Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсюда

следует, что коэффициент схы

бесконечного

крыла

(профиля)

в сверхзвуковом потоке при любом числе

= const

строго пропорционален с2 и что коэффициент индуктивности про­ филя

 

 

- 4

"

(4.22-2)

непрерывно возрастает

с

увеличе­

нием Moo-

 

S'

 

 

Поскольку участки

не

до­

дают

подъемную

силу,

чтобы

по­

лучить

заданное суммарное значе­

ние коэффициента

су,

необходимо

увеличить угол атаки, при этом

соответственно

возрастает

и коэф­

фициент

волнового

индуктивного

сопротивления.

 

 

 

Чем

меньше

удлинение

крыла,

тем большая

часть

его

площади

приходится на участки 5' при лю­ бом фиксированном числе М<х>. Следовательно, тем больше и рас­ смотренные выше отличия аэро­ динамических характеристик крыла от соответствующих характеристик профиля.

С увеличением числа М м угол слабых возмущений р. и площадь участков S/ уменьшаются, аэроди­ намические характеристики кры­ ла приближаются к аэродинамиче­

ским

характеристикам

профиля

(рис.

4.36).

 

/2 Мое

Рис. 4.36. Влияние удлинения и числа М~ на аэродинамические характеристики крыла

§ 4.12. Аэродинамические характеристики стреловидного крыла при смешанном и сверхзвуковом обтекании

Как уже говорилось, за счет эффекта скольжения критическое число М стреловидного крыла при равных прочих условиях боль­ ше, чем у прямого. По той же причине местный скачок уплотнения

уже сразу после его образования, непосредственно за линией pm in. будучи прямым в плоскости хОу, в плоскости xOz наклонен к,век­ тору полной скорости под острым углом ф = 90°—т 1 п - Этот на­ клон скачка, приводящий к снижению его интенсивности, сохра­ няется на протяжении всей области волнового кризиса. Выход ме­ стного скачка уплотнения на заднюю кромку происходит не при

133


М«,==1 (как на прямом крыле), а при М э в 3

^ — ~ — , когда нор-

 

cos Хз

мальная относительно этой кромки составляющая скорости невоз­ мущенного потока достигает скорости звука.

Таким образом, за счет эффекта скольжения режимы смешан­ ного обтекания стреловидного крыла охватывают не только диа­

пазон

чисел M w

от МК р до единицы, но и область сверхзвуко­

вых

скоростей

потока (полета), в которой передняя и задняя

кромки остаются дозвуковыми, а интенсивность местных скачков уплотнения при одинаковом их положении относительно носка САХ на стреловидном крыле ниже, чем на прямом. Соответствен­ но аэродинамические характеристики стреловидного крыла в об­ ласти смешанного обтекания протекают более плавно.

Исходя из сказанного можно было бы ожидать, что кризисные изменения аэродинамических характеристик стреловидного крыла

закончатся

при Мх — М з в . п . Однако это не так. Дело в том, что

особенности

волнового кризиса стреловидного крыла обусловлены

не только эффектом скольжения. Одним из существенных обстоя­ тельств является то, что в области концевого эффекта из-за до­ полнительного увеличения местных скоростей волновой кризис на­

чинается раньше

и развивается интенсивнее, чем на основной ча­

сти крыла. В области срединного эффекта деформация линий тока

в плоскости xOz

приводит к уменьшению местных скоростей на

верхней поверхности крыла, но по той же причине критические

сечения

струек здесь

смещаются назад и стреловидность по ли­

нии ртщ

практически

падает до нуля. Неодновременное развитие

местных сверхзвуковых зон и скачков уплотнения на различных участках крыла делает изменения его аэродинамических характе­

ристик

еще

более плавными, особенно в начале области волнового

кризиса.

 

 

Другим

существенным

обстоятельством является то, что при

М т е > 1

возмущенная зона

перед крылом сужается. Здесь вблизи

вершины крыла и особенно при закругленной кромке на очень малых отрезках линий тока осуществляется сильное торможение воздуха. Как уже говорилось, оно протекает неизоэятропно и со­ провождается потерями механической энергии. Эти потери энер­ гии увеличиваются с увеличением числа Мт е , но потери, отнесен­ ные к единице скоростного напора, которые определяют коэффи-

цивнт

волнового сопротивления, уже при некотором числе М«><

< М З В . П

начинают

уменьшаться.

В

результате

коэффициент сх0

имеет

максимум

при числе М „ (

большем единицы,

но значитель­

но

меньшем М з в . п .

 

 

 

 

 

 

Перемещение аэродинамического фокуса заканчивается при

полной

ликвидации подсасывающей силы, т. е. при

з в .п.

 

Коэффициент индуктивности крыла при переходе от дозвуко­

вого к

сверхзвуковому обтеканию

и

с дальнейшим

увеличением

М л

непрерывно

возрастает за

счет

волновой

составляющей.

134


С увеличением

числа Mm

 

при

сверхзвуковых

кромках,

по мере

того как

наклон

скачков

в

плоскости

хОу

приближается

к

углу

9

 

 

их

наклона

в

плоскости

xOz,

аэродинамические

ха­

рактеристики

стреловидного

 

крыла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приближаются= 90° — х

к

характеристикам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прямого крыла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерно, что в широком диа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пазоне

чисел

Мое

производная

с*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стреловидного

крыла

больше,

чем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•у прямого (а коэффициент индук-'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тивности

соответственно

меньше).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это

преимущество

стреловидного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крыла

перед

прямым

объясняется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эффектом

скольжения,

который,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ухудшая

несущие

свойства

 

крыла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

дозвуковом

обтекании,

 

улуч­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шает их

при

сверхзвуковом

 

обте­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кании.

Сравнение

основных

 

аэро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

динамических характеристик

 

прямо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го,

стреловидного

и

треугольного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крыльев представлено

на

рис.

4.37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4.13. Аэродинамические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характеристики

треугольного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крыла при смешанном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и сверхзвуковом обтекании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

 

качественного

 

анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аэродинамических

характеристик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

треугольного

крыла

будем

 

считать,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что пики разрежения на его

 

верх­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ней

поверхности

 

во

всех

 

сече-

Рис.

4.37.

Аэродинамические

 

ха­

' ниях лежат на одной прямой

(ли­

рактеристики

прямого,

треуголь­

ния Pmin), которая при малых

углах

 

ного и стреловидного

крыльев

атаки

и

числах

М<х><^ М к

р

при­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мерно

совпадает

с линией

с ш

а х

максимальных толщин

(рис. 4.38).

Тогда

за

счет

проявления

эффекта

скольжения

критическое

чис­

ло

М

треугольного

крыла

 

окажется

примерно

таким

же, как

и

у стреловидного крыла

при

равных углах ^ - m i n

стреловидности

по

указанной

линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если, не учитывая специфику обтекания отдельных участков

крыла,

предположить,

что

в

процессе

развития

волнового

кри­

зиса фронты местных скачков уплотнения остаются плоскими, то,

как видно из рис. 4.38,

углы наклона

этих скачков в

плоско­

сти xOz с приближением

к задней кромке увеличиваются.

Поэтому

интенсивность скачков,

определяющаяся

произведением

sin 9,

135


при

увеличении числа

будет повышаться

значительно быстрее,

чем

на стреловидном

крыле. Скачки быстрее перемещаются на­

зад и выходят на прямую

заднюю кромку

треугольного крыла

при

M ^ ^ l , как

и на

прямом крыле. Соответственно в диапазоне

чисел

Мт с от М к р

до

М =1

и кризисные изменения аэродинами­

ческих характеристик треугольного крыла протекают интенсивнее, чем у стреловидного, но не в такой степени, как следовало бы ожидать исходя из рассмотренной схемы развития местных сверх­ звуковых зон и скачков уплотнения. Некоторое смягчение волно­ вого кризиса треугольного крыла в указанном диапазоне чисел М», особенно заметное при больших углах атаки, обусловлено малым его

 

х

'X

Рис. 4.38.

Схематизация

развития сверх-

' звуковой

зоны на треугольном крыле

удлинением, приводящим к сглаживанию пиков разрежения, вы­

равниванию местных скоростей и т. п.

 

 

При М м = 1 местные скачки выходят

на заднюю кромку

кры­

ла и превращаются в хвостовой скачок

уплотнения. Однако за

счет большой стреловидности по передней

кромке головного

скач­

ка в этот момент еще нет. С дальнейшим

увеличением числа

 

одновременно развиваются два процесса: постепенное уменьшение угла наклона (в плоскости хОу) и ослабление хвостового скачка и постепенное формирование головной ударной волны. При этом существуют и две противоположные тенденции в изменении коэф­ фициента схо'- тенденция к его уменьшению за счет ослабления хвостового скачка и тенденция к его росту за счет увеличения потерь энергии в зоне интенсивного торможения воздуха перед

передней кромкой. Поскольку при

числах М , близких к едини­

це,

хвостовой

скачок уплотнения

еще практически прямой и на

нем

в

преобразованиях участвует

вся кинетическая

энергия

пото­

ка,

а

в зоне

торможения перед

крылом — лишь

небольшая

(за

счет большого угла Хп) ее частьч, соответствующая нормальной со­ ставляющей скорости, то с дальнейшим увеличением числа

первая тенденция оказывается более сильной: рост коэффициен-

136


та сх0 быстро замедляется и уже при М«,= 1,05-f-1,2 начинает уменьшаться. Однако за счет второй тенденции падение этого

коэффициента до

= М З В . П протекает значительно медленнее,

чем у стреловидного

крыла.

Перемещение аэродинамического фокуса назад, как и на стре­ ловидном крыле, продолжается до тех пор, пока существует под­ сасывающая сила, обусловленная плавным обтеканием передних

кромок,

т.

е. до Мт е

=

М з в . „ =

 

.

 

 

 

 

В отличие от стреловидного крыла у треугольного крыла нет

боковых кромок,

которые оставались

бы дозвуковыми при

>

3 в.п. Поэтому с дальнейшим

увеличением числа

характери­

стики

 

треугольного

 

крыла

 

 

 

 

 

 

 

быстрее,

чем

у

стреловид­

 

 

 

 

 

 

 

ного,

приближаются

к

ха­

 

 

 

 

 

 

 

рактеристикам

 

 

профиля.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение

 

 

аэродинамиче­

 

 

 

 

 

 

 

ских характеристик

крыльев

 

 

 

 

 

 

 

различной

формы,

в

плане

 

 

 

 

 

 

 

показано на рис. 4.37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зная,

как

изменяются

 

 

 

 

 

 

 

величины

сх0

и

А,

легко

 

 

 

 

 

 

 

представить

себе

преобразо­

 

 

 

 

 

 

 

вание

поляры

данного

кры­

 

 

 

 

 

 

 

ла

с

 

увеличением

числа

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис.

4.39).

До

чисел

 

 

 

max

 

 

Моо = 0,4-^0,5

 

проявление

Рис.

4.39.

Преобразование поляры крыла

сжимаемости

воздуха

 

мож­

 

с увеличением числа М ^ (сетка поляр)

но

вообще

не

учитывать.

 

 

 

 

 

 

 

Естественно,

что

поляра

 

 

 

 

 

 

 

крыла

 

на

этих

режимах

обтекания

никаких

преобразований

не

претерпевает.

С

дальнейшим

увеличением

 

сжимаемость

воздуха

проявляется

все сильнее, однако коэффициенты сх0

и А,

входящие

в

уравнение

поляры

сх = сх0

+ Ас*

еще

остаются

не­

изменными. Поэтому форма поляры остается прежней. Следует лишь иметь в виду, что за счет увеличения производной су тем же точкам поляры (тем же значениям коэффициента су) соответствуют

все меньшие углы

атаки. Кроме того, в

связи с уменьшением зна­

чений c W T p

и С у ш а х

верхняя часть поляры постепенно опускается и

смещается

вправо

(например, при Мо о =

0,7 на рис. 4.39).

Если критическое число М задано применительно к углу атаки <хо, то при несколько меньшем (на 0,15—0,25) числе начинается

развитие волнового кризиса на критическом угле атаки. Каждому числу в диапазоне от указанного выше до критического со­ ответствует определенное значение коэффициента су, для которого данное число М ж является критическим. При большем значении су

137