Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
программирования и разработки плановой и оперативно-произ водственной документации, эксплуатации электронной вычисли тельной техники и автоматических устройств, службы связи и диспетчерской связи.
Все управление АСУС находится на хозяйственном расчете, т. е. содержится за счет средств, получаемых за работы, выпол няемые для строительных организаций и предприятий (монтаж и обслуживание средств связи и автоматики, разработка на ЭВМ планов и графиков, осуществление диспетчерского контроля и т. д.).
Взаимоотношения этого управления с организациями и пред приятиями Главмосстроя и других Главных управлений Мосгорисполкома, участвующих в строительстве, регулируются специ альными положениями и инструкциями, утвержденными испол комом Моссовета и руководством Главмосстроя.
Основными функциями автоматизированной системы явля ются:
осуществление с помощью ЭВМ и экономико-математических методов перспективного, годового и оперативного планирования деятельности всех строительных и специализированных органи заций Главмосстроя;
осуществление на ЭВМ с использованием экономико-матема тических методов выпуска оперативно-производственной доку ментации по организации работ для всех строительных и специализированных подразделений Главмосстроя —часовых монтажно-транспортных графиков, суточных графиков комплек тации, графиков поточного строительства, графиков перевозки растворов, бетона, оптимальных планов экскавации и транспор тировки грунта, планов работ строительных машин, механизмов и транспорта, расчета и анализа сетевых графиков;
осуществление на основе перечисленной документации авто матизированного диспетчерского контроля за поступлением про ектной документации и подготовкой территории к строительству и устройством нулевого цикла; выполнением работ по монтажу зданий и. сооружений; поставками на стройки материалов, дета лей, конструкций, заготовок и полуфабрикатов на основе часо вых и суточных графиков комплектации; уровнем запасов мате риалов, деталей, заготовок и полуфабрикатов на складах предприятий и базах снабжения и комплектации; сроками выпол нения специализированных работ в едином технологическом по токе; режимом работы строительных машин, механизмов и техно логического транспорта и за вводом объектов в эксплуатацию.
Главнейшей задачей автоматизированной системы управле ния строительством Главмосстроя является повышение эффек тивности строительного производства на основе внедрения по точности и ритмичности, создание своего рода «строительного конвейера», работающего в принудительном ритме по часовым и суточным графикам, в тесной связи с предприятиями строитель-
173
ных конструкций и материалов и строительным транспортом, до стижение наилучшей координации и управления деятельностью как организаций, непосредственно подчиненных Главмосстрою, так и организаций других главных управлений Мосгорисполкома, участвующих в строительстве (Главмоспромстройматериалы, Главмосавтотранс, Главмосинжстрой, ГлавАПУ и др.)-
АСУС Главмосстроя создавалось и вводилось в действие по этапно, по мере окончания монтажа ее технических средств. В 1968 г. были введены в действие средства связи, в 1969 г. всту пили в эксплуатацию три ЭВМ вычислительного комплекса («Урал-14» и две ЭВМ «Урал-11»), предназначенные для обра ботки информации о ходе производства. В конце 1971 г. был при нят в эксплуатацию весь комплекс ЭВМ и с начала текущего года поочередно вводятся в действие автоматизированные дис петчерские пункты заводов и строек.
В соответствии с этапами ввода технических средств осу ществлялось внедрение системы в практику строительства, что характеризуется данными, приводимыми в табл. 41.
Экономический эффект от внедрения этих работ в виде сниже ния издержек производства реализуется строительными и транс портными организациями, предприятиями и органами снабже ния, работающими по вышеупомянутым графикам и планам.
Только за указанный период достигнуто сокращение продол жительности монтажа полносборных зданий в среднем на 12— 17% и значительно улучшились общие показатели работы тре стов, осуществляющих монтаж по графикам, разработанным АСУС.
Составление с применением ЭВМ графиков поставки товарно го раствора с заводов на стройки, диспетчерский контроль, орга низация учета расхода раствора по объектам как по маркам, так и по количеству обеспечили значительное сокращение потерь и позволили достигнуть большого экономического эффекта за счет сокращения внутрисменных простоев рабочих на стройках,
вызывавшихся |
несвоевременной доставкой раствора с 3,2% в |
1969 г. до 1,2% |
в среднем за 1971 г., сокращения расстояния пе |
ревозки раствора на 2,3 км, а также снижения стоимости работ.
Составляемые также с помощью ЭВМ недельно-суточные гра фики сменной и почасовой поставки товарного бетона с 12 заво дов на 500—600 одновременно строящихся объектов обеспечи вают наиболее полное использование мощностей заводов, вы пуск бетона оптимальных марок и перевозку его по кратчайшим расстояниям. За период 1970—1971 гг. и I квартал 1972 г. по ука занным графикам доставлено 1478,2 тыс. м3 товарного бетона.
Упорядочение поставок товарного бетона сократило внутрисменные простои рабочих, обеспечило сокращение потерь бето на, улучшило качество бетонных работ.
Разрабатываемые с помощью ЭВМ оптимальные планы экскавации и перевозки грунта обеспечивают лучшее использо-
174
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 41 |
|||
|
|
|
Объемы |
работ, |
выполняемых АСУС Главмосстроя |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
j |
|
|
|
Объем |
внедрения |
|
|
|
Наименование |
работ |
|
|
|
ь д ш ш ц а |
|
|
|
|
тре |
||||
|
|
|
|
измере |
1970 г. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
|
1971 |
г. |
1972 г. |
б у е т с я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. |
м2 |
|
|
|
|
|
Разработка |
на ЭВМ почасовых мон- |
площадей |
|
|
|
|
|
||||||||
тажно-траыспортных графиков . . . . |
зданий |
252,2 |
735,1 |
1000 |
1910 |
||||||||||
Разработка |
на |
ЭВМ сеток |
потоков j |
|
|
1198 |
1200 |
|
1500 | |
1910 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Разработка |
на |
ЭВМ планов произ- |
тыс. |
|
239,5 |
698,3 ! 950 |
1800 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м3 |
||||||
Расчеты |
на ЭВМ проектов |
произ |
|
|
|
|
|
1 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
водства работ по монтажу зданий . . |
проект |
— |
| 3 |
| |
120 |
230 |
|||||||||
Разработка |
на |
ЭВМ недельно-су |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
точных |
графиков |
почасовой |
доставки |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
раствора. |
Диспетчерский |
|
контроль |
|
|
|
1502,6 |
|
1600 |
||||||
за исполнением |
|
|
|
|
|
тыс. .к3 |
1425 |
1600 |
|||||||
Разработка |
на |
ЭВМ недельно-су |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
точных |
графиков |
сменной |
|
|
поставки |
|
|
|
|
|
|
|
|||
товарного бетона. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Диспетчерский |
контроль |
|
за нспол- |
|
|
455,4 |
822,8 |
800 |
900 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
» |
|
|||||
Разработка |
на |
ЭВМ |
недельных |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
оптимальных планов экскавации и пе |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ревозки |
грунта. |
|
|
|
|
|
» |
|
—- |
2 |
|
20 |
24 |
||
Контроль за исполнением |
|
|
|
|
|||||||||||
Разработка |
на ЭВМ годовых пла |
млн. руб. |
|
502,1 |
505 |
1600 |
|||||||||
нов генподрядных |
трестов |
и ДСК • • |
— |
||||||||||||
Создание |
и эксплуатация |
|
машинной |
объект |
|
2500 |
|
3000 |
5000 |
||||||
картотеки |
объектов строительства |
— |
|
вание экскаваторного парка, транспортных средств и сокращение затрат. Только за 1971 г. и за первое полугодие 1972 г. на основе этих планов выполнен объем земляных работ около 8 млн. м3.
Накопленный опыт внедрения АСУС Главмосстроя позволяет сделать следующие выводы:
применяемые ЭВМ должны соответствовать как по техниче скому уровню, так и по параметрам характеру и объему решае мых задач. Они должны быть достаточно надежны, а их устрой-
175
ство и даже целые ЭВМ дублированы, с тем чтобы систематиче ская разработка оперативных планов и графиков строительства обеспечивалась в приемлемые сроки и при любых условиях;
необходима развитая и надежно работающая связь, позволя ющая оперативно получать как исходные данные для планирова ния и составления графиков и оперативных планов, так и слу жить целям диспетчеризации;
множительные устройства преимущественно электрографи ческие— ЭРА, ВЕГА, РЭМ, а также ротапринт необходимы при значительном объеме оперативно-производственной докумен тации;
в АСУ больших строительных систем при центральной обра ботке диспетчерской информации сбор, формирование и переда ча информации должны быть автоматизированы. Это необходимо, поскольку объем такой информации систематически возрастает, а своевременность и достоверность ее получения являются важ ным условием бесперебойной работы объекта управления (строи тельства) в заданном режиме;
при введении АСУС требуется достаточно полное ознакомле ние инженерно-технических работников с новыми порядками и методами планирования и разработки оперативной документа ции по строительству, заблаговременная подготовка персонала, непосредственно участвующего в функционировании АСУС и эксплуатации технических средств (подготовка телеграфистов, диспетчеров, инженеров и техников-технологов и операторов ЭВМ, специализирующихся по отдельным видам работ);
необходима организация постоянного контроля и анализа ре зультатов выполнения в натуре разрабатываемых в АСУС опера тивных планов и графиков;
важно до начала систематического выпуска в АСУС какоголибо документа по организации и технологии работ детально проанализировать существующее положение в отношении его правильности и целесообразности с тем, чтобы не повторять за частую допускаемых нарушений СНиП и ТУ;
машинная разработка оперативной документации по органи зации технологии и планированию строительства связаны с при менением шифров, кодов стройорганизации, объектов, материа лов и работ. На первом этапе их следует принимать по уже дей ствующим шифрам и кодам в бухгалтерской отчетности;
необходимо относительно точно регламентировать формы и периодичность исходной информации, поступающей в ИВЦ для оптимального планирования, расчета потребности ресурсов, раз работки графиков, учета;
необходима также обязательная разработка процессов и мето дов контроля исходной информации, промежуточных и конечных результатов.
Первые опыты показывают, что целесообразно сосредоточи вать для автоматизированной системы на первом этапе вопросы
176
организации и технологии строительного производства, повыше ние его эффективности.
На втором этапе следует включить в сферу действия АСУ раз работку годовых, перспективных и долгосрочных планов подряд ных организаций, сбалансирования с их мощностями, материаль ными и трудовыми ресурсами на основе внутриотраслевых (ве домственных) и межотраслевых (междуведомственных) связей.
Представляет также интерес опыт создания и функционирова ния автоматизированной системы управления Мостостроитель ным трестом.
Указанная АСУ разработана Московским научно-исследова тельским и проектным институтом систем сетевого планирования и управления в промышленности (МНИПИ СПУ), для Мосто строительного треста на базе Мостотреста и Мостостроя № 3, ко торый входит в состав Главмостостроя Минтрансстроя.
В составе Мостотреста действуют 7 мостоотрядов (количест во рабочих 700—800) и 10 Мостопоездов (количество рабочих до 400), несколько заводов по производству сборных железобетон ных конструкций. Низовые строительные организации Мосто треста разбросаны на территории от республик Закавказья (Гори, Тбилиси, Баку) до областей центра и Поволжья (Горь кий, Ярославль, Сарапул, Чебоксары).
Обслуживая определенные территории, Мостоотряды (МО) и Мостопоезда (МСП) подчиняются тресту, находящемуся в Москве.
Основными объектами строительства Мостостроительных тре стов являются искусственные сооружения на железных и шоссей ных дорогах, в населенных пунктах (путепроводы, переходы, мосты), а также объекты промышленного и гражданского строи тельства.
В год Мостотрест осуществляет строительство одновременно 250—300 объектов, из которых половина вводится в действие. Наряду с мелкими искусственными транспортными сооружени ями тресты Главмостостроя осуществляют строительство боль ших и уникальных мостов (метромосты в Лужниках и Нагатино в Москве, мост через Волгу в Костроме, мост через Каму в Са рапуле, метромост через Днепр в Киеве, мост через Амур и т. д.).
Объекты строительства от места расположения аппарата уп равления МО или МСП удалены на значительные расстояния (от десятков до сотен километров). Поэтому, в отличие от трестовплощадок и городских трестов, тресты Главмостостроя в значи тельной мере лишены возможности маневрировать ресурсами между МО и МСП. Даже в рамках МО и МСП ввиду разбросан ности объектов строительства маневр ресурсами между объекта ми, особенно техникой, затруднен.
На уровне трестов производится планирование работы уни
кальных строительных |
машин и |
механизмов, которых име |
ется большое количество |
и которые |
используются на объектах |
12 |
Заказ 2195 |
177 |