Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 17
Отсюда |
следует, что коэффициент схы |
бесконечного |
крыла |
(профиля) |
в сверхзвуковом потоке при любом числе |
= const |
строго пропорционален с2 и что коэффициент индуктивности про филя
|
|
- 4 |
" |
(4.22-2) |
|
непрерывно возрастает |
с |
увеличе |
|||
нием Moo- |
|
S' |
|
|
|
Поскольку участки |
не |
до |
|||
дают |
подъемную |
силу, |
чтобы |
по |
|
лучить |
заданное суммарное значе |
||||
ние коэффициента |
су, |
необходимо |
увеличить угол атаки, при этом
соответственно |
возрастает |
и коэф |
||
фициент |
волнового |
индуктивного |
||
сопротивления. |
|
|
|
|
Чем |
меньше |
удлинение |
крыла, |
|
тем большая |
часть |
его |
площади |
приходится на участки 5' при лю бом фиксированном числе М<х>. Следовательно, тем больше и рас смотренные выше отличия аэро динамических характеристик крыла от соответствующих характеристик профиля.
С увеличением числа М м угол слабых возмущений р. и площадь участков S/ уменьшаются, аэроди намические характеристики кры ла приближаются к аэродинамиче
ским |
характеристикам |
профиля |
(рис. |
4.36). |
|
/2 Мое
Рис. 4.36. Влияние удлинения и числа М~ на аэродинамические характеристики крыла
§ 4.12. Аэродинамические характеристики стреловидного крыла при смешанном и сверхзвуковом обтекании
Как уже говорилось, за счет эффекта скольжения критическое число М стреловидного крыла при равных прочих условиях боль ше, чем у прямого. По той же причине местный скачок уплотнения
уже сразу после его образования, непосредственно за линией pm in. будучи прямым в плоскости хОу, в плоскости xOz наклонен к,век тору полной скорости под острым углом ф = 90°—%рт 1 п - Этот на клон скачка, приводящий к снижению его интенсивности, сохра няется на протяжении всей области волнового кризиса. Выход ме стного скачка уплотнения на заднюю кромку происходит не при
133
М«,==1 (как на прямом крыле), а при М э в 3 |
^ — ~ — , когда нор- |
|
cos Хз |
мальная относительно этой кромки составляющая скорости невоз мущенного потока достигает скорости звука.
Таким образом, за счет эффекта скольжения режимы смешан ного обтекания стреловидного крыла охватывают не только диа
пазон |
чисел M w |
от МК р до единицы, но и область сверхзвуко |
вых |
скоростей |
потока (полета), в которой передняя и задняя |
кромки остаются дозвуковыми, а интенсивность местных скачков уплотнения при одинаковом их положении относительно носка САХ на стреловидном крыле ниже, чем на прямом. Соответствен но аэродинамические характеристики стреловидного крыла в об ласти смешанного обтекания протекают более плавно.
Исходя из сказанного можно было бы ожидать, что кризисные изменения аэродинамических характеристик стреловидного крыла
закончатся |
при Мх — М з в . п . Однако это не так. Дело в том, что |
особенности |
волнового кризиса стреловидного крыла обусловлены |
не только эффектом скольжения. Одним из существенных обстоя тельств является то, что в области концевого эффекта из-за до полнительного увеличения местных скоростей волновой кризис на
чинается раньше |
и развивается интенсивнее, чем на основной ча |
сти крыла. В области срединного эффекта деформация линий тока |
|
в плоскости xOz |
приводит к уменьшению местных скоростей на |
верхней поверхности крыла, но по той же причине критические
сечения |
струек здесь |
смещаются назад и стреловидность по ли |
нии ртщ |
практически |
падает до нуля. Неодновременное развитие |
местных сверхзвуковых зон и скачков уплотнения на различных участках крыла делает изменения его аэродинамических характе
ристик |
еще |
более плавными, особенно в начале области волнового |
|
кризиса. |
|
|
|
Другим |
существенным |
обстоятельством является то, что при |
|
М т е > 1 |
возмущенная зона |
перед крылом сужается. Здесь вблизи |
вершины крыла и особенно при закругленной кромке на очень малых отрезках линий тока осуществляется сильное торможение воздуха. Как уже говорилось, оно протекает неизоэятропно и со провождается потерями механической энергии. Эти потери энер гии увеличиваются с увеличением числа Мт е , но потери, отнесен ные к единице скоростного напора, которые определяют коэффи-
цивнт |
волнового сопротивления, уже при некотором числе М«>< |
|||||||
< М З В . П |
начинают |
уменьшаться. |
В |
результате |
коэффициент сх0 |
|||
имеет |
максимум |
при числе М „ ( |
большем единицы, |
но значитель |
||||
но |
меньшем М з в . п . |
|
|
|
|
|
||
|
Перемещение аэродинамического фокуса заканчивается при |
|||||||
полной |
ликвидации подсасывающей силы, т. е. при |
=Мз в .п. |
||||||
|
Коэффициент индуктивности крыла при переходе от дозвуко |
|||||||
вого к |
сверхзвуковому обтеканию |
и |
с дальнейшим |
увеличением |
||||
М л |
непрерывно |
возрастает за |
счет |
волновой |
составляющей. |
134
С увеличением |
числа Mm |
|
при |
сверхзвуковых |
кромках, |
по мере |
|||||||||||||||
того как |
наклон |
скачков |
в |
плоскости |
хОу |
приближается |
к |
углу |
|||||||||||||
9 |
|
|
их |
наклона |
в |
плоскости |
xOz, |
аэродинамические |
ха |
||||||||||||
рактеристики |
стреловидного |
|
крыла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
приближаются= 90° — х |
к |
характеристикам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
прямого крыла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Характерно, что в широком диа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
пазоне |
чисел |
Мое |
производная |
с* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
стреловидного |
крыла |
больше, |
чем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
•у прямого (а коэффициент индук-' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
тивности |
соответственно |
меньше). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Это |
преимущество |
стреловидного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
крыла |
перед |
прямым |
объясняется |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
эффектом |
скольжения, |
который, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ухудшая |
несущие |
свойства |
|
крыла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
при |
дозвуковом |
обтекании, |
|
улуч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
шает их |
при |
сверхзвуковом |
|
обте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
кании. |
Сравнение |
основных |
|
аэро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
динамических характеристик |
|
прямо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
го, |
стреловидного |
и |
треугольного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
крыльев представлено |
на |
рис. |
4.37. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
§ 4.13. Аэродинамические |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
характеристики |
треугольного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
крыла при смешанном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
и сверхзвуковом обтекании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Для |
|
качественного |
|
анализа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
аэродинамических |
характеристик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
треугольного |
крыла |
будем |
|
считать, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
что пики разрежения на его |
|
верх |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ней |
поверхности |
|
во |
всех |
|
сече- |
Рис. |
4.37. |
Аэродинамические |
|
ха |
||||||||||
' ниях лежат на одной прямой |
(ли |
рактеристики |
прямого, |
треуголь |
|||||||||||||||||
ния Pmin), которая при малых |
углах |
|
ного и стреловидного |
крыльев |
|||||||||||||||||
атаки |
и |
числах |
М<х><^ М к |
р |
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
мерно |
совпадает |
с линией |
с ш |
а х |
максимальных толщин |
(рис. 4.38). |
|||||||||||||||
Тогда |
за |
счет |
проявления |
эффекта |
скольжения |
критическое |
чис |
||||||||||||||
ло |
М |
треугольного |
крыла |
|
окажется |
примерно |
таким |
же, как |
и |
||||||||||||
у стреловидного крыла |
при |
равных углах ^ - m i n |
стреловидности |
по |
|||||||||||||||||
указанной |
линии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Если, не учитывая специфику обтекания отдельных участков |
|||||||||||||||||||||
крыла, |
предположить, |
что |
в |
процессе |
развития |
волнового |
кри |
зиса фронты местных скачков уплотнения остаются плоскими, то,
как видно из рис. 4.38, |
углы наклона |
этих скачков в |
плоско |
сти xOz с приближением |
к задней кромке увеличиваются. |
Поэтому |
|
интенсивность скачков, |
определяющаяся |
произведением |
sin 9, |
135
при |
увеличении числа |
будет повышаться |
значительно быстрее, |
|||
чем |
на стреловидном |
крыле. Скачки быстрее перемещаются на |
||||
зад и выходят на прямую |
заднюю кромку |
треугольного крыла |
||||
при |
M ^ ^ l , как |
и на |
прямом крыле. Соответственно в диапазоне |
|||
чисел |
Мт с от М к р |
до |
М =1 |
и кризисные изменения аэродинами |
ческих характеристик треугольного крыла протекают интенсивнее, чем у стреловидного, но не в такой степени, как следовало бы ожидать исходя из рассмотренной схемы развития местных сверх звуковых зон и скачков уплотнения. Некоторое смягчение волно вого кризиса треугольного крыла в указанном диапазоне чисел М», особенно заметное при больших углах атаки, обусловлено малым его
|
х |
'X |
Рис. 4.38. |
Схематизация |
развития сверх- |
' звуковой |
зоны на треугольном крыле |
удлинением, приводящим к сглаживанию пиков разрежения, вы
равниванию местных скоростей и т. п. |
|
|
При М м = 1 местные скачки выходят |
на заднюю кромку |
кры |
ла и превращаются в хвостовой скачок |
уплотнения. Однако за |
|
счет большой стреловидности по передней |
кромке головного |
скач |
ка в этот момент еще нет. С дальнейшим |
увеличением числа |
|
одновременно развиваются два процесса: постепенное уменьшение угла наклона (в плоскости хОу) и ослабление хвостового скачка и постепенное формирование головной ударной волны. При этом существуют и две противоположные тенденции в изменении коэф фициента схо'- тенденция к его уменьшению за счет ослабления хвостового скачка и тенденция к его росту за счет увеличения потерь энергии в зоне интенсивного торможения воздуха перед
передней кромкой. Поскольку при |
числах М № , близких к едини |
|||||
це, |
хвостовой |
скачок уплотнения |
еще практически прямой и на |
|||
нем |
в |
преобразованиях участвует |
вся кинетическая |
энергия |
пото |
|
ка, |
а |
в зоне |
торможения перед |
крылом — лишь |
небольшая |
(за |
счет большого угла Хп) ее частьч, соответствующая нормальной со ставляющей скорости, то с дальнейшим увеличением числа
первая тенденция оказывается более сильной: рост коэффициен-
136
та сх0 быстро замедляется и уже при М«,= 1,05-f-1,2 начинает уменьшаться. Однако за счет второй тенденции падение этого
коэффициента до |
= М З В . П протекает значительно медленнее, |
чем у стреловидного |
крыла. |
Перемещение аэродинамического фокуса назад, как и на стре ловидном крыле, продолжается до тех пор, пока существует под сасывающая сила, обусловленная плавным обтеканием передних
кромок, |
т. |
е. до Мт е |
= |
М з в . „ = |
|
. |
|
|
|
||||||||
|
В отличие от стреловидного крыла у треугольного крыла нет |
||||||||||||||||
боковых кромок, |
которые оставались |
бы дозвуковыми при |
> |
||||||||||||||
>М3 в.п. Поэтому с дальнейшим |
увеличением числа |
характери |
|||||||||||||||
стики |
|
треугольного |
|
крыла |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
быстрее, |
чем |
у |
стреловид |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ного, |
приближаются |
к |
ха |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
рактеристикам |
|
|
профиля. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Сравнение |
|
|
аэродинамиче |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ских характеристик |
крыльев |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
различной |
формы, |
в |
плане |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
показано на рис. 4.37. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Зная, |
как |
изменяются |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
величины |
сх0 |
и |
А, |
легко |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
представить |
себе |
преобразо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
вание |
поляры |
данного |
кры |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ла |
с |
|
увеличением |
числа |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
(рис. |
4.39). |
До |
чисел |
|
|
|
max |
|
|
|||||||
Моо = 0,4-^0,5 |
|
проявление |
Рис. |
4.39. |
Преобразование поляры крыла |
||||||||||||
сжимаемости |
воздуха |
|
мож |
|
с увеличением числа М ^ (сетка поляр) |
||||||||||||
но |
вообще |
не |
учитывать. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Естественно, |
что |
поляра |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
крыла |
|
на |
этих |
режимах |
обтекания |
никаких |
преобразований |
||||||||||
не |
претерпевает. |
С |
дальнейшим |
увеличением |
|
сжимаемость |
|||||||||||
воздуха |
проявляется |
все сильнее, однако коэффициенты сх0 |
и А, |
||||||||||||||
входящие |
в |
уравнение |
поляры |
сх = сх0 |
+ Ас* |
еще |
остаются |
не |
изменными. Поэтому форма поляры остается прежней. Следует лишь иметь в виду, что за счет увеличения производной су тем же точкам поляры (тем же значениям коэффициента су) соответствуют
все меньшие углы |
атаки. Кроме того, в |
связи с уменьшением зна |
|
чений c W T p |
и С у ш а х |
верхняя часть поляры постепенно опускается и |
|
смещается |
вправо |
(например, при Мо о = |
0,7 на рис. 4.39). |
Если критическое число М задано применительно к углу атаки <хо, то при несколько меньшем (на 0,15—0,25) числе начинается
развитие волнового кризиса на критическом угле атаки. Каждому числу в диапазоне от указанного выше до критического со ответствует определенное значение коэффициента су, для которого данное число М ж является критическим. При большем значении су
137