Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 17
мущенная зона, в которой воздух, прежде чем он встретится с передней кромкой, плавно тормозится. В сечениях, достаточно уда
ленных |
от |
плоскости |
симметрии |
крыла |
(например, |
в |
сече |
||
нии / — / ) , ширина этой |
зоны |
вдоль |
линий |
тока |
может |
оказаться |
|||
столь велика, что торможение воздуха здесь |
осуществляется прак |
||||||||
тически |
без |
газового удара, |
изоэнтропно, |
как |
в дозвуковом |
по |
токе. С приближением к плоскости симметрии возмущенная зона сужается, торможение потока становится все более интенсивным, число столкновений молекул на единице длины линий тока уве-
Рис. 4.31. Наклон скачков уплотнения в |
пло- |
Рис. 4.32. |
Дозвуковая |
кромка |
||||
|
скости |
xOz |
|
крыла в сверхзвуковом |
потоке |
|||
личивается, |
необратимые потери |
механической |
энергии |
возра |
||||
стают. Иными словами, с приближением |
от концов к |
плоскости |
||||||
симметрии |
крыла |
осуществляется |
постепенный |
переход |
от |
плав |
||
ного торможения воздуха к скачку |
уплотнения. |
|
|
|
|
|||
В главе |
1 было показано, что |
торможение |
сверхзвукового по* |
тока при встрече с телом конечных размеров не может быть плав ным. Теперь мы установили, что перед стреловидным крылом, во всяком случае, в сечениях, достаточно удаленных от плоскости симметрии, сверхзвуковой поток тормозится плавно. Противоречия здесь нет. Придавая крылу достаточную стреловидность, мы вы нуждаем поток взаимодействовать не сразу со всем крылом, а с
отдельными его точками поочередно. |
Это |
хорошо видно на |
рис. 4.32: приближаясь к крылу, в сечении |
/ — / |
воздушные части |
цы пересекают фронты волн повышенного давления, идущих не от данного сечения крыла, а от последовательного ряда точек перед ней кромки, расположенных ближе к плоскости симметрии.
Закругленная дозвуковая передняя кромка не рассекает пото ка, как сверхзвуковая, а плавно обтекается воздухом, как в дозву* ковом потоке. В сужающейся части струйки .около носка крыла (рис. 4.33) происходит разгон дозвуковой нормальной составляю щей скорости, в связи с чем здесь образуются достаточно большие
5-831 |
129 |
разрежения. Тангенциальная составляющая скорости, направлен ная вдоль прямолинейных образующих крыла, при этом остается постоянной и, следовательно, никакого влияния на рассматривае
мое явление |
не оказывает. |
|
|
||
Равнодействующую |
Яподс дополнительных |
разрежений, дейст |
|||
вующих |
на |
переднюю часть крыла при закругленной дозвуковой |
|||
передней |
кромке, называют п о д с а с ы в а ю щ е й |
с и л о й. Ее со |
|||
ставляющие |
в поточной |
системе координат |
A Q i |
и ДУ вызывают |
уменьшение индуктивного сопротивления и увеличение подъемной силы, что, конечно, выгодно.
У стреловидного и треугольного крыльев передняя кромка ос
тается |
дозвуковой, пока угол |
слабых |
возмущений |
(л = arcsin |
|||||
больше |
угла «р = 90° — Хп при вершине |
крыла. По мере |
увеличения |
||||||
|
|
числа |
Мое |
угол |
р. |
непрерывно |
|||
|
|
уменьшается |
и границы |
возмуще |
|||||
|
|
ний, идущих от различных точек |
|||||||
|
|
передней |
кромки, приближаются к |
||||||
|
|
крылу. |
|
Возмущенная |
зона |
перед |
|||
|
|
крылом |
постепенно |
сужается, |
тор |
||||
|
|
можение |
потока |
становится |
все |
||||
Рис. 4.33. Подсасывающая сила |
более |
интенсивным, |
ударным. |
При |
|||||
|
|
некотором |
числе |
М з в . п , |
которое |
||||
|
|
будем |
|
называть |
звуковым |
по |
передней кромке, границы возмущений накладываются друг на друга и ложатся на переднюю кромку крыла. В этот момент тор можение потока перед всей передней кромкой становится чисто ударным, образуется явно выраженный головной скачок уплот нения. Так как при числе M 0 0 = M S B . п р. = у, то и
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Sin [X ==М, |
sin у = |
cos х„. |
|
|
|
откуда |
следует, что |
|
|
|
|
|
|
МЗ Я . „ == • 1 |
|
|
|
(4.21) |
|
|
|
cosxn |
|
|
|
|
С дальнейшим увеличением числа |
передняя |
кромка ста* |
||||
новится |
сверхзвуковой. |
|
|
|
|
|
§ 4.11. Аэродинамические |
характеристики |
прямого |
||||
|
крыла при смешанном и сверхзвуковом обтекании |
|||||
С того момента, как на линии |
p m I n |
в наиболее |
нагруженной |
|||
части крыла местная скорость достигает скорости |
звука, |
здесь на |
||||
чинается |
формирование местной . сверхзвуковой |
зоны |
и скачка |
|||
уплотнения. |
|
|
|
|
|
|
Кризисные явления в каждом сечении развиваются принци |
||||||
пиально |
так же, как и на крыле |
бесконечного размаха. |
Поэтому |
130
и суммарные аэродинамические характеристики крыла, в общем, претерпевают качественно такие же изменения: интенсивное уве
личение коэффициента схо, |
некоторое увеличение, а |
затем |
падение |
производной с*, сдвиг аэродинамического фокуса |
назад, |
умень |
|
шение критического угла |
атаки и коэффициента |
с и т а х . |
Однако |
за счет уменьшения истинных углов атаки, неодновременного раз вития волнового кризиса вдоль размаха и влияния боковых кро мок изменения перечисленных параметров здесь меньше по вели чине и протекают более плавно. Естественно, что чем меньше удлинение и больше сужение крыла, тем сильнее его аэродинами ческие характеристики в области волно вого кризиса отличаются от соответствующих характеристик профиля.
Отдельно следует остановиться на изменении индуктивного сопротивления крыла, которое для профиля не рассма тривалось. Если при некотором числе Мсо>Мк р , когда на верхней поверхности крыла уже имеется местная сверхзвуко вая зона (рис. 4.34), увеличить угол атаки, то критические сечения струек смещаются вперед, а их расширение за
v |
' |
г |
к |
|
|
а г > а , |
|
п |
. „. |
„ |
, |
р и с |
4 3 4 |
|
объяснению |
этим |
сечением |
усиливается. Это при- |
у в е л и ч е н и я |
индуктивного |
||
ВОДИТ |
К расширению сверхзвуковой |
сопротивления |
при |
смешан - |
||
зоны, увеличению местной скорости воз- |
ном |
обтекании |
крыла |
|||
духа перед скачком и повышению интен |
|
коэффициента су |
||||
сивности самого |
скачка. В результате увеличение |
сопровождается увеличением коэффициента сх. Логично рассуж дать так: для увеличения подъемной силы потребовался дополни тельный разгон воздуха над крылом, дополнительная скорость воздуха гасится на скачке уплотнения, соответственно имеются и дополнительные потери механической энергии.
По аналогии с вихревым индуктивным сопротивлением волно вое сопротивление, связанное с образованием подъемной силы, на
зывают в о л н о в ы м |
и н д у к т и в н ы м |
с о п р о т и в л е н и е м . |
Его. коэффициент схви |
как и коэффициент |
cXi, интенсивно воз |
растает с увеличением су. При смешанном обтекании строгой про
порциональности между |
cXSi и |
с2 |
нет, в связи с чем |
коэффициент |
|||
индуктивности |
крыла |
А |
здесь |
является функцией не |
только чис |
||
ла M w ) |
но и самого |
коэффициента |
су. |
на заднюю |
|||
При |
М « 1 |
местные |
скачки |
уплотнения выходят |
кромку, а около передней кромки, которая на прямом крыле сразу
же становится сверхзвуковой, образуется головной |
скачок |
(при |
||
соединенный — при |
острой |
и отсоединенный — при |
закругленной |
|
кромке). |
|
|
|
|
Боковые кромки |
крыла |
при любом числе М ж остаются |
дозву |
ковыми, и осуществляющееся через них взаимодействие между ча
стями потока |
под и над крылом оказывает существенное |
влияние |
б* |
' |
131 |
на обтекание участков S' (рис. 4.35), отсекаемых волнами возму щений, идущими от концов передней кромки.
Если на остальной площади крыла, где взаимного влияния между нижней и верхней поверхностями крыла нет, давление рас пределяется как" на крыле бесконечного размаха, то на участках S' происходит выравнивание давлений между нижней и верхней по верхностями, а также между обеими поверхностями и окружаю щим потоком. Это, конечно, сказывается на характеристиках крыла: во-первых, при нулевой подъемной силе несколько сокра
щается разгон воздуха |
около участков S' крыла, вследствие чего |
q |
здесь снижается интенсив |
*Л
X
Рис. 4.35. Прямое крыло в сверх
звуковом потоке
ность |
хвостового |
скачка и |
|
уменьшается |
(по |
сравнению |
|
с профилем) |
коэффициент |
||
с* в о; |
во-вторых, |
примерно |
|
наполовину |
уменьшается |
||
подъемная сила участков S', |
|||
что вызывает |
существенное |
уменьшение производной Су
всего крыла; в-третьих, аэродинамический фокус крыла несколько смещается вперед от носительно средины САХ; в-четвертых, увеличивается суммарный коэффициент индуктивного сопротивления; это обусловлено двумя непосредственными причинами: наличием вихревого индук тивного сопротивления, связанного с вихреобразованием на до звуковых торцевых кромках (которого у профиля нет), и увели чением волнового индуктивного сопротивления.
Создавая подъемную силу, профиль испытывает в сверхзвуко* вом потоке дополнительное сопротивление, коэффициент которого пропорционален величине су и углу атаки а. Это сопротивление имеет волновую природу и отражает потери энергии на головном скачке при торможении невозмущенного потока около нижней по верхности и на хвостовом скачке — при торможении потока, до полнительно разогнавшегося около верхней поверхности профиля. Так как и торможение потока под крылом, и его разгон над кры лом необходимы для образования подъемной силы, то в соответ ствии с принятой терминологией сопротивление, о котором здесь
идет речь, будем |
называть в о л н о в ы м и н д у к т и в н ы м со |
||
п р о т и в л е н и е м |
п р о ф и л я . Поскольку в сверхзвуковом по |
||
токе |
4а |
ТО |
|
Ум* |
|||
|
1 |
V Ж1
а = 'Г Используя эту формулу, выражение коэффициента волнового
индуктивного сопротивления |
профиля можно привести к |
виду |
сх в I р — су |
V M i — 1 |
(4.22-1) |
р а — |
132