Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
непродолжительное время для выполнения строго определенных работ.
Значительная работа выполняется трестами по планированию и распределению фондов на строительные материалы и продук цию заводов стройиндустрии.
Составление титульных списков объектов строительства и формирование строительной программы производятся, в основ ном, на уровне МО (МСП) по поступающим заказам, с после дующим рассмотрением и утверждением в тресте, а программа трестов рассматривается и утверждается в Минтрансстрое.
Аналогичным образом составляются планы материально-тех нического снабжения, которые формируются на основе заявок МО (МСП) и проходят рассмотрение и утверждение в тресте.
На уровне трестов рассматриваются годовые и квартальные планы МО (МСП). Месячное планирование и оперативное управ ление строительством осуществляется на уровне МО (МСП).
Автоматизированная система управления Мостостроительным трестом разрабатывалась на базе Мостотреста (Москва) и Мостостроя № 3 (Саратов).
АСУ Мостостроительным трестом представляет собой сово купность методов и технических средств сбора, передачи, обра ботки и хранения информации, предназначенной для совершенст вования планирования и управления производственно-хозяйст венной деятельностью треста и его строительных организаций на основе применения экономико-математических методов на ЭВМ.
При разработке системы была использована методология сис темного подхода, в результате чего в системе был выделен ряд взаимоувязанных подсистем и комплексов задач, которые охва тывают функции планирования и управления строительным про изводством. При этом соблюдались непрерывность процесса пла
нирования, единство |
информационного |
обеспечения, |
унифика |
ция документов, процедур и алгоритмов. |
|
|
|
Выделение подсистем в АСУ производилось по функциональ |
|||
ному признаку, когда |
в подсистеме |
локализуется |
отдельная |
функция управления, а также по временному и предметному при знаку. В последнем случае в подсистеме осуществляются все функции управления над некоторой предметной совокупностью.
Примером функционально-временных подсистем являются подсистемы перспективного, годового планирования, оператив ного планирования и управления.
Предметными подсистемами являются подсистема материаль но-технического снабжения, подсистема планирования и управ ления работой строительных машин и механизмов, подсистема управления кадрами и т. д. В этих подсистемах осуществляются все функции управления: планирование, контроль и учет, регу лирование.
Кроме функциональных подсистем, в которых решаются основные задачи планирования и управления производственно-
178
хозяйственной деятельностью треста, в АСУ выделяются подсис темы, обеспечивающие функционирование самой АСУ. Это под системы технического обеспечения, информационного обеспече ния, организационного и математического обеспечения.
Таким образом, на этапе технического проектирования в АСУ были выделены следующие подсистемы:
1.Функционально-временные:
перспективного планирования развития треста; годового (квартального) технико-экономического планирова
ния; оперативного планирования и управления строительством в
МО (МСП); учета и отчетности.
2. Предметные:
материально-технического снабжения; планирования и управления работой строительных машин и
механизмов; планирования и управления финансовой деятельностью;
планирования и управления кадрами; технического, информационного, математического и организа
ционного обеспечения.
Из указанных подсистем была выделена первая очередь АСУ, в которую были включены следующие подсистемы:
годового (квартального) технико-экономического планирова ния;
оперативного планирования и управления строительством в МО (МСП);
материально-технического снабжения, а также подсистемы технического, информационного, математического и организа ционного обеспечения.
Такая очередность разработки и внедрения АСУ позволяет сконцентрировать усилия на важнейших задачах планирования и управления основным производством и ускорить получение эко номического эффекта, так как основная его часть возникает вследствие совершенствования планирования и управления строительно-монтажными работами.
В первую очередь в АСУ были включены такие отдельные за дачи подсистемы (планирование и управление работой строи тельных машин и механизмов, связанных с планированием за мены изношенных машин и механизмов и планированием их обслуживания и ремонта, прогрессивная технология и организа ция строительно-монтажных работ, применение эффективных ма териалов и конструкций, степень использования ресурсов строи тельной организации. АСУ, являясь организационной системой управления, непосредственно воздействует на организацию работ и использование ресурсов, т. е. на один из основных факторов, влияющих на экономические показатели. Таким образом, опти мизация с помощью АСУ организации работ и использования ре-
179
сурсов косвенно приводит к оптимизации или улучшению эконо мических показателей деятельности строительной организации.
Хозяйственная реформа в строительстве стимулирует строи тельные организации на выполнение плановых сроков или до срочный ввод объектов в действие, причем ввод объектов в дейст вие является одним из основных показателей деятельности строительной организации, утверждаемых вышестоящей органи зацией.
От выполнения плана ввода объектов в действие зависит фор мирование фондов материального поощрения. Отчисления в фонды материального поощрения производятся по нормативам от прибыли, причем эти нормативы зависят от выполнения плана ввода объектов в действие.
Практика строительства уже достаточно хорошо подтвердила, что сетевая модель комплекса операций позволяет с достаточ ной для практических целей управления точностью описать ди намику потребления ресурсов на отдельных объектах строитель ства.
Применение сетевых моделей комплекса операций для плани рования в целом по строительной организации требует решения сложной задачи — распределения ресурсов между объектами и отдельными работами исходя из заданных критериев и ограниче ний для многоцелевой сетевой модели.
В настоящее время в стране и за рубежом разработан ряд ал горитмов, позволяющих приближенно решить задачу составле ния расписания работ на объектах строительной организации. Аналогичный алгоритм разработан в МНИПИ СПУ для форми рования строительной программы МО (МСП) в АСУ Мосто строительным трестом, в котором также используется сетевая мо дель комплекса операций.
Задача распределения ресурсов предполагает наличие двух групп ресурсов: потребных, т. е. тех, которые необходимы для строительства объектов в заданные сроки, и наличных, т. е. ре сурсов, которые могут использоваться в данный момент.
Первая группа ресурсов и интенсивность их потребления во времени определяются совокупностью сетевых ресурсов моделей объектов строительства.
Вторая группа ресурсов состоит из наличных ресурсов строи тельной организации (рабочая сила, строительные машины и ме ханизмы, материалы, строительные детали и конструкции, де нежные ресурсы).
Взаимосвязь между потребными и наличными ресурсами устанавливается методами и критериями планирования, т. е. ал горитмом распределения ресурсов между объектами и отдельны ми работами.
Таким образом, сетевые ресурсы модели объектов строитель ства, наличные ресурсы МО (МСП), закономерность их измене ния во времени планируемого периода и алгоритм планирования
180
представляют собой экономико-математическую модель основ ной производственной деятельности МО (МСП).
Так как маневрирование ресурсами между строительными ор ганизациями в Мостостроительном тресте имеет крайне ограни ченные размеры и применяется только в исключительных случа ях, то задача планирования строительной программы в рамках треста распадается на ряд локальных задач расчета сбалансиро ванной по ресурсам строительной программы МО (МСП).
Такой подход позволяет существенно уменьшить размерность задачи планирования строительной программы треста, создать унифицированные алгоритмы и программы, значительно умень шить объем одновременно обрабатываемой информации, повы сить точность и надежность расчетов.
В принципе расчет строительной программы, сбалансирован ной с имеющимися или заданными ресурсами, возможен путем моделирования процесса строительства на ЭВМ, в результате ко торого можно рассчитать календарный план строительства объ ектов в целом по строительной организации, удовлетворяющий заданным критериям оптимальности.
Как отмечалось выше, переход строительных организаций на новые методы планирования и экономического стимулирования,
которые широко осуществляются в настоящее |
время, |
выдвигает |
|
в качестве основной |
задачи календарного планирования строи |
||
тельно-монтажных |
работ выполнение плана |
ввода |
объектов в |
действие, так как только в этом случае обеспечиваются наилуч шие экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций и максимальные объ емы фондов материального поощрения.
Однако директивные сроки ввода объектов в действие при ог раничениях на ресурсы не позволяют получить план, при кото ром все виды ресурсов использовались бы максимальным обра зом, так как в этом случае неравномерность потребления ресур сов возрастает по сравнению с другими постановками задачи ка лендарного планирования.
Кроме того, при жестком закреплении сроков ввода объектов в действие и ограничениях на ресурсы значительно сокращается возможность отыскания допустимого плана, т. е. плана, удовлет воряющего всем ограничениям.
В связи с этим в последние годы в стране был разработан ряд алгоритмов календарного планирования строительно-монтажных работ, в которых в качестве критериев используются либо вы полнение директивных сроков ввода объектов в действие, либо сглаживание интенсивностей потребления ресурсов.
Для планирования строительной программы МО (МСП) был разработан эвристический алгоритм, позволяющий Минимизиро вать максимальные отклонения сроков окончания строительства всех объектов от директивных при ограничениях на все виды по требляемых ресурсов и учитывающий отмеченные выше особен-
181