Файл: Цейтлин Г.М. Аэродинамика и динамика полета самолета с ТРД учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 17
скоростях |
полета возможно и обратное соотношение: |
Нлз>Наг. |
||
Больший из статических |
потолков |
называют а б с о л ю т н ы м |
с т а |
|
т и ч е с к и м |
п о т о л к о м |
данного |
с а м о л е т а . У самолетов |
с тре |
угольным крылом малого удлинения, имеющих небольшое значе ние /Сшах, явно выраженного дозвукового потолка вообще может не быть (рис. 7.13).
На всем верхнем участке границы диапазона скоростей и высот установившегося горизонтального полета выполняется условие Рр — = Qr.n, соответствующее определению скорости Vm ax. На этом осно
вании эту границу можно рассматривать как участок линии Однако чаще ее называют
линией статических по толков, а высоты, соответ ствующие ее точкам, — статическими потолками режимов, поскольку каж дая такая высота дейст вительно является пре дельной для установивше гося горизонтального по лета с соответствующей скоростью (числом М) .
По соображениям без опасности и минималь ная, и максимальная ско рости полета любого се
рийного самолета ограничиваются. Предельные (по ограничениям)
скорости полета |
называют м и н и м а л ь н о д о п у с т и м о й и |
м а к с и м а л ь н о |
д о п у с т и м о й . Минимально допустимая ско |
рость обычно задается ее приборным значением. Максимально до
пустимая |
скорость чаще всего задается |
по приборному значению |
в нижней |
и по числу М в верхней части |
диапазона высоты. |
Непосредственные причины ограничения скоростей полета бу дут рассмотрены после изучения пилотажных свойств самолета.
Как правило, минимально и максимально допустимые скорости отсекают небольшие участки диапазона скоростей и высот уста новившегося горизонтального полета, как это показано (для при мера) на рис. 7.12 и 7.13. Область скоростей между ограничения ми называют э к с п л у а т а ц и о н н ы м д и а п а з о н о м с к о р о с т е й п о л е т а .
§ 7.5. Первые и вторые режимы горизонтального полета
Диапазон скоростей полета деля-т на участки первых и вторых режимов. Первыми называют режимы полета, на которых увели чение скорости сопровождается уменьшением избытка тяги
-jy- < О I. На вторых режимах при увеличении скорости избыток
217
тяги увеличивается dkpdV ~> Oj . Область явно выраженных вторых
режимов имеется у любого самолета на скоростях полета |
менее |
|||||||||||||
наивыгоднейшей. У сверхзвуковых-самолетов |
на |
больших |
и |
стра |
||||||||||
тосферных |
высотах такая область образуется также |
при сверхзвуко |
||||||||||||
в Qr.n \ |
|
р |
|
вых скоростях (рис. 7.14). |
||||||||||
|
|
Чтобы выполнить |
уста |
|||||||||||
|
|
|
|
новившийся |
горизонталь |
|||||||||
|
|
|
|
ный полет на скорости V\ |
||||||||||
|
|
|
|
в области |
первых |
|
режи |
|||||||
|
|
|
|
мов |
(рис. |
7.15), |
летчик |
|||||||
|
|
|
|
должен подобрать |
режим |
|||||||||
|
|
|
|
работы |
двигателя |
(число |
||||||||
|
|
|
|
оборотов) |
так, чтобы |
ха |
||||||||
|
|
|
|
рактеристика |
частичноза- |
|||||||||
|
|
|
|
дросселированного |
|
|
дви |
|||||||
|
|
|
|
гателя |
Яд р (V) |
|
прошла |
|||||||
Рис, |
|
|
|
через |
|
рабочую |
точку |
/ |
||||||
|
|
|
(£др1 = |
Q r . n i ) . |
|
Установив |
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
таким |
образом |
заданную |
||||||||
|
|
|
|
скорость и убедившись че |
||||||||||
|
|
|
|
рез некоторое время |
|
в по |
||||||||
|
|
|
|
стоянстве |
высоты |
и |
ско |
|||||||
|
|
|
|
рости, |
летчик |
в |
дальней |
|||||||
|
|
|
|
шем |
может |
контролиро |
||||||||
|
|
|
|
вать |
один |
из |
этих |
пара |
||||||
|
|
|
|
метров. |
|
В |
большинстве |
|||||||
|
|
|
|
случаев |
удобнее |
контро |
||||||||
|
|
|
|
лировать |
постоянство вы |
|||||||||
|
|
|
|
соты |
(визуально, |
по |
ва |
|||||||
|
|
|
|
риометру, |
авиагоризонту). |
|||||||||
Рис. 7.15. |
,К |
объяснению |
особенностей |
Если |
под |
действием |
ка |
|||||||
кого-либо случайного фак |
||||||||||||||
пилотирования |
на первом (I) и вто |
тора |
самолет |
перейдет |
в |
|||||||||
ром (II) режимах |
полета |
|||||||||||||
|
|
|
|
набор |
|
высоты, |
то |
|
ско |
|||||
|
|
|
|
рость |
будет уменьшаться. |
Заметив изменение высоты (появление вертикальной скорости, изменение угла тангажа), летчик отклонением ручки восстанав ливает горизонтальность полета. Пусть к этому моменту скорость
успела уменьшиться до величины V\. Так |
как режим |
работы |
||||
двигателя |
(положение РУД) остался прежним, |
на самолет |
будет |
|||
действовать неуравновешенный положительный |
избыток |
тяги |
АР[ |
|||
и он будет сам разгоняться, восстанавливая |
исходную |
скорость V i . |
||||
При случайном увеличении скорости до V\ |
на самолет будет |
дей |
||||
ствовать |
отрицательный избыток тяги |
и после |
восстановле |
ния горизонтальности полета скорость также автоматически вос становится.
Если таким же образом установить скорость Уз в,области вто-
218
рых режимов, то после ее случайного уменьшения до V\ и восста новления горизонтальности полета самолет под действием отрица тельного избытка тяги АР'2 будет продолжать тормозиться, а после случайного увеличения скорости до V"2 будет самопроиз вольно разгоняться и уравновесится на скорости V™ в области первых режимов.
Таким образом, при выполнении полета в области вторых ре жимов недостаточно контролировать и корректировать горизон тальность полета. Здесь, кроме того, необходимо отдельно контро лировать скорость и принимать специальные меры для ее восста новления после каждого возмущения — либо временно изменять тягу двигателя, либо выполнять волну (вниз для увеличения ско рости и вверх для ее уменьшения). Указанные обстоятельства сильно загружают внимание летчика и снижают точность пило тирования в области вторых режимов полета.
По-разному осуществляется и переход с одной скорости на дру гую в рамках первых и вторых режимов. На первых режимах для увеличения скорости необходимо, выдерживая горизонтальность полета, увеличить тягу силовой установки и с выходом на желае мую скорость уточнить режим работы двигателя. Для перехода на меньшую скорость требуется несколько задросселировать дви гатель. На вторых режимах для увеличения скорости самолету нужен лишь начальный импульс в виде кратковременного увели чения тяги или перехода на снижение. На большей скорости здесь требуется меньшая тяга и, следовательно, двигатель должен быть дополнительно задросселирован по сравнению с первоначальным режимом полета. Для перехода на меньшую скорость после на чального толчка в виде кратковременного перевода самолета в набор высоты или уменьшения тяги двигатель должен быть вы веден на повышенные (по сравнению с начальным режимом) обо роты.
Наиболее опасно случайное уменьшение скорости в области вторых режимов, расположенной левее 1/Наив- Своевременно не за меченное летчиком, оно быстро прогрессирует и может привести к выходу самолета на режим сваливания. Это особенно характерно для самолетов с крылом небольшого удлинения, имеющих крутую
левую ветвь |
кривой |
Qr.n(V)- |
|
|
|
|
|
|||
|
§ 7.6. Установившийся подъем самолета |
|
|
|
||||||
У с т а н о в и в ш и м с я |
п о д ъ е м о м |
н а з ы в а ю т |
р а в н о |
|||||||
м е р н о е д в и ж е н и е |
|
с а м о л е т а |
по |
п р я м о л и н е й н о й |
||||||
в о с х о д я щ е й |
т р а е к т о р и и . |
|
|
|
|
|
||||
Поскольку |
|
при |
установившемся подъеме |
крен и все |
состав- |
|||||
" |
|
|
практически отсутствуют, |
dV |
|
rf© |
~ |
|||
ляющие ускорения |
то т — - j f — |
|
219
— —- — О и уравнения движения (6.9) и (6.10) принимают вид:
P - Q - G s i n 0 |
= O; |
(7.15-1) |
|
K - G c o s 0 = O ; |
(7.16-1) |
||
пх = |
sin0; |
(7.15-2) |
|
я,, = |
cos в . |
(7.16-2) |
|
Эти соотношения очевидны и из |
непосредственного |
рассмотре |
ния схемы действующих на самолет сил (рис. 7.16).
G
Рис. 7.16. Силы, действующие на самолет при подъеме
При подъеме подъемная сила уравновешивает не весь вес са молета, а лишь его нормальную составляющую. Соответственно
потребный коэффициент подъемной силы при подъеме в |
раз |
|
меньше, чем в горизонтальном |
полете: |
|
^ п о д = |
с > г . п С 0 8 в . |
(7.17) |
Тангенциальная составляющая веса в установившемся подъеме должна быть уравновешена дополнительной, избыточной над со противлением силой тяги:
G sin 0 = Я п о д - Q n o i .
Наибольший угол 0Р , при котором возможен установившийся подъем самолета на данном режиме полета (V, Я ) , называют р а с п о л а г а е м ы м . Как видно из последнего выражения, ве личина этого угла определяется располагаемым значением про дольной перегрузки
sin0p =? |
g |
= я , р . |
(7.18) |
220
Углы установившегося подъема обычно сравнительно невелики. Поэтому при равных числах М (скоростях) и высотах можно счи тать силы лобового сопротивления самолета при подъеме и в го ризонтальном полете одинаковыми и определять располагаемую
продольную перегрузку пхр |
по кривым |
Н. Е. Жуковского. Типич |
||
ный вид |
кривых Н.Е. Жуковского для |
сверхзвукового самолета |
||
на |
малых |
и больших высотах полета и соответствующие им графи |
||
ки |
nxp(V) |
показаны на рис. |
7.17. |
|
Большая высота
Ртах
Рис. 7.17. К определению располагаемой продоль ной перегрузки
На малых высотах максимумы избытка тяги |
А Р щ а х = ( Л ) — |
•—,Qr.n)max и располагаемой продольной перегрузки |
«,*тах пример |
но соответствуют наивыгоднейшей скорости полета. На этой ско рости максимальным будет и располагаемый угол подъема. Заме тим, что такая же картина характерна для дозвуковых и около звуковых самолетов во всем диапазоне высот.
С увеличением высоты полета располагаемая |
тяга уменьшает |
|
ся. Поскольку при этом сопротивление |
Q r . n на режимах, близких |
|
к наивыгоднейшему, изменяется мало, |
величины |
АР max и я ж т а х |
быстро уменьшаются и на дозвуковом статическом потолке равны
нулю. Одновременно увеличивается скорость |
Vmax и область поло |
|||||
жительных значений |
АРР |
и пхр |
постепенно |
расширяется |
вправо. |
|
На некоторой высоте |
полета |
скорость |
V m ax |
становится |
больше |
|
скорости Vpmax, которой |
соответствует |
максимальная располагае |
мая тяга, и вблизи этой скорости образуются вторые «сверхзвуко
вые» максимумы А Р Р |
и |
пхр. Они увеличиваются |
до высот 11 — |
13 км, а далее с приближением' к сверхзвуковому |
статическому |
||
потолку сокращаются |
до |
нуля. |
|
221