При значениях си, близких к c y m i i R , коэффициенты су и сх изме няются примерно в равной степени. Поэтому на режимах полета, близких к наивыгоднейшему, изменения полетного веса мало ска зываются на величине аэродинамического качества и расходы топ лива С/1 и С к приблизительно пропорциональны полетному весу.
Влияние изменений полетного веса на расходы топлива Сд и С к усиливается на сверхзвуковых режимах полета, где поляры прохо дят значительно круче, и особенно на стратосферных высотах, где велики значения коэффициента с у г м . Существенное дополнительное увеличение С\ и С к здесь обусловлено тем, что в отличие от бес форсажных режимов при использовании форсирования двигателей увеличение тяги сопровождается существенным увеличением удель ного расхода топлива.
Необходимо также отметить, что увеличение веса приводит к существенному увеличению затрат топлива на разгон и подъем са
молета, поскольку энергия Gl И +-^~), которую требуется сообщить
самолету для вывода его на нужный режим (Н, V), пропорциональ на полетному весу. За счет этого общие дальность и продолжитель ность полета сверхзвуковых самолетов при увеличении веса суще ственно сокращаются.
Аэродинамическое качество самолета при неизменных значениях Рн и Vi (числа М) может уменьшиться вследствие ухудшения его аэродинамической формы, обусловленного внешней подвеской до полнительных топливных баков, бомб, реактивных снарядов и т. п. При внешних подвесках аэродинамическое качество снижается глав ным образом за счет увеличения составляющей лобового сопротив ления Q0 , в связи с чем увеличивается коэффициент с у Н анв и опти мальные по расходам топлива режимы полета заметно смещаются в сторону меньших скоростей. Если весь полет протекает на около звуковых или сверхзвуковых режимах, то возможны случаи, когда наличие подвесных баков вообще не дает сколько-нибудь замет ного выигрыша в дальности: весь запас топлива, содержащийся в подвесных баках, пойдет на покрытие приращения километрового расхода, обусловленного увеличением лобового сопротивления. По этому работа топливной системы программируется так, чтобы топ ливо из подвесных баков вырабатывалось в начале полета. На чальный участок полета при этом целесообразно производить на до звуковой скорости. Если в дальнейшем полет должен протекать на сверхзвуковых режимах и получение большой дальности полета имеет принципиальное значение для выполнения задания, то пустые подвесные баки целесообразно сбросить. Сброс пустых подвесных баков может оказаться и экономически целесообразным: при ра циональной конструкции, удачном подборе материалов и хорошо налаженном производстве подвесной бак может стоить меньше, чем' топливо, необходимое для его доставки на аэродром.
Следует также иметь в виду, что снижение аэродинамического качества самолета может произойти из-за нарушения норм техни ческой эксплуатации. Вмятины на обшивке, небрежно подогнанные