Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
возведением зданий укрупненными элементами, предварительно собранными на конвейере.
Конвейерный метод сборки и монтажа блоков покрытий впер вые был применен при строительстве одного из корпусов Горьковского автомобильного завода площадью140 тыс. м 2 . Блоки по крытий из профилированного настила с утеплителем из пенополистирола весом свыше 40 т собирались на конвейере и подава лись башенным краном к месту монтажа. Всего было смонтиро вано 432 блока.
Этот метод получает дальнейшее распространение при возве дении основных корпусов Камского автозавода, завода запасных частей в Арзамасе, Орского завода тракторных прицепов и др.
Конвейерная сборка и блочный монтаж покрытий, а также укрупненный монтаж стен позволяют в 1,5 раза повысить произ водительность труда и существенно сократить сроки строитель ства.
Вцелях повышения эффективности строительства в северных
иотдаленных районах страны все большее развитие получают вахтенный и экспедиционный методы производства работ, а так же выполнение строительства подвижными формированиями. Обеспечение строительства в труднодоступных районах матери ально-техническими ресурсами осуществляется с тыловых баз строительной индустрии, расположенных в близлежащих освоен ных районах.
Одним из основных направлений повышения технического уровня организации строительного производства является пере ход от неэкономичных временных зданий и помещений, возводи мых на строительных площадках, к инвентарным сооружениям передвижного, контейнерного и сборно-разборного типов, изго товляемых на заводах.
Разработаны и находят все более широкое применение новые типы инвентарных зданий для временного расселения рабочих (жилых домов — общежитий и квартирного типа), бытового их обслуживания (столовые, красные уголки, бани-прачечные и мно гие другие), а также прорабские конторы, мастерские, склады, котельные и другие инвентарные здания производственного наз начения. Эти здания и помещения изготовляются как металличе ские, так и деревянные, с использованием новых материалов — тонколистового металла (стали и алюминия), водостойкой фане ры, эффективных пенопластовых утеплителей, синтетических от делочных материалов.
Инвентарные здания выпускаются оснащенными всем 'необ ходимым оборудованием, инвентарем и мебелью. Одновременно изготовляются специализированные транспортные средства и приспособления для перевозки инвентарных зданий — трейлеры, подкатные саморазгружающиеся тележки, контейнеры для пере возки сборно-разборных зданий.
Применение инвентарных зданий особенно эффективно при
164
освоении новых площадок, для организации «пионерных» посел ков и при строительстве линейных сооружений (железных и ав томобильных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропере дач и связи и т. п.).
Широкое использование инвентарных зданий, обеспечива ющих большую их оборачиваемость, позволяет резко сократить безвозвратные потери от строительства и сноса временных зда ний и сооружений, возводимых на строительных площадках.
Производственно-технологическая комплектация. Последова тельное осуществление главного направления совершенствования строительного производства — превращения строительства в комплексный механизированный процесс сборки зданий из дета лей, конструкций и узлов заводского изготовления — неразрывно связано с необходимостью совершенствования и организации ма
териально-технического обеспечения строительства и |
перевода |
его на более эффективную систему — технологическую |
комплек |
тацию с централизованной доставкой материальных ресурсов, подготовленных к непосредственному монтажу и укладке, на строительную площадку к механизированным монтажным сред ствам.
Эффективность технологической комплектации строящихся объектов подтверждается опытом и анализом отчетных данных ряда строительно-монтажных организаций, в том числе таких крупных, как Главмосстрой, Главленинградстрой. Во всевозра стающих масштабах она внедряется в системе Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР, Министер ства промышленного строительства СССР, Министерства строи тельства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства строительства СССР и др.
Создана и успешно развивается система трестов и управлений производственно-технологической комплектации строительства.
Основными положениями систем технологической комплекта ции являются:
участие органов материально-технического снабжения в про изводственно-технологическом процессе и обеспечение комплект ной доставки к месту монтажа в определенной технологической последовательности деталей, конструкций и изделий, предусмот ренных графиком для монтажа их непосредственно с транспорт ных средств, без промежуточного складирования на строитель ных площадках;
осуществление наиболее рациональных связей с многочислен ными специализированными предприятиями, участвующими в из готовлении отдельных конструкций, деталей, изделий для здания или сооружения;
предварительная подготовка строительных материалов и из делий, обеспечивающая сокращение трудоемкости и продолжи тельности выполнения работ на строительной площадке;
организация централизованной доставки специализированны-
165
ми видами транспортных и других средств, ликвидация промежу точных складов, потерь и, как следствие этого, сокращение сверх нормативных остатков товарно-материальных ценностей.
В результате внедрения новой системы технологической ком плектации в сферу строительного производства включаются мно гочисленные предприятия, подсобно-вспомогательные хозяйства, выпускающие конструкции, детали, деятельность которых подчи няется главной задаче — ускорению строительства, сокращению его трудоемкости, повышению качества и снижению стоимости.
По данным Главмосстроя и других организаций, внедрение системы технологической комплектации активно способствует улучшению таких важных качественных показателей, как сокра щение продолжительности строительства зданий и сооружений, потерь материалов, в частности нефтебитума на 10%, паркета на
3%, стекла на 2%, керамической плитки на 6%, обоев |
на 4% и |
|||
др. Сокращаются также сверхнормативные запасы |
товарно-ма |
|||
териальных ценностей. |
|
|
|
|
Общие организационные преимущества, экономическая эф |
||||
фективность внедрения |
новой системы |
управления |
производст |
|
венно-технологической |
комплектацией в |
строительстве |
характе |
|
ризуются следующими |
результатами, |
точная количественная |
||
оценка которых затруднительна. Однако |
бесспорным |
является: |
централизация всех функций, связанных с комплектацией кон струкциями и материалами строящихся объектов (заявки на кон струкции и материалы, защиты фондов, доукомплектовывающие предприятия, обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузоч- ные работы, диспетчерская служба и т. д.);
сокращение штатов заготовительно-складских органов и за трат на транспорт;
сокращение затрат на погрузочно-разгрузочные работы на складах СУ;
ликвидация излишних промежуточных складов в строитель стве;
снижение потерь материалов и конструкций в связи с сокра щением перегрузок;
повышение уровня организации строящихся объектов в связи с высвобождением линейных ИТР, работников стройуправлений и трестов от функций снабжения;
сокращение внутрисменных простоев рабочих в связи с улуч шением обеспечения и комплектации конструкциями и материа лами и улучшение использования средств механизации и тран спорта, и, как следствие этого, ускорение ввода объектов в эксплуатацию, ликвидация распыления и концентрация ресурсов на первоочередных и пусковых объектах, сокращение незавер шенного строительства.
Разумеется, дальнейшее совершенствование всей системы ин женерной комплектации связано с коренным совершенствова нием межотраслевых связей капитального строительства.
166
4. ВНЕДРЕНИЕ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Высокие темпы строительного производства, изменение и рас ширение его межотраслевых связей, развитие специализации и производственного кооперирования вступают в серьезное проти воречие с традиционными методами планирования и управления строительным производством, которые сдерживают повышение эффективности и нередко препятствуют комплексному рассмот рению и взаимоувязанному решению всех задач по проектирова нию, строительству и вводу в действие объектов в оптимальные нормативные сроки.
В связи с этим все более широкое развитие получают новые, более совершенные методы управления строительством. К тако вым относятся системы управления с применением электронновычислительной техники и сетевых графиков, обеспечивающих эффективное управление и контроль за всеми процессами и отдельными этапами проектирования и строительства.
Сейчас в Советском Союзе получают широкое развитие мето ды сетевого планирования и управления (СПУ), с помощью ко торых координируют взаимосвязанные операции на всех основ ных этапах строительства. Новые методы планирования и управ ления позволяют:
устанавливать оптимальную технологическую последователь ность производственных процессов и сроки их осуществления;
более детально разрабатывать отдельные как технологиче ские, так и подготовительные операции;
выявлять и определять критические этапы (пути) работ, за благовременно предусматривать и осуществлять меры, которые позволили бы с наименьшими затратами сил и средств выполнить намеченную задачу;
обеспечивать единство и непрерывность планирования и
управления всеми производственными звеньями |
как |
в целом |
при осуществлении строительства, так и на отдельных |
его эта |
|
пах; |
|
|
более четко распределять обязанности между |
участниками |
всего технологического процесса проектирования и строитель ства и координировать их деятельность;
глубоко изучать и наиболее полно использовать (в целях по вышения технического и оперативного уровня руководства строи тельным процессом) всей массы научно-технической и производ ственной информации.
Перечисленные основные принципы новой системы управле ния находят свое выражение в разработке комплексного сетевого
графика, который является |
графической моделью, включающей |
в себя как поэтапное, так |
и полное взаимоувязанное оптималь |
ное решение поставленной задачи.
167
Применение системы сетевого планирования и управления строительным производством потребовало разработки и издания нормативных и методических документов, организации широкой пропаганды и подготовки руководящих кадров и специалистов теоретическим и практическим знаниям, связанным с широким применением этой системы.
Научно-исследовательскими институтами Госстроя СССР раз работаны важнейшие нормативно-технические документы, в числе которых:
методы и правила составления и расчетов сетевых графиков; метод планирования и распределения материальных ресурсов
с применением вычислительной техники; основы использования вычислительной техники для расчетов
сетевых графиков; планирование и управление ходом строительства па основе
сетевых графиков и др.
Госстроем СССР, в соответствии с постановлением правитель ства, разработаны, утверждены и введены в действие «Временное положение по разработке укрупненных сетевых графиков на ста дии разработки проектного задания в составе проекта организа ции строительства» и «Временное положение по определению экономической эффективности внедрения комплексных систем сетевого планирования и управления строительством».
Актуальность проблемы внедрения системы сетевого управле ния строительством вызвала необходимость определить этапы и направления ее внедрения как важнейшие показатели внедрения новой техники, предусматриваемые в государственных планах развития народного хозяйства СССР. Масштабы планирования с применением сетевых графиков из года в год возрастают; при мерно третья часть объектов в стране строится по сетевым гра фикам.
В отличие от линейных графиков, позволяющих |
устано |
вить взаимоувязанность лишь незначительного количества |
опера |
ций и потребных для использования проекта ресурсов, сетевой график как наиболее прогрессивная графическая модель отра жает все этапы операции и ее результаты в полной взаимозави симости и технологической последовательности, вплоть до за вершения и сдачи в эксплуатацию предприятия, объекта или со оружения.
Внедрение системы сетевого планирования, как показывает отечественный и зарубежный опыт, зачастую позволяет сокра тить продолжительность строительства на 10—15%, а также сни зить издержки производства строительно-монтажных работ. Так, например, по сетевым графикам был построен блюминг «1300» и сэкономлено более 1 % сметной стоимости, а при строительстве непрерывно-заготовительного стана — около 3,2%. Примерный экономический эффект от внедрения графиков на строительстве метромоста через Днепр в Киеве составляет около 175 тыс. руб.;
168