Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

непродолжительное время для выполнения строго определенных работ.

Значительная работа выполняется трестами по планированию и распределению фондов на строительные материалы и продук­ цию заводов стройиндустрии.

Составление титульных списков объектов строительства и формирование строительной программы производятся, в основ­ ном, на уровне МО (МСП) по поступающим заказам, с после­ дующим рассмотрением и утверждением в тресте, а программа трестов рассматривается и утверждается в Минтрансстрое.

Аналогичным образом составляются планы материально-тех­ нического снабжения, которые формируются на основе заявок МО (МСП) и проходят рассмотрение и утверждение в тресте.

На уровне трестов рассматриваются годовые и квартальные планы МО (МСП). Месячное планирование и оперативное управ­ ление строительством осуществляется на уровне МО (МСП).

Автоматизированная система управления Мостостроительным трестом разрабатывалась на базе Мостотреста (Москва) и Мостостроя № 3 (Саратов).

АСУ Мостостроительным трестом представляет собой сово­ купность методов и технических средств сбора, передачи, обра­ ботки и хранения информации, предназначенной для совершенст­ вования планирования и управления производственно-хозяйст­ венной деятельностью треста и его строительных организаций на основе применения экономико-математических методов на ЭВМ.

При разработке системы была использована методология сис­ темного подхода, в результате чего в системе был выделен ряд взаимоувязанных подсистем и комплексов задач, которые охва­ тывают функции планирования и управления строительным про­ изводством. При этом соблюдались непрерывность процесса пла­

нирования, единство

информационного

обеспечения,

унифика­

ция документов, процедур и алгоритмов.

 

 

Выделение подсистем в АСУ производилось по функциональ­

ному признаку, когда

в подсистеме

локализуется

отдельная

функция управления, а также по временному и предметному при­ знаку. В последнем случае в подсистеме осуществляются все функции управления над некоторой предметной совокупностью.

Примером функционально-временных подсистем являются подсистемы перспективного, годового планирования, оператив­ ного планирования и управления.

Предметными подсистемами являются подсистема материаль­ но-технического снабжения, подсистема планирования и управ­ ления работой строительных машин и механизмов, подсистема управления кадрами и т. д. В этих подсистемах осуществляются все функции управления: планирование, контроль и учет, регу­ лирование.

Кроме функциональных подсистем, в которых решаются основные задачи планирования и управления производственно-

178


хозяйственной деятельностью треста, в АСУ выделяются подсис­ темы, обеспечивающие функционирование самой АСУ. Это под­ системы технического обеспечения, информационного обеспече­ ния, организационного и математического обеспечения.

Таким образом, на этапе технического проектирования в АСУ были выделены следующие подсистемы:

1.Функционально-временные:

перспективного планирования развития треста; годового (квартального) технико-экономического планирова­

ния; оперативного планирования и управления строительством в

МО (МСП); учета и отчетности.

2. Предметные:

материально-технического снабжения; планирования и управления работой строительных машин и

механизмов; планирования и управления финансовой деятельностью;

планирования и управления кадрами; технического, информационного, математического и организа­

ционного обеспечения.

Из указанных подсистем была выделена первая очередь АСУ, в которую были включены следующие подсистемы:

годового (квартального) технико-экономического планирова­ ния;

оперативного планирования и управления строительством в МО (МСП);

материально-технического снабжения, а также подсистемы технического, информационного, математического и организа­ ционного обеспечения.

Такая очередность разработки и внедрения АСУ позволяет сконцентрировать усилия на важнейших задачах планирования и управления основным производством и ускорить получение эко­ номического эффекта, так как основная его часть возникает вследствие совершенствования планирования и управления строительно-монтажными работами.

В первую очередь в АСУ были включены такие отдельные за­ дачи подсистемы (планирование и управление работой строи­ тельных машин и механизмов, связанных с планированием за­ мены изношенных машин и механизмов и планированием их обслуживания и ремонта, прогрессивная технология и организа­ ция строительно-монтажных работ, применение эффективных ма­ териалов и конструкций, степень использования ресурсов строи­ тельной организации. АСУ, являясь организационной системой управления, непосредственно воздействует на организацию работ и использование ресурсов, т. е. на один из основных факторов, влияющих на экономические показатели. Таким образом, опти­ мизация с помощью АСУ организации работ и использования ре-

179


сурсов косвенно приводит к оптимизации или улучшению эконо­ мических показателей деятельности строительной организации.

Хозяйственная реформа в строительстве стимулирует строи­ тельные организации на выполнение плановых сроков или до­ срочный ввод объектов в действие, причем ввод объектов в дейст­ вие является одним из основных показателей деятельности строительной организации, утверждаемых вышестоящей органи­ зацией.

От выполнения плана ввода объектов в действие зависит фор­ мирование фондов материального поощрения. Отчисления в фонды материального поощрения производятся по нормативам от прибыли, причем эти нормативы зависят от выполнения плана ввода объектов в действие.

Практика строительства уже достаточно хорошо подтвердила, что сетевая модель комплекса операций позволяет с достаточ­ ной для практических целей управления точностью описать ди­ намику потребления ресурсов на отдельных объектах строитель­ ства.

Применение сетевых моделей комплекса операций для плани­ рования в целом по строительной организации требует решения сложной задачи — распределения ресурсов между объектами и отдельными работами исходя из заданных критериев и ограниче­ ний для многоцелевой сетевой модели.

В настоящее время в стране и за рубежом разработан ряд ал­ горитмов, позволяющих приближенно решить задачу составле­ ния расписания работ на объектах строительной организации. Аналогичный алгоритм разработан в МНИПИ СПУ для форми­ рования строительной программы МО (МСП) в АСУ Мосто­ строительным трестом, в котором также используется сетевая мо­ дель комплекса операций.

Задача распределения ресурсов предполагает наличие двух групп ресурсов: потребных, т. е. тех, которые необходимы для строительства объектов в заданные сроки, и наличных, т. е. ре­ сурсов, которые могут использоваться в данный момент.

Первая группа ресурсов и интенсивность их потребления во времени определяются совокупностью сетевых ресурсов моделей объектов строительства.

Вторая группа ресурсов состоит из наличных ресурсов строи­ тельной организации (рабочая сила, строительные машины и ме­ ханизмы, материалы, строительные детали и конструкции, де­ нежные ресурсы).

Взаимосвязь между потребными и наличными ресурсами устанавливается методами и критериями планирования, т. е. ал­ горитмом распределения ресурсов между объектами и отдельны­ ми работами.

Таким образом, сетевые ресурсы модели объектов строитель­ ства, наличные ресурсы МО (МСП), закономерность их измене­ ния во времени планируемого периода и алгоритм планирования

180



представляют собой экономико-математическую модель основ­ ной производственной деятельности МО (МСП).

Так как маневрирование ресурсами между строительными ор­ ганизациями в Мостостроительном тресте имеет крайне ограни­ ченные размеры и применяется только в исключительных случа­ ях, то задача планирования строительной программы в рамках треста распадается на ряд локальных задач расчета сбалансиро­ ванной по ресурсам строительной программы МО (МСП).

Такой подход позволяет существенно уменьшить размерность задачи планирования строительной программы треста, создать унифицированные алгоритмы и программы, значительно умень­ шить объем одновременно обрабатываемой информации, повы­ сить точность и надежность расчетов.

В принципе расчет строительной программы, сбалансирован­ ной с имеющимися или заданными ресурсами, возможен путем моделирования процесса строительства на ЭВМ, в результате ко­ торого можно рассчитать календарный план строительства объ­ ектов в целом по строительной организации, удовлетворяющий заданным критериям оптимальности.

Как отмечалось выше, переход строительных организаций на новые методы планирования и экономического стимулирования,

которые широко осуществляются в настоящее

время,

выдвигает

в качестве основной

задачи календарного планирования строи­

тельно-монтажных

работ выполнение плана

ввода

объектов в

действие, так как только в этом случае обеспечиваются наилуч­ шие экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций и максимальные объ­ емы фондов материального поощрения.

Однако директивные сроки ввода объектов в действие при ог­ раничениях на ресурсы не позволяют получить план, при кото­ ром все виды ресурсов использовались бы максимальным обра­ зом, так как в этом случае неравномерность потребления ресур­ сов возрастает по сравнению с другими постановками задачи ка­ лендарного планирования.

Кроме того, при жестком закреплении сроков ввода объектов в действие и ограничениях на ресурсы значительно сокращается возможность отыскания допустимого плана, т. е. плана, удовлет­ воряющего всем ограничениям.

В связи с этим в последние годы в стране был разработан ряд алгоритмов календарного планирования строительно-монтажных работ, в которых в качестве критериев используются либо вы­ полнение директивных сроков ввода объектов в действие, либо сглаживание интенсивностей потребления ресурсов.

Для планирования строительной программы МО (МСП) был разработан эвристический алгоритм, позволяющий Минимизиро­ вать максимальные отклонения сроков окончания строительства всех объектов от директивных при ограничениях на все виды по­ требляемых ресурсов и учитывающий отмеченные выше особен-

181