Файл: Этмекджиян А.А. Технический прогресс и повышение эффективности капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

продолжительность строительно-монтажных работ была сокра­ щена на 57 дней.

Метод сетевого планирования и управления строительством с применением электронно-вычислительной техники позволяет пол­

нее выявить и привести в действие производственные

резервы,

лучше использовать имеющуюся в их распоряжении

могучую

технику.

 

Масштабы капитального строительства, постоянно

растущие

и усложняющиеся его межотраслевые связи, вызванные развити­ ем технического прогресса и специализацией строительного про­ изводства, предъявляют новые требования к совершенствованию механизма управления, организации и планирования.

Выступая с Отчетным докладом Центрального Комитета на XXIV съезде партии, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Наука серьезно обогатила теоретиче­ ский арсенал планирования, разработав методы экономико-мате­ матического моделирования, системного анализа и другие. Необ­ ходимо шире использовать эти методы, быстрее создавать отрас­ левые автоматизированные системы управления...»1 .

Поэтому важнейшим условием совершенствования организа­ ции строительства на всех его уровнях и во всех звеньях явля­ ется разработка и внедрение автоматизированных систем управ­ ления (АСУ). Решение этой задачи обеспечивает превращение проектирования, производство конструкций и выполнение строи­ тельно-монтажных работ в единый ритмичный процесс.

В-деле внедрения АСУ в строительстве уже накоплен некото­ рый опыт. В настоящее время в строительстве имеется 67 элек­ тронно-вычислительных машин, установленных в строительных организациях и головных вычислительных центрах министерств.

Выполнено большое количество научно-исследовательских, проектных работ, связанных с созданием АСУС на всех уровнях организационной структуры строительных министерств, террито­ риальных главных управлений, а также для домостроительных комбинатов и строительных трестов.

Введены в действия АСУС Главмосстроя, АСУ Главкиевгорстроя, АСУ Ленинградстроя, АСУ Министерства строительства Эстонской ССР, а также ряд разработок на уровне строительных трестов и управлений (трест «Кемеровжилстрой», Мособлстрой № 2, АСУ Мостостроительного треста и ряд других). Автомати­ зируется обработка данных в ряде трестов Донбасса, Придне­ провья, Белоруссии, Молдавии, Поволжья, Армении, Эстонии, Латвии. Ведутся работы по проектированию и внедрению инфор­ мационных систем в ряде союзных и республиканских строитель­ ных министерств.

Во многих строительно-монтажных трестах внедрены подсис­ темы текущего и оперативного планирования работ треста, опре-

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 67.

169


деляющне годовые, месячные, суточные планы работ вплоть до бригад с указанием очередности работ, потребности в ресурсах и рабочей силе, с определением стоимости работ и заработной платы каждого рабочего.

Во многих строительно-монтажных трестах и в ряде главных строительных управлений строительных министерств внедрены подсистемы автоматизированного расчета на ЭВМ потребности в ресурсах, что улучшило обеспечение строительства материалами.

В строительных организациях успешно внедряются подсисте­ ма автоматизированного расчета и составление расписаний на доставку раствора и бетона (так называемая система СУПЕР). Внедрение этой подсистемы полностью автоматизировало доку­ ментооборот вплоть до печатания на ЭВМ путевых листов на транспорт.

Однако следует отметить, что разработка и особенно внедре­ ние АСУ в строительстве еще далеко не полностью отвечают потребностям, что вызвано сложностью создания и внедрения систем управления строительными организациями и специфи­ кой строительного производства,— территориальной разбросан­ ностью строительных организаций, объектов строительства и предприятий стройиндустрии, недостаточной специализацией строительных организаций, а также наличия у подрядных строи­ тельно-монтажных организаций большого количества заказчи­ ков, что усложняет процесс формирования плана. Кроме того, в отличие от цехов завода, в первичных строительных организа­ циях осуществляется полный технологический цикл по выпуску продукции, т. е. объектов строительства.

Большую остроту для нормального функционирования АСУ строительными организациями приобретают вопросы связи. Нор­ мальное функционирование АСУС возможно только при своевре­ менном поступлении информации о фактическом ходе производ­ ственного процесса.

В условиях разбросанности строительных организаций и объ­ ектов строительства своевременный сбор и передача информации для обработки на информационном вычислительном центре (ИВЦ) невозможны без аппаратуры, способной за короткие про­ межутки с высокой степенью надежности передавать на значи­ тельные расстояния большие массы информации. Используемые в настоящее время линии абонентского телеграфа (телетайпы) не могут удовлетворить требованиям, предъявляемым к передаче информации автоматизированными системами управления.

В связи с имеющимися еще трудностями в создании автома­ тизированных систем управления строительством представляет интерес опыт создания такой системы в Москве, где, как извест­ но, осуществлено коренное упорядочение хозяйственного и тех­ нического механизма управления строительством на основе ши­ рокой его индустриализации, специализации и производствен­ ного кооперирования.

170



При разработке исходных данных для проектирования АСУС Главмосстроя в основу было положено следующее: проектирова­ ние объектов строительства сосредоточено в основном в проект­ ных организациях, объединениях ГлавАПУ, а изготовление конструкций, деталей, изделий и многих видов строительных материалов осуществляется специализированным Главным уп­ равлением промышленности строительных конструкций и мате­ риалов; транспортировка сырья, деталей, конструкций и изде­ лий — в специализированном управлении Мосстройтранс.

Обязанности заказчика-титулодержателя сосредоточены в Главном управлении капитального строительства.

Осуществление основных объемов капитального строитель­ ства в Москве возложено на Главмосстрой, из состава которого в последующем выделены специализированные подразделения, и в частности Главмосинжстрой, специализированный на строитель­ стве инженерных и магистральных коммуникаций, головных во­ дозаборных, очистных, транспортных и других сооружений, и Главное управление промышленного строительства — Главмоспромстрой, на которое возложены реконструкция действующих и строительство новых производственных предприятий, зданий НИИ, КБ, уникальных объектов и сооружений.

В свою очередь в составе перечисленных выше главных строи­ тельных управлений широкое развитие за последние годы полу­ чила специализация как по конечной строительной продукции, так и по видам работ, устройству нулевого цикла и внутриплощадочных организаций, монтажу зданий и сооружений, санитарнотехническим и электротехническим, вентиляционным, отделочным и другим работам.

Автоматизированная система Главмосстроя рассчитана на объем выполняемых работ в год примерно 2 млрд. руб.

Проект автоматизированной системы предусматривает необ­ ходимые технические средства электронно-вычислительной тех­ ники, автоматики и связи, математическое обеспечение, норма­ тивную базу, эксплуатационно-диспетчерскую и регламентирую­ щую организацию и комплекс правовых положений.

В составе технических средств системы имеется:

ЭВМ «Урал-16», предназначенная для планирования,— мно­ гопрограммная машина с быстродействием около 100 тыс. опера­ ций в 1 сек, имеющая оперативную память в 250 тыс. машинных слов (возможно доведение ее до 1 млн. слов), и развитые внеш­ ние устройства, включая НМЛ, НМБ, 4-АГУЦ и сопряжения с каналами связи;

вычислительный комплекс (ВК «Строитель») в составе трех ЭВМ («Урал-11» — 2 и «Урал-14» — 1) с общим пультом управ­ ления, диспетчерским табло и коммутирующим устройством. Вы­ числительный комплекс предназначен для обработки диспетчер­ ской информации, получаемой от автоматизированных перифе­ рийных диспетчерских пунктов, сопоставления этой информации

171


с данными графиков и оперативных планов и выводом отклоне­ ний на световое табло. ВК «Строитель» рассчитан на обработку семи сообщений в 1 сек:

системы приемников и передатчиков для ввода информации из каналов связи в ВК и выдачи информации из ВК и ЭВМ «Урал-16» в каналы связи для передачи на периферию;

центральных устройств связи со станцией абонентского теле­ графа на 300 номеров (АТА-300), телефонной станции на 800 но­ меров (АТС) и радиотелефонной связи типа «Алтай» на 170 або­ нентов;

более 600 пар прямых проводов, выделенных в Московской телефонной сети для услуг АСУС, и около 1000 абонентских то­ чек телеграфной, телефонной и радиотелефонной связи, установ­ ленных в строительных организациях, на стройках, на заводах строительной индустрии, базах снабжения и комплектации и в автохозяйствах.

Математическое обеспечение АСУС состоит из комплексов ал­ горитмов и программ, в том числе:

комплекса программ для составления почасовых и суточных монтажно-транспортных графиков, графиков комплектации, но­ менклатурных планов производства деталей, типовой части про­ ектов производства работ по монтажу зданий с транспортных средств — всего в объеме более 30 тыс. команд;

комплекса программ по составлению расписаний поставок раствора и бетона, оптимальных планов экскавации и перевозки грунта — всего в объеме около 44 тыс. команд;

комплекса программ по планированию деятельности стройорганизаций и расчету потребности в ресурсах в объеме более 10 тыс. команд;

автоматизированной информационно-поисковой системы по эксплуатации банка данных—12,6 тыс. команд;

операционных систем команд программ обработки и анализа диспетчерской информации на ЭВМ ВК «Строитель» —47 тыс. команд;

операционной системы команд ЭВМ «Урал-16»—24,3 тыс. команд;

комплекса обслуживающих программ— 10,6 тыс. команд. Центральный банк данных АСУС состоит из 10 разделов и

включает машинную картотеку объектов строительства (5000 объ­ ектов по 150 характеристик), операционную часть математиче­ ского обеспечения, производственно-технологические нормативы, транспортную сеть Москвы, нормативы расхода материалов, ха­ рактеристики стройорганизаций и другие данные, систематически дополняемые и обновляемые в процессе развития системы.

Для эксплуатации автоматизированной системы планирова­ ния, контроля и регулирования строительства и выполнения дру­ гих функций Управление АСУС наделено распорядительными правами, имеет ряд производственных служб, в частности для

172