Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возведением зданий укрупненными элементами, предварительно собранными на конвейере.

Конвейерный метод сборки и монтажа блоков покрытий впер­ вые был применен при строительстве одного из корпусов Горьковского автомобильного завода площадью140 тыс. м 2 . Блоки по­ крытий из профилированного настила с утеплителем из пенополистирола весом свыше 40 т собирались на конвейере и подава­ лись башенным краном к месту монтажа. Всего было смонтиро­ вано 432 блока.

Этот метод получает дальнейшее распространение при возве­ дении основных корпусов Камского автозавода, завода запасных частей в Арзамасе, Орского завода тракторных прицепов и др.

Конвейерная сборка и блочный монтаж покрытий, а также укрупненный монтаж стен позволяют в 1,5 раза повысить произ­ водительность труда и существенно сократить сроки строитель­ ства.

Вцелях повышения эффективности строительства в северных

иотдаленных районах страны все большее развитие получают вахтенный и экспедиционный методы производства работ, а так­ же выполнение строительства подвижными формированиями. Обеспечение строительства в труднодоступных районах матери­ ально-техническими ресурсами осуществляется с тыловых баз строительной индустрии, расположенных в близлежащих освоен­ ных районах.

Одним из основных направлений повышения технического уровня организации строительного производства является пере­ ход от неэкономичных временных зданий и помещений, возводи­ мых на строительных площадках, к инвентарным сооружениям передвижного, контейнерного и сборно-разборного типов, изго­ товляемых на заводах.

Разработаны и находят все более широкое применение новые типы инвентарных зданий для временного расселения рабочих (жилых домов — общежитий и квартирного типа), бытового их обслуживания (столовые, красные уголки, бани-прачечные и мно­ гие другие), а также прорабские конторы, мастерские, склады, котельные и другие инвентарные здания производственного наз­ начения. Эти здания и помещения изготовляются как металличе­ ские, так и деревянные, с использованием новых материалов — тонколистового металла (стали и алюминия), водостойкой фане­ ры, эффективных пенопластовых утеплителей, синтетических от­ делочных материалов.

Инвентарные здания выпускаются оснащенными всем 'необ­ ходимым оборудованием, инвентарем и мебелью. Одновременно изготовляются специализированные транспортные средства и приспособления для перевозки инвентарных зданий — трейлеры, подкатные саморазгружающиеся тележки, контейнеры для пере­ возки сборно-разборных зданий.

Применение инвентарных зданий особенно эффективно при

164


освоении новых площадок, для организации «пионерных» посел­ ков и при строительстве линейных сооружений (железных и ав­ томобильных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропере­ дач и связи и т. п.).

Широкое использование инвентарных зданий, обеспечива­ ющих большую их оборачиваемость, позволяет резко сократить безвозвратные потери от строительства и сноса временных зда­ ний и сооружений, возводимых на строительных площадках.

Производственно-технологическая комплектация. Последова­ тельное осуществление главного направления совершенствования строительного производства — превращения строительства в комплексный механизированный процесс сборки зданий из дета­ лей, конструкций и узлов заводского изготовления — неразрывно связано с необходимостью совершенствования и организации ма­

териально-технического обеспечения строительства и

перевода

его на более эффективную систему — технологическую

комплек­

тацию с централизованной доставкой материальных ресурсов, подготовленных к непосредственному монтажу и укладке, на строительную площадку к механизированным монтажным сред­ ствам.

Эффективность технологической комплектации строящихся объектов подтверждается опытом и анализом отчетных данных ряда строительно-монтажных организаций, в том числе таких крупных, как Главмосстрой, Главленинградстрой. Во всевозра­ стающих масштабах она внедряется в системе Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, Министер­ ства промышленного строительства СССР, Министерства строи­ тельства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства строительства СССР и др.

Создана и успешно развивается система трестов и управлений производственно-технологической комплектации строительства.

Основными положениями систем технологической комплекта­ ции являются:

участие органов материально-технического снабжения в про­ изводственно-технологическом процессе и обеспечение комплект­ ной доставки к месту монтажа в определенной технологической последовательности деталей, конструкций и изделий, предусмот­ ренных графиком для монтажа их непосредственно с транспорт­ ных средств, без промежуточного складирования на строитель­ ных площадках;

осуществление наиболее рациональных связей с многочислен­ ными специализированными предприятиями, участвующими в из­ готовлении отдельных конструкций, деталей, изделий для здания или сооружения;

предварительная подготовка строительных материалов и из­ делий, обеспечивающая сокращение трудоемкости и продолжи­ тельности выполнения работ на строительной площадке;

организация централизованной доставки специализированны-

165


ми видами транспортных и других средств, ликвидация промежу­ точных складов, потерь и, как следствие этого, сокращение сверх­ нормативных остатков товарно-материальных ценностей.

В результате внедрения новой системы технологической ком­ плектации в сферу строительного производства включаются мно­ гочисленные предприятия, подсобно-вспомогательные хозяйства, выпускающие конструкции, детали, деятельность которых подчи­ няется главной задаче — ускорению строительства, сокращению его трудоемкости, повышению качества и снижению стоимости.

По данным Главмосстроя и других организаций, внедрение системы технологической комплектации активно способствует улучшению таких важных качественных показателей, как сокра­ щение продолжительности строительства зданий и сооружений, потерь материалов, в частности нефтебитума на 10%, паркета на

3%, стекла на 2%, керамической плитки на 6%, обоев

на 4% и

др. Сокращаются также сверхнормативные запасы

товарно-ма­

териальных ценностей.

 

 

 

 

Общие организационные преимущества, экономическая эф­

фективность внедрения

новой системы

управления

производст­

венно-технологической

комплектацией в

строительстве

характе­

ризуются следующими

результатами,

точная количественная

оценка которых затруднительна. Однако

бесспорным

является:

централизация всех функций, связанных с комплектацией кон­ струкциями и материалами строящихся объектов (заявки на кон­ струкции и материалы, защиты фондов, доукомплектовывающие предприятия, обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузоч- ные работы, диспетчерская служба и т. д.);

сокращение штатов заготовительно-складских органов и за­ трат на транспорт;

сокращение затрат на погрузочно-разгрузочные работы на складах СУ;

ликвидация излишних промежуточных складов в строитель­ стве;

снижение потерь материалов и конструкций в связи с сокра­ щением перегрузок;

повышение уровня организации строящихся объектов в связи с высвобождением линейных ИТР, работников стройуправлений и трестов от функций снабжения;

сокращение внутрисменных простоев рабочих в связи с улуч­ шением обеспечения и комплектации конструкциями и материа­ лами и улучшение использования средств механизации и тран­ спорта, и, как следствие этого, ускорение ввода объектов в эксплуатацию, ликвидация распыления и концентрация ресурсов на первоочередных и пусковых объектах, сокращение незавер­ шенного строительства.

Разумеется, дальнейшее совершенствование всей системы ин­ женерной комплектации связано с коренным совершенствова­ нием межотраслевых связей капитального строительства.

166


4. ВНЕДРЕНИЕ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

Высокие темпы строительного производства, изменение и рас­ ширение его межотраслевых связей, развитие специализации и производственного кооперирования вступают в серьезное проти­ воречие с традиционными методами планирования и управления строительным производством, которые сдерживают повышение эффективности и нередко препятствуют комплексному рассмот­ рению и взаимоувязанному решению всех задач по проектирова­ нию, строительству и вводу в действие объектов в оптимальные нормативные сроки.

В связи с этим все более широкое развитие получают новые, более совершенные методы управления строительством. К тако­ вым относятся системы управления с применением электронновычислительной техники и сетевых графиков, обеспечивающих эффективное управление и контроль за всеми процессами и отдельными этапами проектирования и строительства.

Сейчас в Советском Союзе получают широкое развитие мето­ ды сетевого планирования и управления (СПУ), с помощью ко­ торых координируют взаимосвязанные операции на всех основ­ ных этапах строительства. Новые методы планирования и управ­ ления позволяют:

устанавливать оптимальную технологическую последователь­ ность производственных процессов и сроки их осуществления;

более детально разрабатывать отдельные как технологиче­ ские, так и подготовительные операции;

выявлять и определять критические этапы (пути) работ, за­ благовременно предусматривать и осуществлять меры, которые позволили бы с наименьшими затратами сил и средств выполнить намеченную задачу;

обеспечивать единство и непрерывность планирования и

управления всеми производственными звеньями

как

в целом

при осуществлении строительства, так и на отдельных

его эта­

пах;

 

 

более четко распределять обязанности между

участниками

всего технологического процесса проектирования и строитель­ ства и координировать их деятельность;

глубоко изучать и наиболее полно использовать (в целях по­ вышения технического и оперативного уровня руководства строи­ тельным процессом) всей массы научно-технической и производ­ ственной информации.

Перечисленные основные принципы новой системы управле­ ния находят свое выражение в разработке комплексного сетевого

графика, который является

графической моделью, включающей

в себя как поэтапное, так

и полное взаимоувязанное оптималь­

ное решение поставленной задачи.

167


Применение системы сетевого планирования и управления строительным производством потребовало разработки и издания нормативных и методических документов, организации широкой пропаганды и подготовки руководящих кадров и специалистов теоретическим и практическим знаниям, связанным с широким применением этой системы.

Научно-исследовательскими институтами Госстроя СССР раз­ работаны важнейшие нормативно-технические документы, в числе которых:

методы и правила составления и расчетов сетевых графиков; метод планирования и распределения материальных ресурсов

с применением вычислительной техники; основы использования вычислительной техники для расчетов

сетевых графиков; планирование и управление ходом строительства па основе

сетевых графиков и др.

Госстроем СССР, в соответствии с постановлением правитель­ ства, разработаны, утверждены и введены в действие «Временное положение по разработке укрупненных сетевых графиков на ста­ дии разработки проектного задания в составе проекта организа­ ции строительства» и «Временное положение по определению экономической эффективности внедрения комплексных систем сетевого планирования и управления строительством».

Актуальность проблемы внедрения системы сетевого управле­ ния строительством вызвала необходимость определить этапы и направления ее внедрения как важнейшие показатели внедрения новой техники, предусматриваемые в государственных планах развития народного хозяйства СССР. Масштабы планирования с применением сетевых графиков из года в год возрастают; при­ мерно третья часть объектов в стране строится по сетевым гра­ фикам.

В отличие от линейных графиков, позволяющих

устано­

вить взаимоувязанность лишь незначительного количества

опера­

ций и потребных для использования проекта ресурсов, сетевой график как наиболее прогрессивная графическая модель отра­ жает все этапы операции и ее результаты в полной взаимозави­ симости и технологической последовательности, вплоть до за­ вершения и сдачи в эксплуатацию предприятия, объекта или со­ оружения.

Внедрение системы сетевого планирования, как показывает отечественный и зарубежный опыт, зачастую позволяет сокра­ тить продолжительность строительства на 10—15%, а также сни­ зить издержки производства строительно-монтажных работ. Так, например, по сетевым графикам был построен блюминг «1300» и сэкономлено более 1 % сметной стоимости, а при строительстве непрерывно-заготовительного стана — около 3,2%. Примерный экономический эффект от внедрения графиков на строительстве метромоста через Днепр в Киеве составляет около 175 тыс. руб.;

168