки и разделки древесины в лесу и подготовки щепы на нижних складах. Упорядочение поставок древесины позволило бы снизить сметную стоимость строительства комбинатов на 4—5% и сократить количество работающих на рейде и лесобирже на 50—70%.
Во многих зарубежных странах целлюлозно-бумажные пред приятия снабжаются, как правило, одним видом круглого леса (коротье или долготье), и лес поступает одним видом транс порта. В ряде стран предприятия получают разделанную и око ренную древесину, в результате чего операции по подготовке ее для производства сводятся к минимуму, а предприятия Японии получают готовую щепу.
Отсутствие специализированного сырьевого хозяйства, цен трализованного ремонта оборудования и изготовления запасных частей к нему, особенно в сравнении с наиболее развитыми пред приятиями США, Канады и Скандинавии, приводит во многих случаях к тому, что ремоитно-механические, мелкие инструмен тальные, литейные цехи составляют до 2,5—3% стоимости строи тельства предприятия, а штат ремонтного персонала доходит до 15—18% всей численности персонала предприятий.
Анализ отчетных данных и материалов экспертизы проектов показывает, что промышленные предприятия ряда отраслей рас полагают значительными резервами в части сокращения отходов сырья при его обработке и комплексного использования попут ных продуктов и отходов производства.
Так, например, в металлообрабатывающей промышленности, по данным ЦСУ СССР, отходы составляют около 20%- В отдель ных машиностроительных министерствах отходы металлообра ботки еще выше.
Чрезвычайно велики отходы в стружку, составляющие по стране 5 млн. т, или 50% всех отходов, в том числе в предприя тиях тяжелого машиностроения — 59%, химического — 60%, а в станкостроении—74 %.
76
Столь значительные отходы в металлообработке могут быть снижены на основе перехода от обработки металла резанием к обработке давлением, а также применения прогрессивных мето дов литья и штамповок, точных заготовок, новых экономичных и специальных профилей проката.
Одним из коренных вопросов повышения эффективности ка питальных вложений в предприятия лесной, целлюлозно-бумаж ной и деревообрабатывающей промышленности является более рациональное использование древесины и систематическое уве личение выхода конечной готовой потребительской продукции.
За последние годы значительно возрос объем конечной про дукции на 1000 м3 заготовленной древесины, однако он еще зна чительно отстает от наиболее развитых в экономическом отноше нии капиталистических стран (табл. 25).
Коренное улучшение использования заготовляемой древе сины— вот главная задача для повышения эффективности про изводства этой отрасли.
Для повышения эффективности капитальных вложений весьма важным является вопрос использования попутных про дуктов и отходов производства. Так, в химической, нефтеперера батывающей и металлургической промышленности использова ние отходящих серосодержащих газов для производства серной кислоты, а также других отходов и попутных продуктов в метал лургии.
Одним из наиболее перспективных направлений является из готовление ситаллов и шлакоситаллов на базе шлаков металлур гических заводов. Из ситаллов может быть изготовлен широкий ассортимент изделий — панели, трубы, прессованные санитарнотехнические изделия и многие другие.
Даже на новых целлюлозно-бумажных комбинатах — Котлас ском, Братском, Астраханском и Байкальском — улавливание ценных продуктов, особенно сульфатного производства, не осу ществляется, так как строительство соответствующих цехов, как правило, запаздывает, а построенные цехи не всегда удовлетво рительно эксплуатируются.
Нарушение технологических режимов производства, отстава ние строительства очистных сооружений привели к тому, что уже построенные сооружения для очистки промышленных стоков со своей работой не справляются и стоки после очистки попадают в водоемы с недопустимо высокими загрязнениями.
Важной задачей является развитие производства и примене ние в строительстве материалов, изделий и конструкций с исполь зованием в качестве сырья зол и шлаков тепловых электростан ций. Экономическая целесообразность развития производства строительных материалов на основе шлаков и зол ТЭС обуслов лена снижением затрат на исходное сырье, уменьшением топливоемкости продукции, преимуществами комбинирования про мышленного производства,
77